Меню
  • Главная
  • Музыка
    • Слушать музыку
    • Ноты
    • Музыкальные занятия
  • Поделки
  • Игры для детей
    • Подвижные игры на воздухе
    • Подвижные игры в помещении
    • Ребусы
    • Головоломки
    • Настольные игры
    • Викторины
    • Экологические игры
    • Развивающие игры
    • Кроссворды
  • Сценарии
    • Сценарии для дошкольников
    • Сценарии для школьников
    • Сценарии к 8 марта и ко Дню Матери
    • Сценарии к 23 февраля, 9 мая и на военную тему
    • Сценарии к Новому году, Рождеству и на Масленицу
    • Сценарии ко Дню Рождения
    • Осенние праздники
  • Загадки. Стихи
    • Стихи
    • Потешки, колыбельные
    • Загадки
    • Хочу все знать
  • Раскраски и рисунки
    • Раскраски
    • Рисование
  • Сказки
    • Азиатские сказки
    • Американские сказки
    • Русские сказки
    • Сказки народов России
    • Сказки народов Австралии и Океании
    • Сказки народов Европы
    • Сказки народов Ближнего и Среднего Востока
    • Сказки стран Африки
  • Статьи
  • Библиотека школьника
МЕНЮ
Мир детей Сайт для детей и родителей
  1. Вы здесь:  
  2. Главная
  3. Музыка
  4. Музыкальные занятия
  5. Четворно. Болгарский танец для девочек

Четворно. Болгарский танец для девочек

Танец «Четворно» составлен из элементов «Хоро», исполняющегося в Западной Болгарии. Танцуется живо, весело.
Музыка танца и костюмы народные. Музыкальный размер 7/16.

Костюм девочек.
Белая рубашка, украшенная вышивкой. Темный сарафан с вышивкой (вышивку можно заменить аппликацией). Пояс с двумя блестящими пряжками. В косах — цветы. На ногах — пестрые узорчатые чулки и мягкие национальные туфли. На голове, в волосах, — яркий цветок и может быть цветной платочек.

Четворно. Болгарский танец для девочек. Ноты. Нажмите

Четворно. Болгарский танец для девочек. Ноты

Четворно. Болгарский танец для девочек. Ноты

Все движения описаны ниже, после танца.

ОПИСАНИЕ ТАНЦА

В танце участвует шестнадцать девочек. Они разделяются на две равные группы и становятся за кулисами: первая группа (первая — восьмая девочки) — справа у переднего правого угла, вторая группа (девятая — шестнадцатая девочки) — слева у заднего левого угла. Девочки в каждой группе стоят вереницей лицом к авансцене и держатся за руки, опустив их вниз.

Первая фигура

Исполняются два раза 1—8-й такты музыки.
На 1—8-й такты девочки стоят за кулисами.
На повторение 1—3-го тактов девочки, держась за руки, движением № 1 выходят на сцену: первая группа (первая — восьмая девочки), слегка повернувшись влево, движется по авансцене к левым кулисам; вторая группа (девятая — шестнадцатая девочки), слегка повернувшись вправо, движется в глубине сцены по направлению к правым кулисам (рис. 1).

Рис. 1
Четворно. Болгарский танец для девочек

На повторение 4-го такта все исполняют движение № 2.
На повторение 5—8-го тактов повторяются движения 1—4-го тактов; таким образом первая группа подходит к левому переднему углу, а вторая — к заднему правому углу.
Исполняются два раза 9—16-й такты музыки.
На 9—16-й такты первая группа девочек, два раза исполняя ту же комбинацию движений (три раза движение № 1 и один раз движение № 2), идут мимо левых кулис к левому заднему углу. При этом девочки постепенно, одна за другой, разъединив руки, поворачиваются спиной к левым кулисам и затем вновь берутся за руки с соседками. Одновременно вторая группа девочек идет мимо правых кулис (спиной к ним) к переднему правому углу.
На повторение 9—16-го тактов девочки тем же движением идут: первая группа — по направлению к заднему правому углу сцены, вторая группа — к переднему левому углу сцены.
Исполняются два раза 1—8-й такты музыки.
На 1—8-й такты обе группы девочек идут по диагонали к противоположным углам сцены, исполняя движение № 3 и проходя спиной друг к другу (рис. 2).

