Четворно. Болгарский танец для девочек
Танец «Четворно» составлен из элементов «Хоро», исполняющегося в Западной Болгарии. Танцуется живо, весело.
Музыка танца и костюмы народные. Музыкальный размер 7/16.
Костюм девочек.
Белая рубашка, украшенная вышивкой. Темный сарафан с вышивкой (вышивку можно заменить аппликацией). Пояс с двумя блестящими пряжками. В косах — цветы. На ногах — пестрые узорчатые чулки и мягкие национальные туфли. На голове, в волосах, — яркий цветок и может быть цветной платочек.
Четворно. Болгарский танец для девочек. Ноты. Нажмите
Все движения описаны ниже, после танца.
ОПИСАНИЕ ТАНЦА
В танце участвует шестнадцать девочек. Они разделяются на две равные группы и становятся за кулисами: первая группа (первая — восьмая девочки) — справа у переднего правого угла, вторая группа (девятая — шестнадцатая девочки) — слева у заднего левого угла. Девочки в каждой группе стоят вереницей лицом к авансцене и держатся за руки, опустив их вниз.
Первая фигура
Исполняются два раза 1—8-й такты музыки.
На 1—8-й такты девочки стоят за кулисами.
На повторение 1—3-го тактов девочки, держась за руки, движением № 1 выходят на сцену: первая группа (первая — восьмая девочки), слегка повернувшись влево, движется по авансцене к левым кулисам; вторая группа (девятая — шестнадцатая девочки), слегка повернувшись вправо, движется в глубине сцены по направлению к правым кулисам (рис. 1).
Рис. 1
На повторение 4-го такта все исполняют движение № 2.
На повторение 5—8-го тактов повторяются движения 1—4-го тактов; таким образом первая группа подходит к левому переднему углу, а вторая — к заднему правому углу.
Исполняются два раза 9—16-й такты музыки.
На 9—16-й такты первая группа девочек, два раза исполняя ту же комбинацию движений (три раза движение № 1 и один раз движение № 2), идут мимо левых кулис к левому заднему углу. При этом девочки постепенно, одна за другой, разъединив руки, поворачиваются спиной к левым кулисам и затем вновь берутся за руки с соседками. Одновременно вторая группа девочек идет мимо правых кулис (спиной к ним) к переднему правому углу.
На повторение 9—16-го тактов девочки тем же движением идут: первая группа — по направлению к заднему правому углу сцены, вторая группа — к переднему левому углу сцены.
Исполняются два раза 1—8-й такты музыки.
На 1—8-й такты обе группы девочек идут по диагонали к противоположным углам сцены, исполняя движение № 3 и проходя спиной друг к другу (рис. 2).
Рис. 2
На повторение 1—8-го тактов обе группы девочек движением № 3 идут мимо кулис: первая группа — мимо левых к левому заднему углу сцены, вторая — мимо правых к правому переднему углу сцены. При этом первая и девятая девочки на 1-й такт после наклона корпуса (на счет «два») меняют положение рук: берутся одной рукой за пояс соседок, на 2-й такт то же проделывают вторая и десятая девочки, на 3-й такт — третья и одиннадцатая, и так последовательно друг за другом девочки берутся за пояс друг друга, как показано на рисунке 3. На 8-й такт все девочки держатся за пояс друг друга.
Рис. 3
Вторая фигура
Исполняются два раза 9—16-й такты музыки.
На 9—16-й такты первая и вторая группы девочек, держась за пояса друг друга, движением № 4 меняются местами. Первую группу ведет первая девочка в глубину сцены, затем мимо правых кулис к правому переднему углу; одновременно вторая группа, которую ведет шестнадцатая девочка, проходит впереди первой группы и затем мимо левых кулис к левому переднему углу сцены (рис. 4).
Рис. 4
На повторение 9—14-го тактов обе группы движением № 5 идут навстречу друг другу к середине сцены (рис. 5).
Рис. 5
На повторение 15—16-го тактов все исполняют движение № 5 на месте.
