Перспективный план работы над музыкальным спектаклем «Спящая красавица» Ш.Перро
См. спектакль здесь: «Спящая красавица» (Музыкальная игра-опера по мотивам сказки Ш. Перро). Для школьников. Сценарий
1-й месяц
Содержание деятельности:
Музыкальное занятие 1
Познакомить детей с содержанием либретто музыкального спектакля. Обсуждение характера героев сказки. Слушание фрагментов балета П.И. Чайковского «Спящая красавица». Беседа о торжественном настроении в музыке. Побуждение детей к импровизации мелодий с торжественными интонациями (игровые упражнения: «эхо», «спой свое имя», «закончи музыкальную фразу»), сочинению мелодий в жанре марша на заданный текст.
Совместная деятельность детей с педагогом
Слушание фрагментов балета П.И. Чайковского «Спящая красавица». Беседа о характере музыки. Дидактические игры, нацеленные на определение характера музыкальных произведений, подбор эпитетов, характеризующих музыкальные образы. Музыкальные диалоги-импровизации в форме «вопросов-ответов», сочинение мелодий на тексты малых фольклорных форм (считалки, потешки, прибаутки). Дидактическая игра «Я — поэт, ты — композитор».
Самостоятельная музыкальная деятельность детей
Дидактическая игра «Я — поэт, ты — композитор», импровизация мелодий с помощью металлофона на тексты малых фольклорных форм.
Музыкальное занятие 2
Беседа о характере музыкальных образов балета П.И. Чайковского «Спящая красавица». Слушание музыкальных фрагментов из пролога балета: темы Феи Искренности и Феи Цветущих Колосьев. Определение характера музыки, передача его в движениях, цвете, рисунках. Сочинение мелодий на заданный текст в жанре вальса.
Совместная деятельность детей с педагогом
Чтение литературной сказки Ш. Перро «Спящая красавица». Рассматривание иллюстраций разных художников к сказке. Дидактическая игра «Волшебная палочка» (цель: передавать характер персонажа в танце, ритмо-пластических импровизациях). Рисование Феи Искренности и Феи Цветущих Колосьев под звучание музыки П.И. Чайковского.
Самостоятельная музыкальная деятельность детей
Дидактическая игра «Придумай свою Фею» (цель: создать образ Феи, составить рассказ о ней, импровизировать тему и придумать ее имя).
Музыкальное занятие 3
Беседа о характере музыкальных образов балета ПЛ. Чайковского «Спящая красавица». Слушание музыкальных фрагментов из пролога балета: темы Феи Рассыпающей Хлебные Крошки и Феи Щебечущей Канарейки. Определение характера музыкального образа и передача его в движениях, цвете, рисунках. Сочинение мелодий с вопросительными интонациями на заданный текст, импровизация мелодий в жанре польки.
Совместная деятельность детей с педагогом
Чтение стихотворений о птицах, их повадках, характере их поведения. Наблюдение за птицами на прогулке. Слушание аудиокассеты «Голоса птиц в лесу». Дидактические игры «Десять птичек — стайка» (цель: сочинить интонации пения птиц, импровизировать музыкальные диалоги между птицами на заданный текст и тексты, придуманные самими детьми), пластические этюды «Изобрази птичку» (цель: развивать творчество при создании пластического образа птицы, добиваться выразительности, легкости, полетности движений).
Самостоятельная музыкальная деятельность детей
Рисование птичек под звучание музыки балета ПИ. Чайковского «Спящая красавица», наблюдение за повадками канарейки.
Музыкальное занятие 4
Беседа о музыкальном образе балета — Фее Сирени, определение характера темы, средств музыкальной выразительности и их роли в создании образа Феи Сирени. Рит-мо-пластические импровизации движений Феи Сирени, оркестровка темы, использование цветового моделирования музыкального образа. Импровизация в пении восходящих интонаций светлого, легкого звучания, сочинение мелодии в жанре вальса на текст, придуманный детьми.