Рис. 2
Четворно. Болгарский танец для девочек

На повторение 1—8-го тактов обе группы девочек движением № 3 идут мимо кулис: первая группа — мимо левых к левому заднему углу сцены, вторая — мимо правых к правому переднему углу сцены. При этом первая и девятая девочки на 1-й такт после наклона корпуса (на счет «два») меняют положение рук: берутся одной рукой за пояс соседок, на 2-й такт то же проделывают вторая и десятая девочки, на 3-й такт — третья и одиннадцатая, и так последовательно друг за другом девочки берутся за пояс друг друга, как показано на рисунке 3. На 8-й такт все девочки держатся за пояс друг друга.

Рис. 3
Болгарский танец для девочек

Вторая фигура

Исполняются два раза 9—16-й такты музыки.
На 9—16-й такты первая и вторая группы девочек, держась за пояса друг друга, движением № 4 меняются местами. Первую группу ведет первая девочка в глубину сцены, затем мимо правых кулис к правому переднему углу; одновременно вторая группа, которую ведет шестнадцатая девочка, проходит впереди первой группы и затем мимо левых кулис к левому переднему углу сцены (рис. 4).

Рис. 4
танец для девочек

На повторение 9—14-го тактов обе группы движением № 5 идут навстречу друг другу к середине сцены (рис. 5).

Рис. 5
Болгарский народный танец для девочек

На повторение 15—16-го тактов все исполняют движение № 5 на месте.

Третья фигура

Исполняются два раза 17—24-й такты музыки.
На 17-—20-й такты обе группы девочек, исполняя движение № 6, отходят назад к кулисам.
На 21—24-й такты обе группы девочек, продолжая держаться за пояса друг друга, движением № 4 идут в глубину сцены (заводят восьмая и девятая девочки) и становятся полукругом (рис. 6).

Рис. 6
Болгарский народный танец

На последний (24-й) такт восьмая и девятая девочки берут друг друга за пояс, а пятая и шестая, одиннадцатая и двенадцатая девочки опускают руки. Таким образом, теперь создаются три группы: в первой группе первая, вторая, третья, четвертая, пятая девочки, во второй группе — шестая, седьмая, восьмая, девятая, десятая и одиннадцатая девочки, в третьей группе — двенадцатая, тринадцатая, четырнадцатая, пятнадцатая и шестнадцатая девочки.
На повторение 17—20-го тактов вторая группа девочек движением № 7 выходит вперед. Одновременно первая и третья группы движением № 4 меняются местами: первая группа проходит в глубине сцены на левую ее сторону, третья группа проходит впереди первой группы на правую сторону сцены (рис. 7).
На повторение 21—24-го тактов все девочки исполняют движение № 5 на месте.

Рис. 7
Болгарский народный танец для детей

Четвертая фигура

Исполняются два раза 25—32-й такты музыки.
На 25—28-й такты вторая группа девочек исполняет на месте последовательно движения № 9, 10, 11. Одновременно первая и третья группы девочек движением № 8 идут вперед, приближаясь ко второй группе.
На 29—32-й такты первая и третья группы девочек движением № 8 отходят назад, вторая группа повторяет движения 25—28-го тактов.
На повторение 25—32-го тактов первая группа девочек во главе с 1-й девочкой, держась за пояс друг друга, движением № 12 идет по полукругу в глубине сцены, доходит до середины правой стороны сцены и образует кружок; третья группа девочек тем же движением переходит по авансцене на левую сторону сцены и образует там кружок. Одновременно вторая группа на четыре такта движением № 6 немного отступает в глубину сцены, а на следующие четыре такта движением № 2 быстро закручивается в кружок в центре сцены (рис. 8).

Рис. 8
народный танец для девочек

Исполняются два раза 9—16-й такты музыки.
На 9—12-й такты все три круга движением № 2 быстро вращаются против хода часовой стрелки.
На 13—16-й такты круги быстро раскрываются (рис. 9).

Рис. 9
народный танец для детей

Девочки движением № 13 перестраиваются в общий круг, замыкают его и, держась за пояс друг друга, движутся по кругу против хода часовой стрелки (рис. 10).

Рис. 10
Болгарский народный танец для девочек

На повторение 9—12-го тактов 16-я девочка снимает правую руку с пояса 1-й девочки и ведет всех за собой, как показано на рисунке 11.
На повторение 13—16-го тактов девочки тем же движением выравниваются в линию вдоль задника сцены лицом к зрителям.

