Хоруми. Аджаро-гурийский народный танец для мальчиков
Аджаро-гурийский воинственный танец «Хоруми» возник в Грузии в VII—VIII веках, во время войны с Турцией. В народном предании рассказывается о пятнадцати воинах, которые храбро сражались и в неравном бою победили врага. Оставшиеся в живых пять воинов выразили радость победы в воинственном танце.
«Хоруми» исполняет нечетное число танцующих, то есть пять, семь, девять и т. д. (слово «хоруми» означает «нечетное число»).
Исполняется танец без музыки, под четкие удары барабана — национального инструмента. Если нельзя достать специальный барабан, можно использовать обычный пионерский, на котором отбивается нужный для танца ритм.
Счет 5/4.
На первую, третью и четвертую четверти такта воспроизводятся удары правой рукой (по одному удару на каждую четверть), на вторую и пятую четверти такта — удары левой рукой.
Танец состоит из трех частей: «разведка», «привал», «тревога».
Прежде чем приступить к постановке танца, нужно хорошо изучить его содержание. Каждая часть танца имеет свою окраску. Напряжение, настороженность «воинов» в первой части сменяются их спокойствием, уверенностью в себе во второй, и, наконец, заключительная часть танца передает силу коллектива, его стремление к победе.
Данный вариант танца составлен для детей.
В танце участвуют пять мальчиков двенадцати — пятнадцати лет.
Они одеты в черные национальные костюмы с белыми широкими поясами; на голове — белый башлык; за поясом — кинжал; легкие, обтягивающие ногу сапожки (их можно заменить чулками, сшитыми из темной материи и надевающимися на тапочки).
ОПИСАНИЕ ТАНЦА
Первая часть
«Разведка»
Бить в барабан тихо.
На счет «раз» 1-го такта из левого заднего угла стремительным прыжком выскакивает на сцену воин (командир) и низко приседает. Пауза. На 2-й такт он смотрит направо (ищет врага), на 3-й такт смотрит налево, на 4-й такт поворачивается в сторону левого заднего угла (откуда он выскочил) и, взмахнув красным платком (который находится у него в правой руке), дает сигнал остальным воинам.
Пригнувшись, ждет их выхода.
На 5—8-й такты один за другим, крадучись, выходят простым шагом (по шагу на счет «раз» и «четыре») остальные воины.
На 9—12-й такты все берутся за руки (рис. 1) и движением № 1, повернув голову направо, идут к правой кулисе (где находится воображаемый враг).
Рис. 1
На 13-й такт все, разъединив руки, резко поворачиваются через левое плечо спиной к зрителям.
На 14-й такт не спеша поворачиваются через правое плечо лицом к зрителям, немного выпрямляются и на 15—16-й такты, взявшись за кинжалы, отходят назад к левому верхнему углу сцены, медленным шагом, напряженно всматриваясь вперед.
На 17—20-й такты, как бы услышав шум, все, резко присев, берутся за руки и идут движением № 1 вправо, смотря в правую сторону.
На 21-й такт, стоя на месте и не поднимаясь, все смотрят налево, затем (на 22-й такт) направо.
Врага нет. На 23-й такт все прыжком вскакивают, выпрямляются и на 24-й такт быстро становятся в круг.
Вторая часть
«Привал»
Бить в барабан громче.
«Воины», отдыхая, исполняют воинственный танец, показывая свою ловкость, энергию, неустрашимость..
На 1—4-й такты все, соединив ладони, как показано на рисунке 2, и поднявшись на полупальцы, ударяют пятками об пол на счет «раз», «три» и «четыре» каждого такта (одновременно можно ударять друг друга в ладони, не опуская их вниз).
Рис. 2
На 5—8-й такты все идут влево по кругу. При этом четыре раза проделывается следующее движение. Из-за такта выносится вперед в воздух левая нога (колено не сгибать, носок вытянуть). На счет «раз» левая нога ставится влево во вторую позицию. На счет «два» пауза. На счет «три» правая нога приставляется вплотную к левой. На счет «четыре» — удар в пол пяткой правой ноги, а левая резко выносится вперед (в положение из-за такта). На счет «пять» пауза. Затем движение повторяется.
В конце 8-го такта командир резко кричит: «Хэ!» Все, быстро присев и наклонившись, отводят руки назад и на 9—10-й такты идут вправо движением № 1 (рис. 3).
Рис. 3
На 11 — 14-й такты все делают два раза движение № 2.
На счет «раз» 15-го такта все, опустив руки вниз (но не разъединяя их), резко опускаются на левое колено, повернувшись вправо по кругу.
На счет «два-три» пауза. На счет «четыре» мальчики, разъединив руки, резко поворачиваются влево по кругу, становясь с левого колена на правое (рис. 4). На счет «пять» пауза.
Рис. 4
На 16-й такт все вскакивают.
На 17-й такт все делают на счет «раз» шаг левой ногой из круга, поворачиваясь налево. На счет «два» продолжают поворачиваться налево. На счет «три», совсем повернувшись спиной к центру круга, танцующие делают большой шаг вперед правой ногой. На счет «четыре» левую ногу приставляют к правой, руками берутся за рукоятку кинжала. На счет «пять» пауза.
