Наездники. Монгольский танец для детей
В танцевальную постановку «Наездники» включены: «Состязания наездников» и «Стрельба из лука».
Участвует одиннадцать мальчиков (количество участников можно уменьшить до девяти или увеличить до тринадцати — пятнадцати). Они танцуют живо, непринужденно, с хорошим мальчишеским озорством.
Костюм исполнителей.
Халат (немного ниже колен) со стоячим воротником и прямыми, суженными к кисти рукавами. Цвет халата яркий, однотонный: оранжевый, бордо, красный, темно-зеленый, ярко-зеленый, ярко-синий, ярко-голубой, лиловый, малиновый. Халат застегивается справа у ворота и подвязывается широким цветным поясом, одна пола халата заткнута за пояс. Широкие шаровары (под цвет пояса) заправлены в черные мягкие сапоги (с загнутыми носками), украшенные белым орнаментом. На голове — шапка с конусообразной стеганой тульей (желательно из толстого блестящего шелка), с двумя спускающимися сзади лентами, бархатными (у монголов часто меховыми) отворотами.
По возможности, цвета костюмов надо подобрать так, чтобы в момент, когда мальчики танцуют парами, цвет халата одного совпадал с цветом шаровар и пояса другого.
Каждый мальчик имеет плетку с украшениями (из лоскутков цветной кожи или материи).
Наездники. Монгольский танец для детей. Ноты. Нажмите
Описание движений после описания танца.
ОПИСАНИЕ ТАНЦА
Перед началом танца все мальчики становятся в колонну парами за левой задней кулисой. Впереди колонны пар — один мальчик. Это вожак.
После двухтактового музыкального вступления начинается первая часть танца «Состязания наездников».
Первая фигура
«Выход наездников»
Исполняется первая мелодия музыки.
На 1—2-й такты на сцене из левого заднего угла появляется вожак, а за ним — первая пара наездников. Они идут вдоль задника движением № 1, подражая спокойной езде на конях. При этом правую руку с плеткой держат на поясе, а левую руку вытягивают вперед, как бы держа уздечку. Корпус подтянут. Мальчики двигаются спокойно, неторопливо (рис. 1).
Рис. 1
На 3-й такт на сцене появляется вторая пара наездников, они едут следом за своими товарищами, исполняя движение № 1. Все двигаются вдоль задника.
На 4-й такт вожак и две пары наездников продолжают двигаться вдоль задника. Вожак постепенно поворачивается лицом ко второй правой кулисе.
На 5—8-й такты наездники тем же движением двигаются мимо правых кулис по линии круга против хода часовой стрелки. При этом на 5-й такт на сцене появляется третья пара, на 7-й такт — четвертая пара наездников.
Повторяются 1—8-й такты музыки.
На повторение 1-го такта на сцене появляется последняя, пятая пара наездников.
Все мальчики тем же шагом спокойно двигаются по кругу против хода часовой стрелки (рис. 2).
Рис. 2
На повторение 2—6-го тактов наездники, исполняя движение № 1, продолжают двигаться по кругу против хода часовой стрелки (см. пунктирную линию на рисунке 2).
На повторение 7-го такта мальчики, продолжая двигаться в том же направлении, поднимают правую руку с плеткой вверх и крутят плеткой над головой.
На повторение 8-го такта мальчики резким взмахом опускают правую руку вперед, как бы подстегивая коня, и потом кладут правую руку опять себе па пояс.
Исполняются 9—16-й такты музыки.
На 9—16-й такты наездники, исполняя движение № 2, второй раз едут по кругу против хода часовой стрелки.
Повторяются 1—8-й такты музыки (один раз).
На 1—8-й такты мальчики продолжают двигаться в том же направлении, исполняя движение № 3 (рис. 3).
Рис. 3
Повторяются 9—16-й такты музыки.
На 9—16-й такты мальчики, исполняя движение № 4. проезжают мимо левых кулис, затем вдоль задника сцены. В конце 16-го такта мальчики поворачиваются лицом к зрителям, вожак немного впереди всех (рис. 4).
Рис. 4
Повторяются 1—8-й такты музыки (один раз).