Рис. 11
Болгарский народный танец для девочек

Пятая фигура

Исполняются два раза 17—24-й такты музыки.
На 17—20-й такты все девочки, держась за пояс друг друга (рис. 3). ровной линией идут вперед, к авансцене, исполняя движение № 7.
На 21—22-й такты все, дойдя до авансцены, исполняют на месте движение № 5, начиная с левой ноги.
На 23—24-й такты девочки исполняют движение № 14.
На повторение 17—18-го тактов исполняют на месте движение № 5, начиная с правой ноги.
На повторение 19—20-го тактов исполняют движение № 14.
На повторение 21—22-го тактов исполняют движение № 5 вперед, начиная с правой ноги.
На повторение 23—24-го тактов исполняют движение № 5 назад, начиная с правой ноги.
Исполняются два раза 25— 32-й такты музыки.
На 25—26-й такты девочки исполняют движение № 9 (вправо и влево).
На 27-й такт исполняют движение № 10.
На 28—29-й такты исполняют движение № 15 с правой, потом с левой ноги.
На 30—32-й такты девочки исполняют движение № 9 вправо и влево, затем движение № 10.
На повторение 25—26-го тактов девочки исполняют движение № 16, затем № 17.
На повторение 27-го такта исполняют движение № 10. На повторение 28—29-го тактов девочки два раза исполняют движение № 16. На повторение 30—31-го тактов исполняют движение № 17, потом № 10.
На повторение 32-го такта девочки исполняют на месте движение № 18 и на этом заканчивают танец.

ОПИСАНИЕ ДВИЖЕНИЙ

Музыкальный размер танца «Четворно» 7/16.
При разучивании движений счет ведется следующим образом: «раз» (2/16). «два» (2/16), «три» (3/16); таким образом, на последнем счете небольшая задержка (на 1/16).

Движение № 1
«Пружинный ход»

Исполняется на один такт музыки. Исходное положение — естественная позиция ног.
На счет «раз» (первая и вторая шестнадцатые такта) — шаг правой ногой на всю ступню вперед.
На счет «два» (третья и четвертая шестнадцатые такта) пятку правой ноги отделить от пола и сейчас же с ударом опустить на пол (В танце Рыченик. Болгарский танец для мальчиков объяснялось, что такое движение по-болгарски называется «чукче», что означает «молоточек»; это название дает характеристику движения — оно должно исполняться коротко, отрывисто, колено ноги чуть согнуто). Одновременно левую ногу, согнутую в колене, приподнять, чуть выводя ее вперед.
На счет «три» (пятая, шестая и седьмая шестнадцатые такта) — маленький шаг левой ногой вперед (пятка левой ноги — у середины ступни правой ноги).
Затем движение исполняется сначала.
В быстром темпе на счет «два» вместо «чукче» («молоточка») делается подскок.
«Пружинный ход» исполняется с последовательным сгибанием и выпрямлением ноги в колене («пружина»). «Пружина» может исполняться в разном ритме. Например, на один счет один раз согнуть и выпрямить колено (одна «пружина») или два раза согнуть и выпрямить колено (две «пружины»). Эта пружинность движений (по-болгарски «натрисане») характерна для всех последующих движений танца «Четворно».

Движение № 2
«Ход с приседанием»

Исполняется на один такт музыки. Исходное положение — естественная позиция ног.
Из-за такта правую ногу отделить от пола.
На счет «раз» (первая и вторая шестнадцатые такта) сделать вперед два очень маленьких шага: правой ногой, слегка приседая на ней, потом левой ногой без приседания.
На счет «два» (третья и четвертая шестнадцатые такта) сделать шаг вперед правой ногой, слегка приседая на ней.
На счет «три» (пятая, шестая и седьмая шестнадцатые такта) сделать шаг вперед левой ногой без приседания.

