Игра-занятие «Путешествие в Страну Фантазий». 5-6 лет
Цель: развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, музыкальное мышление и воображение детей.
Игровой материал: разноцветные кубы; шарфы голубого цвета; макет замка; кукла (Госпожа Мелодия).
Рекомендуемые музыкальные произведения:
- Й. Штраус. «Полька»;
- Н.А. Римский-Корсаков. Фрагменты сюиты «Шехерезада» («Море. Синдбадов корабль»);
- К. Сен-Санс. Фрагменты сюиты «Карнавал животных» («Аквариум», «Слон», «Антилопы», «Лебедь»);
- С. Прокофьев. Фрагменты симфонической сказки «Петя и волк» («Птичка», «Дедушка»);
- П.И. Чайковский. «Песня жаворонка»;
- А. Лядов. «Музыкальная табакерка».
Ход занятия
Музыкальный руководитель: Ребята, сегодня я вас приглашаю в сказочное путешествие по Стране Фантазий. А помогут нам туда попасть эти волшебные музыкальные кубы. Как вы думаете, на чем можно путешествовать по морям и океанам?
Дети: На кораблях, лодках, парусниках.
Музыкальный руководитель: Давайте попробуем из этих волшебных кубов построить себе корабль.
Звучит «Полька» Й. Штрауса. Дети конструируют корабль.
Музыкальный руководитель: Какой замечательный у нас получился корабль! А как же быть с морем? Ведь корабль должен плыть по воде. Посмотрите внимательно вокруг — что поможет нам изобразить море?
Дети предлагают разные варианты. Среди них — изображение моря с помощью шарфов.
Музыкальный руководитель: Давайте с помощью этих шарфов покажем, как легкий ветерок шевелит морские волны и они радостно бегут вокруг корабля.
Звучит фрагмент «Море. Синдбадов корабль» из 1-й части сюиты Н.А. Римского-Корсакова «Шехерезада». Дети импровизируют движения под звуки музыки.
Музыкальный руководитель: Какое вы изобразили море?
Дети: Спокойное, необъятное, красивое.
Музыкальный руководитель: Итак, море нас ласково приглашает к плаванию. Команда готова к отплытию? Прошу матросов занять свои места и приготовиться к плаванию!
Мальчики занимают места на корабле, девочки с помощью шарфов изображают «качание волн». Звучит фрагмент из сюиты К. Сен-Санса «Карнавал животных» — «Аквариум».
Музыкальный руководитель: Капитан, нет ли впереди земли?
Капитан (выбранный из числа матросов ребенок): Да, я вижу впереди землю, но она какая-то необычная.
Музыкальный руководитель: Мы с вами попали на Музыкальный остров — здесь живут музыкальные регистры. Вы знаете, какие бывают регистры в музыке?
Дети: Высокие, средние, низкие.
Музыкальный руководитель: Посмотрите, вокруг стоят кубики. Я вам скажу по секрету — это не простые кубики, а домики, где живут регистры. Пойдемте, погуляем по этому чудесному острову.
Капитан: Смотрите, смотрите — здесь картинки и все они разбросаны.
Музыкальный руководитель: Кажется, я начинаю понимать, в чем тут дело. Здесь побывала всем нам известная Госпожа Фальшь.
Дети: И всех поссорила между собой?
Появляется Госпожа Фальшь.
Госпожа Фальшь: Да, они поссорились. Они, видите ли, спорили, кто из них самый главный! И так увлеклись спором, что забыли дорогу в свой дом.
Музыкальный руководитель: Ребята, надо помочь регистрам найти свой дом, чтобы они снова зажили дружно и весело. А карточки, которые мы нашли на острове, подскажут нам, где чей дом. Чем меньше дом, тем выше музыкальный регистр и светлее цвет соответствующей ему карточки.
Звучат фрагменты музыкальных произведений: из симфонической сказки С. Прокофьева «Петя и волк» — «Птичка», «Дедушка»; К. Сен-Санса «Слон», «Антилопы», «Лебедь»; П.И. Чайковского «Песня жаворонка».
Дети выполняют задание, а Госпожа Фальшь пытается им помешать.
Музыкальный руководитель: Вы отлично справились с заданием, хотя Госпожа Фальшь пыталась вам помешать и давала неверные подсказки. Давайте отправимся дальше по этому острову, может быть, где-то еще будет нужна наша помощь.
Дети подходят к «замку» Госпожи Мелодии.
Музыкальный руководитель: Что-то тихо вокруг — не слышно ни одного звука, хотя в этом замке живет сама Госпожа Мелодия. Наверное, ее заколдовала Госпожа Фальшь.
Госпожа Фальшь: Чтобы открыть двери этого замка, вам нужно выполнить очень-очень сложное задание. Видите пуговицы на двери замка? Для того чтобы дверь открылась, нужно выложить точно мелодию песни с помощью этих пуговиц. А песню вам подскажет кубик, на котором изображены герои потешек. Но если вы ошибетесь, двери замка будут закрыты надолго.
Музыкальный руководитель: Действительно, если мы не справимся с заданием, то Мелодия зазвучит фальшиво, и Госпожа Фальшь победит.
Дети выполняют задание, пропевая голосом и выкладывая с помощью пуговиц на нотном стане мелодию одной из потешек. Когда задания выполнено, звучит фрагмент «Музыкальной табакерки» А. Лядова — и двери замка открываются, в дверях замка — Госпожа Мелодия (кукла).
Музыкальный руководитель: Вот и расколдовали мы чары Госпожи Фальши! Давайте порадуем Госпожу Мелодию своими песнями — сочиним для нее песенку.
Дети импровизируют мелодию на свой собственный текст.
Музыкальный руководитель: Вот сколько хороших дел мы совершили с вами на Музыкальном острове в Стране Фантазий. Но пора возвращаться домой — в наш детский сад. Матросы, занимайте ваши места на корабле! Отправляемся в путь по морю.
Дети изображают плывущий корабль и волнующееся море. Звучит фрагмент «Море. Синдбадов корабль» из 1-й части сюиты НА. Римского-Корсакова «Шахерезада».
Музыкальный руководитель: Вот и закончилось наше путешествие в Страну Фантазий.