Игра-занятие «Путешествие в сказку «Спящая Красавица». 5-6 лет
Задачи:
- развивать музыкальное восприятие, воображение, представление детей о связи музыкальных и речевых интонаций;
- побуждать детей к импровизации мелодии на заданный текст в различных жанрах;
- формировать умение выразительно передавать музыкальные образы в творческих движениях.
Музыкальный материал и оборудование:
- П.И. Чайковский. Балет «Спящая красавица» — тема Феи Сирени и Феи Карабос из интродукции; тема Феи Канарейки и Феи Цветущих Колосьев из пролога.
- Веточка сирени.
- Мольберт.
- Карточки с заданиями.
- «Чудесный» мешочек с картинками животных.
Ход занятия
Дети входят в музыкальный зал, педагог здоровается с ними, исполняя песенную импровизацию, дети импровизируют приветствие.
Музыкальный руководитель: Дети, посмотрите, какая чудесная веточка сирени. Она не случайно сегодня у нас появилась, рядом с ней лежит приглашение. Давайте прочтем его (читает): «Дорогие ребята! Я — Фея Сирени. Приглашаю вас в свое сказочное королевство. Но я опасаюсь, что нашей встрече может помешать злая Фея Карабос. Однако я надеюсь, что вы преодолеете все препятствия, и мы встретимся с вами. Жду вас с нетерпением. Фея Сирени». Принимаем приглашение доброй Феи? Тогда — в путь! Чтобы было веселее путешествовать, давайте исполним веселую мелодию.
Предлагает одному из детей исполнить песенную импровизацию.
Звучит тема Феи Сирени из интродукции балета «Спящая красавица» П.И. Чайковского. Педагог подводит детей к мольберту с заданиями.
Музыкальный руководитель: Звуки музыки мне подсказывают, что мы уже в сказочном королевстве. Но что это? Наверное, Фея Карабос решила устроить нам испытание. Как вы думаете, сможем мы с ним справиться?
Дети: Конечно!
Музыкальный руководитель: Давайте прочтем первое задание.
Дети читают задания — спеть свое имя.
Музыкальный руководитель: Наверное, Фея хочет с нами познакомиться. Что ж, мы рады представиться ей.
Дети поочередно импровизируют мелодию на свое имя.
Музыкальный руководитель: Вот мы и представились. Какое же следующее задание у Феи Карабос?
Дети читают следующее задание — исполнить песню голосом веселой и грустной кукушки. Дети сочиняют импровизации на слог «ку-ку», передавая разное настроения в мелодии. Педагог вместе с детьми определяет настроения сочиненных попевок, используя образные сравнения, эпитеты, метафоры.
Музыкальный руководитель: Ребята, посмотрите — здесь какая-то записка (читает): «Идите прямо и найдете чудесный мешочек. Ф.К.». Наверное, это записка от Феи Карабос — видите инициалы? Мы выполнили ее первое задание, но все же она не хочет уступать.
Предлагает одному из детей сочинить задорную мелодию, чтобы поскорее найти «чудесный» мешочек.
Музыкальный руководитель: Смотрите, наверное, это тот самый мешочек. Подойдем поближе! Как вы думаете, что там?
Дети ощупывают мешочек и высказывают свои предположения.
Музыкальный руководитель: Давайте откроем мешочек и посмотрим, что на этот раз приготовила нам Фея Карабос?
Дети: В мешочке — картинки, а на них изображены животные. А на другой стороне написаны задания.
Музыкальный руководитель: Интересные задания нам приготовила Фея Карабос: нужно сочинить музыкальный вопрос и ответ к словам, которые говорят изображенные на картинках животные.
Дети импровизируют музыкальные вопросы и ответы на приготовленные заранее тексты:
— Зайка, зайка,
Где бывал?
— Я от волка убегал.
— Что ты плачешь, бегемот?
— У меня болит живот.
— Где обедал, воробей?
— В зоопарке у зверей.
Музыкальный руководитель: Фея Карабос — неугомонная, новое задание нам приготовила: нужно сочинить не просто мелодию, а в жанре марша или польки.
Дети импровизируют мелодию, педагог совместно с детьми характеризует сочиненные попевки и определяет жанр.
Музыкальный руководитель: Вы меня очень порадовали своими мелодиями.
Звучит тема Феи Сирени из интродукции балета «Спящая красавица» П.И. Чайковского. Появляется Фея Сирени.
Фея Сирени: Здравствуйте, милые друзья. Я рада вас видеть в моем сказочном королевстве. Знаю — путь был для вас вовсе не легким, но вы справились со всеми трудностями, и я горжусь вами! Фея Карабос заколдовала всех моих подруг — волшебных Фей: они стали невидимыми. И только вы можете помочь их расколдовать, если узнаете музыкальную тему каждой Феи.
Звучит тема Феи Канарейки из пролога балета «Спящая красавица» П.И. Чайковского.
Дети: Это Фея Канарейки.
Музыкальный руководитель: А как вы догадались?
Дети: Она маленькая, бойкая, юркая. Музыка звучит легко и изящно.
Фея Сирени: Я взмахну своей волшебной палочкой и превращу вас в сказочных Фей. А вы покажите, как танцует волшебная Фея.
Дети исполняют танцевальную импровизацию под музыку темы Феи Канарейки. Во время танца появляется Фея Канарейки (это может быть переодетый ребенок).
Аналогично дети слушают тему Феи Цветущих Колосьев и исполняют танцевальную импровизацию.
Неожиданно звучит тема Феи Карабос.
Дети: Это Фея Карабос. Она злая, сердитая и разгневанная.
Фея Сирени: Я знаю, что нужно сделать, чтобы Фея Карабос нам не причинила зла. Мы изобразим ее движения как в зеркале, и она исчезнет.
Дети импровизируют движения Феи Карабос.
Фея Сирени: Я рада, что мы встретились с вами! Особенно меня радует, что вы знаете музыку моей сказки и помогли тем самым расколдовать добрых Фей и избавиться от злых чар Феи Карабос. В благодарность за помощь от меня и от всех волшебных Фей я дарю вам книжку с нашей сказкой.
Музыкальный руководитель: Ребята, давайте поблагодарим Фею Сирени за чудесный подарок и вернемся в группу, чтобы прочесть сказку.
Дети: До свидания, Фея Сирени!
Дети возвращаются из путешествия под песенную импровизацию одного из ребят.