На 1—8-й такты мальчики, стоя на месте, исполняют движение № 5 и следят за своим вожаком, который движением № 1 проходит мимо наездников, как бы проверяя их готовность к состязанию. В конце 8-го такта вожак поворачивается лицом к зрителям.
Повторяются 9—16-й такты музыки.
На 9—16-й такты все наездники исполняют движение № 6. Повторяются 1—6-й такты музыки.
На 1—4-й такты наездники исполняют движение № 5. Одновременно вожак отъезжает по диагонали к левому переднему углу, исполняя шестнадцать маленьких шагов-прыжков, и в конце 4-го такта поворачивается лицом к своим товарищам.
На 5-й такт наездники приподнимаются на полупальцы обеих ног и смотрят на вожака, который делает прыжок на обе ноги по второй позиции.
На 6-й такт вожак, стоя после прыжка в приседании, поднимает руку с плеткой вверх. Это сигнал! Сейчас начнутся скачки. Наездники опускаются на всю ступню. Смотрят на вожака.
Музыка на 6-м такте прерывается.
Раздается сигнал (три такта; см. ноты).
На 1—2-й такты сигнала пауза.
На 3-й такт сигнала вожак резко опускает вниз руку с плеткой и отъезжает в левый передний угол сцены. Отсюда он будет наблюдать за скачками. Наездники приседают на обе ноги, корпус наклоняют вперед, правую руку вытягивают вперед, как бы берясь за уздечку (теперь они держатся за уздечку двумя руками).
Вторая фигура
«Скачки»
Исполняется вторая мелодия музыки.
На 1—4-й такты первая шеренга наездников скачет вперед, к авансцене, исполняя движение № 7. Одновременно вторая шеренга исполняет движение № 7 на месте.
На 5—8-й такты первая шеренга исполняет движение № 7 на месте, но мальчики всем своим видом показывают, будто они мчатся вперед. Одновременно вторая шеренга скачет следом за первой.
На 9—12-й такты обе шеренги продолжают «мчаться» вперед.
На 13—20-й такты обе шеренги поворачиваются направо. Наездники парами, подняв руку с плеткой вверх, легкими подскоками мчатся по авансцене, затем мимо правых кулис. При этом мальчики то приподнимают, то опускают плечи, делают это свободно, не напряженно, как при скачке верхом на лошади.
Повторяются 1—20-й такты второй мелодии музыки.
На 1—6-й такты наездники скачут легкими подскоками к правому заднему углу, затем вдоль задника сцены (рис. 5). В это время вперед вырывается вторая пара; опа перегоняет первую пару (каждый наездник из второй пары двигается мимо левого плеча наездников первой пары, которые затормаживают движение, исполняя его почти на месте).
Рис. 5
На 7—20-й такты наездники мчатся подскоками от левого заднего угла по диагонали в передний правый угол. Впереди три наездника, за ними два, опять три и в конце — последние два (рис. 6).
Рис. 6
Постепенно задние перегоняют передних, потом передние снова вырываются вперед. Чтобы создавалось впечатление стремительных скачек, мальчики должны движением плеч, рук, головы создать впечатление мчащихся коней. Те, которые обгоняют, немного продвигаются вперед, а остальные двигаются почти на месте. Время от времени то один, то другой наездник оглядывается назад, как бы определяя, насколько близко подходят догоняющие, и плеткой подгоняет лошадь.
На протяжении всего времени вожак наблюдал за скачками, стоя в стороне, у левой кулисы, теперь он подъезжает к правому переднему углу, подгоняет наездников, подбадривает их.
Повторяются 1—20-й такты второй мелодии музыки.
Наездники, продолжая то же движение, поворачивают на авансцену и затем идут движением № 7. Один из наездников вырывается вперед. Его настигает другой. За ними следуют остальные (рис. 7).
Рис. 7
Затем второй наездник перегоняет первого, но тот настигает его; некоторое время они скачут рядом, потом первый резким рывком вырывается вперед и уходит за кулисы, за ним стремительно исчезает за кулисами второй, и так последовательно все наездники скрываются за кулисами — там финиш. На пути (по авансцене) можно показать различные эпизоды. Например, у одного всадника заупрямилась лошадь, не хочет идти, он ее стегает плеткой, кружится на месте и затем, как бы заставив лошадь скакать, мчится, догоняя своих товарищей. Можно показать также, как один из всадников как бы упал с коня, перекувырнулся, снова вскочил в седло и торопится догнать товарищей (ребята и сами придумают какие-нибудь трюки в этой сцене).