Третья фигура
Исполняются два раза 17—24-й такты музыки.
На 17-—20-й такты обе группы девочек, исполняя движение № 6, отходят назад к кулисам.
На 21—24-й такты обе группы девочек, продолжая держаться за пояса друг друга, движением № 4 идут в глубину сцены (заводят восьмая и девятая девочки) и становятся полукругом (рис. 6).
Рис. 6
На последний (24-й) такт восьмая и девятая девочки берут друг друга за пояс, а пятая и шестая, одиннадцатая и двенадцатая девочки опускают руки. Таким образом, теперь создаются три группы: в первой группе первая, вторая, третья, четвертая, пятая девочки, во второй группе — шестая, седьмая, восьмая, девятая, десятая и одиннадцатая девочки, в третьей группе — двенадцатая, тринадцатая, четырнадцатая, пятнадцатая и шестнадцатая девочки.
На повторение 17—20-го тактов вторая группа девочек движением № 7 выходит вперед. Одновременно первая и третья группы движением № 4 меняются местами: первая группа проходит в глубине сцены на левую ее сторону, третья группа проходит впереди первой группы на правую сторону сцены (рис. 7).
На повторение 21—24-го тактов все девочки исполняют движение № 5 на месте.
Рис. 7
Четвертая фигура
Исполняются два раза 25—32-й такты музыки.
На 25—28-й такты вторая группа девочек исполняет на месте последовательно движения № 9, 10, 11. Одновременно первая и третья группы девочек движением № 8 идут вперед, приближаясь ко второй группе.
На 29—32-й такты первая и третья группы девочек движением № 8 отходят назад, вторая группа повторяет движения 25—28-го тактов.
На повторение 25—32-го тактов первая группа девочек во главе с 1-й девочкой, держась за пояс друг друга, движением № 12 идет по полукругу в глубине сцены, доходит до середины правой стороны сцены и образует кружок; третья группа девочек тем же движением переходит по авансцене на левую сторону сцены и образует там кружок. Одновременно вторая группа на четыре такта движением № 6 немного отступает в глубину сцены, а на следующие четыре такта движением № 2 быстро закручивается в кружок в центре сцены (рис. 8).
Рис. 8
Исполняются два раза 9—16-й такты музыки.
На 9—12-й такты все три круга движением № 2 быстро вращаются против хода часовой стрелки.
На 13—16-й такты круги быстро раскрываются (рис. 9).
Рис. 9
Девочки движением № 13 перестраиваются в общий круг, замыкают его и, держась за пояс друг друга, движутся по кругу против хода часовой стрелки (рис. 10).
Рис. 10
На повторение 9—12-го тактов 16-я девочка снимает правую руку с пояса 1-й девочки и ведет всех за собой, как показано на рисунке 11.
На повторение 13—16-го тактов девочки тем же движением выравниваются в линию вдоль задника сцены лицом к зрителям.
Рис. 11
Пятая фигура
Исполняются два раза 17—24-й такты музыки.
На 17—20-й такты все девочки, держась за пояс друг друга (рис. 3). ровной линией идут вперед, к авансцене, исполняя движение № 7.
На 21—22-й такты все, дойдя до авансцены, исполняют на месте движение № 5, начиная с левой ноги.
На 23—24-й такты девочки исполняют движение № 14.
На повторение 17—18-го тактов исполняют на месте движение № 5, начиная с правой ноги.
На повторение 19—20-го тактов исполняют движение № 14.
На повторение 21—22-го тактов исполняют движение № 5 вперед, начиная с правой ноги.
На повторение 23—24-го тактов исполняют движение № 5 назад, начиная с правой ноги.
Исполняются два раза 25— 32-й такты музыки.
На 25—26-й такты девочки исполняют движение № 9 (вправо и влево).
На 27-й такт исполняют движение № 10.
На 28—29-й такты исполняют движение № 15 с правой, потом с левой ноги.
На 30—32-й такты девочки исполняют движение № 9 вправо и влево, затем движение № 10.
