Меню
  • Главная
  • Музыка
    • Слушать музыку
    • Ноты
    • Музыкальные занятия
  • Поделки
  • Игры для детей
    • Подвижные игры на воздухе
    • Подвижные игры в помещении
    • Ребусы
    • Головоломки
    • Настольные игры
    • Викторины
    • Экологические игры
    • Развивающие игры
    • Кроссворды
  • Сценарии
    • Сценарии для дошкольников
    • Сценарии для школьников
    • Сценарии к 8 марта и ко Дню Матери
    • Сценарии к 23 февраля, 9 мая и на военную тему
    • Сценарии к Новому году, Рождеству и на Масленицу
    • Сценарии ко Дню Рождения
    • Осенние праздники
  • Загадки. Стихи
    • Стихи
    • Потешки, колыбельные
    • Загадки
    • Хочу все знать
  • Раскраски и рисунки
    • Раскраски
    • Рисование
  • Сказки
    • Азиатские сказки
    • Американские сказки
    • Русские сказки
    • Сказки народов России
    • Сказки народов Австралии и Океании
    • Сказки народов Европы
    • Сказки народов Ближнего и Среднего Востока
    • Сказки стран Африки
  • Статьи
  • Библиотека школьника
МЕНЮ
Мир детей Сайт для детей и родителей
  1. Вы здесь:  
  2. Главная
  3. Музыка
  4. Музыкальные занятия
  5. Цикл музыкальных занятий по теме «Сказка в музыке». Балет И.Ф. Стравинского «Петрушка». 5-6 лет

Цикл музыкальных занятий по теме «Сказка в музыке». Балет И.Ф. Стравинского «Петрушка». 5-6 лет

Содержание

  • Занятие 1
  • Занятие 2
  • Занятие 3
  • Занятие 4

Занятие 1

Задачи:

  • воспитывать интерес к музыке балета И.Ф. Стравинского «Петрушка»;
  • различать, передавать в движениях контрастный характер музыки (плавный, изящный и грубый, резкий);
  • различать тембры инструментов, звучащих в оркестре.

Материал к занятию:

И.Ф. Стравинский. Балет «Петрушка», фрагменты из 1-й картины.

Предварительная работа:

1. Беседа о творчестве И. Стравинского, сравнение музыкальной речи композитора с музыкой В.-А. Моцарта, Л. Бетховена.

2. Рассматривание иллюстраций народных гуляний (открытки, репродукции, палехские шкатулки), рассказ о Масленице.

Ход занятия

В музыкальном зале расположены декорации с изображением Адмиралтейской площади в Петербурге. Дети заходят в зал под звучание фрагмента 1-й картины балета И.Ф. Стравинского «Петрушка».

Музыкальный руководитель: Ребята, сегодня мы перенесемся в город Петербург столетней давности и с помощью музыки Игоря Стравинского окунемся в яркое народное масленичное гулянье. Давайте послушаем фрагмент из 1-й картины балета «Петрушка» этого композитора, закроем глаза и представим, что происходит на Адмиралтейской площади Петербурга.

Звучит фрагмент 1-й картины балета И.Ф. Стравинского «Петрушка».

Дети: Восход солнца, много народа.

Музыкальный руководитель: Какое настроение было в звучащей музыке?

Дети: Она звучала то весело, задорно, то таинственно, завораживающе.

Музыкальный руководитель: Подумайте, какие музыкальные инструменты создавали это настроение в музыке.

Дети: В музыке слышались звуки гармони, переливы колокольчиков и звучание фортепиано. Даже слышались крики толпы.

Музыкальный руководитель: Действительно, в первых тактах музыки слышится общий неумолкающий гул, говор толпы, выкрики торговцев, звуки песен. Достигается этот эффект непрерывным движением музыкальной речи, напоминающим, как вы сказали, наигрыш гармони. Но в оркестре звучит не гармонь, а кларнет и валторна — они имитируют звуки гармони. Другой песенный наигрыш исполняет виолончель, затем на первый план выступает шарманка. Песню шарманщика исполняют два кларнета. Давайте послушаем этот музыкальный фрагмент и определим, что необычно в звучании шарманки.