Но вот исчез последний всадник. Вожак смотрит за кулисы, куда скрылись наездники, и затем, ударив плеткой коня, стремительно мчится за кулисы.
За сценой слышен удар гонга.
Пауза.
Третья фигура
«Отдых после скачек»
Исполняется третья мелодия музыки.
На 1—8-й такты пауза, на сцене никого нет.
На 9—16-й такты на сцену выходят группой мальчики-наездники; они оживленно переговариваются друг с другом, как бы обсуждая отдельные моменты скачек, поздравляют своего товарища — победителя состязаний, который идет в центре группы. Вожак предлагает исполнить танец в честь победителя. Все весело соглашаются, становятся полукругом и кладут руки на плечи друг другу. Впереди полукруга становятся, взявшись за руки, победитель скачек и вожак.
Повторяются 1—16-й такты музыки.
На 1—8-й такты все мальчики, покачиваясь, исполняют движение № 8 (рис. 8) с правой, потом с левой ноги. На последние два такта (7-й и 8-й) вожак и победитель скачек разбегаются, становятся по краям полукруга и кладут руки на плечи товарищам.
Рис. 8
На 9—16-й такты движением № 8 мальчики замыкают круг (для этого, двигаясь с правой ноги вправо, делают большие шаги; двигаясь с левой ноги влево, делают шаги почти на месте) и идут по кругу против хода часовой стрелки.
Исполняются 17—24-й такты третьей мелодии музыки.
На 17—24-й такты мальчики идут по кругу против хода часовой стрелки, исполняя движение № 9 (рис. 9).
Рис. 9
Исполняются 9—16-й такты музыки.
На 9—16-й такты мальчики продолжают двигаться по кругу, исполняя движение № 9.
Исполняются 1—8-й такты музыки.
На 1—4-й такты мальчики, держа руки на плечах друг друга, правую ногу ставят накрест перед левой и, подпрыгивая на низких полупальцах скрещенных ног, постепенно приседают как можно ниже (на каждую четверть такта они делают один прыжок, всего восемь прыжков).
На 5—8-й такты мальчики, оставаясь в приседании и держа руки на плечах друг друга, делают восемь прыжков на обеих ногах, одновременно продвигаясь по кругу против хода часовой стрелки.
Исполняются 9—16-й такты музыки.
На 9-й такт мальчики резко поднимаются из приседания, снимают руки с плеч и поворачиваются направо.
На 10—16-й такты мальчики исполняют на месте движение № 10.
Повторяются 9—16-й такты музыки.
На 9—14-й такты мальчики движением № 10 идут по кругу против хода часовой стрелки.
На 15-й такт мальчики делают вперед два подскока (с правой, потом с левой ноги).
На 16-й такт мальчики высоко прыгают и, повернувшись лицом к центру круга, опускаются на обе ноги во вторую позицию и кладут руки на плечи друг другу.
Исполняются 17—24-й такты музыки.
На 17—24-й такты мальчики, стоя в указанном выше положении, пружинят колени (на каждую 1/8 такта быстро согнуть колени и сейчас же их выпрямить; движение исполняется легкими толчками).
Повторяются 17—24-й такты музыки. На 17—24-й такты мальчики снимают руки с плеч и подскоками идут друг за другом в глубину сцены, перестраиваясь в полукруг лицом к зрителям. В это время один из мальчиков убегает за кулисы и возвращается с большим луком. Мальчики с одобрением встречают его, поднимают руки в стороны — вверх, как бы кричат «ура».
Исполняются 1—8-й такты музыки. На 1—2-й такты один из мальчиков берет лук, становится в центре сцены лицом к левым кулисам, друзья подбадривают его. Вожак подает сигнал. Один из мальчиков убегает за кулисы. Он будет отмечать место падения стрелы.
На 3—4 такты мальчик с луком медленно натягивает тетиву. Товарищи, стоя позади (лицом к зрителям), напряженно следят за его движениями. Пауза.
На 5-й такт мальчик «выпускает стрелу» (рис. 10). Все вытягиваются в сторону полета стрелы. Пауза.
