Немецкие танцы для детей. Танцы Мекленбурга
В каждой области Германии, помимо общенациональных танцев, исполняются еще и свои, местные танцы.
Описанные ниже танцы «Лиса в норе», «Танец портных» и «Кикебуш» популярны на северо-востоке Германии, в районе Мекленбурга.
Каждый из этих танцев можно исполнять отдельно, но они могут быть исполнены также и один за другим, в той последовательности, которая указана ниже.
Парный танец «Кикебуш», кроме того, может с успехом исполняться на танцевальных вечерах как бальный танец.
Музыка танцев и костюмы исполнителей народные.
Костюм девочки.
Цветная широкая юбка, обшитая на подоле разноцветными лентами. Цветная кофта с короткими рукавами, пелеринка, обшитая цветными лентами, корсаж и цветной передник. На ногах — цветные (чаще всего красные) чулки и темные туфли. На голове — белый чепчик с лентами, завязывающимися бантом под подбородком.
Костюм мальчика.
Светло-коричневые штаны до колен. Белая рубашка. Зеленый или синий жилет с пуговицами. На ногах — красные или синие чулки и черные туфли.
ОПИСАНИЕ ТАНЦЕВ
ЛИСА В НОРЕ
Танец называется так потому, что отдельные движения танца, особенно во второй его части, исполняются мягко и вкрадчиво, напоминая движения лисы.
Темп умеренный. Музыкальный размер сначала 2/4, затем 3/4.
В танце участвует восемь человек: четыре девочки и четыре мальчика. Танцующие выходят парами на сцену, становятся лицом к центру, образуя круг, и берутся за руки. После четырех тактов вступления начинается танец.
Немецкие танцы для детей. Танцы Мекленбурга. Ноты. Нажмите.
Первая фигура
Исполняются два раза 1—8-й такты первой мелодии.
На 1—8-й такты девочки и мальчики, держась за руки, слегка поворачиваются вправо и подскоками (движение № 1), начиная с правой ноги, двигаются по кругу против хода часовой стрелки.
На повторение 1—8-го тактов танцующие поворачиваются лицом в обратную сторону и подскоками двигаются по кругу по ходу часовой стрелки. В конце 8-го такта танцующие, разделившись парами, останавливаются на местах, показанных на рисунке 1.
Рис. 1
Вторая фигура
Исполняются 9—24-й такты музыки.
На 9—10-й такты первая и третья пары в позе, показанной на рисунке 2, идут навстречу друг другу, делая четыре маленьких простых шага. Вторая и четвертая пары стоят на месте.
Рис. 2
На 11—12-й такты первая и третья пары отступают назад, делая четыре простых шага. Остальные пары стоят на месте.
На 13—14-й такты первая и третья пары снова идут простыми шагами навстречу друг другу. Остальные пары стоят на месте.
На 15-й такт танцующие первой пары, подняв соединенные руки вверх, делают еще два шага вперед. В образовавшиеся «воротца» проходят танцующие третьей пары (рис. 3). Таким образом, пары поменялись местами.
Рис. 3
На 16-й такт танцующие первой и третьей пар делают два шага на месте, при этом они разъединяют руки, поворачиваются лицом к центру сцены и затем все четверо берутся под руки, образуя один маленький круг.
На 17—22-й такты танцующие первой и третьей пар стремительно движутся подскоками по ходу часовой стрелки. Остальные пары стоят на месте.
На 23—24-й такты первая и третья пары, разделившись, подскоками отходят на свои места в первоначальное положение (рис. 1).
Третья фигура
Повторяются 9—24-й такты музыки.
На повторение 9—24-го тактов еще раз исполняется вторая фигура танца, но теперь танцуют вторая и четвертая пары, а первая и третья стоят на месте. На 15-й такт четвертая пара поднимает соединенные руки вверх, и в «воротца» проходит вторая пара. На 17—24-й такты круг движется против хода часовой стрелки.
Четвертая фигура
Исполняются два раза 25—32-й такты музыки (Музыкальный размер с 2/4 переходит на 3/4.).
Девочка и мальчик каждой пары становятся в позу вальса: мальчик кладет правую руку на пояс девочки, левой рукой берет правую руку девочки и вытягивает влево от себя; девочка кладет левую руку на правое плечо мальчика (рис. 4), и оба танцуют вальс (движение № 2), кружась вправо и одновременно продвигаясь по кругу против хода часовой стрелки. В конце фигуры все пары должны прийти на свое место (рис. 1).
Рис. 4
Пятая фигура
Исполняются два раза 1—8-й такты музыки.