Совместная деятельность детей с педагогом
Беседа о музыкальных жанрах (вальс). Слушание вальсов композиторов: Ф. Шопена, П.И. Чайковского, С. Прокофьева. Импровизация движений под музыку. Чтение и подбор поэтических текстов к музыке темы Феи Сирени. Беседа о характере литературного и музыкального образов.
Самостоятельная музыкальная деятельность детей
Автодидактические игровые упражнения «Урок музыки в Королевстве Феи» (цель: сочинений разнообразных импровизаций темы Феи Сирени). Рисование Феи Сирени.
Музыкальные занятия 5-6 (доминантные)
Ритмика: разучивание движений к танцам Фей (музыкально-ритмические упражнения), подбор движений к музыкальному произведению (темы Фей), сочинение танцев Фей, в которых первая часть — разученные, зафиксированные движения, а вторая часть — построена на импровизации.
Совместная деятельность детей с педагогом
Музыкальная театрализованная игра «На балу у Фей» (цель: развивать творчество в создании ритмо-пластических образов героев сказки и вокальных импровизаций тем Фей).
Самостоятельная музыкальная деятельность детей
Режиссерская игра «На балу у Фей» (цель: придумать свой вариант сюжета и его развитие в сценической постановке).
Музыкальное занятие 7
Беседа о характере музыкального образа Феи Карабос. Слушание темы Феи Карабос из балета П.И. Чайковского «Спящая красавица». Определение характера музыкального фрагмента балета. Оркестровка звучания темы и передача музыкального образа в движениях. Сочинение мелодий гневного, сердитого характера на заданный текст, на основе данной педагогом модели.
Совместная деятельность детей с педагогом
Музыкально-дидактическое упражнение «Я начну, а ты закончи» (цель: сочинение музыкальных интонаций, фраз на основе заданной темы). Беседа о сказочных образах в музыке: Баба Яга, Кикимора, Колдун. Слушание фрагментов произведений: «Баба Яга» А. Лядова и П.И. Чайковского, «Кикимора» А. Лядова, «Избушка на курьих ножках» М. Мусоргского, «Колдун» Г. Свиридова, — сравнение сказочных музыкальных образов с образом Феи Карабос.
Музыкальное занятие 8
Беседа о содержании 1-й картины детской оперы «Спящая красавица». Слушание вальса из 1-го действия балета П.И. Чайковского «Спящая красавица». Обсуждение характера музыкального образа, соотнесение музыки с содержанием действия оперы (сюжет выхода принцессы Авроры и ее подруг). Сочинение песенных импровизаций веселого, радостного настроения на заданный текст.
Совместная деятельность детей с педагогом
Совместное сочинение вариантов игр принцессы и ее подруг. Музыкально-дидактические игры «Поем красивые слова», «Кто бы как спел?»,.«Загадай загадку о...» (цель: побуждать детей пропевать мелодии, передающие радость, счастье, нежность, ласку).
Самостоятельная музыкальная деятельность детей
Музыкально-дидактическая игра «Серпантин» (цель: поочередное сочинение мелодий с различной интонационной окраской и проигрывание заданных интонаций на инструменте).
2-й месяц
Содержание деятельности:
Музыкальное занятие 1
Беседа о содержании 1-й картины музыкальной оперы «Спящая красавица», разговор о страданиях, скорби в жизни героев сказки. Слушание темы скорби из 1-го действия балета П.И. Чайковского «Спящая красавица». Импровизация интонаций плача, построенных на малой секунде, на основе предложенных и сочиненных детьми текстов.
Совместная деятельность детей с педагогом
Беседа с детьми о добре и зле на основе обсуждения сюжетов сказок. Слушание фрагментов из балетов П.И. Чайковского «Щелкунчик» и «Лебединое озеро», оперы «Руслан и Людмила» М.И. Глинки.
Музыкальное занятие 2
Обсуждение сцены погружения принцессы Авроры в сон. Импровизация ритмо-пластических движений, изображающих деревья, кустарники. Слушание темы Феи Сирени из коды 1-го действия балета П.И. Чайковского «Спящая красавица». Сочинение мелодий на предложенный текст в жанре колыбельной песни.
