Через борьбу - к победе! Произведения Бетховена
Постановка и викторина для школьников по творчеству Людвига ван Бетховена.
Действующие лица:
- Ведущий
- Иоганн Гёте
- Людвиг ван Бетховен
- Императрица
- Свита
- Чтецы
Музыкальный материал:
Фрагменты произведений Л. Бетховена
- соната № 8 «Патетическая» - Вступление, I часть;
- соната № 14 «Лунная». III часть;
- симфония № 9, финал - тема радости;
- Соната № 23 «Аппассионата». I часть;
- увертюра «Эгмонт», главная партия;
- симфония № 3 «Героическая». I часть;
- симфония № 5, I часть, финал.
Наглядный материал и игровые пособия:
- Стенд с портретами Л. Бетховена и его современников: Й. Гайдна, В.А. Моцарта, Х.Г. Нефе, И.В. Гете, А. Сальери, И.Г. Альбрехтсбергера;
- карточки с фамилиями: Х.Г. Нефе, В.А. Моцарт, Й. Гайдн, А. Сальери, И.Г. Альбрехтсбергер;
- текст для конкурса «Найди ошибки»;
- карточки с музыкальными темами Бетховена и карточки с названиями произведений к конкурсу «Знакомые мелодии» (по 10 для каждой команды);
- карточки с именами и фамилиями: Джульетта Гвиччарди, Тереза Брунсвик, братья Карл и Иоганн, Доротея Эртман, друг Ф. Вегелер;
- карточки с названиями жанров и карточки с названиями произведений Бетховена (по 10 для каждой команды);
- кроссворд;
- репродукция картины Ромлинга «Бетховен и Гете в Теплице в 1812 году»;
- листы с перечнем произведений Бетховена для проведения конкурса «Музыкальные страницы»;
- листы размером АЗ;
- фломастеры для проведения художественного конкурса (о «Лунной» сонате).
Дети распределены на команды.
Звучит фрагмент I части Симфонии № 5 Л. Бетховена.
Ведущий
Послушайте высказывание о Бетховене выдающегося русского композитора Дмитрия Дмитриевича Шостаковича:
«Искусство Бетховена не ведает границ: ни во времени, ни в земном пространстве, ни в гигантской силе воздействия на человека. Чем дальше отходим мы по времени от эпохи, когда жил и творил Бетховен, тем ярче вырисовывается перед нами бессмертная красота его творения, мощь его творческого духа...»
Продолжая традиции Гайдна и Моцарта и утверждая новые идеи Великой Французской революции, Бетховен открывает новую эру в развитии музыкальной культуры. Средствами искусства он обращается ко всему человечеству, утверждает идеи свободы, призывает к неустанной борьбе за счастье, за прекрасное будущее для всех.
Наш первый конкурс - «Разминка».
Команды будут отвечать на вопросы по очереди.
• В каком немецком городе родился Людвиг ван Бетховен? (Бонн)
• Назовите крупный европейский город - центр музыкальной культуры - в котором Бетховен прожил большую часть своей жизни? (Вена)
• Назовите композиторов - представителей Венской классической школы. (Й. Гайдн, В А. Моцарт, Л. Бетховен)
• Какое историческое событие во Франции оказало огромное влияние на мировоззрение и творчество Бетховена? (Великая французская революция)
• Октябрь 1802 года чуть было не стал последним в жизни композитора. Сильный дух и страсть к искусству остановили Бетховена от рокового шага. Назовите документ, написанный им в это время. (Гейлигенштадтское завещание)
• Вспомните сонату Бетховена, названную автором «Сонатой-фантазией». («Лунная» соната)
• Назовите немецкого поэта, давшего сонате такое название. (Людвиг Рельштаб)
• Назовите автора текста трагедии «Эгмонт». (И.В. Гете)
• Кому Бетховен первоначально посвящает свою 3-ю симфонию? (Наполеону)
Ведущий (поясняет)
Узнав о военных планах Наполеона, Бетховен воскликнул: «Этот — тоже заурядный человек! Теперь он будет топтать ногами все человеческие права, следовать только своему честолюбию и сделается тираном!» Композитор зачеркивает посвящение и пишет на титульном листе: «Героическая симфония ... в знак воспоминания об одном великом человеке».
