Немецкие танцы для детей. Баварский вальс с лентами.
Вальс с лентами танцуется вокруг ствола дерева на весенних праздниках во многих местах Германии.
Ниже описывается сценический вариант этого танца, исполняемого в Баварии.
На сцене устанавливается трехметровый шест (ствол сосны или березы), украшенный на вершине венком. Под венком на стволе закрепляются разноцветные ленты (шириной 8—10 сантиметров, длиной 3 метра), количество которых соответствует количеству танцоров. Каждая лента имеет на конце небольшое металлическое кольцо. Кольца раскладываются на полу вокруг дерева.
В танце участвует любое количество пар, но не менее восьми. В каждой паре — девочка и мальчик. Они танцуют весело, жизнерадостно.
Костюмы исполнителей и музыка танца народные. Музыкальный размер 3/4. Темп умеренный.
Костюм девочки.
Белая кофточка, яркая цветная юбка в сборку, украшенная полосами на подоле, фартук, корсаж со шнуровкой. На ногах — белые чулки и черные туфли.
Костюм мальчика.
Короткие цветные (зеленые или светло-коричневые) штаны, могут быть украшены вышивкой. Белая рубашка. Цветной жилет. На ногах — белые чулки (до колен) и черные туфли.
Немецкие танцы для детей. Баварский вальс с лентами. Ноты. Нажмите
ОПИСАНИЕ ТАНЦА
Перед началом танца пары стоят за кулисами в левом заднем углу сцены.
После небольшого музыкального вступления (см. ноты); начинается танец.
Первая фигура
Исполняются два раза 1—8-й такты музыки.
На 1—8-й такты и на повторение их танцующие выходят на сцену, идут простыми шагами на низких полупальцах, слегка пружиня ногу при шаге (на каждую четверть такта — один шаг), пара за парой по направлению к правым кулисам, а потом первая пара (ведущая), а за ней все остальные идут по кругу против хода часовой стрелки вокруг шеста с лентами (рис. 1).
Рис. 1
При этом в каждой паре танцующие смотрят друг на друга, мальчик правой рукой держит левую руку девочки. Свободные руки танцующие кладут себе на пояс, а соединенными мягко раскачивают то вперед, то назад, меняя направление движения на каждый такт музыки.
На последний такт танцующие каждой пары поворачиваются лицом друг к другу и боком к центру: девочки — правым боком, мальчики — левым (рис. 2), разъединяют руки и кладут их себе на пояс.
Рис. 2
Вторая фигура
Исполняются два раза 9—24-й такты музыки.
На 9—24-й такты исполняется «цепочка»: девочки идут по кругу движением № 11 (описание движений - после танцы по ссылке) по ходу часовой стрелки, мальчики — в обратном направлении. При этом на 9-й такт девочка и мальчик каждой пары подают друг другу правые руки и проходят вперед мимо правого плеча, затем разъединяют руки, подают левую руку следующему партнеру, проходят мимо его левого плеча, разъединяют с ним руки, следующему партнеру подают снова правую руку, и т. д. Смена партнеров происходит на каждые два такта (если танцуют восемь пар). В конце 24-го такта танцующие каждой пары встречаются на первоначальных местах, берутся под правые руки, поворачиваются на 180 градусов и останавливаются: девочки — лицом, а мальчики спиной против хода часовой стрелки (рис. 3).
На повторение 9—24-го тактов музыки повторяется «цепочка», но в обратном направлении: девочки идут против хода часовой стрелки, мальчики — по ходу часовой стрелки. На 24-й такт танцующие каждой пары снова встречаются и становятся в позу вальса.
Рис. 3
Третья фигура
Исполняются два раза 25—32-й такты музыки.
На 25—32-й такты и на повторение их пары танцуют вальс (движение № 2) вправо, одновременно продвигаясь по кругу против хода часовой стрелки. На последний такт пары становятся лицом против хода часовой стрелки, держась за одну руку (рис. 1).
Четвертая фигура
Исполняются два раза 1—8-й такты музыки.
На 1—8-й такты и на повторение их исполняется фигура «воротца» по кругу. Для этого ведущая пара разъединяет руки, поворачивается лицом по ходу часовой стрелки (то есть лицом ко всем остальным парам). Мальчик первой пары берет левой рукой правую руку девочки — своей партнерши. Соединенные руки они поднимают вверх «воротцами» и идут навстречу своим товарищам. Каждая пара, нагнувшись, проходит в «воротца», разъединяет руки, поворачивается лицом по ходу часовой стрелки (рис. 4) и, взявшись за руки, идет вслед за первой, ведущей парой (рис. 4).
Рис. 4
Ведущая пара, дойдя до конца колонны, разъединяет руки за спинами последней пары, снова поворачивается лицом против хода часовой стрелки, мальчат правой рукой берет левую руку девочки, и они идут в колонне против хода часовой стрелки. Когда очередь доходит до последней (в нашем варианте восьмой) пары, она также поворачивается и идет в конец колонны. Первой в «воротца» восьмой пары проходит ведущая пара, и она, уже не поворачиваясь, идет по кругу против хода часовой стрелки, ведя за собой все остальные пары, которые, исполнив фигуру «воротца», снова оказываются на своих местах (рис. 1).
Пятая фигура
Исполняются два раза 9—24-й такты музыки.
