Музыкальные занятия с детьми до трех лет. Апрель. Четвертая неделя
Занятие проводит педагог совместно с родителями
БЛОКФЛЕЙТА. КАК ДЕРЖАТЬ БЛОКФЛЕЙТУ, КАК ОСВАИВАТЬ АППЛИКАТУРУ («ЖУК»)
Ребёнку нужно привыкнуть к инструменту; научиться держать его легко, без напряжения. Обычно дети (и взрослые) держат блокфлейту так крепко, что у них быстро устают пальцы. Дети от этого быстро теряют к инструменту интерес. Им легче просто так в неё свистеть. Но бессодержательное присвистывание ведёт к плохим навыкам: исчезает внимание к извлечению хорошего звука, к освоению правильной аппликатуры:
- Держать блокфлейту правой рукой клювом вниз и слегка раскачивать и неожиданно, как в цирке, поставить и удерживать её свисток вверх.
- Показать всем ладошку левой руки, потом повернуть её к себе и согреть лёгким дыханием.
- Положить на тёплую ладошку блокфлейту, которая, превратившись в котёнка, укладывается на левую руку (как качают детей) и которой напевают песенку «У кота-воркота» (см. Музыкальные занятия с детьми до трех лет. Декабрь. Первая неделя). Во второй части песни блокфлейту положить на ковёр, под музыку ритмично хлопать в ладоши и в конце каждого такта восклицать - «хоп» в высоком регистре.
- Язык выскочип изо рта и стал болтать. Зубы, чтобы язык не болтал, прихватили кончик языка, а язык выдернулся и, спрятавшись зубами, стал оттуда говорить сначала громко, потому шёпотом, потом беззвучно: «Ту, ту, ту, ту т.д.». Чтобы проверить, что «ту» произносится чисто, можно подставить свечу и говорить «ту» так, чтобы пламя свечи каждый раз качнулось, но не погасло. И... дети двух-трёх лет это хорошо понимают и делают. Произнося беззвучно «ту», прислонить свисток к губам и под музыку выполнить короткие звуки от В тона.
АППЛИКАТУРА
Можно приступить к усвоению аппликатуры (но пока не игре) на блокфлейте:
- положить большой палец на октавное отверстие,
- прислонить свистковое отверстие к груди и:
1. Постукивая указательным пальцем по отверстию В ритмично говорить: «Тук, тук, что за стук?»;
2. Не отнимая указательного пальца от отверстия В, постукивать средним пальцем по отверстию А: «Это я, майский жук».
3. Постукивать безымянным пальцем по отверстию G - «Вы окошко отворите».
4. Постукивать указательным пальцем правой руки по отверстию F - «Поскорей меня впустите».
5. Постукивать средним пальцем по отверстию Е - «Я из леса - жу-жу, жу» и
6. Постукивать безымянным пальцем по отверстию D -«Я вам сказку», и со слова «расскажу» - опустить мизинец на последнее отверстие С.
«ВЫЙДИ, МАША, ИЗ ВОРОТ»
Роли исполняют: Отдельно от всей группы Маша качает малыша Недалеко спит Кот. Дети водят хоровод вместе с родителями. Дальше - по тексту песни.
ФОНОПЕДИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
Пощёлкать языком, изменяя форму рта. Обратить внимание на изменения щёлкающего звука. Попытаться произвольно издавать более высокие и более низкие щёлкающие звуки. Предложить детям пощёлкать всем одинаково, т.е. выстроить в унисон низкими и высокими щелчками.
КАТАТЬ МЯЧ НА ВЫТЯНУТЫХ РУКАХ
В этом упражнении, находясь в тесном расположении, дети привыкают не мешать друг другу, а, наоборот, сотрудничать.
Выполнить малый круг и вытянуть руки вперёд, немного согнуть в локтях и положить кисти рук на локти. Ведущий перекатывает мяч по кругу по рукам детей, сзади родители помогают (просовывают свои руки под руки ребёнка).
ПРЫГАЛКА
Прыжки на двух ногах через раскачивающуюся прыгалку. Прыжки начинать с места. Ребёнок стоит, повернувшись лицом к ведущему.
См. также