Движение № 3
«Ход с наклоном корпуса»

Исполняется на один такт музыки. Исходное положение — естественная позиция ног.
Из-за такта правую ногу, согнутую в колене, приподнять, не вынося ее вперед.
На счет «раз» (первая и вторая шестнадцатые такта) встать на правую ногу, перенеся на нее тяжесть тела, и наклониться вниз — влево. Левую ногу скользящим движением по полу отвести назад, за правую ногу, в третью позицию.
На счет «два» (третья и четвертая шестнадцатые такта) сделать подскок на правой ноге вперед, левую ногу отделить от пола, корпус выпрямить.
На счет «три» (пятая, шестая и седьмая шестнадцатые такта) сделать шаг левой ногой вперед. Правую ногу, согнутую в колене, приподнять.
Затем движение исполняется сначала (со счета «раз»).

Движение № 4
«Ход с подскоком»

Исполняется на один такт музыки. Исходное положение — естественная позиция ног.
Из-за такта правую ногу, согнутую в колене, отвести назад.
На счет «раз» (первая и вторая шестнадцатые такта) сделать на месте подскок на левой ноге, правую ногу, не разгибая в колене, взмахом перенести вперед и остановить перед корпусом, низко к полу.
На счет «два» (третья и четвертая шестнадцатые такта) сделать небольшой подскок на левой ноге вперед; правая нога в том же положении.
На счет «три» (пятая, шестая и седьмая шестнадцатые такта) сделать простой шаг вперед правой ногой.
Затем движение повторяется, но с другой ноги (левую отвести назад, сделать па месте подскок на правой ноге, левую, не разгибая, перенести вперед, сделать подскок на правой ноге вперед и шаг вперед левой ногой).
Затем движение исполняется сначала.

Движение № 5
«Челнок»

Исполняется на два такта музыки. Исходное положение — ступня правой ноги впереди левой ноги, слегка перекрещивая ее (на расстоянии одной ступни).
Из-за такта левую ногу слегка отделить от пола.
1-й такт
На счет «раз» (первая и вторая шестнадцатые такта) повернуть пятку правой ноги влево (внутрь), одновременно левую ногу поставить сзади правой ноги и согнуть колени обеих ног.
На счет «два» (третья и четвертая шестнадцатые такта) шаг вправо правой ногой, ставя ее во вторую позицию.
На счет «три» (пятая, шестая и седьмая шестнадцатые такта) шаг левой ногой вперед перед правой, которая сразу отделяется от пола.
2-й такт
Повторяются движения 1-го такта, но с другой ноги: пятку левой ноги повернуть вправо (внутрь), а правую ногу поставить сзади левой ноги, затем сделать шаг влево левой ногой и потом правой ногой сделать шаг вперед.
Движение можно начинать и с левой ноги и исполнять, продвигаясь вперед или назад.

Движение № 6
«Ход с подскоком назад»

Исполняется на два такта музыки. Исходное положение — шестая позиция ног.
Из-за такта правую ногу, согнутую в колене, слегка приподнять.
1-й такт
На счет «раз» (первая и вторая шестнадцатые такта) сделать на месте подскок на левой ноге, одновременно пяткой правой ноги слегка коснуться пола и сейчас же ногу поднять. как показано на рисунке 12.

Рис. 12
Болгарский народный танец для девочек

На счет «два» (третья и четвертая шестнадцатые такта) подскоком па левой ноге продвинуться назад, правую ногу, не выпрямляя в колене, немного опустить.
На счет «три» (пятая, шестая и седьмая шестнадцатые такта) сделать шаг назад правой ногой. Левую ногу, согнутую в колене. слегка приподнять.
2-й такт
На счет «раз» (первая и вторая шестнадцатые такта) сделать на месте подскок на правой ноге, одновременно пяткой левой ноги слегка коснуться пола и сейчас же ногу, согнутую в колене, поднять (как в 1-м такте).
На счет «два» (третья и четвертая шестнадцатые такта подскоком на правой ноге продвинуться назад, левую ногу, не выпрямляя в колене, немного опустить.
На счет «три» (пятая, шестая и седьмая шестнадцатые такта) сделать шаг назад левой ногой.
Затем движение исполняется сначала.