На 1—8-й такты девочки, держа руки на юбочке, подскоками выходят к центру круга, соединяют правые руки «звездочкой», поворачиваются налево и подскоками бегут по ходу часовой стрелки (рис. 5). Одновременно мальчики исполняют на месте четыре раза движение № 3.
Рис. 5
На повторение 1—8-го тактов девочки, разъединив правые руки, быстро поворачиваются направо на 180 градусов, соединяют левые руки и подскоками бегут против хода часовой стрелки (рис. 6). Мальчики, стоя на месте, хлопают в ладоши. В конце мелодии девочки, разъединив руки, подходят мальчикам и становятся с ними в исходное положение (рис. 1).
Рис. 6
Шестая фигура
Повторяются два раза 1—8-й такты музыки.
На 1—8-й такты мальчики, положив руки себе на пояс, подскоками выходят к центру круга, соединяют левые руки, поворачиваются направо и подскоками бегут против хода часовой стрелки. Одновременно девочки исполняют на месте два раза движение № 3.
На повторение 1—8-го тактов мальчики, разъединив левые руки, быстро поворачиваются налево на 180 градусов, соединяют правые руки и подскоками бегут по ходу часовой стрелки.
Девочки, стоя на месте, хлопают в ладоши. В конце мелодии мальчики, разъединив руки, подходят к девочкам и становятся с ними в исходное положение (рис. 1).
Седьмая фигура
Исполняются 9—24-й такты музыки.
На 9—24-й такты полностью повторяется вторая фигура танца.
Восьмая фигура
Повторяются 9—24-й такты музыки.
На повторение 9—24-го тактов еще раз исполняется третья фигура танца.
Девятая фигура
Исполняются два раза 25—32-й такты музыки.
На 25—32-й такты и на повторение их еще раз исполняется четвертая фигура танца.
Если танцующие исполняют только этот танец, то в конце девятой фигуры они пара за парой, танцуя вальс, постепенно уходят со сцены.
Если же после танца «Лиса в норе» исполняется «Танец портных», то в конце девятой фигуры пары, исполняющие танец «Лиса в норе», останавливаются на местах, показанных на рисунке 7, и все берутся за руки, готовясь к следующему танцу.
Рис. 7
ТАНЕЦ ПОРТНЫХ
Танец назван так потому, что отдельные фигуры его напоминают вдевание нитки в игольное ушко.
Темп несколько быстрее, чек в первом танце. Музыкальный размер 2/4.
Первая фигура
Исполняются два раза 1—8-й такты музыки.
На 1—2-й такты девочка и мальчик третьей пары поднимают соединенные руки (мальчик — правую, девочка — левую) вверх. В образовавшиеся «воротца» проходит первая пара, которая ведет за собой остальные пары (рис. 8). Все движутся легким бегом на низких полупальцах.
Рис. 8
На 3—8-й такты танцующие первой пары, пройдя в «воротца», разъединяют руки и расходятся: девочка поворачивает направо и бежит, ведя за собой четвертую пару, мальчик поворачивает налево и бежит, ведя за собой вторую пару. Когда последние девочка и мальчик пробегают под «воротцами», танцующие третьей пары, не разъединяя рук, поворачиваются на 360 градусов (девочка — налево, мальчик — направо) к, заканчивая поворот, опускают соединенные руки вниз. В конце 8-го такта девочка и мальчик первой пары, подбегая на своя первоначальные места и берясь за руки, замыкают круг. Все поворачиваются лицом к центру.
На повторение 1—2-го тактов поднимают соединенные руки девочка и мальчик первой пары. В «воротца» проходит третья пара, которая ведет за собой остальные пары (рис. 9). Все движутся легким бегом на низких полупальцах.
Рис. 9
На повторение 3—8-го тактов танцующие третьей пары, пройдя в «воротца», разъединяют руки и разбегаются, ведя за собой своих товарищей (девочка бежит вправо, ведя за собой вторую пару, мальчик бежит влево, ведя за собой четвертую пару).
Когда последние девочка и мальчик пробегают под «воротцами», танцующие первой пары, не разъединяя рук, поворачиваются на 360 градусов (девочка — налево, мальчик — направо) и, заканчивая поворот, опускают соединенные руки вниз. В конце 8-го такта девочка и мальчик третьей пары, подбегая на свои первоначальные места и берясь за руки, замыкают круг. Все поворачиваются лицом к центру круга.
Вторая фигура
Исполняются два раза 9—16-й такты музыки.
Полностью повторяются движения первой фигуры, но в другом направлении.