На повторение 25—26-го тактов девочки исполняют движение № 16, затем № 17.
На повторение 27-го такта исполняют движение № 10. На повторение 28—29-го тактов девочки два раза исполняют движение № 16. На повторение 30—31-го тактов исполняют движение № 17, потом № 10.
На повторение 32-го такта девочки исполняют на месте движение № 18 и на этом заканчивают танец.
ОПИСАНИЕ ДВИЖЕНИЙ
Музыкальный размер танца «Четворно» 7/16.
При разучивании движений счет ведется следующим образом: «раз» (2/16). «два» (2/16), «три» (3/16); таким образом, на последнем счете небольшая задержка (на 1/16).
Движение № 1
«Пружинный ход»
Исполняется на один такт музыки. Исходное положение — естественная позиция ног.
На счет «раз» (первая и вторая шестнадцатые такта) — шаг правой ногой на всю ступню вперед.
На счет «два» (третья и четвертая шестнадцатые такта) пятку правой ноги отделить от пола и сейчас же с ударом опустить на пол (В танце Рыченик. Болгарский танец для мальчиков объяснялось, что такое движение по-болгарски называется «чукче», что означает «молоточек»; это название дает характеристику движения — оно должно исполняться коротко, отрывисто, колено ноги чуть согнуто). Одновременно левую ногу, согнутую в колене, приподнять, чуть выводя ее вперед.
На счет «три» (пятая, шестая и седьмая шестнадцатые такта) — маленький шаг левой ногой вперед (пятка левой ноги — у середины ступни правой ноги).
Затем движение исполняется сначала.
В быстром темпе на счет «два» вместо «чукче» («молоточка») делается подскок.
«Пружинный ход» исполняется с последовательным сгибанием и выпрямлением ноги в колене («пружина»). «Пружина» может исполняться в разном ритме. Например, на один счет один раз согнуть и выпрямить колено (одна «пружина») или два раза согнуть и выпрямить колено (две «пружины»). Эта пружинность движений (по-болгарски «натрисане») характерна для всех последующих движений танца «Четворно».
Движение № 2
«Ход с приседанием»
Исполняется на один такт музыки. Исходное положение — естественная позиция ног.
Из-за такта правую ногу отделить от пола.
На счет «раз» (первая и вторая шестнадцатые такта) сделать вперед два очень маленьких шага: правой ногой, слегка приседая на ней, потом левой ногой без приседания.
На счет «два» (третья и четвертая шестнадцатые такта) сделать шаг вперед правой ногой, слегка приседая на ней.
На счет «три» (пятая, шестая и седьмая шестнадцатые такта) сделать шаг вперед левой ногой без приседания.
Движение № 3
«Ход с наклоном корпуса»
Исполняется на один такт музыки. Исходное положение — естественная позиция ног.
Из-за такта правую ногу, согнутую в колене, приподнять, не вынося ее вперед.
На счет «раз» (первая и вторая шестнадцатые такта) встать на правую ногу, перенеся на нее тяжесть тела, и наклониться вниз — влево. Левую ногу скользящим движением по полу отвести назад, за правую ногу, в третью позицию.
На счет «два» (третья и четвертая шестнадцатые такта) сделать подскок на правой ноге вперед, левую ногу отделить от пола, корпус выпрямить.
На счет «три» (пятая, шестая и седьмая шестнадцатые такта) сделать шаг левой ногой вперед. Правую ногу, согнутую в колене, приподнять.
Затем движение исполняется сначала (со счета «раз»).
Движение № 4
«Ход с подскоком»
Исполняется на один такт музыки. Исходное положение — естественная позиция ног.
Из-за такта правую ногу, согнутую в колене, отвести назад.
На счет «раз» (первая и вторая шестнадцатые такта) сделать на месте подскок на левой ноге, правую ногу, не разгибая в колене, взмахом перенести вперед и остановить перед корпусом, низко к полу.