На 9—16-й такты мальчики выбегают к шесту с лентами, берутся за руки, образуя внутренний круг, и, слегка повернувшись влево, движением № 6 идут по кругу по ходу часовой стрелки. В это время девочки, стоя в наружном круге и растягивая руками юбку в стороны, кружатся простыми шагами на месте влево.
На 17—24-й такты мальчики, держась за руки, поворачиваются в обратную сторону и тем же шагом идут по кругу против хода часовой стрелки. В это время девочки кружатся на месте вправо. В конце 8-го такта мальчики разъединяют руки и убегают на первоначальные места.
На повторение 9—16-го тактов девочки выбегают к шесту с лентами, берутся за руки, образуя внутренний круг, и, слегка повернувшись вправо, движением № 6 идут против хода часовой стрелки. Одновременно мальчики, стоя на месте в наружном круге, исполняют движение № 12.
На повторение 17—24-го тактов девочки поворачиваются в обратную сторону и тем же движением идут по кругу по ходу часовой стрелки. Мальчики продолжают исполнять на месте движение № 12. В конце 24-го такта девочки останавливаются и поворачиваются лицом к центру.
Шестая фигура
Исполняются два раза 25—32-й такты музыки.
На 25—26-й такты девочки поднимают соединенные руки вверх, образуя «воротца», в которые пробегают простыми шагами мальчики. Каждый мальчик пробегает в «воротца» слева от девочки — своей партнерши, затем мальчики берутся за руки, поднимают их вверх над головами девочек и опускают их вниз за спиной девочек (рис. 5). Получается переплетенный круг.
Рис. 5
На 27—32-й такты танцующие, слегка повернувшись вправо и не разъединяя рук, движением № 6 идут по кругу против хода часовой стрелки.
На повторение 25—30-го тактов танцующие поворачиваются лицом в обратную сторону и, не разъединяя рук, тем же движением идут по ходу часовой стрелки.
На повторение 31—32-го тактов танцующие простыми шагами отбегают назад и постепенно перестраиваются из переплетенного круга в простой.
Седьмая фигура
Исполняются два раза 1—8-й такты музыки.
На 1—2-й такты мальчики подбегают к шесту с лентами.
Каждый берет с полу две ленты (для себя и девочки — своей партнерши) и отбегает назад к девочкам, растягивая ленты. Каждый танцующий берет ленту за кольцо правой рукой, приподнимая ее вверх, и поворачивается направо. Левую руку кладет себе на пояс.
На 3—8-й такты все идут движением № 6 против хода часовой стрелки.
На повторение 1—7-го тактов все поворачиваются лицом в обратную сторону, берут ленту в левую руку, поднимая ее вверх, и тем же движением идут по ходу часовой стрелки.
На повторение 8-го такта все поворачиваются лицом к центру, перехватывают ленту в правую руку.
Восьмая фигура
Исполняются два раза 9—24-й такты музыки.
На 9-й такт девочки, поднимая правую руку с лентой вверх, делают один приставной шаг с правой ноги назад (наружу). Каждый мальчик тремя небольшими шагами бежит к шесту (внутрь круга) под натянутой лептой своей партнерши, одновременно продвигаясь по кругу против хода часовой стрелки.
На 10-й такт мальчики делают шаг наружу, поднимая руку с лентой. Под натянутой лентой пробегают теперь к шесту девочки.
На 11—24-й такты повторяются движения 9—10-го тактов. При этом девочки все время движутся по ходу часовой стрелки, а мальчики — против хода часовой стрелки. Постепенно ленты переплетаются вокруг шеста, образуя ромбовидный рисунок.
На повторение 9—24-го тактов повторяются движения предыдущих тактов, но в обратную сторону, и таким образом ленты расплетаются.
Девятая фигура
Исполняются два раза 25—32-й такты музыки.
На 25—32-й такты исполняется «цепочка с лентами». Для этого танцующие каждой пары становятся лицом друг к другу, берутся под правые руки, левые руки с лентами высоко поднимают над головой (рис. 6) и на 25—26-й такты движением № 11 идут вперед: девочки — против хода часовой стрелки, а мальчики — по ходу часовой стрелки.
Рис. 6
На следующие два такта танцующие разъединяют руки, перехватывают ленту в правые руки, поднимают их высоко над головой, а с новым партнером, который шел навстречу, берутся под левые руки (рис. 7) и вновь двигаются вперед; на следующие два такта вновь перекладывают ленты в левые руки, берутся с новым партнером под правые руки, и т. д.
Рис. 7
На повторение 25—32-го тактов танцующие поворачиваются лицом в обратную сторону и исполняют «цепочку» в обратном направлении: девочки движутся лицом по ходу часовой стрелки, мальчики — против хода часовой стрелки.
Десятая фигура
Повторяются два раза 25—32-й такты.
На 25—26-й такты все подбегают к шесту, бросают кольца с лентами на пол, отбегают обратно, и каждая пара становится в позу вальса.
На 27—32-й такты пары танцуют вальс, кружась вправо и одновременно продвигаясь по кругу против хода часовой стрелки.
На повторение 25—32-го тактов пары продолжают танцевать вальс вокруг шеста с лептами.
Если на сцене есть занавес, то в этот момент он медленно закрывается. Если занавеса нет, то танцующие постепенно, пара за парой, танцуя вальс, скрываются за кулисами.
Описание движений для танца здесь → Немецкие танцы для детей. Танцы Мекленбурга