Меню
  • Главная
  • Музыка
    • Слушать музыку
    • Ноты
    • Музыкальные занятия
  • Поделки
  • Игры для детей
    • Подвижные игры на воздухе
    • Подвижные игры в помещении
    • Ребусы
    • Головоломки
    • Настольные игры
    • Викторины
    • Экологические игры
    • Развивающие игры
    • Кроссворды
  • Сценарии
    • Сценарии для дошкольников
    • Сценарии для школьников
    • Сценарии к 8 марта и ко Дню Матери
    • Сценарии к 23 февраля, 9 мая и на военную тему
    • Сценарии к Новому году, Рождеству и на Масленицу
    • Сценарии ко Дню Рождения
    • Осенние праздники
  • Загадки. Стихи
    • Стихи
    • Потешки, колыбельные
    • Загадки
    • Хочу все знать
  • Раскраски и рисунки
    • Раскраски
    • Рисование
  • Сказки
    • Азиатские сказки
    • Американские сказки
    • Русские сказки
    • Сказки народов России
    • Сказки народов Австралии и Океании
    • Сказки народов Европы
    • Сказки народов Ближнего и Среднего Востока
    • Сказки стран Африки
  • Статьи
  • Библиотека школьника
МЕНЮ
Мир детей Сайт для детей и родителей
  1. Вы здесь:  
  2. Главная
  3. Музыка
  4. Музыкальные занятия
  5. Диагностика музыкально-эстетического развития ребенка дошкольного возраста

Диагностика музыкально-эстетического развития ребенка дошкольного возраста

Диагностика музыкально-эстетического развития ребенка дошкольного возраста является сложной комплексной процедурой. Основная цель диагностики — выявление в различных видах музыкальной деятельности уровня развития:

1) музыкально-эстетического сознания (музыкально-эстетические эмоции и чувства, интерес к музыке, потребности, основы вкуса, представления об идеале и др.);

2) музыкальных способностей (ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма, творческие способности);

3) знаний о музыке, умений и навыков.

По каждому из трех направлений выделяются два показателя (всего — 6), которые имеют качественные характеристики для каждого возрастного этапа. Качественные характеристики показателей также зависят и от вида музыкальной деятельности. В связи с этим в диагностике выделяются четыре ступени:

1) восприятие музыки;

2) пение;

3) музыкально-ритмические движения;

4) игра на детских музыкальных инструментах.

Диагностические занятия рекомендуется проводить в сентябре и мае (2 раза в год) (детей, которые длительное время посещают детский сад, рекомендуется диагностировать 1 раз в год (в конце учебного года), используя для сравнения данные предыдущего тестирования).

По форме и содержанию диагностические занятия соответствуют типовым музыкальным занятиям, организуемым с подгруппой детей в количестве 7-9 человек (с целью уточнения показателей уровня развития отдельного ребёнка возможна организация индивидуальных как типовых, так и доминантных занятий).

Музыкальный материал, используемый для диагностики, должен соответствовать требованиям художественности и доступности детям обследуемой возрастной группы (примерный музыкальный материал прилагается, замена возможна только соответствующим по сложности материалом).

Оценка музыкальных проявлений детей производится по каждому показателю и осуществляется по трехбальной системе (высокий уровень — 3 балла, средний — 2, низкий — 1 балл). Результаты заносятся в таблицу (см. ниже) и суммируются. В зависимости от общего количества баллов (по всем видам музыкальной деятельности) определяется уровень музыкального развития каждого ребенка.

Высокий уровень: от 57 до 72 баллов.

Средний уровень: от 40 до 56 баллов.

Низкий уровень: от 24 до 39 баллов.

 

Фамилия,
имя
ребёнка
восприятие
музыки
Пение муз.-ритм.
движения

игра на

инструментах

сумма
баллов
уровень

1.

2.

и т.д.