На счет «два» (третья и четвертая шестнадцатые такта) сделать небольшой подскок на левой ноге вперед; правая нога в том же положении.
На счет «три» (пятая, шестая и седьмая шестнадцатые такта) сделать простой шаг вперед правой ногой.
Затем движение повторяется, но с другой ноги (левую отвести назад, сделать па месте подскок на правой ноге, левую, не разгибая, перенести вперед, сделать подскок на правой ноге вперед и шаг вперед левой ногой).
Затем движение исполняется сначала.
Движение № 5
«Челнок»
Исполняется на два такта музыки. Исходное положение — ступня правой ноги впереди левой ноги, слегка перекрещивая ее (на расстоянии одной ступни).
Из-за такта левую ногу слегка отделить от пола.
1-й такт
На счет «раз» (первая и вторая шестнадцатые такта) повернуть пятку правой ноги влево (внутрь), одновременно левую ногу поставить сзади правой ноги и согнуть колени обеих ног.
На счет «два» (третья и четвертая шестнадцатые такта) шаг вправо правой ногой, ставя ее во вторую позицию.
На счет «три» (пятая, шестая и седьмая шестнадцатые такта) шаг левой ногой вперед перед правой, которая сразу отделяется от пола.
2-й такт
Повторяются движения 1-го такта, но с другой ноги: пятку левой ноги повернуть вправо (внутрь), а правую ногу поставить сзади левой ноги, затем сделать шаг влево левой ногой и потом правой ногой сделать шаг вперед.
Движение можно начинать и с левой ноги и исполнять, продвигаясь вперед или назад.
Движение № 6
«Ход с подскоком назад»
Исполняется на два такта музыки. Исходное положение — шестая позиция ног.
Из-за такта правую ногу, согнутую в колене, слегка приподнять.
1-й такт
На счет «раз» (первая и вторая шестнадцатые такта) сделать на месте подскок на левой ноге, одновременно пяткой правой ноги слегка коснуться пола и сейчас же ногу поднять. как показано на рисунке 12.
Рис. 12
На счет «два» (третья и четвертая шестнадцатые такта) подскоком па левой ноге продвинуться назад, правую ногу, не выпрямляя в колене, немного опустить.
На счет «три» (пятая, шестая и седьмая шестнадцатые такта) сделать шаг назад правой ногой. Левую ногу, согнутую в колене. слегка приподнять.
2-й такт
На счет «раз» (первая и вторая шестнадцатые такта) сделать на месте подскок на правой ноге, одновременно пяткой левой ноги слегка коснуться пола и сейчас же ногу, согнутую в колене, поднять (как в 1-м такте).
На счет «два» (третья и четвертая шестнадцатые такта подскоком на правой ноге продвинуться назад, левую ногу, не выпрямляя в колене, немного опустить.
На счет «три» (пятая, шестая и седьмая шестнадцатые такта) сделать шаг назад левой ногой.
Затем движение исполняется сначала.
Движение № 7
«Ход с двойным подскоком»
Исполняется на два такта музыки. Исходное положение — шестая позиция ног.
Из-за такта правую ногу, согнув в колене, немного приподнять, слегка отводя назад.
1-й такт
На счет «раз» (первая и вторая шестнадцатые такта) подскоком на левой ноге немного проскользнуть вперед, одновременно правую ногу, не разгибая в колене, легким взмахом перевести в сторону и затем вперед (так, чтобы пятка правой ноги была перед левой ногой, у ее колена, почти прикасаясь к нему; носок и колено правой ноги слегка отвести вправо).
На счет «два» (третья и четвертая шестнадцатые такта сделать еще один подскок на левой ноге вперед, правая нога в том же положении, как на счет «раз».
На счет «три» (пятая, шестая и седьмая шестнадцатые такта) сделать шаг вперед правой ногой, левую ногу, согнув в колене, немного приподнять, слегка отводя назад.
