Цикл музыкальных занятий по теме «Сказка в музыке». Балет И.Ф. Стравинского «Петрушка». 5-6 лет
Занятие 1:
Задачи:
- воспитывать интерес к музыке балета И.Ф. Стравинского «Петрушка»;
- различать, передавать в движениях контрастный характер музыки (плавный, изящный и грубый, резкий);
- различать тембры инструментов, звучащих в оркестре.
Материал к занятию:
И.Ф. Стравинский. Балет «Петрушка», фрагменты из 1-й картины.
Предварительная работа:
1. Беседа о творчестве И. Стравинского, сравнение музыкальной речи композитора с музыкой В.-А. Моцарта, Л. Бетховена.
2. Рассматривание иллюстраций народных гуляний (открытки, репродукции, палехские шкатулки), рассказ о Масленице.
Ход занятия
В музыкальном зале расположены декорации с изображением Адмиралтейской площади в Петербурге. Дети заходят в зал под звучание фрагмента 1-й картины балета И.Ф. Стравинского «Петрушка».
Музыкальный руководитель: Ребята, сегодня мы перенесемся в город Петербург столетней давности и с помощью музыки Игоря Стравинского окунемся в яркое народное масленичное гулянье. Давайте послушаем фрагмент из 1-й картины балета «Петрушка» этого композитора, закроем глаза и представим, что происходит на Адмиралтейской площади Петербурга.
Звучит фрагмент 1-й картины балета И.Ф. Стравинского «Петрушка».
Дети: Восход солнца, много народа.
Музыкальный руководитель: Какое настроение было в звучащей музыке?
Дети: Она звучала то весело, задорно, то таинственно, завораживающе.
Музыкальный руководитель: Подумайте, какие музыкальные инструменты создавали это настроение в музыке.
Дети: В музыке слышались звуки гармони, переливы колокольчиков и звучание фортепиано. Даже слышались крики толпы.
Музыкальный руководитель: Действительно, в первых тактах музыки слышится общий неумолкающий гул, говор толпы, выкрики торговцев, звуки песен. Достигается этот эффект непрерывным движением музыкальной речи, напоминающим, как вы сказали, наигрыш гармони. Но в оркестре звучит не гармонь, а кларнет и валторна — они имитируют звуки гармони. Другой песенный наигрыш исполняет виолончель, затем на первый план выступает шарманка. Песню шарманщика исполняют два кларнета. Давайте послушаем этот музыкальный фрагмент и определим, что необычно в звучании шарманки.
Звучит фрагмент 1-й картины балета И.Ф. Стравинского «Петрушка».
Дети: Звуки шарманки то появляются, то исчезают.
Музыкальный руководитель: Действительно, композитор пытается изобразить естественное звучание старой шарманки, у которой некоторые трубы плохо играют. Кого вы еще представили под звуки музыки?
Дети:
— Я увидела себя на этом празднике в красивом русском сарафане. На Масленице обычно угощают всех блинами, и я веселюсь и ем блины.
— Я представил себя дрессировщиком, выхожу с медведем — и весь народ разбегается, затем собирается вокруг, чтобы посмотреть на представление.
— А я увидела себя с подругами. Мы на этой площади катались на красочных каруселях и ледяных горках.
Музыкальный руководитель: А теперь давайте под звуки музыки оживим представленные картины.
Педагог предлагает ребятам выбрать атрибуты для инсценировки народного гулянья. Под звуки музыки дети импровизируют масленичные сцены.
Занятие завершается обсуждением ритмо-пластических импровизаций детей, и педагог предлагает нарисовать картины народного гулянья.
Занятие 2
Задачи:
- учить детей вслушиваться и различать интонации музыкальной речи балета «Петрушка» И.Ф. Стравинского;
- побуждать к высказываниям о характере музыки;
- передавать настроения музыки с помощью пластических движений;
- добиваться выразительности движений, изображающих героев балета.
Музыкальный материал к занятию:
И.Ф. Стравинский. Балет «Петрушка», фрагмент 1-й картины: выступление Фокусника, тема Балерины, Арапа и Петрушки.
Предварительная работа:
1. Беседа о народной театральной игрушке — кукле Петрушка.
2. Рассматривание иллюстраций с изображением Петрушки.
Ход занятия
Декорации 1-го занятия.
Музыкальный руководитель: Ребята, сегодня мы вновь возвратимся в Петербург на Адмиралтейскую площадь, окунемся в праздничное масленичное гулянье и узнаем, что происходило на площади. Расскажет нам об этом музыка Игоря Стравинского.
