Меню
  • Главная
  • Музыка
    • Слушать музыку
    • Ноты
    • Музыкальные занятия
  • Поделки
  • Игры для детей
    • Подвижные игры на воздухе
    • Подвижные игры в помещении
    • Ребусы
    • Головоломки
    • Настольные игры
    • Викторины
    • Экологические игры
    • Развивающие игры
    • Кроссворды
  • Сценарии
    • Сценарии для дошкольников
    • Сценарии для школьников
    • Сценарии к 8 марта и ко Дню Матери
    • Сценарии к 23 февраля, 9 мая и на военную тему
    • Сценарии к Новому году, Рождеству и на Масленицу
    • Сценарии ко Дню Рождения
    • Осенние праздники
  • Загадки. Стихи
    • Стихи
    • Потешки, колыбельные
    • Загадки
    • Хочу все знать
  • Раскраски и рисунки
    • Раскраски
    • Рисование
  • Сказки
    • Азиатские сказки
    • Американские сказки
    • Русские сказки
    • Сказки народов России
    • Сказки народов Австралии и Океании
    • Сказки народов Европы
    • Сказки народов Ближнего и Среднего Востока
    • Сказки стран Африки
  • Статьи
  • Библиотека школьника
МЕНЮ
Мир детей Сайт для детей и родителей
  1. Вы здесь:  
  2. Главная
  3. Музыка
  4. Музыкальные занятия
  5. Музыкально-тематическая беседа для школьников «Музыкальные инструменты и игрушки: инструменты народного оркестра»

Музыкально-тематическая беседа для школьников «Музыкальные инструменты и игрушки: инструменты народного оркестра»

Музыкально-тематическая беседа проводится в форме Урока живой музыки с участием преподавателей и учащихся музыкальной школы.

Музыкальный руководитель: В старину в России ни один праздник не обходился без гармони и балалайки. Музыканты-самоучки веселили народ, играя на инструментах без нот, подбирая мелодии на слух. Вот так — от отца к сыну, от старшего брата к младшему передавалось умение играть, и поэтому инструменты, на которых играли музыканты, по праву назывались народными.
Прошло время, давно уже обучение ведется по нотам, а композиторы сочиняют музыку для этих инструментов, но название «народные инструменты» сохранилось и сегодня.

Звучат пьесы современных композиторов для аккордеона и баяна. Дети исполняют также народные мелодии в обработке русских и современных композиторов.

Музыкальный руководитель: Ребята, вы, наверное, заметили, что звуки аккордеона и баяна отличаются. Внешне они похожи друг на друга, но у них есть и различия. Чем отличаются аккордеон и баян?

Дети: У баяна кнопочки, а у аккордеона есть клавиши.

Музыкальный руководитель: А голоса инструментов имеют отличия?

Музыкальный руководитель предлагает игру-викторину на определение тембров инструментов.

Музыкальный руководитель: Баян истинно русский народный инструмент. Однажды звучание баяна услышал один немецкий генерал, и он тут же выписал этот инструмент в Германию. Теперь баян звучит во всем мире, имя этому инструменту дали в честь народного певца — Бояна. А попробуйте определить, где «живет» звук у баяна.

Дети пробуют извлекать звук с помощью детского музыкального инструмента — баяна.

Музыкальный руководитель: Но не всегда была счастливой судьба народных инструментов. Давным-давно по городам и селам бродили скоморохи, они веселили народ, пели задорные песни, подыгрывая себе на балалайках и домрах. Послушать их собиралось много народу, на таких концертах звучали задиристые частушки о жадных богачах. Народ смеялся над шутками скоморохов — а кому нравится, когда его высмеивают? И велел злой царь бросить скоморохов в холодную темницу, а их инструменты сжечь на костре. Много пылало костров — плакали струны в огне, горевал народ, тихо стало на Руси.
Лишь через сто лет народный умелец, музыкант Василий Васильевич Андреев нашел рисунок старинной домры и воссоздал заново этот инструмент. И звучит домра до сих пор, радует нас своим певучим звуком.

Учащиеся музыкальной школы исполняют русские народные песни на домре и балалайке. После этого проводится игра-викторина на определение тембров этил инструментов.

Музыкальный руководитель: Василий Васильевич Андреев не только воссоздавал народные инструменты, но и собрал из музыкантов-самоучек целый оркестр. Этот оркестр выступал во многих городах России и даже бывал за границей, пропагандируя русское народное искусство. И сегодня оркестры народных инструментов исполняют русскую музыку во всем мире.

Дети слушают народные мелодии в исполнении ансамбля народных инструментов учащихся музыкальной школы, либо видеозапись оркестра народных инструментов.