           

 

Восприятие музыки

Средний дошкольный возраст (4-5 лет)

Высокий уровень:

1) внимательно, увлеченно слушает музыку, не отвлекается во время звучания музыкального произведения;

2) выражает готовность слушать музыку, просит повторить или послушать другие произведения, называет любимые произведения;

3) высказывается о характере музыкального произведения, используя слова-эпитеты (2-3 и больше);

4) отображает изменения настроения музыки движением рук, тела, может подобрать инструмент, соответствующий характеру произведения;

5) называет средства музыкальной выразительности (1-2);

6) определяет жанр музыкального произведения (песня, танец, марш).

Средний уровень:

1) слушает музыку, иногда отвлекаясь, не выражая особых эмоций;

2) затрудняется в выборе любимых произведений, не проявляет инициативы, но откликается на предложение взрослого послушать повторно (или новое) музыкальное произведение;

3) высказывается о характере произведения, используя стереотипные определения («веселая, грустная»);

4) движения и действия во время звучания музыки появляются эпизодически, в основном, по просьбе взрослого;

5) затрудняется в определении средств музыкальной выразительности, однако может назвать их с помощью наводящих вопросов взрослого;

6) затрудняется в определении жанра, называет только по подсказке взрослого.

Низкий уровень:

1) слушает музыку без интереса, часто отвлекается;

2) отрицательно реагирует на предложение взрослого послушать произведение повторно, не называет любимых произведений;

3) не может определить характер музыки;

4) движения и действия, соответствующие характеру музыки, отсутствуют, выбор инструмента для оркестровки неадекватен;

5) не называет средств музыкальной выразительности;

6) ошибается в определении жанра или отказывается выполнять задание.

Старший дошкольный возраст (6-7 лет)

Высокий уровень:

1) внимательно, увлеченно слушает музыку (выражение глаз, мимика);

2) самостоятельно называет любимые произведения, обосновывает свои предпочтения, высказывается об их характере;

3) определяет характер музыкального произведения, выделяет смену настроения (форма), используя разнообразные определения, речь богатая и образная;

4) оркестровка и движения соответствуют характеру, строению произведения;

5) выделяет выразительные средства (динамика, тембр, регистр, темп), отображает взаимосвязь средств музыкальной выразительности и особенностей музыкального образа;

6) определяет жанры и их разновидности (песня: колыбельная, хороводная; танец: вальс, полька, народная пляска; марш: спортивный, военный и др.).

Средний уровень:

1) слушает музыку, иногда отвлекаясь, не выражая особых эмоций;

2) затрудняется в выборе любимых произведений, называет их с помощью наводящих вопросов взрослого, не может обосновать свой выбор;

3) характер произведения и его форму (смену настроения) определяет с помощью педагога, при характеристике использует 1-2 определения;

4) движения и оркестровка однотипны, невыразительны, проявляются с помощью активизации педагога;

5) называет некоторые средства выразительности (1-2), не отображает взаимосвязь настроения и выразительных средств;

6) определяет жанр произведения с незначительной подсказкой педагога.

Низкий уровень:

1) слушает музыку без интереса, часто отвлекается;

2) затрудняется в выборе любимых произведений или отказывается отвечать;

3) не может точно определить характер музыки или определяет его одним словом (весело, грустно);

4) двигательная активность отсутствует, оркестровка не соответствует характеру произведения (выбор инструмента неадекватен, игра однотипна, невыразительна, неритмична);

5) не может назвать ни одного средства музыкальной выразительности или ошибается в их определении;

6) неверно называет жанр музыкального произведения или отказывается выполнять задание.

Пение

Средний дошкольный возраст (4-5 лет)

Высокий уровень:

1) ребенок заинтересованно воспринимает новые песни, увлечен, внимателен, не отвлекается;

2) выразительно исполняет песню на этапе разучивания (богатая мимика, движения головы, яркие эмоции);

3) чисто интонирует мелодию песни на этапе закрепления;

4) точно воспроизводит ритмический рисунок мелодии песни на этапе закрепления;

5) самостоятельно импровизирует несложные мотивы (свое имя, приветствие и другое);

6) в коллективном исполнительстве начинает и заканчивает пение одновременно с другими детьми.