• Назовите женщину, образ которой вдохновил композитора на создание цикла песен «К далекой возлюбленной». (Тереза Брунсвик)
• Как называется единственная опера Бетховена? («Фиделио»)
• Назовите композитора, младшего современника Бетховена, который, восхищаясь его творчеством, смелостью и независимостью суждений, в силу робости и скромности, так и не смог с ним познакомиться. (Ф. Шуберт)
Музыкальная пауза
Звучит I часть Сонаты № 1 фа минор Л. Бетховена.
Ведущий
Творчество трех великих композиторов XVIII - начала XIX века стало вершиной в развитии музыкального классицизма. Их жизнь была связана с Веной - музыкальным центром Европы. Мастера Венской классической школы создали произведения богатые по содержанию, совершенные по форме, яркие по тематическому материалу.
В нашем следующем конкурсе «Штрихи к портрету» каждой команде нужно будет определить и написать фамилии венских классиков, о которых сейчас пойдет речь, а затем зачитать все три фамилии.
Конкурс «Штрихи к портрету»
На подготовленном к викторине стенде находятся портреты Й. Гайдна, В.А. Моцарта, Л. Бетховена и их современников - Х.Г. Нефе, А. Сальери, И.Г. Альбрехтсбергера. По окончании конкурса ведущий зачитывает правильный ответ и показывает портреты композиторов.
Выходят 3 чтеца.
1-й чтец
Ростом ниже среднего, коренастый, он обычно одевался в голубой, шитый серебром камзол со шпагой, на голове - напудренный парик с косичкой, на ногах - белые чулки и башмаки с большой пряжкой. Черты его лица грубоваты: крупный нос, тяжелый подбородок, лицо суровое. Но его красит живой проницательный взгляд и добрая обаятельная улыбка. За 30 лет руководства капеллой у князя Эстерхази он превратил ее в первоклассный оркестр. Дирижером он был строгим и требовательным, но никогда не сердился, заставляя повторять одно и то же место по многу раз. Музыканты его искренне любили, ласково называя «папашей».
Его называют отцом классической симфонии и струнного квартета, создателем классического симфонического оркестра. Величайший представитель венской классической школы, он до сих пор радует нас своей светлой и жизнеутверждающей музыкой.
(Иозеф Гайдн)
2-й чтец
Этот человек небольшого роста с густой шапкой белокурых волос принадлежит к гениям мирового музыкального искусства. Его короткая, но яркая жизнь была полна взлетов и падений. Он в совершенстве играл на клавесине, органе, скрипке, блестяще импровизировал на любую заданную тему, легко сочинял музыку, создавая творения, непревзойденные по художественной красоте и совершенству. С 6 лет он успешно гастролировал по странам Европы, а в 14 уже был избран членом Болонской академии. Его называют величайшим мелодистом, создателем истинных шедевров во всех музыкальных жанрах.
(Вольфганг Амадей Моцарт)
3-й чтец
Его некрасивое широкое лицо с нависшими волосами, высокий мощный лоб свидетельствуют о неистовом темпераменте, воле, душевной прямоте. Умные, добрые глаза выдают душевные страдания, а сосредоточенное выражение лица - упорную работу мысли. Он лишен аристократизма и даже гордится этим! Всего в жизни он достиг своим талантом. С детства он обладал тонким и точным слухом: замечал малейшую неверную ноту, представлял все тонкости оркестровых красок. Он был крупнейшим виртуозом, царственно владел фортепиано, демонстрируя его неисчерпаемые возможности. В искусстве импровизации ему не было равных. Он достиг славы - как композитор, его произведения охотно печатали в разных странах Европы. Героическая тема пронизывает все его творчество, раскрывая драматизм борьбы и радость победы, обращаясь к миллионам людей.
(Людвиг ван Бетховен)
Капитаны команд зачитывают свои ответы. Ведущий отмечает их правильность, показывает портреты композиторов.
Звучит фрагмент I части «Патетической» сонаты Л. Бетховена.
Ведущий
Не получив хорошего музыкального образования в детские годы, Бетховен постоянно работал над собой, пополняя свои знания, считая их недостаточными. Его настойчивости и упорству мог бы позавидовать каждый. Первыми учителями Бетховена были отец и его друзья, занятия с которыми велись без всякой системы. В дальнейшем о педагогах Бетховена можно сказать, что это были высокообразованные, выдающиеся музыканты. Своему первому настоящему учителю Христиану Готлибу Нефе Бетховен говорил: «Благодарю вас за советы, которые вы давали мне для развития божественного искусства. Если я когда-нибудь стану большим человеком, в этом будет доля вашего участия».
