Музыкальные занятия с детьми до трех лет. Февраль. Четвертая неделя
Занятие проводит педагог совместно с родителями
ФРАГМЕНТ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА
Взрослые играют друг с другом, как будто без детей. Сначала родители перекидывают мячи друг другу, потом их перекатывают, крутят по часовой и против часовой стрелки, останавливая мяч ударом ладони, ударяют мячом так, чтобы он подскочил к потолку и опустился на кого-нибудь. Дети оказываются вынужденными (чтобы поиграть самим) самостоятельно добывать себе мячи и, таким образом, активно и самостоятельно включаться в общую игру.
Родители усаживаются в ансамбль отдельно от детей. Возле каждого родителя три инструмента: ручной барабан, блоктроммель (деревянная ложка) и колокольчик.
БОРОДИН. ПОЛЬКА (А В А С А В А).
(См. музыкальный пример Музыкальные занятия с детьми до трех лет. Октябрь. Четвертая неделя).
Первая часть. Дети садятся на мяч и под музыку подпрыгивают (скачут как на лошади). Ансамбль родителей аккомпанирует им на ручном барабане: ...
Вторая часть. Дети соскакивают с мяча назад. Мяч оказывается у них между ног. Под музыку стучат по мячу ладошками: , родители аккомпанируют на блоктроммелях.
Повтор первой части.
Третья часть - интерлюдия. Дети ложатся животом на мяч и выполняют движение вперёд-назад. Родители аккомпанируют на колокольчиках.
Повтор первой части.
Дети могут поменяться с родителями. Теперь родители работают с мячом, а дети им аккомпанируют на трёх инструментах.
«КУЛИК. КУЛИК...»
Равномерно подкидывая мяч, дети поют песенку «Кулик, кулик»:
CRESCENDO-DIMINUENDO
Манипуляции с мячом помогут ребёнку почувствовать напряжение и расслабление, а также усиление звука и его затухание. Одновременно ребёнок учится воспроизводить звуки «с-з» и «ш-ж».
Способ работы:
1. Взять мяч двумя руками и медленно сжимать его, одновременно произнося звук «с». Чем сильнее сжимается мяч руками, тем напряжённее звучит звук «с». Для того чтобы ещё усилить звучание звука «с», нужно добавить голос, но тогда звук «с» превращается в звук «з», а если ещё сильнее сжимать мяч, то звук «з» начинает вибрировать (вибрирует диафрагма). Такая вибрация приближает ребёнка к вокальной вибрации.
Мяч постепенно разжимается, звук «з» превращается в звук «с» и переходит в шёпот. Ребёнок легко держит в руках мяч. Упражнение повторяется несколько раз.
2. Выполнить то же самое упражнение со звуками «ш - ж».
УПРАЖНЕНИЯ С ГИМНАСТИЧЕСКИМИ ПАЛКАМИ
(См. музыкальные примеры «Шаги», «Подскоки» Музыкальные занятия с детьми до трех лет. Сентябрь. Первая неделя и «Кружиться» Музыкальные занятия с детьми до трех лет. Сентябрь. Четвертая неделя).
Шаг, бег, подскоки, кружение выполнить приёмом «эхо». Два такта выполняется движение, на следующих двух тактах все останавливаются и стучат палкой о ковёр. Кружиться вокруг палки, при остановке поменять руку на палке и кружиться в обратную сторону. Кружась, опускаться по спирали и сесть на колени, выполнить ритм - и перейти к новому упражнению.
Сесть напротив друг друга, держать палку вертикально вверх, опираясь торцом на ковёр. Выполняя наговоры (на четыре счёта с повторением), или проигрывая музыкальную фразу в четыре такта на 4/4, попеременно перехватывать одной рукой палку снизу до верха. Выполнив совместное движение, положить ладонь на торец палки, звонко произнести: «Готово!». Перевернуть палку и выполнить движение ещё несколько раз.
Лечь на ковёр головой к голове и под музыку передавать друг другу палку. Упражнение можно усложнить - лечь на ковёр головой к голове, затем сесть и держать колени руками, прижатыми к животу. Под музыку откинуться назад (друг к другу) и передать палку. Не задерживаясь, вернуться в исходное положение и вновь откинуться назад. Получить палку обратно и так выполнять упражнение несколько раз.
