Музыкально-тематическая беседа для школьников «Музыкальные инструменты и игрушки: инструменты народного оркестра»
Музыкально-тематическая беседа проводится в форме Урока живой музыки с участием преподавателей и учащихся музыкальной школы.
Музыкальный руководитель: В старину в России ни один праздник не обходился без гармони и балалайки. Музыканты-самоучки веселили народ, играя на инструментах без нот, подбирая мелодии на слух. Вот так — от отца к сыну, от старшего брата к младшему передавалось умение играть, и поэтому инструменты, на которых играли музыканты, по праву назывались народными.
Прошло время, давно уже обучение ведется по нотам, а композиторы сочиняют музыку для этих инструментов, но название «народные инструменты» сохранилось и сегодня.
Звучат пьесы современных композиторов для аккордеона и баяна. Дети исполняют также народные мелодии в обработке русских и современных композиторов.
Музыкальный руководитель: Ребята, вы, наверное, заметили, что звуки аккордеона и баяна отличаются. Внешне они похожи друг на друга, но у них есть и различия. Чем отличаются аккордеон и баян?
Дети: У баяна кнопочки, а у аккордеона есть клавиши.
Музыкальный руководитель: А голоса инструментов имеют отличия?
Музыкальный руководитель предлагает игру-викторину на определение тембров инструментов.
Музыкальный руководитель: Баян истинно русский народный инструмент. Однажды звучание баяна услышал один немецкий генерал, и он тут же выписал этот инструмент в Германию. Теперь баян звучит во всем мире, имя этому инструменту дали в честь народного певца — Бояна. А попробуйте определить, где «живет» звук у баяна.
Дети пробуют извлекать звук с помощью детского музыкального инструмента — баяна.
Музыкальный руководитель: Но не всегда была счастливой судьба народных инструментов. Давным-давно по городам и селам бродили скоморохи, они веселили народ, пели задорные песни, подыгрывая себе на балалайках и домрах. Послушать их собиралось много народу, на таких концертах звучали задиристые частушки о жадных богачах. Народ смеялся над шутками скоморохов — а кому нравится, когда его высмеивают? И велел злой царь бросить скоморохов в холодную темницу, а их инструменты сжечь на костре. Много пылало костров — плакали струны в огне, горевал народ, тихо стало на Руси.
Лишь через сто лет народный умелец, музыкант Василий Васильевич Андреев нашел рисунок старинной домры и воссоздал заново этот инструмент. И звучит домра до сих пор, радует нас своим певучим звуком.
Учащиеся музыкальной школы исполняют русские народные песни на домре и балалайке. После этого проводится игра-викторина на определение тембров этил инструментов.
Музыкальный руководитель: Василий Васильевич Андреев не только воссоздавал народные инструменты, но и собрал из музыкантов-самоучек целый оркестр. Этот оркестр выступал во многих городах России и даже бывал за границей, пропагандируя русское народное искусство. И сегодня оркестры народных инструментов исполняют русскую музыку во всем мире.
Дети слушают народные мелодии в исполнении ансамбля народных инструментов учащихся музыкальной школы, либо видеозапись оркестра народных инструментов.