Звучит фрагмент 1-й картины балета И.Ф. Стравинского «Петрушка» — тема Фокусника.
Музыкальный руководитель: На площади появляется Фокусник. Вы услышали звуки барабанной дроби? Они предвещают что-то необычное. Вслушайтесь в интонации музыкального фрагмента и охарактеризуйте их.
Звучит фрагмент 1-й картины балета И.Ф. Стравинского «Петрушка» — тема Фокусника.
Дети: Музыка звучит волшебно, а иногда зловеще, как будто что-то вот-вот случится.
Музыкальный руководитель: Действительно, в этом фрагменте интонации мрачные, слышатся настораживающие движения, которые исполняют фаготы и кларнеты. Но всегда ли музыка звучит одинаково?
Дети: Когда звучит флейта, мелодия простая, но она тоже звучит таинственно.
Музыкальный руководитель: Действительно, нас ожидает какое-то волшебство. Давайте посмотрим...
На фоне звучащей музыки появляются три куклы (дети в костюмах Петрушки, Балерины и Арапа). Каждый герой по очереди исполняет свой танец. Первой выступает Балерина, ее импровизация — танец заводной куклы.
Музыкальный руководитель: Ребята, какая была музыка, изображающая характер Балерины?
Дети: Она почти не менялась и похожа была на механическую.
Музыкальный руководитель: Вы услышали, какой инструмент звучал более ярко в оркестре?
Дети: Были слышны звуки барабана.
Музыкальный руководитель: Действительно, четкий ритм малого барабана сопровождает танец Балерины, что придает мелодии бездушный, однообразный характер.
Звучит тема Арапа, и исполняется импровизация под эту музыку.
Музыкальный руководитель: А какой характер у этого героя?
Дети: Это злая и свирепая кукла. У Арапа коварный взгляд — музыка звучала мрачно и грозно.
Музыкальный руководитель: Действительно, образ этого героя создают угрюмые, грозные, зловещие интонации в музыке. Вы услышали, какой инструмент ее исполняет? Это кларнет. Давайте посмотрим танец последней куклы.
Исполняется тема Петрушки и танцевальная импровизация героя.
Музыкальный руководитель: Каким вы увидели Петрушку?
Дети: Он печален. Это несчастная кукла, которая страдает. Музыка была порывистой.
Музыкальный руководитель: Действительно, вы услышали тему маленького человека, который страдает от того, что его не любят. В музыке слышны короткие мотивы — они напоминают вскрикивания, как будто от боли. Вслушайтесь в эти интонации.
Звучит тема Петрушки (громкие звуки труб, тромбонов, безвольно скользящие, порывистые и застывающие интонации).
Музыкальный руководитель: Давайте изобразим каждого из героев, передавая настроение, характер и образ с помощью пластических движений, мимики, жестов.
Звучат темы каждого героя, дети импровизируют их образы.
Занятие завершается обсуждением наиболее удачных импровизаций.
Занятие 3
Задачи:
- воспитывать интерес к музыке балета И.Ф. Стравинского «Петрушка», развивать эмоциональную отзывчивость на музыку разного характера;
- закрепить представления детей о характере музыкальных образов балета «Петрушка» И.Ф. Стравинского;
- добиваться образности движений при передаче характера музыки в пластике.
Материал к занятию:
- И.Ф. Стравинский. Балет «Петрушка», фрагменты из 3-й картины: «Вальс», «Борьба соперников»;
- Ф. Шопен. «Вальс № 17».
Предварительная работа:
1. Беседа о танцевальных жанрах в музыке: что такое вальс?
2. Беседа о содержании балета И.Ф. Стравинского «Петрушка».
Ход занятия
Музыкальный руководитель: Ребята, сегодня мы узнаем о дальнейших событиях, которые произошли в жизни героев балета «Петрушка».
В театре тишина... Народ давно разошелся, только за кулисами театра слышны необычные звуки. Давайте вслушаемся в звучание музыки, и она нам поможет узнать, что там происходит.
Звучит фрагмент из 3-й картины балета И.Ф. Стравинского «Петрушка».
Дети: Слышится то тема Арапа, то тема Балерины.
Музыкальный руководитель: Как вы догадались об этом?
Дети: Музыка постоянно изменяется: она звучит то угрюмо, агрессивно, а временами становится неживой, кукольной.