На 9—16-й такты танцующие второй пары пробегают в «воротца», образованные четвертой парой, и затем девочка и мальчик разбегаются, как показано на рисунке 10. В конце 16-го такта все приходят на первоначальные места, образуя круг.
Рис. 10
На повторение 9—16-го тактов четвертая пара пробегает в «воротца», образованные второй парой, и затем девочка и мальчик разбегаются, как показано на рисунке 11. В конце 16-го такта все становятся в исходное положение.
Рис. 11
Третья фигура
Исполняются два раза 17—24-й такты музыки.
На 17—24-й такты девочка и мальчик каждой пары берутся под правые руки и подскоками кружатся на месте по ходу часовой стрелки. При этом свободные руки кладут себе на пояс.
На повторение 17—24-го тактов девочка и мальчик каждой пары, быстро разъединив правые руки и повернувшись лицом в обратную сторону, берутся под левые руки и подскоками кружатся на месте против хода часовой стрелки.
Четвертая фигура
Исполняются два раза 25—32-й такты музыки. Эта фигура называется «цепочка». Девочка и мальчик в каждой паре становятся лицом друг к другу (рис. 12) и кладут руки себе на пояс (девочки могут опустить руки на юбочку).
Рис. 12
Под музыку танцующие идут простыми шагами (один шаг на каждую четверть такта) по кругу: девочки — по ходу часовой стрелки, мальчики — против хода часовой стрелки.
На 25—26-й такты девочка и мальчик каждой пары кланяются друг другу (наклоняют только голову) и затем проходят мимо левого плеча своего партнера.
На 27—28-й такты каждая девочка, встретившись с мальчиком следующей пары, поклоном приветствует его, тот одновременно кланяется ей, и оба проходят мимо правого плеча друг друга.
На 29—30-й такты при новой встрече танцующие кланяются и проходят вперед мимо левого плеча друг друга.
На 31—32-й такты танцующие кланяются новому партнеру, проходят мимо его правого плеча и встречаются со своим партнером.
На повторение 25—32-го тактов еще раз исполняется «цепочка».
Пятая фигура
Исполняются два раза 1—8-й такты музыки.
На 1—8-й такты и на повторение их еще раз исполняются движения первой фигуры танца.
Шестая фигура
Исполняются два раза 9—16-й такты музыки.
На 9—16-й такты и на повторение их еще раз исполняются движения второй фигуры танца. В конце 16-го такта девочки выходят к центру и берутся за руки, образуя внутренний круг. Мальчики также берутся за руки, образуя наружный круг (рис. 13).
Рис. 13
Седьмая фигура
Исполняются два раза 17—24-й такты музыки.
На 17—24-й такты девочки, держась за руки и слегка повернувшись налево, идут подскоками по ходу часовой стрелки. Одновременно мальчики, держась за руки и слегка повернувшись направо, идут подскоками против хода часовой стрелки.
На повторение 17—24-го тактов музыки танцующие поворачиваются в обратную сторону и подскоками идут в обратном направлении: девочки — против хода часовой стрелки, мальчики — по ходу часовой стрелки.
В конце фигуры девочки разъединяют руки, каждая девочка поворачивается направо, подходит подскоками к мальчику — своему партнеру (мальчики в этот момент разъединяют руки) н останавливается лицом к нему (мальчик поворачивается лицом к девочке; рис. 12).
Восьмая фигура
Исполняются два раза 25—32-й такты музыки.
На 25—32-й такты и на повторение их полностью повторяются движения четвертой фигуры танца. В конце фигуры каждая девочка, встретившись с мальчиком — своим партнером, становится рядом с ним около его правого плеча. Все становятся парами лицом против хода часовой стрелки (рис. 14), готовясь к следующему танцу.
Рис. 14
КИКЕБУШ
Это парный танец. Им заканчивается программа мекленбургских танцев.
Темп умеренный. Музыкальный размер 2/4.
Первая фигура
Исполняются 1—8-й такты музыки.
На 1—4-й такты танцующие в позе, показанной на рисунке 15, делают четыре маленьких шага с приставкой (движение № 4) с левой ноги влево, несколько сужая круг. При этом девочка и мальчик в каждой паре смотрят друг на друга.
На 5—8-й такты танцующие в той же позе делают четыре маленьких шага с приставкой с правой ноги вправо, расширяя круг.
Рис. 15
Вторая фигура
Исполняются 9—16-й такты музыки.
На 9-й такт девочка и мальчик в каждой паре, смотря друг на друга через правое плечо девочки (рис. 16), исполняют движение № 5 с левой ноги.