Выполнить из палок круг. Круг делают дети, родители незаметно помогают. Обратить внимание детей на то, чтобы торцы палок касались друг друга. В этом проявится контроль детей за собственными действиями.
ПАНТОМИМА
Все как будто берут тесто и начинают из него сначала делать комок. Затем кладут на воображаемый стол и валиком комок раскатывают - положить ладошки на гимнастическую палку и с наговорами выполнять соответствующие движения. После чего делают пирожок и ставят его в духовку (в печь). Выполнить пантомиму несколько раз.
ВООБРАЖАЕМАЯ СВЕЧА И СПИЧКИ.
«ГОРИ, ГОРИ ЯСНО...»
См. Музыкальные занятия с детьми до трех лет. Ноябрь. Первая неделя
Чтобы выпечь пирожки, нужен хороший огонь. Родитель ставит в середину круга свечку, зажигает спичку и подносит её к свечке. Свечка загорается, и все, положив пальцы на палки, начинают легко постукивать и ритмично выполнять наговоры:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
От палок постукивание переходит на ковёр, на колени, живот, плечи и дальше вверх с хлопками в ладоши. Подняв руки над головой и продолжая выполнять хлопки в ладоши, все начинают петь:
Пропев таким образом четыре раза, все поют мелодию в два раза медленнее. Потом опять поют как в первый раз, постепенно опуская руки, от пения переходят к ритмично наговариваемому тексту вплоть до шёпота, слегка постукивая пальцами по палкам.
Выполнив два упражнения - «Поющие руки» (см. Музыкальные занятия с детьми до трех лет. Ноябрь. Третья неделя) и «Закрываем глазки все...» (см. Музыкальные занятия с детьми до трех лет. Октябрь. Третья неделя и Музыкальные занятия с детьми до трех лет. Ноябрь. Вторая неделя)(обруч на этом занятии заменён гимнастическими палками) - известным способом, можно перейти к новому заданию.
УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ КОММУНИКАЦИИ
Все возвращаются к музыкальным инструментам и, разделившись на две группы, выполняют ритмическое упражнение. Нужно не только выполнить это ритмическое упражнение, но и успеть вовремя передать инструменты по кругу.
ШТАБШПИЛИ
Выложить на штабшпилях пластинки в октаву (от С до С').
- Покажите самую маленькую пластинку на своём инструменте.
Дети пальцем показывают на середину пластинки.
- Покажите самую большую пластинку.
Дети показывают.
- Покажите сначала маленькую пластинку, потом побольше, ещё больше, ... и т.д., до самой большой.
- Ещё раз покажите пластинки, называя их по имени. Мамы и дети говорят: «С' С' В В A A G F F E E D D С».
В той же последовательности не показывать, а играть на этих пластинках и петь с их названиями:
Если детям не окажется сложным выполнение упражнения, то можно на каждой пластинке играть по три раза.
«КУ-КУ»
- От верхнего тона С' найдите кукушкину песню (С' - А). С незаметной подсказкой родителей находится второй тон кукушкиной песни. Убирается пластинка «В» и детям становится легче ориентироваться в них.
Это птичка кричит у зелёных ракит:
«Ку-ку, ку-ку, ку-ку, ку-ку».
Потеряла детей, грустно, бедненькой, ей:
«Ку-ку, ку-ку, ку-ку, ку-ку».
Деток ищет, зовёт, и тоскливо поёт:
«Ку-ку, ку-ку, ку-ку, ку-ку».
ПРЫГАЛКА
«Восьмёрка» (см. Музыкальные занятия с детьми до трех лет. Октябрь. Первая неделя) - дети показывают, что они сами, без родителей могут выполнить это упражнение. При выполнении упражнения нужно каждый раз менять ведущего.
Схема выполнения упражнений:
- Прыгалка находится в неподвижном состоянии. Вместе с родителями дети бегают восьмёркой;
- Прыгалка извивается;
- Прыгалка крутится. Вместе с родителями дети выполняют упражнение.
См. также