Рис. 10
На 6-й такт вбегает мальчик, бывший за кулисами. Он приветственно машет руками, сообщает, как далеко улетела стрела, и убегает обратно за кулисы.
На 7—8-й такт все мальчики движением № 11 приветствуют своего товарища, так хорошо пустившего стрелу.
Исполняются 9—16-й такты музыки.
На 9—16-й такты исполняется то же, что на 1—8-й такты, но теперь второй мальчик пускает в ту же сторону стрелу. Эта стрела легла рядом с первой. Все шумно приветствуют второго мальчика. Лук берет третий мальчик.
Исполняются 1—8-й такты музыки.
На 1—8-й такты третий мальчик становится на правое колено, натягивает тетиву и пускает стрелу в сторону левых кулис. Все шумно приветствуют и его достижение. Стрела легла дальше первых двух. Четвертый мальчик берет лук.
Исполняются 9—16-й такты музыки.
На 9—12-й такты четвертый мальчик, наклонившись вперед, быстро кружится на месте вправо и в конце 12-го такта, неожиданно выпрямившись и остановившись, как показано на рисунке 10, выпускает стрелу.
На 13—16-й такт мальчик, отмечавший места падения стрелы, выбегает из-за кулис и сообщает, что стрела четвертого мальчика легла дальше всех. Все поздравляют четвертого мальчика, ему жмет руку победитель скачек. Мальчики требуют, чтобы победители танцевали. Те соглашаются. Мальчики, поджав ноги, садятся на пол полукругом в глубине сцены. Победитель скачек становится у левых кулис, победитель в стрельбе из лука — у правых кулис.
Исполняются 9—16-й такты музыки.
На 9—15-й такты победитель скачек (назовем его первым солистом) большими прыжками (движение № 12), взмахивая руками, как птица крыльями, проходит вперед к авансцене, потом вправо, мимо сидящих мальчиков, затем к центру сцены (рис. 11). Всего мальчик делает семь прыжков, после этого (на вторую четверть 15-го такта) он ставит левую ногу впереди правой, перекрещивая ее, быстро поворачивается вправо на 360 градусов.
Рис. 11
На 16-й такт мальчик — первый солист подпрыгивает и затем садится на пол, скрещивая ноги, ближе к левым кулисам (рис. 12). Всем мальчикам нравится танец товарища, они одобрительно кивают ему, взмахивают рукой.
Рис. 12
Исполняются 17—24-й такты музыки.
На 17—20-й такты победитель в стрельбе из лука (назовем его вторым солистом), положив левую руку на пояс, а правую руку, согнутую в локте, приподняв чуть выше головы и вибрируя кистью, движением № 13 идет к первому солисту (рис. 13), потом мимо него в глубину сцены, как показано пунктирной линией на рисунке 12.
Рис. 13
Первый солист в это время садится на пятку левой ноги в позу, показанную на рисунке 13, и вибрирует кистью правой руки. Остальные мальчики, сидя на полу, хлопают в ладоши на первую четверть каждого такта.
На 17—24-й такты второй солист тем же движением подходит к центру сцены; туда же на последние два такта подбегает первый солист. Остальные мальчики на 23-й такт также вскакивают, бегом окружают солистов и снова садятся на пол (поджав под себя скрещенные ноги) лицом к центру круга.
Исполняются 1—8-й такты музыки.
На 1—4-й такты первый солист, поставив правую ногу впереди левой, перекрещивая ее, исполняет движение № 13 (но начинает с правой ноги), продвигаясь к заднику сцены. При этом мальчик наклоняется вперед (смотря на второго солиста), левую руку он сгибает перед грудью, а правую вытягивает в сторону. Второй солист также двигается к заднику сцены движением № 13, но начинает с левой ноги. При этом мальчик наклоняется вперед (смотря на первого солиста), правую руку он сгибает перед грудью, а левую вытягивает в сторону.
На 5—8-й такты солисты тем же движением и в тон же позе кружатся на месте (рис. 14).
Рис. 14
Остальные мальчики сидят на полу. Исполняются 9—16-й такты музыки. Первый и второй солисты высокими полетными прыжками (движение № 12) расходятся в разные стороны, идут мимо сидящих на полу мальчиков и вновь сходятся в центре. На последний (16-й) такт мальчики, сидящие на полу, вскакивают и кладут руки на плечи друг другу, оставляя круг незамкнутым у задника сцены (рис. 15).