Рис. 16
На 10-й такт танцующие каждой пары исполняют движение № 5 с правой ноги и смотрят друг на друга через левое плечо девочки (рис. 17).
Рис. 17
На 11—12-й такты повторяются движения 9—10-го тактов.
На 13—16-й такты танцующие каждой пары, разъединив круг и хлопнув в ладоши (на первую четверть 13-го такта, берутся под правые руки и кружатся на месте по ходу часовой стрелки.
На повторение 13—16-го тактов танцующие, хлопнув в ладоши (на первую четверть 13-го такта), берутся под левые руки и кружатся на месте против хода часовой стрелки.
Затем танец «Кикебуш» повторяется еще раз, но во второй фигуре танцующие кружатся парами только в одну сторону (по ходу часовой стрелки, взявшись под правые руки), одновременно продвигаются вперед, перестраиваясь из круга в две линии, и уходят со сцены: две пары — в левые кулисы, две пары — в правые кулисы.
ОПИСАНИЕ ДВИЖЕНИЙ
Движение № 1
«Подскоки»
Исполняется на один такт музыки. Счет 2/4. Исходное положение — естественная позиция ног,
На счет «раз» (первая восьмая такта) сделать шаг вперед правой ногой, левую ногу отделить от пола и, согнув в колене, слегка вывести вперед (но не опережая правой ноги).
На счет «и» (вторая восьмая такта) подскочить вперед на правой ноге, левая нога в том же положении, что на счет «раз».
На счет «два» (третья восьмая такта) сделать шаг вперед левой ногой, правую ногу отделить от пола и, согнув в колене, слегка вывести вперед (но не опережая левой ноги).
На счет «и» (четвертая восьмая такта) подскочить вперед на левой ноге, правая нога в том же положении, что на счет «два».
Затем движение исполняется сначала.
Движение можно начинать или с правой, или с левой ноги. В танце медленного темпа это движение усложняется тем, что на вторую и четвертую восьмые такта поднятая нога опускается на пол на носок.
Движение № 2
«Вальс»
Это обычный вальс, но исполняется «переменным шагом» (описание «переменного шага» на 2/4 см. в движении № 7, а на 3/4 — в движении № 11).
Девочка и мальчик становятся в позу вальса (рис. 4) и кружатся вправо «переменным шагом»: девочка начинает с правой ноги вперед, а мальчик — с левой ноги по диагонали влево — назад, потом наоборот. Полный поворот на 360 градусов танцующие исполняют на два такта музыка двумя «переменными шагами»; одновременно они продвигаются по кругу против хода часовой стрелки.
Движение № 3
«Шаг с качанием на месте»
Исполняется на два такта музыки. Счет 2/4. Исходное положение — естественная позиция ног. Руки на поясе.
1-й такт
На счет «раз» (первая четверть такта) сделать шаг вправо правой ногой. Тяжесть перенести на правую ногу. Левую ногу чуть отделить от пола. Корпус слегка наклонить вправо.
На счет «два» (вторая четверть такта) левую ногу приставить на носок к правой ноге, чуть присесть на правую ногу.
2-й такт
То же, что на 1-й такт, но с другой ноги: шаг налево левой ногой, присесть на нее, подставив к ней правую ногу. Корпус наклонить влево.
Затем движение исполняется сначала.
Движение № 4
«Боковой шаг с приставкой»
Исполняется на один такт музыки. Счет 2/4. Исходное положение — естественная позиция ног.
а) Движение елевой ноги.
На счет «раз» (первая четверть такта) сделать шаг левой ногой влево (не опуская пятки на пол).
На счет «два» (вторая четверть такта) подтянуть правую ногу к левой в естественную позицию. При этом левую ногу опустить на всю ступню. Тяжесть тела перенести на обе ноги. Затем движение исполняется сначала. Таким образом танцующий движется влево.
б) Движение с правой ноги.
Исполняется так же, но с другой ноги: шаг в сторону правой ногой, а левую подтянуть к правой. Таким образом танцующий движется вправо.
Движение № 5
Исполняется на один такт музыки. Счет 2/4. Исходное положение — естественная позиция ног.
а) Движение с левой ноги.
На счет «раз» (первая четверть такта) левую ногу поставить вперед—влево на каблук, подняв носок ноги вверх.
На счет «два» (вторая четверть такта) поставить левую ногу па носок рядом с правой ногой.
Затем движение исполняется с правой ноги.
б) Движение с правой ноги.
На счет «раз» (первая четверть такта) правую ногу поставить вперед — вправо на каблук, подняв носок ноги вверх.
