Тимоня. Русский хороводный танец для детей
В Государственном русском народном хоре имени Пятницкого исполняется красочная хороводная пляска «Тимоня». Эту пляску поставила Т. А. Устинова.
Вот что она рассказывает:
«В старину в Курской губернии весной и летом молодежь одевалась в яркие, нарядные костюмы и выходила на улицу. Иногда собиралось двести — триста человек. Красочным шествием начиналось народное гулянье. Затевались «карагоды» (хороводы) — массовые пляски по кругу парами или тройками. Одним из видов таких «карагодов» является массовая пляска «Тимоня», исполняемая под песню того же названия. Эта пляска бытует в Курской области РСФСР и сейчас, в наше время».
Мы составили вариант хороводной пляски Курской области для детской самодеятельности. В этом варианте участвует четырнадцать девочек и семь мальчиков. Они составляют семь троек; в каждой тройке — один мальчик и две девочки. Количество троек (то есть количество участников пляски) можно несколько увеличить или уменьшить.
Костюм девочки.
Яркий, украшенный цветными нашивками сарафан, подвязанный широким цветным кушаком. Белая вышитая кофта с широкими рукавами. На голове — лента, яркие цветы или маленький кокошник.
Костюм мальчика.
Цветная вышитая рубашка, подпоясанная пестрым поясом. Черные брюки, заправленные в сапожки (мальчики младшего возраста могут быть в коротких штанишках, носках и туфлях, а девочки — в коротких пестрых сарафанчиках, носках и легких туфельках).
Описание движений после описания танца.
Тимоня. Русский хороводный танец для детей. Ноты. Нажмите
ОПИСАНИЕ ПЛЯСКИ
Оркестр народных инструментов (или баянист) играет вступление к пляске (восемь тактов). Под эту музыку танцующие выходят тройками на сцену и образуют круг, причем девочки каждой тройки становятся парами по кругу, правым плечом к центру круга, мальчики — левым плечом к центру круга. Каждый мальчик стоит лицом к девочкам, с которыми танцует (рис. 1).
Рис. 1
На последнюю четверть 8-го такта вступления все танцующие топают правой ногой и начинают пляску.
Первая фигура
«Хоровод тройкам»
Исполняется первая часть музыки (1—6-й такты).
Танцующие движутся тройками вправо по кругу.
На 1—2-й такты девочки, держась за руки, делают четыре простых шага на полупальцах, отступая назад (на каждую четверть такта — один шаг, начиная с правой ноги). Одновременно мальчики, следуя за девочками, исполняют движение № 1. Руки у мальчиков разведены в стороны (рис. 2).
Рис. 2
На 3-й такт девочки, продолжая отступать назад по кругу, делают «притоп» (движение № 2) с правой ноги, чуть поворачивая корпус вправо. Мальчики продолжают идти по кругу, исполняя движение № 1.
На 4—6-й такты танцующие повторяют движения 1—3-го тактов, но начиная с другой ноги. Делая «притоп» (с левой ноги), девочки чуть поворачивают корпус влево.
Повторяются 1—6-й такты музыки.
На 1—5-й такты повторяются движения, ранее исполненные на эти такты музыки.
На 6-й такт танцующие в каждой тройке проделывают следующее.
На счет «раз» (первая четверть такта) девочки, соединив ноги в естественную позицию, опускаются с полупальцев на всю ступню, руки разъединяют; мальчик проходит между девочками, делая большой шаг вперед с левой ноги, а затем подтягивая правую ногу к левой в естественную позицию.
На счет «два» (вторая четверть такта) все делают небольшой прыжок на обеих ногах, поворачиваясь влево на 180 градусов.
Таким образом, мальчик оказывается правым плечом к центру круга; девочки, наоборот, — левым плечом к центру круга, лицом к мальчику (рис. 3). Все кладут руки на пояс (рис. 4).
Рис. 3
Рис. 4
Исполняется вторая часть музыки (7—12-й такты).
На все такты музыки девочки идут по кругу против хода часовой стрелки (рис. 3), исполняя движение № 3.
Одновременно мальчики отступают назад (по кругу; рис. 3), исполняя движение № 4.
Повторяется вторая часть музыки.
Повторяются и движения, описанные на эти такты, но на 12-й такт танцующие каждой тройки проделывают следующее: На счет «раз» (первая четверть такта) девочки, соединив ноги в естественную позицию, опускаются с полупальцев на ступни ног; одновременно мальчик делает большой шаг правой ногой вперед, проходя между девочками; левую ногу мальчик сейчас же подтягивает к правой ноге в естественную позицию.