2-й такт
Повторить движение 1-го такта, но с другой ноги: подскок вперед на правой ноге, левую ногу легким взмахом перевести в сторону, затем вперед (так, чтобы пятка левой ноги была перед правой ногой у ее колена, носок и колено левой ноги слегка отвести влево), сделать еще подскок на правой ноге вперед, потом шаг вперед левой ногой.
Затем движение исполняется сначала.
Движение № 8
«Мелкий ход»
Исполняется на один такт музыки. Исходное положение — естественная позиция пог.
На счет «раз» (первая и вторая шестнадцатые такта) — очень маленький шаг вперед правой ногой.
На счет «два» (третья и четвертая шестнадцатые такта) — такой же шаг вперед левой ногой.
На счет «три» (пятая, шестая и седьмая шестнадцатые такта) — еще такой же шаг вперед правой ногой.
Затем движение исполняется, начиная с левой ноги, а потом опять с правой.
Движение № 9
«Ход вправо и влево»
Исполняется на два такта музыки. Исходное положение — естественная позиция ног.
1-й такт
На счет «раз» (первая и вторая шестнадцатые такта) — шаг вправо правой ногой.
На счет «два» (третья и четвертая шестнадцатые такта) сделать на месте подскок на правой ноге. Левую ногу, согнув в колене, приподнять.
На счет «три» (пятая, шестая и седьмая шестнадцатые такта) сделать шаг вправо левой ногой, ставя ее впереди правой ноги, перекрещивая ее. Правую ногу, согнув в колене, немного приподнять, слегка отводя назад.
2-й такт
На счет «раз» (первая и вторая шестнадцатые такта) пятку левой ноги повернуть внутрь, к правой ноге, одновременно правую ногу поставить сзади левой на полупальцы.
На счет «два» (третья и четвертая шестнадцатые такта) сделать шаг влево левой ногой.
На счет «три» (пятая, шестая и седьмая шестнадцатые такта) сделать шаг влево правой ногой, ставя ее сзади левой ноги.
Движение № 10
«Перекрестный шаг влево»
Исполняется на один такт музыки. Исходное положение — естественная позиция ног.
Из-за такта левую ногу, согнутую в колене, приподнять.
На счет «раз» (первая и вторая шестнадцатые такта) перескочить на левую ногу, правую слегка приподнять.
На счет «два» (третья и четвертая шестнадцатые такта) шаг влево правой ногой, ставя ее впереди левой ноги (перекрещивая левую). Левую ногу слегка отделить от пола.
На счет «три» (пятая, шестая и седьмая шестнадцатые такта) шаг на месте левой ногой, правую ногу, согнув в колене, слегка приподнять так, чтобы пятка правой ноги была чуть ниже колена левой ноги.
Движение № 11
«Шаг с подскоком и перескок на месте»
Исполняется на один такт музыки. Исходное положение — естественная позиция ног.
На счет «раз» (первая и вторая шестнадцатые такта) — шаг на месте правой ногой; левую ногу, согнув в колене, слегка приподнять.
На счет «два» (третья и четвертая шестнадцатые такта) сделать на месте подскок на правой ноге. Левую ногу высоко поднять, согнув в колене под прямым углом.
На счет «три» (пятая, шестая и седьмая шестнадцатые такта) перескочить на левую ногу, ставя ее рядом с правой, которую сейчас же слегка приподнять, согнув в колене.
Движение № 12
«Пробежка вперед»
Исполняется на один такт музыки. Исходное положение — естественная позиция ног.
На счет «раз» (первая и вторая шестнадцатые такта) — шаг вперед на полупальцах правой ноги.
На счет «два» (третья и четвертая шестнадцатые такта) — легкий прыжочек вперед на левую ногу.
На счет «три» (пятая, шестая и седьмая шестнадцатые такта) —легкий прыжочек вперед на правую ногу.
Далее движение продолжается, но с другой ноги (шаг вперед на полупальцы левой ноги, прыжочек вперед на правую, потом на левую ногу).
Затем движение исполняется сначала.
Движение № 13
«Подскок и ход вперед»
Исполняется на один такт музыки. Исходное положение — естественная позиция ног.