Звучит фрагмент 1-й картины балета И.Ф. Стравинского «Петрушка».

Дети: Звуки шарманки то появляются, то исчезают.

Музыкальный руководитель: Действительно, композитор пытается изобразить естественное звучание старой шарманки, у которой некоторые трубы плохо играют. Кого вы еще представили под звуки музыки?

Дети:

— Я увидела себя на этом празднике в красивом русском сарафане. На Масленице обычно угощают всех блинами, и я веселюсь и ем блины.

— Я представил себя дрессировщиком, выхожу с медведем — и весь народ разбегается, затем собирается вокруг, чтобы посмотреть на представление.

— А я увидела себя с подругами. Мы на этой площади катались на красочных каруселях и ледяных горках.

Музыкальный руководитель: А теперь давайте под звуки музыки оживим представленные картины.

Педагог предлагает ребятам выбрать атрибуты для инсценировки народного гулянья. Под звуки музыки дети импровизируют масленичные сцены.

Занятие завершается обсуждением ритмо-пластических импровизаций детей, и педагог предлагает нарисовать картины народного гулянья

Занятие 2

Задачи:

  • учить детей вслушиваться и различать интонации музыкальной речи балета «Петрушка» И.Ф. Стравинского;
  • побуждать к высказываниям о характере музыки;
  • передавать настроения музыки с помощью пластических движений;
  • добиваться выразительности движений, изображающих героев балета.

Музыкальный материал к занятию:

И.Ф. Стравинский. Балет «Петрушка», фрагмент 1-й картины: выступление Фокусника, тема Балерины, Арапа и Петрушки.

Предварительная работа:

1. Беседа о народной театральной игрушке — кукле Петрушка.

2. Рассматривание иллюстраций с изображением Петрушки.

Ход занятия

Декорации 1-го занятия.

Музыкальный руководитель: Ребята, сегодня мы вновь возвратимся в Петербург на Адмиралтейскую площадь, окунемся в праздничное масленичное гулянье и узнаем, что происходило на площади. Расскажет нам об этом музыка Игоря Стравинского.

Звучит фрагмент 1-й картины балета И.Ф. Стравинского «Петрушка» — тема Фокусника.

Музыкальный руководитель: На площади появляется Фокусник. Вы услышали звуки барабанной дроби? Они предвещают что-то необычное. Вслушайтесь в интонации музыкального фрагмента и охарактеризуйте их.

Звучит фрагмент 1-й картины балета И.Ф. Стравинского «Петрушка» — тема Фокусника.

Дети: Музыка звучит волшебно, а иногда зловеще, как будто что-то вот-вот случится.

Музыкальный руководитель: Действительно, в этом фрагменте интонации мрачные, слышатся настораживающие движения, которые исполняют фаготы и кларнеты. Но всегда ли музыка звучит одинаково?

Дети: Когда звучит флейта, мелодия простая, но она тоже звучит таинственно.

Музыкальный руководитель: Действительно, нас ожидает какое-то волшебство. Давайте посмотрим...

На фоне звучащей музыки появляются три куклы (дети в костюмах Петрушки, Балерины и Арапа). Каждый герой по очереди исполняет свой танец. Первой выступает Балерина, ее импровизация — танец заводной куклы.

Музыкальный руководитель: Ребята, какая была музыка, изображающая характер Балерины?

Дети: Она почти не менялась и похожа была на механическую.

Музыкальный руководитель: Вы услышали, какой инструмент звучал более ярко в оркестре?

Дети: Были слышны звуки барабана.

Музыкальный руководитель: Действительно, четкий ритм малого барабана сопровождает танец Балерины, что придает мелодии бездушный, однообразный характер.

Звучит тема Арапа, и исполняется импровизация под эту музыку.