На счет «два» (вторая четверть такта) поставить правую ногу на носок рядом с левой ногой.
Движение № 6
«Шаг с подскоком»
Исполняется на один такт музыки. Счет 3/4. Исходное положение — естественная позиция ног.
а) Движение с правой ноги.
На счет «раз» (первая четверть такта) сделать шаг вперед правой ногой. Левую ногу отделить от пола и, согнув в колене, подвести к правой ноге.
На счет «два» (вторая четверть такта) подскоком на правой ноге проскользнуть вперед, левую ногу в том же положении вывести несколько вперед.
На счет «три» (третья четверть такта) опустить левый носок на пол.
Затем движение исполняется с левой ноги.
б) Движение с левой ноги.
Исполняется так же, но шаг и подскок нужно сделать на левой ноге, а правую вывести вперед с согнутым коленом.
Движение № 7
«Переменный шаг»
Исполняется на один такт музыки. Счет 2/4. Исходное положение — естественная позиция ног.
а) Движение с правой ноги.
На счет «раз» (первая восьмая такта) сделать простой шаг вперед правой ногой.
На счет «и» (вторая восьмая такта) подтянуть левую ногу к пятке правой ноги.
На счет «два» (третья восьмая такта) сделать второй простой шаг вперед правой ногой.
На счет «и» (четвертая восьмая такта) пауза.
Затем движение исполняется с левой ноги.
б) Движение с левой ноги.
Исполняется так же, но первый шаг нужно сделать левой ногой, подтянуть к ней правую ногу и еще раз сделать шаг вперед левой ногой.
Затем движение исполняется сначала.
Движение № 8
«Галоп»
Это, по существу, «боковые шаги с приставкой» (движение № 4), но исполняется движение с небольшими прыжками и пружинящим движением в коленях. Характер движения подсказывает музыка, под которую оно исполняется.
Движение № 9
Исполняется на два такта музыки. Счет 2/4. Исходное положение — естественная позиция ног.
а) Движение с правой ноги.
1-й такт
На счет «раз» (первая четверть такта) поставить правую ногу вперед, по диагонали вправо, на каблук. Носок ноги поднять вверх. Тяжесть тела на левой ноге.
На счет «два» (вторая четверть такта) поставить правую ногу на носок. Пятку не опускать.
2-й такт
На счет «раз» (первая четверть такта) то же, что на счет «раз» 1-го такта.
На счет «два» (вторая четверть такта) поставить правую ногу на место (к левой ноге), слегка ударив стопой об пол.
б) Движение елевой ноги.
Исполняется так же, но теперь левую ногу нужно поставить вперед на пятку, носок, еще раз на пятку и затем к правой ноге, в исходное положение.
Движение № 10
«Шаг польки»
Исполняется на один такт музыки. Счет 2/4. Исходное положение — естественная позиция ног.
а) Движение с правой ноги.
На счет «раз» (первая восьмая такта) сделать большой шаг вперед правой ногой.
На счет «и» (вторая восьмая такта) сделать левой ногой шаг вперед.
На счет «два» (третья восьмая такта) сделать шаг вперед правой ногой.
На счет «и» (четвертая восьмая такта) подпрыгнуть на правой ноге, левую ногу взмахом вывести вперед.
Затем движение исполняется с левой ноги.
б) Движение с левой ноги.
Исполняется так же, но первый шаг вперед нужно сделать левой ногой, потом правой, еще раз левой, подпрыгнуть на левой ноге, правую вывести вперед.
В танце парами танцующие становятся в позу вальса (рис. 3). Девочка начинает движение с правой ноги вперед, мальчик — с левой ноги назад — влево, потом наоборот. На каждые два такта танцующие, исполняя два «переменных шага», поворачиваются на 360 градусов вправо.
Движение № 11
Это то же, что движение № 7, то есть «переменный шаг», но исполняется на 3/4: на первую четверть такта — шаг вперед правой ногой, на вторую четверть подтянуть левую ногу к правой, на третью четверть — второй шаг вперед правой ногой. Потом движение исполняется с левой ноги (шаг вперед левой, подтянуть к ней правую ногу, сделать второй шаг вперед левой ногой).
Затем движение исполняется сначала.
Движение № 12
Это то же, что движение № 3, но исполняется на 3/4.
На первую четверть — шаг вправо правой ногой. На вторую четверть левую ногу подтянуть к правой. На третью четверть слегка присесть на правой ноге, наклоняя корпус вправо.
Затем движение исполняется с левой ноги.