Совместная деятельность детей с педагогом
Беседа о музыкальных жанрах (колыбельная песня). Обсуждение героев колыбельной песни: Кот Баюн, гули-голуби, сон да дрема, угомон, котенька-коток. Слушание колыбельных песен, подбор иллюстраций к малым фольклорным жанрам со сценами сна, укачивания. Побуждение к импровизациям колыбельных интонаций в сюжетно-дидактических играх.
Самостоятельная музыкальная деятельность детей
Музыкально-дидактические упражнения «Ожившая картина», «Музыкальный теремок», «Песенки Кота Баюна» (цель: сочинение мелодий колыбельных песен и исполнение их голосом и на инструментах).
Музыкальное занятие 3 (доминантное)
Ритмика: владение танцевальными движениями, передающими образы растений и животных (танец цветов, танец деревьев, вальс плюща, танец бабочек, стрекоз), сочинение танцевальных импровизаций, передающих образы растений и насекомых. Анализ средств музыкальной выразительности в теме Феи Сирени из пролога балета П.И. Чайковского «Спящая красавица» и соотнесение их с пластическими импровизациями детей.
Совместная деятельность детей с педагогом
Музыкально-дидактические упражнения «Разговор деревьев», «Ожившая картина», «Загадай загадку о...» (цель: создание образов растений и животных в ритмо-пластических импровизациях под музыку).
Самостоятельная музыкальная деятельность детей
Рисование сказочного замка, погруженного в сон, под звуки музыки балета П.И. Чайковского «Спящая красавица». Соревновательные игры «Расскажи, кто ты» (цель: создание образа растения или животного в ритмо-пластических и музыкальных импровизациях).
Музыкальное занятие 4
Обсуждение содержания 2-й картины музыкальной оперы «Спящая красавица». Слушание сцены охоты из 2-го действия балета П.И. Чайковского «Спящая красавица». Сочинение мелодий тревожного характера. Музыкальные импровизации в вопросно-ответной форме на заданный педагогом текст (музыкальная беседа принца Дезире и Феи Сирени).
Совместная деятельность детей с педагогом
Создание образа принца Дезире в художественном рисовании и ритмо-пластических импровизациях. Музыкально-дидактические упражнения «Встреча с принцем», «Неожиданные превращения», «Покажи движением», «Составь цепочку» (цель: создание музыкального образа, передающего удивление, тревогу в пластике, вокальной и инструментальной импровизациях).
Самостоятельная музыкальная деятельность детей
Рисование сцены охоты принца Дезире, встречи с Феей Сирени в сказочном лесу. Музыкально-дидактические упражнения «Встреча с художником», «Вхождение в образ», «Покажи и замри» (цель: создать и определить, какие чувства передает сказочный персонаж в пластике, мимике, жестах, музыкальных импровизациях).
Музыкальное занятие 5
Обсуждение заключительной сцены оперы «Спящая красавица». Беседа о настроении в музыке (ликование, радость, восторг). Сочинение музыкальных тем, передающих радость, восторг, ликование, на тексты, предложенные педагогом и детьми.
Совместная деятельность детей с педагогом
Рассматривание иллюстраций, портретов, фотографий, изображающих радость, восторг, ликование человека. Обсуждение средств музыкальной и речевой выразительности при создании радостного настроения. Выпуск газеты «Как мы ставили спектакль». Создание сборника иллюстраций «В гости к «Спящей красавице».
Самостоятельная музыкальная деятельность детей
Музыкально-дидактические упражнения «Представление музыкального образа», «Что я знаю о...», «Сочини загадку о героях сказки», «Музыкальное интервью» (цель: создание вариативных образов героев сказки в пластике, движениях, импровизации музыкальных тем).
Музыкальные занятия 6-7 (развлечения)
Исполнение музыкальной оперы «Спящая красавица». Объединение частей спектакля в целостную постановку. Завершение работы над спектаклем в форме игры-драматизации с элементами театральной деятельности. Премьера спектакля.