Рис. 15
Исполняются 17—24-й такты музыки.
На 17—24-й такты мальчики, исполняя движение № 14, двигаются по ходу часовой стрелки. В конце полукруга становятся первый и второй солисты и двигаются вместе со всеми.
Повторяются 17—24-й такты музыки.
На 17—24-й такты мальчики тем же движением идут вдоль задника сцены (рис. 16) и постепенно скрываются за левыми кулисами.
Рис. 16
ОПИСАНИЕ ДВИЖЕНИЙ
Движение №1
«Шаги-прыжки»
Исполняется на один такт музыки. Счет 2/4. Исходное положение — вторая позиция ног. Расстояние между ступнями несколько больше, чем при обычной второй позиции; ступни ног параллельны, невыворотны. Колени ног слегка согнуты, корпус немного откинут назад. Правая рука с плеткой — на поясе, левая рука вытянута вперед, как бы придерживая уздечку (рис. 17).
Рис. 17
На счет «раз» (первая четверть такта) прыгнуть вперед на полупальцы правой ноги. Левую ногу, согнув в колене, высоко поднять вперед (рис. 1, вид сбоку).
На счет «два» (вторая четверть такта) прыгнуть вперед на полупальцы левой ноги. Правую ногу, согнув в колене, высоко поднять.
Затем движение исполняется сначала.
Шаги-прыжки надо исполнять четко, резко, не выпрямляя колен. Прыгать нужно не вверх, а как бы падать вперед — вниз. Ступня поднятой ноги параллельна полу, носок — не опускать.
Движение №2
«Шаги с подскокам»
Исполняется на один такт музыки. Счет 2/4. Исходное положение то же, что в движении № 1 (рис. 17).
На счет «раз» (первая восьмая такта) прыгнуть вперед на низкие полупальцы правой ноги, левую ногу, согнув в колене, высоко приподнять.
На счет «и» (вторая восьмая такта) подскоком проскользнуть вперед на всей ступне правой ноги, левая остается в том же положении, как на счет «раз».
На счет «два» (третья восьмая такта) перескочить вперед на низкие полупальцы левой ноги; одновременно правую ногу, согнув в колене, высоко поднять.
На счет «и» (четвертая восьмая такта) подскоком проскользнуть вперед на всей ступне левой ноги, правая нога остается в том же положении, как на счет «два» (рис. 18, вид сбоку).
Затем движение исполняется сначала.
Рис. 18
Движение №3
Исполняется на четыре такта музыки. Счет 2/4. Исходное положение то же, что в движении № 1 (рис. 17).
1-й такт
Исполнить движение № 2. На четвертую восьмую такта, делая подскок на левой ноге, поднять правую руку с плеткой ударить плеткой по голенищу правого сапога.
2-й такт
На счет «раз» (первая восьмая такта) сделать небольшой шаг вперед правой ногой, левую ногу поднять с согнутым коленом (под прямым углом, как в предыдущих движениях).
На счет «и» (вторая восьмая такта) подпрыгнуть на обеих ногах вверх и затем резким движением согнуть правую ногу от колена назад (конь «лягает»). Одновременно подхлестнуть себя плеткой и затем вывести руку вперед. Положение корпуса головы при этом: показано на рисунке 3.
На счет «два» (третья восьмая такта) перескочить на низкие полупальцы правой ноги вперед. Одновременно левую ногу, согнув в колене, высоко поднять (под прямым углом).
На счет «и» (четвертая восьмая такта) подскоком проскользнуть вперед на всей ступне правой ноги; левая нога остается в том же положении, как на счет «два».
3-й такт
Исполнить движение № 2, но начать с левой ноги. На четвертую восьмую такта, делая подскок на правой ноге, поднять правую руку с плеткой и, занеся ее налево, ударить плеткой по голенищу левого сапога.
4-й такт
Повторить движение 2-го такта, но с другой ноги (шаг правой ногой, прыжок на обеих ногах, резким движением согнуть левую ногу от колена назад, перескочить на левую ногу и подскочить на ней).