В ходе конкурса «Путь к мастерству» вспомним имена тех, кому Бетховен обязан своими знаниями.
Конкурс «Путь к мастерству»
На столах лежат карточки с фамилиями: Христиан Готлиб Нефе, Вольфганг Амадей Моцарт, Йозеф Гайдн, Антонио Сальери, Иоганн Георг Альбрехтсбергер. Учащиеся выбирают нужную карточку и показывают ее жюри.
Выходят три чтеца.
1-й чтец
В один из весенних дней 1787 года юный Бетховен с бьющимся от волнения сердцем переступил порог дома великого композитора, чтобы сыграть ему свои сочинения. После блестящей импровизации Бетховена, хозяин дома воскликнул: «Обратите внимание на него. Он всех заставит говорить о себе!»
(В.А. Моцарт.)
2-й чтец
Этот образованнейший человек, превосходный педагог, композитор, просветитель XVIII века, обучал Бетховена тайнам композиторской техники, знакомил с творчеством И.С. Баха, Генделя, Моцарта, Гайдна, привил горячий интерес к литературе и театру. В одном из музыкальных журналов он писал: «Этот юный гений заслуживает поддержки для своих артистических путешествий. Если он будет продолжать в том же духе, как и начал, из него выйдет второй Вольфганг Амадей Моцарт».
(Х.Г. Нефе)
3-й чтец
22-летний Бетховен прибыл в Вену и стал брать уроки у старого мастера, чтобы в совершенстве овладеть техникой музыкального письма. Первоначально о произведениях Бетховена мастер писал: «И знатоки, и несведущие должны по этим пьесам беспристрастно признать, что со временем Бетховен займет место одного из величайших композиторов Европы, а я буду гордиться правом называть себя его учителем». И все же подлинного творческого взаимопонимания между ними не было - учитель не поддерживал новаторских идей ученика. «Вы производите на меня впечатление человека, у которого несколько голов, несколько сердец и несколько душ... По-моему, в вашем творчестве есть нечто... Неожиданное, необычное - разумеется, ваши вещи прекрасны, это даже чудесные вещи, но то тут, то там в них встречается нечто странное, мрачное, так как вы сами немного угрюмы и странны, а стиль музыканта — это всегда он сам...»
(Й. Гайдн)
Уходят.
Ведущий (обращается к зрителям)
О ком сам Бетховен сказал однажды: «Это не ручей, море ему имя!»
(О И.С. Бахе.)
Звучит фрагмент III части «Лунной» сонаты Бетховена.
Ведущий
Наш следующий конкурс - «Найди ошибки».
В предлагаемом тексте нужно найти пять ошибок (раздает командам листы с текстом, ошибки в котором выделены шрифтом).
Читайте внимательно и исправляйте их.
Ведущий
«Творческое наследие Бетховена огромно. Им созданы произведения в разных музыкальных жанрах. Это вокальные произведения: романсы, песни, хоры, обработки народных песен. Величайшим созданием композитора является «Торжественная месса» - монументальное вокально симфоническое произведение. В камерно-инструментальном жанре им написаны трио, 16 струнных квартетов, ансамбли, сонаты, из них 22 сонаты для фортепиано, концерты, пьесы для различных инструментов. Бетховен писал музыку для театра - к драматическим спектаклям, в том числе к трагедии Шекспира «Эгмонт», создал балет «Фиделио». Истинного размаха его творчество достигло в области симфонической музыки. Его последняя, Десятая симфония - одно из выдающихся творений мировой музыкальной культуры. В финале этого грандиозного произведения Бетховен использует текст оды «К радости» И.В. Гете».
После выполнения задания ведущий читает правильный текст, который учащиеся сверяют со своим.
(Правильные ответы: 32 сонаты, трагедия Гете «Эгмонт», опера «Фиделио», Девятая симфония, ода «К радости» Шиллера.)
Ведущий
А теперь решите кроссворд, его вопросы связаны с творчеством Бетховена. Назовите ключевое слово.
Ведущий раздает детям листы, на которых дан кроссворд
Кроссворд - Творчество Бетховена
По горизонтали.
