Развитие ребенка. От двух до трех лет
Нам, взрослым людям, весьма сложно представить себе, как наши дети воспринимают окружающий
мир и себя в нем в первые два года жизни.
Точно известно одно: на третьем году наше дитя начинает ощущать себя личностью, этакой отдельной ото всех единицей со своими желаниями и возможностями.
Зачастую неадекватно оценивая возможности, ребенок решительно заявляет родителям о намерении сбросить с себя бремя чрезвычайной, как он считает, опеки и стать творцом своей судьбы. Он противопоставляет свои желания и поступки требованиям и запретам взрослых, говорит Нет!, не дослушав просьбы, и бездумно идет на конфликты на ровном месте. Если в интонации взрослого малышу почудится повелительная нотка, он решительно откажется от заманчивого предложения или любимого угощения и устроит рыдания, потому что отказываться все-таки жалко. Одни родители в недоумении разведут руками, другие отшлепают, «чтоб не зарывался».
Этот трудный для родителей и для самого малыша период характеризуется появлением в его речи местоимения Я, а вскоре всем знакомого Я сам.
Если родители сумеют правильно воспользоваться стремлением малыша к самостоятельности, найдут в общении с ним правильный тон, этот год может стать действительно революционным в развитии самостоятельности, умений, речи, мышления малыша, то есть в его общем развитии.
Если же, стремясь «не потакать капризам», взрослые спорят и конфликтуют с маленьким упрямцем, не стараясь обойти острые углы и найти с ним общий язык, они только тренируют его умение упрямиться и конфликтовать.
На третьем году жизни у детей появляются элементарные суждения об окружающем мире и взаимоотношениях между людьми, и эти суждения и впечатления находят свое отражение в сюжетных играх, которые активно развиваются. Малыши постепенно отказываются от игр в одиночку или «рядом», и к трем годам нередко начинают взаимодействовать в игре, чему способствует резко возросший словарный запас.
Если прежде бурная деятельность ребенка не имела определенной цели, он занимался делом «ради дела», то на третьем году он заметит, что любая деятельность приводит к какому-то результату и начнет ставить перед собой определенные цели.
Развитие интеллекта
Где бы малыш ни находился, что бы ни рассматривал, ни изучал в данную минуту (а изучает он постоянно, даже играя), ему нужен ваш комментарий или ваша консультация. Чего ребенок и требует, задавая бесчисленные вопросы. Он сопоставляет увиденное и услышанное, ищет связи между отдельными явлениями и делая свои умозаключения, обсуждает их со взрослыми.
Каждый вопрос — прекрасная возможность для взрослого расширить представление ребенка об окружающем мире и развить его речь, ведь взрослые
люди — самый главный источник знаний для маленького ребенка.
Мы расскажем малышу, пользуясь впечатлениями прогулки, как из маленького зернышка может вырасти красивый цветок или большое дерево, что кошка и птичка питаются совсем по-разному, что люди ходят на работу для того, чтобы чем-то помочь другим людям: водитель автобуса везет тебя домой, врач вылечит от болезни, продавец продаст хлеб. Каждую вещь, которая есть в доме, сделали для нас люди. В результате таких бесед, в процессе игр ребенок узнает обобщающие слова: обувь, одежда, игрушки, еда.
Если мама готовит, она скажет, что режет для борща овощи, и каждый овощ покажет, даст попробовать.
Обратит внимание ребенка на то, какие они разные: морковка сладкая, капустка хрустящая, укроп — душистый, и все они помогают людям быть здоровыми, а малышам — хорошо расти.
Если папе нужно забить гвоздь, он покажет своему помощнику, сколько у него гвоздей, гвоздиков, гаек, шайбочек и болтиков. Приложив друг к другу несколько гвоздей, он выяснит вместе с малышом, что один короткий, другой — длиннее, а третий — самый длинный, обратит внимание на разную толщину, а потом, показав один из гвоздиков, попросит его найти такой же. Перебирая гвозди в поисках «такого же», ребенок упражняет пальчики, внимание, потренируется в сравнении длины и ширины предметов.
Укладывая малыша спать, вы, наверное, не раз приговаривали ему: Все птички спят, и рыбки спят, и киски спят, и собачки спят, и это — истинная правда.
Расскажите малышу, что вечером, когда солнышко уходит спать, ложимся спать и мы, и большинство животных, а когда солнышко поднимается, наступает утро; что у людей есть дела утренние, дневные, вечерние.
Что касается сезонных изменений в природе, то память малыша пока коротковата, чтобы охватить все изменения, которые произошли за год, но дать представление о том, что когда было тепло и он играл а одних трусиках в песке, было лето, а когда выпал снег и пришлось надеть шубку с шапкой и пришел Новый год, — это была зима, об этом поговорить с ребенком можно.
