Игра-занятие «Чудо-ритм». 5-6 лет
Игра-занятие «Чудо-ритм». 5-6 лет
Цель: развитие чувства ритма, музыкальной памяти и музыкально-творческих способностей.
Игровой материал: карточки со словами детских песен, стихов, прибауток. Карточки-картинки с изображениями героев вокальных произведений. Квадратики или кружки с контрастным цветом сторон. Квадраты размером 25 х 25 см из пеноплена, в центре которых помещен вкладыш с сюжетной картинкой.
Рекомендуемые музыкальные произведения:
русская народная песня «Петушок».
Ход занятия
В гости к детям приходит Винни-Пух.
Винни-Пух: Ребята, меня сегодня пригласили в гости, и я решил принести в подарок песенку. Вы послушайте мою песенку и угадайте, к кому я сегодня иду в гости.
Винни-Пух поет, преднамеренно искажая ритм, русскую народную песню «Петушок».
Дети узнают песню и отгадывают, к кому идет в гости Винни-Пух, но при этом отмечают, что спел он песню неверно.
Дети: У этой песни другой ритм.
Винни-Пух: Ритм — а что это такое?
Дети: Ритм — это чередование долгих и коротких звуков в песне.
Винни-Пух: А какой ритм в песенке про петушка?
Дети пропевают знакомую песню.
Винни-Пух: Как хорошо вы поете! Только я не запомнил ритм этой песенки. А можно придумать какую-нибудь подсказку, чтобы запомнить ритм?
Дети предлагают разные варианты изображения ритма — среди них: выкладывание ритмического рисунка с помощью разноцветных квадратов, в которых один цвет обозначает долгие звуки, а другой — короткие.
Винни-Пух: Спасибо за помощь! Побегу в гости к петушку. (Уходя, напевает свою песенку «Кто ходит в гости по утрам, тот поступает мудро...») А эту песенку я дарю вам. Вы ее запомнили? Ну, тогда «запишите» ее с помощью разноцветных квадратов.
Дети, по желанию, выкладывают ритмический рисунок песенки Винни-Пуха.
Игры-ситуации к занятию «Чудо-ритм»
1. «Лото». Каждый участник игры получает по три карточки с изображением сюжетов знакомых песен или стихов и выкладывает ритмический рисунок каждого произведения. Победителем считается тот, кто быстрее всех правильно выполнит задание.
2. «Найди отгадку». Детям предлагаются модели ритмических рисунков знакомых мелодий песен и наборы карточек с изображением сюжетов вокальных произведений. Необходимо подобрать к ритмическому рисунку соответствующую карточку. Победитель тот, кто первым правильно определит соответствия.
3. «Запомни и спой». Детям предлагается выложить ритмический рисунок новой, незнакомой песни. Победителем становится тот, кто выложил не только ритм, но и направление движения мелодии песни.
4. «Музыкальная цепочка». Дети располагаются в кругу. У каждого из них — карточка с изображением сюжета вокального произведения. Ведущий прохлопывает ритмический рисунок одной из песен — тот участник игры, у кого находится карточка с данным вокальным произведением, должен ее поднять. Если задание выполнено верно, угадавший становится ведущим.
5. «Вкладыши». Каждому игроку раздаются квадраты без вкладышей-отгадок. Отгадки находятся у ведущего. Ведущий, прохлопывая ритм, предлагает участникам игры исполнить мелодию песни. Тот, кто верно определил музыкальное произведение, получает вкладыш-отгадку. Выигрывает тот, кто набрал большее количество вкладышей-отгадок.
6. «Фантазер». Играющие предлагают свои правила игры в «Чудо-ритм»: придумать песню, стих, слова на заданный ритм. Выигрывает тот, кто первым сочинит песенку, стихотворение или слова. Возможны поощрительные очки за оказание помощи друг другу.