На счет «два» (вторая четверть такта) все делают прыжок на обеих ногах, поворачиваясь вправо на 180 градусов.
Таким образом, танцующие оказываются на своих первоначальных местах (рис. 1). Затем первая фигура пляски повторяется полностью еще раз, но на последний (12-й) такт исполнители двумя простыми шагами перестраиваются в два круга, как показано на рисунке 5. Все кладут руки себе на пояс.
Рис. 5
Вторая фигура
«Пляска в два круга»
Исполняется первая часть музыки.
На 1—6-й такты девочки «боковым шагом» (движение № 5) с правой ноги быстро движутся вправо по кругу. Одновременно мальчики, повернувшись влево, движением № 6 идут по кругу (по ходу часовой стрелки; рис. 6).
Рис. 6
Повторяются 1—6-й такты музыки.
Повторяются и движения, описанные на эти такты, но на последний (6-й) такт девочки, два раза хлопая в ладоши, поворачиваются вправо и оказываются, таким образом, спиной к центру круга. Одновременно каждый мальчик, дойдя до девочек, с которыми он танцует в тройке, прыжком поворачивается направо, то есть лицом к девочкам.
Исполняется вторая часть музыки.
Девочки продолжают идти По кругу (против хода часовой стрелки) движением № 5, но с левой ноги. Одновременно мальчики, раскрыв руки в стороны, движением № 7 идут в том же направлении по кругу. Каждый мальчик идет вровень с девочками своей тройки (рис. 7).
Рис. 7
Повторяется вторая часть музыки.
Повторяются и движения, описанные на эти такты, но на последний (12-й) такт девочки, два раза хлопая в ладоши, подходят к мальчикам. Каждая тройка образует кружочек (рис. 8).
Рис. 8
Третья фигура
«Пляска тройками»
Исполняется первая часть музыки.
На 1—3-й такты каждая тройка, взявшись за руки, как показано на рисунке 9, простыми шагами кружится влево (по ходу часовой стрелки), одновременно продвигаясь тройками по кругу против хода часовой стрелки.
Рис. 9
На 4—6-й такты тройки кружатся на месте, но быстрее, чем в первом случае.
Повторяется первая часть музыки.
Повторяются и движения предыдущих тактов (кружение с продвижением по кругу против хода часовой стрелки и кружение на месте).
Исполняется вторая часть музыки.
Повторяются движения, исполненные на первую часть музыки.
Повторяется вторая часть музыки.
Еще раз повторяются и движения предыдущих тактов, но на последний (12-й) такт тройки разъединяются.
Танцующие становятся друг за другом, лицом вправо по кругу, образуя общий круг. Руки у всех на поясе.
Каждый мальчик стоит между девочками, с которыми он танцует в тройке (рис. 10).
Рис. 10
Четвертая фигура
«Общая пляска по кругу и сольные пляски троек»
Исполняется первая часть музыки.
На 1—6-й такты танцующие движутся по кругу (против хода часовой стрелки), исполняя движение № 8. При повторении 1—3-го тактов танцующие продолжают двигаться вперед (по кругу), исполняя движение № 8.
При повторении 4—5-го тактов танцующие, начиная с правой ноги, делают семь маленьких шагов вперед (на каждую восьмую такта — один шаг) и затем приставляют левую ногу к правой в естественную позицию.
При повторении 6-го такта четвертая тройка, оказавшаяся в этот момент на середине авансцены, отделяется от круга и выходит вперед (к зрителям). Другие танцующие делают поворот на левой ноге влево, причем танцующие трех троек, находящихся на левой стороне сцены, делают поворот влево на 180 градусов (то есть становятся правым плечом к центру круга), остальные делают полный поворот на 360 градусов (то есть становятся левым плечом к центру круга). Таким образом, получаются два полукруга (рис. 11).
Рис. 11
На последнюю четверть 6-го такта все топают правой ногой об пол.
Исполняется вторая часть музыки.
Танцующие тройки, находящиеся на авансцене, исполняют сольную пляску: мальчик, положив руки на пояс, делает «присядку» (движение № 9), поворачиваясь то к одной, то к другой девочке, которые «припаданием» (движение № 10) кружатся на месте: одна — влево, другая — вправо. Одновременно танцующие, находящиеся в полукруге на левой стороне сиены, кладут левую руку на левое плечо впереди стоящего и небольшими шагами отступают назад, проходят по полукругу мимо задника сцены, переходят на правую сторону сцены. Танцующие, находящиеся в полукруге на правой стороне сцены, кладут правую руку на правое плечо впереди стоящего и небольшими шагами отступают назад, проходят по полукругу мимо задника сцены, переходят на левую сторону сцены (рис. 12).