Средний уровень:

1) во время знакомства с новой песней ребенок отвлекается, внимание носит неустойчивый характер, привлечь внимание возможно с помощью дополнительных педагогических средств (индивидуальное обращение, наглядность и т.д.);

2) недостаточно выразительное исполнение песни на этапе закрепления (однообразная динамика, акцентирование сильных долей, слабое выражение эмоций);

3) допускает ошибки в интонировании знакомой песни (на этапе закрепления);

4) допускает ошибки в исполнении ритмического рисунка знакомой песни;

5) импровизирует несложные мотивы (свое имя, приветствие и т.д.) при поддержке педагога, используя предложенный образец;

6) в коллективном пении не всегда точно вступает, требуется поддержка взрослого.

Низкий уровень:

1) интерес к новой песне и певческой деятельности не проявляет;

2) поет знакомые песни невыразительно, однообразно;

3) неуверенно, неточно исполняет мелодию знакомой песни;

4) допускает ритмические ошибки в исполнении знакомого произведения;

5) затрудняется в импровизации простейших мелодий;

6) не согласует пение с пением других детей.

Старший дошкольный возраст (6-7 лет)

Высокий уровень:

1) ребенок увлечен, внимателен, не отвлекается во время звучания новой песни, высказывает желание петь;

2) выразительно, эмоционально исполняет песню на этапе ее разучивания (богатая мимика, логические ударения и прочее.);

3) чисто интонирует мелодию малознакомой песни без музыкального сопровождения (на этапе первоначального разучивания), исправляет неточное пение других детей;

4) точно воспроизводит ритмический рисунок мелодии малознакомой песни;

5) самостоятельно импровизирует мелодии на заданный текст (умеет вести певческую перекличку, самостоятельно закончить мелодию);

6) в хоровом пении согласует свое пение с пением других детей (стремится создать художественный ансамбль).

Средний уровень

1) интерес к новому музыкальному произведению и его исполнению неустойчив, привлечь внимание и активизировать деятельность можно с помощью дополнительного педагогического воздействия;

2) недостаточно выразительное пение (отсутствие динамических нюансов, логических ударений);

3) точно передает мелодию знакомой песни при поддержке голосом педагога, допускает неточности в исполнении малознакомой песни;

4) допускает неточности в воспроизведении ритмического рисунка песни;

5) сочиняет несложные мелодии с помощью взрослого, используя предложенный образец;

6) в хоровом пении не всегда согласует свое исполнительство с пением других детей.

Низкий уровень:

1) интерес к новой песне и пению не проявляет;

2) поет невыразительно, неэмоционально, равнодушно;

3) интонирует неточно;

4) исполнение ритмического рисунка мелодии вызывает затруднение;

5) сочиняет вариант мелодии, мало отличающийся от образца;

6) в хоровом исполнении не согласует свое пение с пением других.

Игра на детских музыкальных инструментах

Средний дошкольный возраст (4-5 лет)

Высокий уровень:

1) проявляет активный интерес к игре на инструментах, увлечен, внимателен, яркие эмоции;

2) стремится самостоятельно музицировать на инструментах, проявляя творчество в игре;

3) выразительно, ритмично исполняет несложную попевку, построенную на 3-4 звуках;

4) подбирает по слуху знакомую попевку, построенную на 1-2 звуках, самостоятельно исправляет неточности в игре;

5) определяет по тембру звучания инструменты детского оркестра (группа ударных и ударно-мелодических);

6) владеет основными приемами игры на детских музыкальных инструментах (бубен, треугольник, колокольчики, трещотки, металлофон).

Средний уровень:

1) интерес к игре на инструментах недостаточно устойчив, часто отвлекается, не проявляет ярких эмоций, однако привлечь внимание возможно с помощью дополнительных средств;

2) желание музицировать и творческая активность проявляются при побуждении педагогом;

3) исполняет знакомую попевку с незначительной помощью педагога;

4) подбирает на металлофоне хорошо знакомую попевку, построенную на 1-2 звуках, при активной поддержке педагога;

5) определяет тембры детских музыкальных инструментов с помощью взрослого;

6) недостаточно свободно владеет приемами игры на инструментах (треугольник, металлофон).