1. Название фортепианной сонаты № 23. 2. Увертюра к трагедии И.В. Гёте. 3. Название фортепианной сонаты № 14. 4. Название Третьей симфонии. 5. Название Шестой симфонии. 6. Название фортепианной сонаты № 8.
По вертикали:
прочитайте название циклического инструментального жанра, в котором написаны многие сочинения Бетховена.
Ответы.
По горизонтали: 1. «Аппассионата». 2. «Эгмонт». 3. «Лунная». 4. «Героическая». 5. «Пасторальная». 6. «Патетическая».
По вертикали: Соната.
Звучит Тема радости из финала Симфонии № 9 Бетховена.
Ведущий
Наш следующий конкурс называется «Знакомые мелодии». Из предложенных карточек командам нужно составить пары так, чтобы карточка с нотным номером мелодии соответствовала карточке с названием произведения.
Конкурс «Знакомые мелодии»
Каждая команда получает по пять карточек с нотными примерами и по пять карточек с названиями произведений или их частей.
Вариант выполнения задания:
Звучит фрагмент I части Сонаты № 23 («Аппассионата») Бетховена.
Ведущий
Судьба оказалась жестока к Бетховену. Что же послужило трагедией человека и музыканта?
Дети
Потеря слуха. Глухота.
Ведущий
Первые признаки глухоты он почувствовал в 26 лет. В это невозможно было поверить - глухой музыкант! Он стал известным композитором, виртуозом-пианистом. Им восторгаются, ему поклоняются, его имя у всех на устах. Слух был его гордостью, силой. Он перестал слышать верхние звуки оркестра. В театре садился в первые ряды, но с трудом понимал речь актеров. Он боялся, что окружающие узнают о нем правду. Отчаяние охватило его. Один из друзей писал о Бетховене: «Вы не можете поверить, какое неописуемое впечатление произвела на него потеря слуха. Представьте себе сознание несчастья у этой порывистой натуры! Он замыкается в самом себе, часто относится с недоверием к лучшим друзьям... Общение с ним — это поистине душевное напряжение...»
Трагедией человека проникнуты строки писем Бетховена. Попробуйте определить, кому адресованы письма, отрывки из которых вы сейчас услышите.
Конкурс «Отрывки из писем»
На столах лежат карточки с именами: Джульетта Гвиччарди, Тереза Брунсвик, братья Карл и Иоганн, Доротея Эртман, друг Ф. Вегелер. После чтения каждого отрывка капитаны по очереди называют адресата. В руках чтецов - письма.
Выходит 1-й чтец.
1-й чтец
«О люди, считающие или называющие меня неприязненным, упрямым, ... как несправедливы вы ко мне!.. Но подумайте только: шесть лет, как я страдаю неизлечимой болезнью, ухудшаемой лечением несведущих врачей.... У меня недоставало духу сказать людям: говорите громче, кричите, ведь я глух. Мое несчастье для меня вдвойне мучительно потому, что мне приходится скрывать его. Для меня нет отдыха в человеческом обществе, нет интимной беседы, нет взаимных излияний. Я почти совсем одинок.... Я должен жить изгнанником.... Такие случаи доводили меня до отчаяния; еще немного, и я покончил бы с собой. Меня удержало только одно — искусство. Ах, мне казалось немыслимым покинуть свет раньше, чем я исполню все, к чему я чувствовал себя призванным...»
(Ответ. Братьям Карлу и Иоганну)
Уходит.
Выходит 2-й чтец.
2-й чтец
«Ты едва поверишь, как одиноко и печально провел я последние два года: глухота, точно призрак какой-то, являлась мне повсюду, я избегал людей... Раньше я постоянно хворал, а сейчас — телесные мои силы, а вместе с тем и духовные... все больше крепнут... Не надо покоя!... Вы должны видеть меня счастливым... Я схвачу судьбу за глотку, совсем согнуть меня не удастся. О, как прекрасно прожить тысячу раз!»
(Другу Ф. Вегелеру)
Уходит.
3-й чтец
Неожиданная перемена произошла в жизни Бетховена.
«Теперь я чаще бываю в обществе, и потому жизнь моя стала веселее. Эту перемену произвела во мне милая, очаровательная девушка, которая меня любит, и которую я люблю.... Как она мила, жизнерадостна и добродушна! Я верю, что она может скрасить мое одиночество! У меня снова бывают светлые минуты, и я прихожу к убеждению, что женитьба может осчастливить человека».