Рис. 12
Повторяется вторая часть музыки.
На 7—11-й такты продолжается сольная пляска тройки находящейся на авансцене. Одновременно танцующие обоих полукругов простым шагом идут вперед, возвращаясь на прежние места.
На 12-й такт все танцующие (включая тройку солистов соединяются в один общий круг и поворачиваются влево: находящиеся на левой стороне — на 180 градусов, остальные — на 360 градусов, и, таким образом, опять становятся лицеи вправо по кругу (рис. 10).
Четвертую фигуру танца можно повторять три — четыре раза, и каждый раз на авансцене будет плясать новая тройка.
Движения солистов могут быть самыми разнообразными. Мальчики, как правило, исполняют разные виды присядок, а девочки приплясывают вокруг мальчиков. После последней пляски солистов все танцующие становятся, как в начале пляски (рис. 1).
Пятая фигура
Исполняется два раза первая часть музыки.
На эту музыку повторяются движения первой фигуры, исполняемые на ту же часть музыки. В конце все становятся, как показано на рисунках 3 и 4.
Исполняется два раза вторая часть музыки.
На все такты музыки девочки идут по кругу против хода часовой стрелки (рис. 3), исполняя движение № 3. Одновременно мальчики отступают назад по кругу (рис. 3), исполняя движение № 4.
Шестая фигура
Исполняется два раза первая часть музыки.
Танцующие остаются в том же построении (рис. 3). Мальчики исполняют на месте простую присядку. Одновременно девочки, соединив руки и подняв их вверх «воротцами», быстро бегут вправо по кругу (рис. 13) «русским переменным шагом» (движение № 11) на полупальцах. На последнем такте девочки снова подбегают к мальчику своей тройки. Пробежав мимо него, девочки разъединяют руки и кладут их на пояс. Мальчик поднимается с присядки и становится сзади девочки своей тройки (рис. 14).
Рис. 13
Рис. 14
Исполняется два раза вторая часть музыки.
Танцующие тройками, как показано на рисунке 14, бегут вправо по кругу «русским переменным шагом» и тройка за тройкой убегают со сцены в левую кулису.
ОПИСАНИЕ ДВИЖЕНИЙ
Движение № 1
Исполняется на один такт музыки. Счет 2/4. Исходное положение — естественная позиция ног.
На счет «раз» (первая четверть такта) сделать шаг вперед правой ногой; левая нога, чуть согнутая в колене, остается сзади на носке.
На счет «два» (вторая четверть такта), не отрывая носка от пола, подтянуть левую ногу к правой. Затем движение начинается сначала, но с другой ноги.
Движение №2
«Притоп»
Исполняется на один такт музыки. Счет 2/4. Исходное положение — естественная позиция ног.
а) Движение с правой ноги.
На счет «раз» (первая восьмая такта) топнуть правой ногой.
На счет «и» (вторая восьмая такта) топнуть левой ногой.
На счет «два» (третья восьмая такта) топнуть правой ногой.
На счет «и» (четвертая восьмая такта) пауза.
б) Движение с левой ноги.
На счет «раз» (первая восьмая такта) топнуть левой ногой. На счет «и» (вторая восьмая такта) топнуть правой ногой. На счет «два» (третья восьмая такта) топнуть левой ногой. На счет «и» (четвертая восьмая такта) пауза.
Движение №3
Исполняется на один такт музыки. Счет 2/4. Исходное положение — естественная позиция ног.
На счет «раз» (первая четверть такта) сделать шаг вперед правой ногой, топнув ею об пол.
На счет «два» (вторая четверть такта) два раза топнуть левой ногой, приставив ее к правой ноге.
Затем движение начинается сначала.
Движение №4
Исполняется на один такт музыки. Счет 2/4. Исходное положение — естественная позиция ног.
На счет «раз» (первая восьмая такта) сделать правой ногой шаг назад.
На счет «и» (вторая восьмая такта) сделать левой ногой шаг назад.
На счет «два» (третья восьмая такта) сильно топнуть правой ногой, ставя ее перед левой ногой.
На счет «и» (четвертая восьмая такта) пауза. Затем движение начинается сначала.
Движение №5
«Боковой шаг»
Исполняется на один такт музыки. Счет 2/4. Исходное положение — естественная позиция ног.
а) Движение с правой ноги.