Музыкальный руководитель: Действительно, в музыке переплетаются интонации, характеризующие образы Арапа и Балерины, слышен краткий, как бы вздрагивающий мотив английского рожка и статичные движения стройных басов. Послушайте еще раз этот фрагмент и определите, какие инструменты еще исполняют звучащую музыку.
Звучит повторно фрагмент 3-й картины балета И.Ф. Стравинского «Петрушка».
Дети: Когда звучит тема Арапа, слышно ритмичное звучание барабана и однообразный звук трубы.
Музыкальный руководитель: Действительно, в теме Арапа слышны звуки барабана, а вот механическую, бездушную мелодию темы Балерины исполняет духовой инструмент, родственный трубе, — корнет-а-пистон. Привлекательность его тембра заключается в своеобразной задорности. В этой теме с помощью тембра данного инструмента создается образ холодной, бездушной Балерины. Давайте попробуем изобразить в красках с помощью цвета характер главных героев балета: Петрушки, Балерины и Арапа. Какие краски вы будете использовать?
Дети: Петрушку я раскрашу в разные яркие цвета, потому что он единственный, кто имеет душу.
Балерина — холодная, пустая, бесчувственная, ее образ я создам с помощью светло-голубых и серых оттенков.
Образ Арапа жестокий, напористый, злой, его можно раскрасить в темно-синий или темно-фиолетовый цвета
Дети выполняют творческое задания, слушая фрагмент 3-й картины балета И.Ф. Стравинского «Петрушка».
Музыкальный руководитель: А сейчас мы с вами послушаем «Вальс» из балета «Петрушка». Подумайте, кто из героев может танцевать этот вальс?
Звучит «Вальс» из 3-й картины балета И.Ф. Стравинского «Петрушка».
Дети: Это танцуют Арап и Балерина, так как в музыке слышны их темы.
Музыкальный руководитель: Давайте сравним вальс И.Ф. Стравинского с вальсом Ф. Шопена. Подумайте, что отличает эти два вальса.
Звучит «Вальс № 17» Ф. Шопена.
Дети: Вальс Ф. Шопена звучит более плавно, нежно. А вальс И.Ф. Стравинского — резко, чуть-чуть грубовато.
Музыкальный руководитель: Действительно, Стравинский, сочиняя вальс, хотел подчеркнуть примитивность и душевную пустоту Балерины и Арапа. В музыке слышны звуки фагота, мелодию исполняет корнет-а-пи-стон, к которому присоединяется флейта. Давайте попробуем показать, как танцуют вальс Арап и Балерина.
Звучит «Вальс» И.Ф. Стравинского из балета «Петрушка». Дети исполняют пластическую импровизацию, в ходе которой педагог демонстрирует варианты движений Арапа и Балерины. После исполнения импровизации музыкальный руководитель и дети обсуждают наиболее удачно подобранные движения и воспроизводят их при повторной импровизации.
Музыкальный руководитель: Звуки вальса прерываются появлением Петрушки, а вот что дальше происходит между героями, давайте послушаем вместе.
Звучит фрагмент «Борьба двух соперников» из 3-й картины балета «Петрушка» И.Ф. Стравинского.
Дети: Мы услышали грозную музыку, как будто Петрушка дерется с Арапом.
Музыкальный руководитель: Действительно, фрагменты фанфарной темы Петрушки переплетаются со злой темой Арапа. Это герои вступают в борьбу. Как вы думаете, чем закончился этот сюжет?
Звучит заключительный фрагмент темы «Борьбы двух соперников» из балета И.Ф. Стравинского.
Дети: Музыка ожесточенная и заканчивается резкими интонациями. Наверное, Петрушка поражен. Затем наступает тишина, и Петрушка уходит.
Музыкальный руководитель: Действительно, Петрушка не смог победить Арапа в данной ситуации, и он уходит. Поэтому и музыка звучала агрессивно, ожесточенно, с интонациями темы Арапа. Вам жаль Петрушку?
Дети: Да, Петрушка страдает, а Арап злой, он несправедливо обидел Петрушку.
Музыкальный руководитель: Давайте утешим Петрушку, покажите, как можно утешить расстроенного, грустного человека. Музыка поможет вам в этом.
Звучит «Вальс № 17» Ф. Шопена. Дети импровизируют с помощью пластики сцену утешения Петрушки, используя куклу бибабо.
Музыкальный руководитель: Ну вот, и развеялись грустные мысли нашего героя, вы смогли его утешить, приласкать. А что произошло с ним дальше, мы узнаем на следующем занятии.