Движение № 7
«Ход с двойным подскоком»

Исполняется на два такта музыки. Исходное положение — шестая позиция ног.
Из-за такта правую ногу, согнув в колене, немного приподнять, слегка отводя назад.
1-й такт
На счет «раз» (первая и вторая шестнадцатые такта) подскоком на левой ноге немного проскользнуть вперед, одновременно правую ногу, не разгибая в колене, легким взмахом перевести в сторону и затем вперед (так, чтобы пятка правой ноги была перед левой ногой, у ее колена, почти прикасаясь к нему; носок и колено правой ноги слегка отвести вправо).
На счет «два» (третья и четвертая шестнадцатые такта сделать еще один подскок на левой ноге вперед, правая нога в том же положении, как на счет «раз».
На счет «три» (пятая, шестая и седьмая шестнадцатые такта) сделать шаг вперед правой ногой, левую ногу, согнув в колене, немного приподнять, слегка отводя назад.
2-й такт
Повторить движение 1-го такта, но с другой ноги: подскок вперед на правой ноге, левую ногу легким взмахом перевести в сторону, затем вперед (так, чтобы пятка левой ноги была перед правой ногой у ее колена, носок и колено левой ноги слегка отвести влево), сделать еще подскок на правой ноге вперед, потом шаг вперед левой ногой.
Затем движение исполняется сначала.

Движение № 8
«Мелкий ход»

Исполняется на один такт музыки. Исходное положение — естественная позиция пог.
На счет «раз» (первая и вторая шестнадцатые такта) — очень маленький шаг вперед правой ногой.
На счет «два» (третья и четвертая шестнадцатые такта) — такой же шаг вперед левой ногой.
На счет «три» (пятая, шестая и седьмая шестнадцатые такта) — еще такой же шаг вперед правой ногой.
Затем движение исполняется, начиная с левой ноги, а потом опять с правой.

Движение № 9
«Ход вправо и влево»

Исполняется на два такта музыки. Исходное положение — естественная позиция ног.
1-й такт
На счет «раз» (первая и вторая шестнадцатые такта) — шаг вправо правой ногой.
На счет «два» (третья и четвертая шестнадцатые такта) сделать на месте подскок на правой ноге. Левую ногу, согнув в колене, приподнять.
На счет «три» (пятая, шестая и седьмая шестнадцатые такта) сделать шаг вправо левой ногой, ставя ее впереди правой ноги, перекрещивая ее. Правую ногу, согнув в колене, немного приподнять, слегка отводя назад.
2-й такт
На счет «раз» (первая и вторая шестнадцатые такта) пятку левой ноги повернуть внутрь, к правой ноге, одновременно правую ногу поставить сзади левой на полупальцы.
На счет «два» (третья и четвертая шестнадцатые такта) сделать шаг влево левой ногой.
На счет «три» (пятая, шестая и седьмая шестнадцатые такта) сделать шаг влево правой ногой, ставя ее сзади левой ноги.

Движение № 10
«Перекрестный шаг влево»

Исполняется на один такт музыки. Исходное положение — естественная позиция ног.
Из-за такта левую ногу, согнутую в колене, приподнять.
На счет «раз» (первая и вторая шестнадцатые такта) перескочить на левую ногу, правую слегка приподнять.
На счет «два» (третья и четвертая шестнадцатые такта) шаг влево правой ногой, ставя ее впереди левой ноги (перекрещивая левую). Левую ногу слегка отделить от пола.
На счет «три» (пятая, шестая и седьмая шестнадцатые такта) шаг на месте левой ногой, правую ногу, согнув в колене, слегка приподнять так, чтобы пятка правой ноги была чуть ниже колена левой ноги.

Движение № 11
«Шаг с подскоком и перескок на месте»

Исполняется на один такт музыки. Исходное положение — естественная позиция ног.
На счет «раз» (первая и вторая шестнадцатые такта) — шаг на месте правой ногой; левую ногу, согнув в колене, слегка приподнять.
На счет «два» (третья и четвертая шестнадцатые такта) сделать на месте подскок на правой ноге. Левую ногу высоко поднять, согнув в колене под прямым углом.
На счет «три» (пятая, шестая и седьмая шестнадцатые такта) перескочить на левую ногу, ставя ее рядом с правой, которую сейчас же слегка приподнять, согнув в колене.

Движение № 12
«Пробежка вперед»

Исполняется на один такт музыки. Исходное положение — естественная позиция ног.
На счет «раз» (первая и вторая шестнадцатые такта) — шаг вперед на полупальцах правой ноги.
На счет «два» (третья и четвертая шестнадцатые такта) — легкий прыжочек вперед на левую ногу.
На счет «три» (пятая, шестая и седьмая шестнадцатые такта) —легкий прыжочек вперед на правую ногу.
Далее движение продолжается, но с другой ноги (шаг вперед на полупальцы левой ноги, прыжочек вперед на правую, потом на левую ногу).
Затем движение исполняется сначала.