Низкий уровень:

1) ребенок не проявляет интереса к игре на музыкальных инструментах;

2) не откликается на предложение взрослого играть на инструменте (металлофон);

3) музицирование невыразительное, однообразное, неэмоциональное;

4) не может подобрать на инструменте ни одной знакомой попевки;

5) не различает тембры инструментов, затрудняется в их названии;

6) не владеет приемами игры на инструментах.

Старший дошкольный возраст (5—7 лет)

Высокий уровень:

1) проявляет активный интерес к музыкальному исполнительству на инструментах (металлофон, ксилофон, триола, цитры и других), во время занятий увлечен, внимателен и сосредоточен;

2) проявляет самостоятельность в игре и творческую активность в музицировании (сочиняет, варьирует мелодии знакомых попевок, импровизирует), использует различные приемы игры на инструментах в самостоятельной деятельности и на занятиях;

3) выразительно, ритмично, уверенно исполняет знакомые мелодии (В старшей группе в пределах чистой квинты, в подготовительной к школе группе — в пределах октавы.), не допускает ошибок в способах игры на инструментах, имеющих звукоряд;

4) уверенно подбирает по слуху хорошо знакомые и мало знакомые попевки, мелодии;

5) определяет по тембру звучания духовые, ударные, струнные инструменты симфонического и народного оркестра (1-2 в каждой группе);

6) владеет навыками игры в ансамбле (в подготовительной группе — в оркестре), соблюдает общую динамику, темп, стремится создать художественный образ, своевременно вступает и заканчивает игру.

Средний уровень:

1) интерес, внимание, увлеченность в игре на инструментах проявляются в ситуации совместного с педагогом музицирования (при активной поддержке взрослого);

2) самостоятельные действия и творческая активность проявляются при побуждении взрослым (импровизации мало отличаются от образца);

3) знакомые мелодии исполняет недостаточно выразительно и уверенно, при незначительной помощи взрослого (показ, подсказка) исправляет ошибки в исполнении мелодий и способах игры на инструментах;

4) подбирает знакомую мелодию, попевку с помощью педагога (в совместном музицировании);

5) допускает ошибки в определении по тембру звучания инструментов симфонического и народного оркестров, не всегда точно называет инструмент;

6) в совместной игре (ансамбль, оркестр) не всегда согласует свое исполнительство с игрой других детей (начинает и заканчивает не одновременно, не соблюдает общий темп, ритм и т.д.).

Низкий уровень:

1) ребенок не проявляет интереса к игре на детских музыкальных инструментах;

2) не наблюдается самостоятельности и творческой активности, при побуждении взрослым отказывается музицировать;

3) знакомые мелодии исполняет неуверенно, невыразительно, не владеет основными приемами и способами игры на инструментах (металлофон, ксилофон);

4) не может подобрать на металлофоне ни одной знакомой мелодии;

5) затрудняется в названии и определении по тембру звучания музыкальных инструментов симфонического и народного оркестров;

6) не владеет навыками ансамблевой игры (не прислушивается к звучанию ансамбля, оркестра, заглушает своей игрой игру других детей, не владеет элементарными совместными действиями).

Музыкально-ритмические движения

Средний дошкольный возраст (4-5 лет)

Высокий уровень:

1) проявляет активный интерес и яркие эмоции во время движений под музыку, стремится самостоятельно двигаться, импровизировать;

2) самостоятельно высказывает желание двигаться под музыку, называет любимые игры, танцы, хороводы, инсценировки;

3) танцевальные и образно-игровые движения выразительны, естественны, согласуются с изменением характера и ритма музыки (в двухчастной музыкальной форме);

4) воспроизводит в хлопках и притопах ритмический рисунок мелодии;

5) свободно импровизирует под музыку, передает характерные движения игровых образов (котята, птички, зайчики, медведи, лошадки);

6) свободно и легко двигается в паре.