Музыкальный руководитель: А какой характер у этого героя?

Дети: Это злая и свирепая кукла. У Арапа коварный взгляд — музыка звучала мрачно и грозно.

Музыкальный руководитель: Действительно, образ этого героя создают угрюмые, грозные, зловещие интонации в музыке. Вы услышали, какой инструмент ее исполняет? Это кларнет. Давайте посмотрим танец последней куклы.

Исполняется тема Петрушки и танцевальная импровизация героя.

Музыкальный руководитель: Каким вы увидели Петрушку?

Дети: Он печален. Это несчастная кукла, которая страдает. Музыка была порывистой.

Музыкальный руководитель: Действительно, вы услышали тему маленького человека, который страдает от того, что его не любят. В музыке слышны короткие мотивы — они напоминают вскрикивания, как будто от боли. Вслушайтесь в эти интонации.

Звучит тема Петрушки (громкие звуки труб, тромбонов, безвольно скользящие, порывистые и застывающие интонации).

Музыкальный руководитель: Давайте изобразим каждого из героев, передавая настроение, характер и образ с помощью пластических движений, мимики, жестов.

Звучат темы каждого героя, дети импровизируют их образы.

Занятие завершается обсуждением наиболее удачных импровизаций.

Занятие 3

Задачи:

  • воспитывать интерес к музыке балета И.Ф. Стравинского «Петрушка», развивать эмоциональную отзывчивость на музыку разного характера;
  • закрепить представления детей о характере музыкальных образов балета «Петрушка» И.Ф. Стравинского;
  • добиваться образности движений при передаче характера музыки в пластике.

Материал к занятию:

  • И.Ф. Стравинский. Балет «Петрушка», фрагменты из 3-й картины: «Вальс», «Борьба соперников»;
  • Ф. Шопен. «Вальс № 17».

Предварительная работа:

1. Беседа о танцевальных жанрах в музыке: что такое вальс?

2. Беседа о содержании балета И.Ф. Стравинского «Петрушка».

Ход занятия

Музыкальный руководитель: Ребята, сегодня мы узнаем о дальнейших событиях, которые произошли в жизни героев балета «Петрушка».

В театре тишина... Народ давно разошелся, только за кулисами театра слышны необычные звуки. Давайте вслушаемся в звучание музыки, и она нам поможет узнать, что там происходит.

Звучит фрагмент из 3-й картины балета И.Ф. Стравинского «Петрушка».

Дети: Слышится то тема Арапа, то тема Балерины.

Музыкальный руководитель: Как вы догадались об этом?

Дети: Музыка постоянно изменяется: она звучит то угрюмо, агрессивно, а временами становится неживой, кукольной.

Музыкальный руководитель: Действительно, в музыке переплетаются интонации, характеризующие образы Арапа и Балерины, слышен краткий, как бы вздрагивающий мотив английского рожка и статичные движения стройных басов. Послушайте еще раз этот фрагмент и определите, какие инструменты еще исполняют звучащую музыку.

Звучит повторно фрагмент 3-й картины балета И.Ф. Стравинского «Петрушка».

Дети: Когда звучит тема Арапа, слышно ритмичное звучание барабана и однообразный звук трубы.

Музыкальный руководитель: Действительно, в теме Арапа слышны звуки барабана, а вот механическую, бездушную мелодию темы Балерины исполняет духовой инструмент, родственный трубе, — корнет-а-пистон. Привлекательность его тембра заключается в своеобразной задорности. В этой теме с помощью тембра данного инструмента создается образ холодной, бездушной Балерины. Давайте попробуем изобразить в красках с помощью цвета характер главных героев балета: Петрушки, Балерины и Арапа. Какие краски вы будете использовать?

Дети: Петрушку я раскрашу в разные яркие цвета, потому что он единственный, кто имеет душу.

Балерина — холодная, пустая, бесчувственная, ее образ я создам с помощью светло-голубых и серых оттенков.