Позже Бетховен напишет: «Я понимаю, что мы никогда не сможем быть вместе. Она молода и легкомысленна, а у меня столько проблем.... Как это ужасно! Что со мной будет?»
Уходит.
Ведущий
О ком пишет Бетховен?
(Показывает портрет.)
(О Джульетте Гвиччарди.)
А что же Джульетта? Через два года, в восемнадцать лет она вышла замуж за графа Галленберга и... забыла Бетховена. Но осталось в память о той любви это незабываемое произведение. Все свои чувства: нежность, разочарование, страдания, состояние крайней взволнованности вылились у композитора в музыке. Назовите это произведение!
Дети
«Лунная» соната.
Ведущий
Правильно. А знаете ли вы, кто дал название этому произведению? На тексты этого немецкого поэта, близкого друга Гете, многие композиторы писали песни, романсы. Франц Шуберт на его стихи написал свою известную «Серенаду». Большое место в творчестве поэта занимают образы природы, картины ночи, любовные переживания. Вспомните чарующую музыку «Лунной сонаты», напишите имя поэта и постарайтесь нарисовать картину, которая возникла в воображении поэта при прослушивании этой музыки.
Звучит I часть «Лунной сонаты» Бетховена. Далее ведущий называет имя поэта Л. Рельштаба, давшего название сонате «Лунная», и поясняет, что музыка сонаты напоминала поэту картину лунной ночи на Люцернском озере.
Ведущий
Многие произведения Бетховена имели посвящение или название. В следующем конкурсе командам нужно соединить две карточки - жанр произведения и его название.
Каждой команде раздают по 10 карточек с названиями жанров и по 10 карточек с названиями произведений.
Вариант выполнения задания:
Ведущий
Бетховен был интересным собеседником. Его убийственные характеристики, умные суждения, проклятия в адрес двора и аристократии, мнение о современной музыке отличались непримиримой принципиальностью. Бетховен никогда не преклонялся перед сильными мира сего. Однажды он сказал: «Князь, тем, что Вы собой представляете, Вы обязаны случаю и происхождению. Тем, что я собой представляю, я обязан только самому себе. Князей есть и будет тысячи. Бетховен же — только один».
В 1812 году на чешском курорте в Теплице произошла встреча двух великих современников. Первоначально они проявили друг к другу большой интерес. Но позже их отношения испортились, и дело дошло до разрыва. Один испытывал преклонение перед власть имущими, другой старался быть независимым и всем своим поведением требовал уважения к себе. В конкурсе «Два великих современника» командам нужно назвать их, внимательно прослушав инсценировку.
Инсценировка «Два великих современника»
Действующие лица:
- Ведущий
- И.В. Гете
- Л. ван Бетховен
- Императрица
- Герцоги Свита
Гете и Бетховен разговаривают, прохаживаясь по аллее.
Гете
Императрица и австрийские герцоги были в Теплице и оказывали мне много внимания.
Бетховен
Вы не должны так делать, этим вы не делаете ничего хорошего. Вы должны бить их по носу всем тем, что вы из себя представляете, иначе они этого не заметят. Я поступал иначе: когда я должен был дать урок герцогу Райнеру и он заставил меня ждать в передней, я ему за это как следует растянул пальцы. Когда он меня спросил, почему я так нетерпелив, я сказал: «Я потерял время в передней и не могу быть терпеливым. После этого он меня больше не заставлял ждать».
Появляются императрица, герцоги со свитой придворных. Они идут навстречу двум собеседникам.
Бетховен (обращаясь к Гете)
Идите, как прежде, под руку со мною, они должны нас пропустить, а не мы их.
Ведущий
Но собеседник сделал по-своему. Он высвободил руку, снял шляпу и встал сбоку, склонив перед ними голову. Другой в то же время, с засунутыми в карманы руками, прошел мимо свиты и лишь слегка дотронулся до шляпы, когда они расступились, чтобы дать ему дорогу.
Участники инсценировки демонстрируют эпизод.
Бетховен
Я вас ждал, потому что почитаю и уважаю вас, как вы этого заслуживаете. Но тем лицам вы оказали слишком много чести.
Уходят.
Капитаны команд называют двух великих собеседников - Иоганна Вольфганга Гете и Людвига ван Бетховена. Ведущий демонстрирует репродукцию картины Ромлинга «Бетховен и Гете в Теплице в 1812 году».
