Игра-занятие «Торжественное настроение». 5-6 лет
Игра-занятие «Торжественное настроение». 5-6 лет
Задачи:
- формировать у детей представление о музыке торжественного характера;
- учить передавать оттенки настроения в движениях и вокализациях;
- побуждать к сочинению мелодий торжественного характера в жанре марша.
Музыкальный материал:
- П.И. Чайковский. Марш из балета «Щелкунчик»;
- И.-С. Бах. «Менуэт» из сюиты № 2 для камерного оркестра;
- Ф. Шопен. «Полонез» ля мажор;
- В.-А. Моцарт. «Менуэт» из симфонии № 40.
Ход занятия
Музыкальный руководитель: Ребята, сегодня мы с вами побеседуем о торжественном, праздничном настроении. С чем ассоциируется у вас слово «торжество»?
Дети: Торжество — это день рождения, Новый год, или когда кого-то награждают.
Музыкальный руководитель: Может ли музыка передавать настроение?
Дети: Да, она может быть радостной, печальной, тревожной и взволнованной.
Музыкальный руководитель: Вы правы — в музыке может быть передано любое из настроений человека: нежность, волнение, грусть, ликование, радость. Послушайте фрагмент марша П.И. Чайковского из балета «Щелкунчик» и определите, какое настроение выражает музыка.
Звучит марш из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик».
Дети: Радостное, торжественное, праздничное.
Музыкальный руководитель: Вы назвали несколько ярких определений характера музыки. Она действительно звучала торжественно, радостно, энергично, бодро. Я вам загадаю музыкальную загадку. Послушайте музыкальные фрагменты и выделите в них музыку торжественного характера.
Звучат фрагменты из «Менуэта» И.-С. Баха, «Полонеза» Ф. Шопена и «Менуэта» из симфонии № 40 В.-А. Моцарта.
Дети: Одна музыка — спокойная, неторопливая, мягкая, напевная. Вторая — праздничная, торжественная. Третья — твердая, строгая, уверенная.
Музыкальный руководитель: Какая из них звучит торжественно?
Дети: В каждом из фрагментов музыка звучала торжественно, но по-разному: то неторопливо, то гордо, а последняя была решительной.
Музыкальный руководитель: Действительно, мы с вами услышали разные оттенки торжественного настроения. Давайте передадим с помощью движений и вокализаций своеобразие интонаций каждого музыкального произведения.
Звучит «Полонез» Ф. Шопена — дети передают характер музыкального фрагмента с помощью танцевальных движений.
Под звучание «Менуэта» И.-С. Баха дети импровизируют с помощью пластических движений рук, передавая характер музыки.
При звучании «Менуэта» из симфонии № 40 В.-А. Моцарта дети вокализируют фрагменты мелодии.
Музыкальный руководитель: Вы удачно импровизировали, показывая характер звучащих мелодий. А теперь давайте сыграем в игру «Эхо»: я предлагаю вам карточки с графическим изображением движения мелодии, а вы сочините торжественное по характеру произведение и дайте ему название.
Дети импровизируют мелодии.
Музыкальный руководитель усложняет задание, предлагая сочинить мелодии в жанре марша.
Занятие завершается обсуждением удачно сочиненных мелодий и подобранных к ним названий.