На 18-м такте мальчики, слегка согнув колени и держась за кинжалы, на счет «раз» выбрасывают правую ногу вперед, ставя ее на пол, на каблук. На счет «два» пауза. На счет «три» прыжком меняют положение ног (левую — вперед на каблук, правую — в первоначальное положение). На счет «четыре» прыжком соединяют ноги вместе. На счет «пять» пауза.
На 19-й такт все, повторяя движения 17-го такта, поворачиваются лицом к центру круга, поднимают кинжалы правой рукой и на счет «четыре» ударяют кинжалами в пол.
На 20-й такт исполняются движения 18-го такта.
Затем повторяются движения, исполненные на 9—20-й такты.
Третья часть
«Тревога»
На 1-й такт под один сильный удар в барабан все резко приседают, поворачиваясь в разные стороны (как бы соображая, откуда был удар). Затем следует второй удар в барабан, еще более громкий, чем первый.
Воины быстро собираются в шеренгу лицом к зрителям (2-й такт). С небольшого прыжка встают на левое колено, ладони обеих рук кладут на пол. Смотрят вперед (3-й такт).
На 4-й такт все вытягивают правую ногу назад, наклоняются, слушают, прикладывая правое ухо к земле (рис. 5).
Рис. 5
На 5-й такт слушают, прикладывая левое ухо к земле.
На 6-й такт все вскакивают, положив руки на кинжал.
На 7—8-й такты все делают движение № 2 направо.
На 9-й такт все делают движение № 1 в глубину сцены, повернувшись левым боком к зрителям.
На 10-й такт все делают движение № 1 с левой ноги влево; командир идет тем же движением вперед.
На 11-й такт — сильный удар в барабан. Командира ранили, он пошатнулся: все присели ниже, замерли.
На 12—14-й такты ближайший к командиру воин поддерживает его, и все медленно, под глухие удары барабана, простыми шагами отступают назад, к левому верхнему углу сцены (рис. 6).
Рис. 6
Пауза. Барабан молчит. Все останавливаются, напряженно следя за командиром. Затем под очень тихие и медленные удары в барабан командир поднимается.
На 15—17-й такты воины с тревогой следят за ним.
На 18-м такте командир медленно поворачивается лицом к воинам, которые уже с надеждой, чуть улыбаясь, следят за ним.
На 19-й такт командир резко выпрямляется, высоко взмахивает красным платком (выхватив его из-за пояса). Сильные удары в барабан. Воины вскакивают и берутся за руки.
На 20-й такт командир берет первого воина за руку и поворачивается лицом к зрителям.
На 21—28-й такты удары в барабан все громче и громче. Командир высоко держит красный платок и идет движением № 1 в бой (по диагонали в правый нижний угол, за кулисы). Все воины идут за ним. Движения воинов энергичны, держатся все прямо, гордо вскинув головы (рис. 7), — они уверены, что победят.
Рис. 7
ОПИСАНИЕ ДВИЖЕНИЙ
Движение № 1
«Основной ход»
Исполняется на один такт. Счет 5/4. Исходное положение — третья позиция ног; правая — впереди. Колени слегка согнуты.
Из-за такта отделить правую ногу от пола и слегка вытянуть ее вперед.
На счет «раз» (первая четверть такта) сделать шаг правой ногой вправо. Тяжесть тела переносится на правую ногу. Корпус наклонить вперед.
На счет «два» (вторая четверть такта) пауза. В это время левую ногу с согнутым коленом отвести за правую ногу так, чтобы ступня левой ноги была почти под коленом правой. Колено левой ноги повернуто влево.
На счет «три» (третья четверть такта), чуть отделив от пол пятку правой ноги, повернуть ступню правой ноги (на низких полупальцах) вправо, не отделяя полупальцев от пола, и ударить ею об пол. Левая нога остается в том же положении (приподнята с согнутым коленом).
На счет «четыре» (четвертая четверть такта) левую ногу опустить на пол на низкие полупальцы рядом с правой ногой (при быстром, стремительном движении левую ногу можно поставить чуть впереди правой).
На счет «пять» (пятая четверть такта) тяжесть тела перенести на левую ногу, а правую ногу отделить от пола и слегка вытянуть вперед. Затем движение начинается сначала (со счета «раз»). Таким образом, танцующий продвигается вправо.
Это же движение можно исполнять влево. В этом случае оно начинается с левой ноги (левую ногу отделить от пола, сделать шаг левой ногой влево, правую ногу с согнутым коленом приподнять и отвести назад, за левую ногу, и т. д.).
Основной ход исполняется и вперед. В этом случае шаг нужно делать не в сторону, а вперед.
Движение № 2
Исполняется на два такта. Счет 5/4. Исходное положение — третья позиция ног, правая — впереди. Колени слегка согнуты.
1-й такт
Полностью повторяется движение № 1 вправо, но на пятую четверть такта пауза. Тяжесть тела переносится на правую ногу.
2-й такт
На счет «раз» (первая четверть такта) топнуть левой ногой, поставив ее немного впереди правой ноги.
На счет «два» (вторая четверть такта) пауза.
На счет «три» (третья четверть такта) сделать на месте скользящий подскок на правой ноге; левую ногу, согнутую в колене, приподнять.
На счет «четыре» (четвертая четверть такта) левую ногу поставить рядом с правой ногой в шестую позицию.
На счет «пять» (пятая четверть такта) пауза.
Все движение нужно исполнять при слегка согнутых коленях.
Примечание.
Движения танца «Хоруми» рекомендуется разучивать сначала под счет, а потом под удары барабана.