Образ Арапа жестокий, напористый, злой, его можно раскрасить в темно-синий или темно-фиолетовый цвета

Дети выполняют творческое задания, слушая фрагмент 3-й картины балета И.Ф. Стравинского «Петрушка».

Музыкальный руководитель: А сейчас мы с вами послушаем «Вальс» из балета «Петрушка». Подумайте, кто из героев может танцевать этот вальс?

Звучит «Вальс» из 3-й картины балета И.Ф. Стравинского «Петрушка».

Дети: Это танцуют Арап и Балерина, так как в музыке слышны их темы.

Музыкальный руководитель: Давайте сравним вальс И.Ф. Стравинского с вальсом Ф. Шопена. Подумайте, что отличает эти два вальса.

Звучит «Вальс № 17» Ф. Шопена.

Дети: Вальс Ф. Шопена звучит более плавно, нежно. А вальс И.Ф. Стравинского — резко, чуть-чуть грубовато.

Музыкальный руководитель: Действительно, Стравинский, сочиняя вальс, хотел подчеркнуть примитивность и душевную пустоту Балерины и Арапа. В музыке слышны звуки фагота, мелодию исполняет корнет-а-пи-стон, к которому присоединяется флейта. Давайте попробуем показать, как танцуют вальс Арап и Балерина.

Звучит «Вальс» И.Ф. Стравинского из балета «Петрушка». Дети исполняют пластическую импровизацию, в ходе которой педагог демонстрирует варианты движений Арапа и Балерины. После исполнения импровизации музыкальный руководитель и дети обсуждают наиболее удачно подобранные движения и воспроизводят их при повторной импровизации.

Музыкальный руководитель: Звуки вальса прерываются появлением Петрушки, а вот что дальше происходит между героями, давайте послушаем вместе.

Звучит фрагмент «Борьба двух соперников» из 3-й картины балета «Петрушка» И.Ф. Стравинского.

Дети: Мы услышали грозную музыку, как будто Петрушка дерется с Арапом.

Музыкальный руководитель: Действительно, фрагменты фанфарной темы Петрушки переплетаются со злой темой Арапа. Это герои вступают в борьбу. Как вы думаете, чем закончился этот сюжет?

Звучит заключительный фрагмент темы «Борьбы двух соперников» из балета И.Ф. Стравинского.

Дети: Музыка ожесточенная и заканчивается резкими интонациями. Наверное, Петрушка поражен. Затем наступает тишина, и Петрушка уходит.

Музыкальный руководитель: Действительно, Петрушка не смог победить Арапа в данной ситуации, и он уходит. Поэтому и музыка звучала агрессивно, ожесточенно, с интонациями темы Арапа. Вам жаль Петрушку?

Дети: Да, Петрушка страдает, а Арап злой, он несправедливо обидел Петрушку.

Музыкальный руководитель: Давайте утешим Петрушку, покажите, как можно утешить расстроенного, грустного человека. Музыка поможет вам в этом.

Звучит «Вальс № 17» Ф. Шопена. Дети импровизируют с помощью пластики сцену утешения Петрушки, используя куклу бибабо.

Музыкальный руководитель: Ну вот, и развеялись грустные мысли нашего героя, вы смогли его утешить, приласкать. А что произошло с ним дальше, мы узнаем на следующем занятии.

Занятие 4

Задачи:

  • познакомить детей с содержанием 4-й картины балета И.Ф. Стравинского «Петрушка»;
  • развивать эмоциональную отзывчивость на музыку и ладовое чувство (способность узнавать ранее слышанные мелодии и темы в новом музыкальном материале);
  • учить высказываться о характере музыки и передавать ее настроение в пластических движениях.

Музыкальный материал:

  • И.Ф. Стравинский. Балет «Петрушка», фрагменты 4-й картины.
  • Русские народные песни: «Я вечор млада», «Ах вы, сени, мои сени», «А снег тает, вода с крыши льется».

Предварительная работа:

1. Беседа о русских народных песнях.