Поскольку двухлетка начинает замечать причинно-следственные связи, полезно задавать ему вопросы: Почему на улице дорога мокрая? (дождь прошел), Почему люди в пальто? (на улице холодно), Почему листья летят над землей? (ветер дует). Полезно взрослым и самим объяснять ребенку взаимосвязь различных явлений.
О свойствах разных материалов у малыша сложилось представление еще в годовалом возрасте, когда он имел возможность постучать по столу сначала металлической ложкой, потом — деревянной. Теперь ему пора узнать, что матрешка и стул со столом сделаны из дерева, что нож, вилки, сковородка — из металла, поэтому очень прочные, а вот чашки и тарелки — из стекла, и именно поэтому бьются, если их роняют. Во время купания и мытья посуды покажите, как ведут себя разные материалы на воде: стекло и металл тонут, потому что они тяжелые, а дерево легкое, может плавать, поэтому из него делают лодки. Пусть малыш удивится, что поролоновая мочалка, лоскут материи сначала плавают, а потом начинают тонуть: водички напились и отяжелели.
Бесконечно огромен и неисчерпаемо интересен наш мир для малыша. Чем больше ребенок узнает, тем больше задает вопросов и больше хочет узнать. Подпитайте его любознательность интересными рассказами и увлекательными экспериментами. Все эти рассказы и беседы не отнимают много времени и не требуют специальной обстановки. Их можно проводить сидя в очереди к врачу, во время прогулки или поездки в транспорте.
А вот для игр, развивающих мышление в целом и такие психические процессы, как внимание, память, восприятие, желательно выкраивать по пять минут каждый день, а иногда — и дважды в день.
Жизненный опыт нашего малыша позволяет, наконец, начать знакомить его с такой необыкновенной, замечательной, таящей в себе массу дидактических (обучающих) возможностей игрой, как игра в... обыкновенный магазин. В первых играх, которые пока что весьма коротки, вы, конечно, продавец, а малыш будет приводить игрушки — покупателей — и играть их роль.
Для начала у нас только один отдел, прилавок сделан из двух стульев, сдвинутых друг к другу сиденьями.
Суть здесь даже не в самой игре, а в подготовке к ней. Итак, наши первые игры посвящены закреплению таких слов, как еда, посуда, одежда, обувь. Во всех магазинах присутствует пересчет денег, что также нам на руку. Итак, вы говорите своему ребенку: Давай играть в магазин, где продают еду. Вот сюда, — показываете на «прилавок», — мы сложим разную игрушечную еду и будем продавать. Какую еду ты. знаешь? Хлеб? Давай. Колбаса? Хорошо. Вот это будет молоко. Скорее всего, у вас нет муляжей различных продуктов питания. Значит, вы будете брать заменители.
Желтый брусок — хлеб, красный — колбаса, желтый кубик — молоко, несколько синих — картошка... Сколько
заменителей запомните вы, взрослый человек? Пусть и ваш покупатель потренирует память. Получив «оплату», не спешите подавать «покупку», скажите вежливо: Возьмите, пожалуйста. Пусть малыш вспомнит, какой кубик или брусок чем у вас был, и возьмет сам. Подобрав «еду», договоритесь, что у вас будет «деньгами». Пуговицы, например. Сначала — все одинаковые.
Через несколько игр пусть пуговицы будут двух цветов — один цвет знакомый, другой — с которым только познакомились, будем запоминать название цвета. Ближе к трем годам добавим еще и другой размер, то есть пуговицы будут одного цвета, большие и маленькие, и другого цвета, большие и маленькие. Если вы до этого счет не учили, прекрасный повод начать обучение, а пока продаете товар просто «За одну денежку», можете в первую же игру потребовать и две. Позже вы попросите у покупателя три денежки: одну желтую и две зеленых. Ближе к трем годам рассчитаться с вами будет совсем непросто: денежку придется выбирать по двум признакам: синюю, да еще большую, белую и маленькую, а всего — две. Тут головой подумать придется!
В игрушечном магазине «товаром» будут, конечно, игрушки, и ребенок окончательно усвоит смысл этого обобщающего слова. Опять потренируем память: наш мишка-именинник, заказывая подарок, не ограничится машинкой, а потребует еще и мячик с неваляшкой.
Интересно, запомнит маленькая «мама» мишкин заказ, или ей придется напомнить?
Поскольку к трем годам ребенку нужно усвоить, чем питаются наиболее распространенные животные, пошлем в магазин, где продаются корма, собачку. Она купит обед себе и своим соседям: корове, лошадке, кошке, петушку с курочкой, стайке драчливых воробьев и домашней белочке.
А как насчет знакомства с профессиями? Мишка открывает столовую для лесных зверят. Ему придется поехать в большой магазин и купить все, что необходимо для работы: мебель, посуду, продукты. Естественно, вы не сделаете покупки, не обсудив, для чего нужен тот или иной предмет и что можно приготовить из того или иного продукта.