Движение №4
«Ход рысцой»
Исполняется на один такт музыки. Счет 2/4. Исходное положение то же, что в движении № 1 (рис. 17).
Из-за такта левую ногу, согнув в колене, приподнять.
На счет «раз» (первая восьмая такта) резко упасть на низкие полупальцы левой ноги, одновременно правую ногу, согнув в колене, приподнять.
На счет «и» (вторая восьмая такта) переступить на низкие полупальцы правой ноги вперед и сейчас же ударить полупальцами левой ноги сзади пятки правой ноги.
На счет «два-и» (третья и четвертая восьмые такта) повторить движения, исполненные на счет «раз-и».
Затем движение исполняется сначала.
Движение №5
Исполняется на четыре такта музыки. Счет 2/4. Исходное положение то же, что в движении № 1 (рис. 17).
Из-за такта слегка выпрямить колени.
1-й такт
На счет «раз» (первая восьмая такта), стоя на месте, толчком слегка согнуть колени, качнуть левой рукой (с уздечкой) вниз.
На счет «и» (вторая восьмая такта) пружинно выпрямить колени, качнуть левой рукой (с уздечкой) вверх — в исходное положение.
На счет «два-и» (третья и четвертая восьмые такта) повторить движения, исполненные на счет «раз-и».
2-й такт
Повторить движения, исполненные на 1-й такт.
3-й такт
На счет «раз-и» (первая и вторая восьмые такта) повторить движения, исполненные на счет «раз-и» 1-го такта.
На счет «два» (третья восьмая такта) слегка согнуть колени обеих ног.
На счет «и» (четвертая восьмая такта) поднять вперед правую ногу, согнутую в колене.
4-й такт
На счет «раз» (первая восьмая такта) быстро опустить правую ногу, топнув ступней об пол, и, сгибая в колене, провести назад, скользнув подушечкой стопы по полу. Одновременно кивнуть головой. Этим движением танцующий изображает коня, который копытом роет землю.
На счет «и» (вторая восьмая такта) поднять вперед правую ногу, согнутую в колене.
На счет «два» (третья восьмая такта) то же, что на счет «раз».
На счет «и» (четвертая восьмая такта) приподнять правую ногу, а потом поставить ее на всю ступню в исходное положение (рис. 17).
Затем движение исполняется сначала.
Движение №6
Исполняется на восемь тактов музыки. Счет 2/4. Исходное положение то же, что в движении № 1 (рис. 17), но правая рука с плеткой поднята над головой.
Из-за такта приподнять правую ногу.
1-й такт
На счет «раз» (первая восьмая такта), опираясь на полупальцы левой ноги, слегка повернуться влево, одновременно правую ногу перенести вперед — влево и переступить на нее (нога ставится на всю ступню, носком внутрь). Голову повернуть к левому плечу.
На счет «и» (вторая восьмая такта), продолжая поворот влево на полупальцах левой ноги, приподнять правую ногу, согнутую в колене.
На счет «два» (третья восьмая такта) то же, что на счет «раз».
На счет «и» (четвертая восьмая такта) пауза.
2-й такт
Повторяя движения, исполненные на 1-й такт, встать спиной к зрителям. Делая поворот (на 1-й и 2-й такты), крутить плеткой над головой.
3—5-й такты
Положив правую руку на пояс, сделать к заднику сцены 24 маленьких шага, начиная с правой ноги (один шаг на каждую 1/16 такта), на широко расставленных ногах.
6-й такт
На счет «раз-и» (первая и вторая восьмые такта) сделать еще четыре маленьких шага к заднику сцены.
На счет «два» (третья восьмая такта) наступить на правую ногу вперед, левую ногу чуть отделить от пола.
На счет «и» (четвертая восьмая такта) встать на низкие полупальцы левой ноги; правую ногу, согнув в колене, приподнять. Правую руку с плеткой поднять вверх.
7—8-й такты
Повторить движения 1—2-го тактов. В конце 8-го такта, оказавшись лицом к зрителям, поставить правую ногу в исходное положение. Правую руку положить на пояс (рис. 17).
Движение №7
Исполняется на один такт музыки. Счет 2/4. Исходное положение то же, что в движении № 1, но обе руки держат уздечку, а корпус наклонен вперед.