2. Разучивание русских народных песен «Я вечор млада», «Ах вы, сени, мои сени», «А снег тает, вода с крыши льется».

Ход занятия

Музыкальный руководитель: Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с содержанием заключительной картины балета И.Ф. Стравинского «Петрушка». Мы узнаем, чем заканчивается сказочный сюжет, что происходит с главным героем и как об этом рассказывает музыка. Давайте послушаем фрагмент из этой картины. Подумайте, что выражает музыка, какие чувства она передает.

Звучит фрагмент из 4-й картины балета И.Ф. Стравинского «Петрушка».

Дети: Музыка звучит весело, ярко, празднично.

Музыкальный руководитель: А вы услышали знакомые интонации в этой музыке?

Дети: Да, звучали русские народные песни.

Музыкальный руководитель: Действительно, в этом музыкальном фрагменте композитор использовал темы известных вам русских народных песен «Я вечор млада» и «Ах вы, сени, мои сени». Обе песни как будто доносятся одновременно с разных концов. Вспомните, изменялся ли характер в музыке?

Дети: Музыка становилась иногда тяжелой и грубой.

Музыкальный руководитель: Что напоминают вам эти интонации?

Звучит фрагмент 4-й картины балета.

Дети: Будто шагает большой медведь.

Музыкальный руководитель: Правильно вы определили. Действительно, в музыке изображаются картины традиционного народного веселья: мужик забавляет толпу дрессированным медведем. Музыка звучит грустно, тяжело, как будто неуклюже переваливающийся медведь пытается выполнять разные трюки. Давайте окунемся в это народное гулянье и изобразим эту сцену в движениях.

Педагог оговаривает с детьми роли: мужика, медведя, ликующей толпы, обсуждает возможные движения героев. Дети выполняют импровизации под звучащую музыку.

Музыкальный руководитель: Вот у нас и получилось ярмарочное веселье. А дальше в этой гудящей толпе появляется Петрушка. Давайте послушаем и определим, какие чувства переживает Петрушка в этот момент.

Звучит фрагмент темы Петрушки из 4-й картины балета.

Музыкальный руководитель: Вы узнали главного героя?

Дети: Да, но музыка, рассказывающая о нем, звучит по-другому. Она более спокойная.

Музыкальный руководитель: В этой сцене композитор изобразил Петрушку страдающим, его ничто не веселит — он страдает от своей неразделенной любви к Балерине. Для того чтобы подчеркнуть страдания Петрушки, композитор изменяет его музыкальную тему: ритм, тембр, динамику. Вы слышали, как робко она звучит? Какой инструмент исполняет тему Петрушки?

Дети: Скрипка.

Музыкальный руководитель: А как вы думаете, почему композитор поручил именно скрипке передать чувства героя?

Дети: Скрипка по звучанию похожа на голос человека, она — душа музыки, ее тембр может передать тоску и горе Петрушки.

Музыкальный руководитель: Тему Петрушки исполняет соло скрипка, единственный раз в балете скрипка звучит напевно, протяжно, нежно. Давайте послушаем фрагмент — соло скрипки — и с помощью движений, жестов, мимики передадим эмоциональное состояние Петрушки.

Звучит тема Петрушки, дети воссоздают образ с помощью мимики, жестов, пластики.

Музыкальный руководитель: А в это время на площади праздник продолжается: народ веселится, ликует — и вдруг появляется Фокусник. Он пришел за Петрушкой, чтобы забрать куклу в свой театр. Петрушка для него просто кукла, не живой человек. А для вас кто Петрушка?

Дети: Петрушка, хотя и кукла, но у него есть душа.

Музыкальный руководитель: Да, это герой, который способен беззаветно любить, радоваться жизни, горевать, страдать, так же, как и любой человек. Наверное, об этом и хотел рассказать русский композитор И.Ф. Стравинский своей прекрасной музыкой.

Цикл музыкальных занятий по теме «Сказка в музыке». Балет И.Ф. Стравинского «Петрушка». 5-6 лет