На счет «раз» (первая четверть такта) сделать небольшой шаг вправо правой ногой.
На счет «два» (вторая четверть такта) приставить левую ногу к правой.
Затем движение начинается сначала,
б) Движение с левой ноги.
На счет «раз» (первая четверть такта) сделать небольшой шаг влево левой ногой.
На счет «два» (вторая четверть такта) приставить правую ногу к левой.
Затем движение начинается сначала.
Движение №6
Исполняется на два такта музыки. Счет 2/4. Исходное положение — естественная позиция ног.
1-й такт
На счет «раз» (первая четверть такта) сделать шаг вперед правой ногой; левую ногу, согнув в колене, приподнять.
На счет «два» (вторая четверть такта) сделать подскок на правой ноге, левая нога остается приподнятой (рис. 6).
2-й такт
На счет «раз» (первая четверть такта) сделать шаг вперед левой ногой; правую ногу, согнув в колене, приподнять.
На счет «два» (вторая четверть такта) сделать подскок на левой ноге, правая нога остается приподнятой.
Затем движение начинается сначала.
Движение № 7
«Боковые скользящие шаги»
Исполняется на один такт музыки. Счет 2/4. Исходное положение — естественная позиция ног.
На счет «раз» (первая восьмая такта) сделать скользящий шаг правой ногой вперед.
На счет «и» (вторая восьмая такта) подтянуть левую ногу к правой и как бы «выбить» правую ногу, которая сейчас же вытягивается в правую сторону.
На счет «два-и» (третья и четвертая восьмые такта) исполняется то же, что на первую и вторую восьмые.
Затем движение начинается сначала (исполняется со слегка согнутыми коленями обеих ног).
Движение № 8
Исполняется на один такт музыки. Счет 2/4. Исходное положение — естественная позиция ног.
На счет «раз» (первая восьмая такта) сделать шаг вперед правой ногой.
На счет «и» (вторая восьмая такта) пауза.
На счет «два» (третья восьмая такта) топнуть левой ногой, подставив ее к правой.
На счет «и» (четвертая восьмая такта) топнуть правой ногой.
Затем движение начинается сначала.
Движение №9
«Присядка»
Исполняется на один такт музыки. Счет 2/4.
Исходное положение — естественная позиция ног. Руки или разведены в стороны, или скрещены на груди, или лежат на поясе.
На счет «раз» (первая четверть такта) после небольшого прыжка вверх опуститься в полное приседание на низкие полупальцы обеих ног.
На счет «два» (вторая четверть такта) прыжком приподняться и встать на левую ногу, правую — вытянуть вперед в воздух (или поставить на пол на каблук).
Затем движение повторяется, но вперед выносится левая нога (ногу можно выносить не только вперед, но и в сторону или наискосок, перекрещивая опорную ногу).
Движение №10
«Припадание»
Исполняется на один такт музыки. Счет 2/4.
Исходное положение — естественная позиция ног.
а) Движение с правой ноги.
На счет «раз» (первая восьмая такта) сделать шаг вправо правой ногой, левую ногу слегка отделить от пола.
На счет «и» (вторая восьмая такта) переступить на полупальцы левой ноги, поставив ее сзади правой в третью позицию.
На счет «два-и» (третья и четвертая восьмые такта) то же, что на счет «раз-и».
Затем движение исполняется сначала.
б) Движение с левой ноги.
Исполняется так же, но с другой ноги (шаги нужно делать влево с левой ноги, а переступать на правую ногу, ставя ее на полупальцы сзади левой ноги).
Движение исполняется мягко, плавно.
Шагом «припадание» танцующий может делать поворот (или кружиться) вправо или влево. Поворачиваясь вправо, танцующий исполняет «припадание» с правой ноги. Поворачиваясь влево, танцующий исполняет «припадание» с левой ноги.
Движение №11
«Русский переменный шаг» (на полупальцах)
Исполняется на один такт музыки. Счет 2/4. Исходное положение — естественная позиция ног.
а) Движение с правой ноги.
На счет «раз» (первая восьмая такта) сделать шаг вперед на низкие полупальцы правой ноги.
На счет «и» (вторая восьмая такта) сделать шаг вперед, на низкие полупальцы левой ноги.
На счет «два» (третья восьмая такта) сделать шаг вперед, на низкие полупальцы правой ноги.
На счет «и» (четвертая восьмая такта) пауза.
Затем движение исполняется с левой ноги.
б) Движение с левой ноги.
Исполняется так же, но шаги начинаются с левой ноги.
Затем движение исполняется с правой ноги.