Из-за такта прыжком отделить обе ноги от земли и вытянуть их в воздухе вперед (рис. 19). Одновременно сильно вытянуть вперед руки и плечи.
Рис. 19
На счет «раз» (первая четверть такта) опуститься на оба каблука, носки ног сильно поднять (рис. 20).
Рис. 20
На счет «два» (вторая четверть такта) опуститься на ступни обеих ног, слегка присесть на них, одновременно руки с уздечкой притянуть к корпусу.
Затем движение исполняется сначала.
Движение № 8
«Боковые шаги с покачиванием»
Исполняется на два такта музыки. Счет 2/4. Исходное положение — шестая позиция ног. Корпус прямой, руки раскрыты в стороны.
а) Движение с правой ноги.
1-й такт
На счет «раз» (первая восьмая такта) сделать шаг вправо правой ногой, одновременно приподнять левую ногу влево. Корпус слегка наклонить вправо (рис. 8).
На счет «и» (вторая восьмая такта) сделать легкий пружинный толчок на правой ноге (быстро согнуть колено и сейчас же выпрямить его). Левую ногу перенести вправо и поставить впереди правой ноги, перекрещивая ее.
На счет «два» (третья восьмая такта) переступить на левую ногу, ставя ее впереди правой ноги. Правую ногу приподнять.
На счет «и» (четвертая восьмая такта) сделать легкий пружинный толчок на левой ноге (быстро согнуть колено и сейчас же выпрямить его). Правую ногу вытянуть вправо.
2-й такт
На счет «раз» (первая восьмая такта) сделать шаг вправо правой ногой, левую ногу приподнять и вытянуть влево (рис. 8).
На счет «и-два-и» (вторая, третья и четвертая восьмые такта) сделать три пружинных толчка на правой ноге. Левая нога остается в том же положении.
Затем движение исполняется с левой ноги влево.
б) Движение с левой ноги.
1-й такт
На счет «раз» (первая восьмая такта) сделать шаг влево левой ногой, одновременно приподнять правую ногу вправо. Корпус слегка наклонить влево.
На счет «и» (вторая восьмая такта) сделать легкий пружинный толчок на левой ноге (быстро согнуть колено и сейчас же выпрямить его). Правую ногу перенести влево и поставить впереди левой ноги, перекрещивая ее.
На счет «два» (третья восьмая такта) переступить на правую ногу, ставя ее впереди левой ноги. Левую ногу приподнять.
На счет «и» (четвертая восьмая такта) сделать легкий пружинный толчок на правой ноге (быстро согнуть колено н сейчас же выпрямить его). Левую ногу вытянуть влево.
2-й такт
На счет «раз» (первая восьмая такта) сделать шаг влево левой ногой, правую ногу приподнять и вытянуть вправо.
На счет «и-два-и» (вторая, третья и четвертая восьмые такта) сделать три пружинных толчка на левой ноге, правая нога остается в том же положении.
Затем движение исполняется с правой ноги вправо.
Движение № 9
Исполняется на четыре такта музыки. Счет 2/4. Исходное положение — шестая позиция ног. Корпус прямой.
1-й такт
На счет «раз» (первая четверть такта) сделать шаг вправо правой ногой, левую ногу отделить от пола.
На счет «два» (вторая четверть такта) переступить на левую ногу, ставя ее впереди правой ноги.
2-й такт
Повторить движения 1-го такта.
3-й такт
На счет «раз» (первая четверть такта) сделать большой шаг вправо правой ногой, присесть на ней, сильно наклонить корпус вправо, голову положить на правое плечо. Левая нога вытянута, но не отделена от пола (рис. 9). Тяжесть корпуса на правой ноге.
На счет «два» (вторая четверть такта) пауза.
4-й такт
На счет «раз» (первая четверть такта) перенести тяжесть корпуса на левую ногу, сгибая ее в колене. Сильно наклонить корпус влево, голову положить на левое плечо. Правую ногу выпрямить.
На счет «два» (вторая четверть такта) пауза.
Затем движение исполняется сначала.
Движение № 10
Исполняется на один такт музыки. Счет 2/4. Исходное положение — полное приседание на полупальцах скрещенных ног, правая нога впереди. Руки раскрыты в стороны на уровне плеч.