Занятие 4
Задачи:
- познакомить детей с содержанием 4-й картины балета И.Ф. Стравинского «Петрушка»;
- развивать эмоциональную отзывчивость на музыку и ладовое чувство (способность узнавать ранее слышанные мелодии и темы в новом музыкальном материале);
- учить высказываться о характере музыки и передавать ее настроение в пластических движениях.
Музыкальный материал:
- И.Ф. Стравинский. Балет «Петрушка», фрагменты 4-й картины.
- Русские народные песни: «Я вечор млада», «Ах вы, сени, мои сени», «А снег тает, вода с крыши льется».
Предварительная работа:
1. Беседа о русских народных песнях.
2. Разучивание русских народных песен «Я вечор млада», «Ах вы, сени, мои сени», «А снег тает, вода с крыши льется».
Ход занятия
Музыкальный руководитель: Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с содержанием заключительной картины балета И.Ф. Стравинского «Петрушка». Мы узнаем, чем заканчивается сказочный сюжет, что происходит с главным героем и как об этом рассказывает музыка. Давайте послушаем фрагмент из этой картины. Подумайте, что выражает музыка, какие чувства она передает.
Звучит фрагмент из 4-й картины балета И.Ф. Стравинского «Петрушка».
Дети: Музыка звучит весело, ярко, празднично.
Музыкальный руководитель: А вы услышали знакомые интонации в этой музыке?
Дети: Да, звучали русские народные песни.
Музыкальный руководитель: Действительно, в этом музыкальном фрагменте композитор использовал темы известных вам русских народных песен «Я вечор млада» и «Ах вы, сени, мои сени». Обе песни как будто доносятся одновременно с разных концов. Вспомните, изменялся ли характер в музыке?
Дети: Музыка становилась иногда тяжелой и грубой.
Музыкальный руководитель: Что напоминают вам эти интонации?
Звучит фрагмент 4-й картины балета.
Дети: Будто шагает большой медведь.
Музыкальный руководитель: Правильно вы определили. Действительно, в музыке изображаются картины традиционного народного веселья: мужик забавляет толпу дрессированным медведем. Музыка звучит грустно, тяжело, как будто неуклюже переваливающийся медведь пытается выполнять разные трюки. Давайте окунемся в это народное гулянье и изобразим эту сцену в движениях.
Педагог оговаривает с детьми роли: мужика, медведя, ликующей толпы, обсуждает возможные движения героев. Дети выполняют импровизации под звучащую музыку.
Музыкальный руководитель: Вот у нас и получилось ярмарочное веселье. А дальше в этой гудящей толпе появляется Петрушка. Давайте послушаем и определим, какие чувства переживает Петрушка в этот момент.
Звучит фрагмент темы Петрушки из 4-й картины балета.
Музыкальный руководитель: Вы узнали главного героя?
Дети: Да, но музыка, рассказывающая о нем, звучит по-другому. Она более спокойная.
Музыкальный руководитель: В этой сцене композитор изобразил Петрушку страдающим, его ничто не веселит — он страдает от своей неразделенной любви к Балерине. Для того чтобы подчеркнуть страдания Петрушки, композитор изменяет его музыкальную тему: ритм, тембр, динамику. Вы слышали, как робко она звучит? Какой инструмент исполняет тему Петрушки?
Дети: Скрипка.
Музыкальный руководитель: А как вы думаете, почему композитор поручил именно скрипке передать чувства героя?
Дети: Скрипка по звучанию похожа на голос человека, она — душа музыки, ее тембр может передать тоску и горе Петрушки.
Музыкальный руководитель: Тему Петрушки исполняет соло скрипка, единственный раз в балете скрипка звучит напевно, протяжно, нежно. Давайте послушаем фрагмент — соло скрипки — и с помощью движений, жестов, мимики передадим эмоциональное состояние Петрушки.
Звучит тема Петрушки, дети воссоздают образ с помощью мимики, жестов, пластики.
Музыкальный руководитель: А в это время на площади праздник продолжается: народ веселится, ликует — и вдруг появляется Фокусник. Он пришел за Петрушкой, чтобы забрать куклу в свой театр. Петрушка для него просто кукла, не живой человек. А для вас кто Петрушка?
Дети: Петрушка, хотя и кукла, но у него есть душа.
Музыкальный руководитель: Да, это герой, который способен беззаветно любить, радоваться жизни, горевать, страдать, так же, как и любой человек. Наверное, об этом и хотел рассказать русский композитор И.Ф. Стравинский своей прекрасной музыкой.