Движение № 13
«Подскок и ход вперед»

Исполняется на один такт музыки. Исходное положение — естественная позиция ног.
На счет «раз» (первая и вторая шестнадцатые такта) подскок на месте на левой ноге; правую ногу, согнув в колене, отделить от пола и приподнять влево, перекрещивая левую ногу.
На счет «два» (третья и четвертая шестнадцатые такта) — шаг вперед правой ногой.
На счет «три» (пятая, шестая и седьмая шестнадцатые такта) — шаг вперед левой ногой.
Затем движение исполняется сначала.

Движение № 14

Исполняется на один такт музыки. Исходное положение — естественная позиция ног.
Из-за такта правую ногу высоко поднять, согнув в колене под прямым углом.
На счет «раз» (первая и вторая шестнадцатые такта) опустить низко к полу правую ногу, резко выпрямляя ее в колене.
На счет «два» (третья и четвертая шестнадцатые такта) перескочить на полупальцы правой ноги, ставя ее рядом с левой ногой; левую ногу, согнув в колене, слегка отделить от пола.
На счет «три» (пятая, шестая и седьмая шестнадцатые такта) перескочить на левую ногу, ставя ее рядом с правой ногой; правую ногу сейчас же высоко поднять, согнув в колене под прямым углом.
Затем движение исполняется сначала.

Движение № 15
«Шаг и двойной удар пяткой»

Исполняется на один такт музыки. Исходное положение — естественная позиция ног.
а) Движение с правой ноги.
На счет «раз» (первая и вторая шестнадцатые такта) — шаг вправо правой ногой; левую ногу отделить от пола.
На счет «два» (третья и четвертая шестнадцатые такта) левую ногу перенести вперед (перекрещивая правую ногу) н ударить об пол пяткой.
На счет «три» (пятая, шестая и седьмая шестнадцатые такта) еще раз ударить об пол пяткой левой ноги, ставя ее у пальцев правой ноги.
б) Движение с левой ноги.
Исполняется так же, но шаг влево делают левой ногой и два раза ударяют пяткой правой ноги.

Движение № 16
«Шаг с подскоком на месте»

Исполняется на один такт музыки. Исходное положение — естественная позиция ног.
Из-за такта правую ногу, согнув в колене, приподнять.
На счет «раз» (первая и вторая шестнадцатые такта) — шаг на месте правой ногой; левую ногу, согнув в колене, слегка приподнять.
На счет «два» (третья и четвертая шестнадцатые такта) сделать на месте подскок на правой ноге, левую ногу, согнутую в колене, высоко поднять (прямой угол).
На счет «три» (пятая, шестая и седьмая шестнадцатые такта) перескочить на левую ногу, ставя ее рядом с правой ногой; правую ногу, согнув в колене, слегка приподнять.

Движение № 17
«Ножницы»

Исполняется на один такт музыки. Исходное положение — естественная позиция ног.
Из-за такта правую ногу, не сгибая в колене, вынести вперед.
На счет «раз» (первая и вторая шестнадцатые такта) поменять положение ног: наступить на правую ногу, ставя ее рядом с левой ногой, которую сейчас же вынести вперед, не сгибая в колене.
На счет «два» (третья и четвертая шестнадцатые такта) поменять положение ног: встать на левую ногу, а правую вынести вперед.
На счет «три» (пятая, шестая и седьмая шестнадцатые такта) — то же, что на счет «раз».

Движение № 18

Исполняется на один такт музыки. Исходное положение — естественная позиция ног.
Из-за такта правую ногу отделить от пола.
На счет «раз» (первая и вторая шестнадцатые такта) — шаг правой ногой вправо; левую ногу, согнув в колене, слегка приподнять.
На счет «два» (третья и четвертая шестнадцатые такта) перескочить На левую ногу, чуть приседая на ней; правую ногу, согнув в колене, высоко поднять (прямой угол); корпус немного наклонить вперед.
На счет «три» (пятая, шестая и седьмая шестнадцатые такта) ударить об пол ступней правой ноги, ставя ее впереди левой; корпус выпрямить.

  • Для девочек