Музыкально-дидактические игры
Музыкально-дидактические игры являются важным средством развития музыкальной деятельности дошкольников. Основное их назначение - привить детям любовь к музыке в доступной для них форме. И здесь на помощь педагогу могут прийти красочно оформленные пособия, благодаря которым у детей возникает интерес к музыке, быстрее развиваются музыкально-сенсорные способности. Музыкальные задания, выполняемые с помощью красочных пособий, значительно активизируют умственную деятельность ребенка, стимулируют его самостоятельную музыкальную деятельность, которая приобретает творческий характер.
Весёлые ладошки
Младший и средний дошкольный возраст
Цель.
Учить детей определять характер музыки (что делают ладошки; спят, гуляют или пляшут). выполнять движения ладошками в соответствии с музыкой. Доставлять детям радость от игры. Развивать коммуникативные навыки, моторику рук.
Материал.
Вырезанные из картона ладошки с изображением забавных мордочек (к ладони прикреплен браслетик из резинки или картона).
Ход игры.
Музыкальный руководитель обращает внимание детей на ладони, просит показать их ему.
Спрашивает, что умеют делать ладошки. (Хлопать) Дети хлопают, педагог хвалит их. Затем предлагает послушать сказку про веселые ладошки. Показывает детям пособие «Веселые ладошки». воспитатель помогает детям надеть их. Музыкальный руководитель рассказывает: «Жили-были веселые ладошки. Однажды встали они рано утром и отправились гулять. Каждому встречному веселые ладошки кивали головкой и говорили: «Привет!» (Под музыку дети шагают по залу и ладошками приветствуют друг друга.) Ладошки были рады встрече с друзьями и от радости пускались в пляс (Звучит плясовая музыка. ладошки пляшут.) Танцевали, танцевали веселые ладошки и устали, легли отдохнуть и уснули. (Звучит колыбельная мелодия, дети плавно качают ладонями перед собой.)
На последующих занятиях педагог исполняет музыку, дети определяют ее характер и выполняют соответствующие действия.
Музыкальный зонтик
Средний и старший дошкольный возраст
Цель.
Учить детей чувствовать и воспроизводить метрический пульс речи (стихов) и музыки. Развивать слуховое внимание, чувство ритма, навыки элементарного музицирования в оркестре.
Воспитывать интерес к игре на музыкальных инструментах.
Материал.
Детские музыкальные инструменты: бубен, барабан, ложки, дудочка, колокольчик, маракас, гармошка, треугольник. Зонтик, на грани которого приклеены изображения этих инструментов, вырезанные из цветной самоклеящейся бумаги.
Ход игры
Дети стоят в кругу, под весёлую ритмичную музыку воспитатель вращает зонтик, сопровождая свои действия словами (вместе с детьми):
Зонтик медленно вращаем.
Ручкой глазки закрываем.
Зонтик будет выбирать,
На чём тебе сейчас играть!
По окончании звучания музыки дети открывают глаза, и каждый ребёнок берёт тот инструмент, изображение которого видит перед собой. Затем все вместе играют в «оркестр». Целесообразно играть с подгруппой детей. По желанию детей игру можно повторить несколько раз, чтобы дети получили возможность поиграть на разных инструментах.
Примечание.
Музыкальный зонтик можно использовать не только как пособие для игры, но и как прекрасное средство для разрешения некоторых конфликтных ситуаций, например, когда сразу несколько детей хотят играть на одном и том же инструменте. Воспитатель говорит им, что не стоит из-за этого ссориться, а кто на чём будет играть, подскажет зонтик. Дальше действия взрослого и детей аналогичны их действиям в игре «Музыкальный зонтик».
Елена Юрьевна Матвиенко,
музыкальный руководитель, МДОУ N 1 «Дюймовочка», станица Павловская.
Краснодарский край