На счет «раз» (первая восьмая такта), резко поднявшись, подскочить на низких полупальцах левой ноги, одновременно правую ногу согнуть в колене (рис. 21, вид сбоку).
Рис. 21
На счет «и» (вторая восьмая такта) сделать прыжок (на месте или вперед) на низких полупальцах левой ноги, одновременно ступню правой ноги перевести вперед — к колену левой ноги.
На счет «два» (третья восьмая такта) сделать еще один прыжок на полупальцах левой ноги, одновременно правую ногу вытянуть вперед, выпрямляя ее (рис. 22, вид сбоку).
Рис. 22
На счет «и» (четвертая восьмая такта) сделать шаг вперед на всю ступню правой ноги.
Затем движение повторяется, но с другой ноги (прыжки на правой ноге, левую ногу согнуть от колена назад, потом вытянуть вперед и сделать шаг).
Движение №11
Исполняется на один такт музыки. Счет 2/4. Исходное положение — естественная позиция ног.
На счет «раз» (первая четверть такта) сделать шаг на месте левой ногой, правую ногу поставить вправо на каблук. Чуть наклониться вправо, руки поднять вверх и развести в стороны.
На счет «два» (вторая четверть такта) сделать шаг на месте правой ногой, левую ногу поставить влево на каблук. Чуть наклониться влево, руки в том же положении.
Исполняя это движение, мальчики как бы одобрительно кричат: «А-а-а».
Движение №12
Исполняется на один такт музыки. Счет 2/4. Исходное положение — шестая позиция ног. Руки раскрыты в стороны — вверх, немного выше головы.
Из-за такта, оттолкнувшись левой ногой, с силой прыгнуть вверх. При этом левую ногу вытянуть назад, правую, согнув в колене, подбросить кверху. Одновременно взмахнуть руками, как крыльями.
На счет «раз» (первая восьмая такта) опуститься на полупальцы правой ноги, одновременно левую ногу согнуть в колене и прижать ступней к правой ноге у колена (рис. 11).
На счет «и-два» (вторая и третья восьмые такта) пауза.
На счет «и» (четвертая восьмая такта) повторить движение из-за такта, по оттолкнуться от пола правой ногой, прыгнуть, вытянув правую ногу назад, а левую, согнув в колене, подбросить вверх.
Затем движение исполняется сначала (со счета «раз»), но опуститься па левую ногу.
Движение №13
Исполняется на один такт музыки. Счет 2/4. Исходное положение — ноги, слегка согнутые в коленях, скрещены, левая нога впереди.
На счет «раз» (первая восьмая такта) наступить на полупальцы левой ноги, правую ногу перевести со ступни на ребро.
На счет «и» (вторая восьмая такта) переступить на полупальцы правой ноги, ставя ее впереди левой; левую ногу перевести со ступни на ребро.
На счет «два-и» (третья и четвертая восьмые такта) повторяются движения, исполненные на счет «раз-и».
Затем движение исполняется сначала.
Движение №14
Исполняется на два такта музыки. Счет 2/4. Исходное положение — ноги скрещены, правая впереди и отделена от пола.
1-й такт
На счет «раз» (первая восьмая такта) наступить на полупальцы правой ноги.
На счет «и» (вторая восьмая такта) переступить на полупальцы левой ноги.
На счет «два» (третья восьмая такта) наступить на полупальцы правой ноги; одновременно высоко поднять левую ногу, согнув ее в колене (ступня левой ноги — у колена правой ноги).
На счет «и» (четвертая восьмая такта) подскочить влево на полупальцах правой ноги. Одновременно левую ногу вытянуть влево (рис. 23).
Рис. 23
2-й такт
На счет «раз» (первая восьмая такта) сделать шаг влево на полупальцах левой ноги.
На счет «и» (вторая восьмая такта) сделать шаг влево на полупальцы правой ноги, ставя ее впереди левой ноги Одновременно левую ногу поднять, как на третью восьмую 1-го такта.
На счет «два» (третья восьмая такта) подскочить влево на полупальцах правой ноги. Одновременно левую ногу вытянуть влево (рис. 23).
На счет «и» (четвертая восьмая такта) сделать шаг влево на полупальцы левой ноги, правую ногу подвести к левой ноге, впереди нее.
Затем движение исполняется сначала.