Ведущий
Новизна художественных замыслов и содержания музыкальных произведений побуждали Бетховена к творческим поискам, смелым новаторским решениям. В газетах того времени писали: «Бесспорно, господин Бетховен идет собственным путем, но что это за странный и утомительный путь! Ученость, ученость и все время ученость! - и ничего естественного, ничего певучего!» Но Бетховен во многом опередил своих современников. Музыковед Б. Асафьев писал: «Хотя Бетховен тридцать лет прожил в XVIII веке и революцию встретил девятнадцати лет, именно с нее, с Французской революции, начинается новая эра музыки - музыкальный XIX век, и всегда кажется, будто Бетховена в XVIII веке и не было».
А теперь наш блиц-турнир «Правда ли, что...», в котором команды по очереди будут отвечать кратко: «да» или «нет».
Конкурс «Правда ли, что...»
Правда ли, что...
• Бетховен был избран членом-корреспондентом Голландской академии наук, литературы и искусства? (Да.)
• Ознакомившись в 1812 году с конструкцией первого метронома - («музыкальный хронометр» Мельцеля), Бетховен пришел в восторг и написал канон «Та-та-та». (Да.)
• Мельцель сконструировал для Бетховена слуховую трубку? (Да.)
• В переводе с немецкого фамилия Бетховен дословно звучит как «грядка с красной свеклой»? (Да.)
• Песня «Сурок» написана Бетховеном на его собственные слова? (Нет.) Автор слов И.В. Гете.
• Во время исполнения в Вене Пятой симфонии присутствующие в зале французские гренадеры встали и отдали салют? (Да.)
• Поводом для создания одного из произведений Бетховена явилась потеря им монеты? (Да.)
(Рондо «Ярость по поводу потерянного гроша».)
• Карл Черни - автор известных этюдов, был учителем Бетховена? (Нет.)
(Он был его учеником.)
• Опера «Фиделио» не имела успеха? (Да.)
• Увертюра «Эгмонт» была написана к трагедии Шиллера? (Нет. К трагедии Гете.)
• Скрипач Рудольф Крейцер, которому Бетховен посвятил сонату № 9 для скрипки и фортепиано, никогда ее не исполнял? (Да.)
• Свою девятую симфонию Бетховен написал уже будучи совершено глухим? (Да.)
• Бетховен, не получив даже среднего образования, благодаря своей настойчивости и упорному труду научился бегло читать по-латыни, переводил речи Цицерона, знал французский и итальянский языки? (Да.)
• До 30 лет Бетховен не писал симфоний, считая себя недостаточно подготовленным к такому жанру? (Да.)
• Бетховен заменил Менуэт в своих симфониях вариациями? (Нет.)
Ведущий поясняет
Начиная с Третьей симфонии, III частью стало скерцо.
Ведущий
В нашем конкурсе «Музыкальные страницы» прозвучит бессмертная музыка Людвига ван Бетховена. Прослушайте небольшие фрагменты из произведений композитора. Определите их и впишите в таблицу порядковые номера их звучания.
Конкурс «Музыкальные страницы»
Ведущий раздает командам листы с перечнем нескольких произведений Бетховена и после выполнения учащимися задания зачитывает правильный вариант.
Вариант выполнения задания:
Ведущий
Я приведу высказывание композитора и музыкального критика А.Н. Серова: «Бетховен совершенно изменил значение музыки, он возносил ее на такую высоту, на которой она еще никогда не бывала... Игра в звуки, формы, хотя бы полные красоты, таланта, даже гения, отодвигались в сторону, как праздная и бесцельная забава и каприз. Музыка становилась великим и серьезным делом в жизни человека».
Выходит 1-й чтец.
1-й чтец
Безумная любовь моя, Бетховен!
Как от тебя уйти, коль ты во мне?
То я распят тобою на струне,
То ввергнут в ад, то поднят с небом вровень.
Ты - Прометей, сгорающий в огне,
Перед богами, как и он, греховен.
Гореть в борьбе не пламенем жаровен,
А факелом, с тобою наравне!
Судьба стучится в дверь! Но в дали дальней
Уже манят свирели Пасторальной,
И у себя в плену ты - сладкий плен!..
П. Михня
Уходит.
Следует подведение итогов жюри, вручение подарков и награждение участников викторины.