На счет «раз» (первая и вторая шестнадцатые такта) подскок на месте на левой ноге; правую ногу, согнув в колене, отделить от пола и приподнять влево, перекрещивая левую ногу.
На счет «два» (третья и четвертая шестнадцатые такта) — шаг вперед правой ногой.
На счет «три» (пятая, шестая и седьмая шестнадцатые такта) — шаг вперед левой ногой.
Затем движение исполняется сначала.
Движение № 14
Исполняется на один такт музыки. Исходное положение — естественная позиция ног.
Из-за такта правую ногу высоко поднять, согнув в колене под прямым углом.
На счет «раз» (первая и вторая шестнадцатые такта) опустить низко к полу правую ногу, резко выпрямляя ее в колене.
На счет «два» (третья и четвертая шестнадцатые такта) перескочить на полупальцы правой ноги, ставя ее рядом с левой ногой; левую ногу, согнув в колене, слегка отделить от пола.
На счет «три» (пятая, шестая и седьмая шестнадцатые такта) перескочить на левую ногу, ставя ее рядом с правой ногой; правую ногу сейчас же высоко поднять, согнув в колене под прямым углом.
Затем движение исполняется сначала.
Движение № 15
«Шаг и двойной удар пяткой»
Исполняется на один такт музыки. Исходное положение — естественная позиция ног.
а) Движение с правой ноги.
На счет «раз» (первая и вторая шестнадцатые такта) — шаг вправо правой ногой; левую ногу отделить от пола.
На счет «два» (третья и четвертая шестнадцатые такта) левую ногу перенести вперед (перекрещивая правую ногу) н ударить об пол пяткой.
На счет «три» (пятая, шестая и седьмая шестнадцатые такта) еще раз ударить об пол пяткой левой ноги, ставя ее у пальцев правой ноги.
б) Движение с левой ноги.
Исполняется так же, но шаг влево делают левой ногой и два раза ударяют пяткой правой ноги.
Движение № 16
«Шаг с подскоком на месте»
Исполняется на один такт музыки. Исходное положение — естественная позиция ног.
Из-за такта правую ногу, согнув в колене, приподнять.
На счет «раз» (первая и вторая шестнадцатые такта) — шаг на месте правой ногой; левую ногу, согнув в колене, слегка приподнять.
На счет «два» (третья и четвертая шестнадцатые такта) сделать на месте подскок на правой ноге, левую ногу, согнутую в колене, высоко поднять (прямой угол).
На счет «три» (пятая, шестая и седьмая шестнадцатые такта) перескочить на левую ногу, ставя ее рядом с правой ногой; правую ногу, согнув в колене, слегка приподнять.
Движение № 17
«Ножницы»
Исполняется на один такт музыки. Исходное положение — естественная позиция ног.
Из-за такта правую ногу, не сгибая в колене, вынести вперед.
На счет «раз» (первая и вторая шестнадцатые такта) поменять положение ног: наступить на правую ногу, ставя ее рядом с левой ногой, которую сейчас же вынести вперед, не сгибая в колене.
На счет «два» (третья и четвертая шестнадцатые такта) поменять положение ног: встать на левую ногу, а правую вынести вперед.
На счет «три» (пятая, шестая и седьмая шестнадцатые такта) — то же, что на счет «раз».
Движение № 18
Исполняется на один такт музыки. Исходное положение — естественная позиция ног.
Из-за такта правую ногу отделить от пола.
На счет «раз» (первая и вторая шестнадцатые такта) — шаг правой ногой вправо; левую ногу, согнув в колене, слегка приподнять.
На счет «два» (третья и четвертая шестнадцатые такта) перескочить На левую ногу, чуть приседая на ней; правую ногу, согнув в колене, высоко поднять (прямой угол); корпус немного наклонить вперед.
На счет «три» (пятая, шестая и седьмая шестнадцатые такта) ударить об пол ступней правой ноги, ставя ее впереди левой; корпус выпрямить.