Особенности организации учебно-воспитательного процесса. Информация для учителей
В основу учебно-воспитательного процесса педагогический коллектив может закладывать следующие принципы:
- гуманизации образования, предполагающей индивидуализацию и дифференциацию учебного процесса;
- демократизации управления школой и взаимоотношений учительского и ученического коллективов;
- преемственность в обучении, когда изучаемые понятия получают в дальнейшем свое развитие и обогащение.
Приоритетные направления в образовании, цели и задачи ОУ.
1. Обеспечить обновление содержания образования, овладение учащимися содержанием стандартов образования; вооружить учащихся
осознанными, прочными знаниями, развивая их самостоятельное мышление и творческий потенциал.
2. Создать необходимую основу для продолжения образования в профессиональной сфере учащимися 5-9 классов; обеспечить современную
профилизацию учащихся 10, 11-х классов.
3. Способствовать развитию индивидуальных особенностей ученика, совершенствуя дифференцированные формы обучения; создать условия для творческой деятельности учащихся в предпочитаемых ими областях знаний.
4. Обеспечить общее культурное развитие ребенка, максимально использовать возможности гуманитарных дисциплин для формирования
духовной сферы личности.
5. Сформировать у учащихся чувство моральной и социальной ответственности, уважения к закону при соблюдении норм человеческой морали.
6. Развивать эстетическую культуру учащихся через ознакомление с историей, культурой и национальными традициями; воспитывать уважение к истории человечества; пробуждать собственную активность учащихся в творении по законам красоты.
Задачи воспитательной работы:
- развитие познавательного интереса, повышение интеллектуального уровня учащихся через создание блока дополнительного образования, внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс (наиболее действенная из них - технология деятельностного метода, разработанная Центром технологии деятельностного метода «Школа 2000...» АПКиПРО Министерства образования РФ), разнообразных форм внеурочной работы;
- повышение эффективности работы по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию;
- рост инициативы, самостоятельности, чувства ответственности через дальнейшее развитие ученического самоуправления;
- создание условий для художественно-эстетического развития, для творческой самореализации учащихся;
- привлечение родителей к учебно-воспитательному процессу школы, расширение внешних связей школы для решения проблем воспитания.
Решение всех вышеперечисленных задач способствует развитию воспитательной системы ОУ. В основе ее - современная творческая деятельность детей и взрослых по различным направлениям.
Заблаговременно должен быть создан блок дополнительного образования.
В блоке может быть любое количество кружков.
Целеполагание:
Развитие свободного в творчестве и интеллектуальной культуре ребенка, способного к адаптации в социуме, самореализации.
Основы гуманистического и нравственного воспитания:
Включение в школьную жизнь эстетических учений, как источник нравственного осмысления жизни человека, его бытия в обществе,
становления человеческого «Я», осознания ценностей через познание этических понятий.
Развитие таланта у ребенка на основе «Системы перспективных линий (Макаренко) - у детей всегда должна быть перспектива интереса,
удовлетворенности делом, творчеством, радости предстоящего познания»
Зарождение, формирование и развитие у ребенка нравственно-эстетического идеала с вовлечением его в творчество, приобщению к искусству через театральную деятельность.
Опора на людей, имеющих отношение к процессу воспитания (родители, бабушки, дедушки, спонсоры).
Личностный подход в воспитании: воспитание интеллектуальной свободы, не подавленной авторитетом учителей.
Включение в воспитательный процесс нравственных аспектов: гностических, когнитивных, ориентационных, результативных.
Дифференциация воспитания: формирование устойчивой мотивации образовательной и творческой деятельности. Гуманитарное направление ОУ и технология деятельностного метода дают возможность выбора путей дальнейшего развития, т. к. дает целостную картину мира и определения своего места в нем.
Воспитательная деятельность в школе основывается на потребностях и интересах детей, культурном наследии, необходимом для личностного развития.
Пути развития ребенка в школе:
Ребенок индивидуален Модель выпускника школы (на пороге к личности)
1-й этап - основы индивида |
2-й этап - умственное и мировозренческое развитие |
3-й этап - духовно-нравственное развитие |
Природные возможности, интересы |
Развитие педагогического самовоспитания |
Искреннее эмпатическое общение |
Духовно- нравственные ценности |
Научное познание (наука, философия) |
Формирование ценностно- смысловых взглядов |
Познавательно- эмоциональное развитие |
Образное восприятие мира, яркое эмоциональное отражение |
Созидательная творческая деятельность |
Дополнительное образование:
Основная цель:
Адаптация школьников к жизни в социуме, начальная профессиональная подготовка.
Критерии внеурочной творческой деятельности:
- оригинальность;
- наличие творческих и педагогических «изюминок»;
- активность, инициативность, интерес учеников;
- использование творческого потенциала родителей, педагогов;
- патриотическое воспитание.
В школе занятость детей в дополнительном образовании должна составлять не менее 85%, что обеспечивается за счет кружковой работы, которая осуществляется на базе дополнительного оснащения ОУ (использовать спонсоров и родительскую финансовую поддержку):
- планетарий,
- музей,
- комбинированная мастерская и т. д.
№ п/п | Название кружков | Занятость детей (%) |
1 | «Умелые руки» | |
2 | «Рукодельница» | |
3 | «Кройка и шитье» | |
4 | «Мягкая игрушка» | |
5 | «Резьба по дереву» | |
6 | Экологический театр | |
7 | Краеведческий театр | |
8 | Драматический театр | |
9 | Спортивные секции | |
10 | Информатика в играх и задачах | |
11 | Спортивные группы ДЮСШ |