Средний уровень:

1) интерес к движениям под музыку проявляется недостаточно ярко, выразительные эмоции возникают при дополнительном педагогическом воздействии (новые атрибуты, элементы костюма, декорации, игрушки и прочее), творческие импровизации возникают только при побуждении взрослым;

2) самостоятельно не называет любимые танцы, игры, инсценировки, только в беседе со взрослым высказывается о своих предпочтениях;

3) двигается под музыку недостаточно выразительно, эмоциональная окраска движений не всегда согласуется с характером и ритмом музыкального произведения, смена движений может наступать с опозданием;

4) ритм музыки воспроизводит неточно;

5) в танцевальных и игровых импровизациях использует только знакомые движения, действует по образцу;

6) затрудняется двигаться в паре, качество движений снижается, танцует неуверенно, не может быстро находить пару.

Низкий уровень:

1) не проявляет интереса к движениям, сложно заинтересовать и увлечь ребенка;

2) не называет любимых танцев, инсценировок, игр;

3) движения невыразительны, неэмоциональны и не соответствуют характеру музыки;

4) двигается неритмично, затрудняется воспроизвести ритмический рисунок в хлопках и притопах;

5) в танцевальных и образно-игровых импровизациях движения однотипны, действует по образцу;

6) не согласует свои движения в паре.

Старший дошкольный возраст (5-7 лет)

Высокий уровень:

1) проявляет интерес к движениям под музыку, любит танцевать, стремится импровизировать, сочинять и инсценировать сюжеты игр и тексты песен;

2) называет любимые танцы, игры, пляски, хороводы, обосновывает свой выбор в связи с характеристикой музыкального образа;

3) танцевальные и образно-игровые движения выразительны, пластичны и соответствуют смене настроения в музыке с малоконтрастными частями;

4) воспроизводит в хлопках и притопах ритмический рисунок мелодии, точность движений соответствует ритму музыки и его изменениям;

5) свободно импровизирует под музыку, самостоятельно придумывает композиции музыкальных игр и танцев;

6) в танцах, хороводах, упражнениях, играх согласует свои движения с движениями других детей (ориентируется в композиции танца, в пространстве, соблюдает дистанцию, не нарушает ритма общего движения, чувствует партнера).

Средний уровень:

1) эмоциональная увлеченность, интерес к движениям под музыку проявляются при дополнительной активизации со стороны взрослого (ведущая роль, новый атрибут, индивидуальные побуждения и другое);

2) выбор любимых игр, танцев, движений под музыку случаен, ребенок затрудняется в обосновании своих предпочтений;

3) двигается под музыку недостаточно выразительно, движения не всегда пластичны и изящны и не соответствуют смене настроений музыки с малоконтрастными частями;

4) неточно воспроизводит ритмический рисунок мелодии (в хлопках и притопах), соответствие движений ритму музыки и его изменениям появляется при активной поддержке педагога (движения в паре, по показу и т.д.);

5) в творческих импровизациях использует только знакомые танцевальные или образно-игровые движения;

6)  в танцах, хороводах, музыкально-ритмических упражнениях затрудняется согласовывать свои действия с движениями других детей

Низкий уровень:

1) не проявляет интереса к движениям под музыку, не любит танцевать, отрицательно реагирует на предложение взрослого, в играх чаще пассивен и неэмоционален;

2) не называет любимых танцев, игр, затрудняется или отказывается отвечать на вопросы;

3) движения угловаты, невыразительны, не соответствуют характеру музыки;

4) не может воспроизвести в хлопках ритмический рисунок мелодии, допускает ошибки при совместном выполнении движений с педагогом;

5) творческие проявления однотипны, однообразны или отсутствуют;

6) в совместном исполнительстве (танцах, хороводах и прочем) не согласовывает свои движения с движениями других детей (не ориентируется в пространстве, двигается с опозданием, не соблюдает дистанцию, общий темп выполнения движений).