Хороший повод поиграть в магазин — перемена погоды. Сводите туда куколку, подберите ей одежду к наступающему сезону. Активизируйте в ходе игры слова: большой — маленький, длинный — короткий, широкий — узкий. Обсудите цвета одежды.
Если вам покажется сложным найти предметы, которые будут «товаром», кроме игрушек и муляжей, можно использовать заменители, о которых мы уже говорили, и многочисленные картинки, которые вам есть смысл повырезать — чем больше, тем лучше, — не только для магазина, но и для других обучающих игр.
Пусть вас не смущает, что «покупатели» объемные, а «товар» — плоский, поскольку ребенка это обычно не смущает.
Картинки по темам «Посуда», «Игрушки», «Овощи», «Фрукты», «Домашние животные», «Дикие животные» и «Мебель» вы можете распечатать с нашего сайта (1-7). Сейчас и в магазинах можно подыскать нужный материал.
Примеры картинок:
Скачать картинки большого размера можно здесь:
Вот еще игры с картинками, которые помогут малышу закрепить знания об окружающем мире. Строите дом из квадрата и треугольника. Это — детский сад для зверят. Помещаете туда картинки с изображением детенышей животных. Каждая мама, которая приходит за ребеночком, говорит фразу, где называет его: Где же мой щеночек? Котеночек мой, иди домой и т. д. Если малыш затрудняется, детеныша зовете вы. Когда нет нужной картинки, без всяких сомнений, используйте заменитель — кружочек, например, нужного цвета. Это только активизирует память и воображение нашего ученика. Для закрепления обобщающих слов и обучения классификации предметов берем картинки с изображением двух-трех групп предметов, перемешиваем их и просим ребенка, разложить «по кучкам*. Это если коротко. Но пока ребенок мал, лучше, конечно, обыграть задание в виде простеньких сказочек.
Таких, например.
Побегал ежик по саду-огороду и принес своим малышам на иголках фрукты и овощи на обед (раскладываете картинки). А малыши, капризные такие, кричат: «Не хотим овощи, хотим сладенькие фрукты!».
Выбери для ежат фрукты из всего, что принес ежик.
Или:
Зайчонку подарили две книжки. В одной были картинки про животных, в другой — про растения. Зайчишка не убрал на ночь книжки на полочку, вот ночью картинки повыскакивали со страничек и стали баловаться (выкладываете картинки). А утром картинки заблудились, не знают, какой в какую книжку идти. Разложи животных и растения отдельно.
Или:
Вот едет поезд. «Ту-ту!» — гудит паровоз (строите из квадратов и кружочков три вагона). Поезд везет людям нужные им вещи (выкладываете картинки).
В одном вагоне — мебель, в другом — посуду, в третьем — одежду. Разложи «вещи» по вагонам.
Делая из строительного материала различные постройки, складывая у него на глазах из геометрических фигур домики, кораблики и поезда, вы продемонстрировали малышу, что целое состоит из частей.
Пришло время потренировать его мышление составлением разрезных картинок. Берете простенькую картинку, на которой изображен только один, знакомый ребенку предмет, и разрезаете ее на две части. Показываете ее малышу и говорите: Ножнички порезали картинку. Можешь ее починить? Не думайте, что для ребенка это так же элементарно, как для вас. Если ему потребуется помощь, постарайтесь подсказать словами, но не показывайте, что нужно сделать. Ведь мы хотим, чтобы он сам додумался, а не заучил наши действия. Если картинка так и не составится, скажите: Хитрая какая картинка, не хочет составляться! Ну, в другой раз попробуем. И уберите ее. Через некоторое время пусть ваш малыш сделает еще один подход.
Когда первый бастион будет взят, возьмите другую простую картинку и разрежьте на две части по-другому (разрезать можно вдоль, поперек, по диагонали, на две неравные части).
Одновременно можно купить один или два комплекта составных картинок на четырех кубиках.
Для развития мышления немного преобразуем и продолжим игру с геометрическими фигурами, будем делать геометрическую аппликацию. Сильно облегчает подготовку к ней угольник с пробитыми отверстиями в виде геометрических фигур. Сначала обводите нужную фигуру на листе, где будет аппликация, потом ее же обводите на цветном картоне и вырезаете. Наша главная цель на данном этапе — научить малыша правильно накладывать вырезанную геометрическую фигуру на нарисованную и приклеивать ее. Фантазия, геометрическое мышление, эстетическое восприятие, аккуратность при выполнении аппликации совершенствуются попутно. В течение года, после двух с половиной лет, к уже известным фигурам — кругу, треугольнику и квадрату — добавляем овал (длинненький кружок) и прямоугольник (длинненький квадратик).
Выполняя аппликацию, намазываете (а со временем даете намазать ребенку) небольшим количеством клея не вырезанную, а нарисованную фигуру, чтобы малыш, примеряя, как лучше приклеить, не пачкал клеем руки.
Итак, с помощью угольника обводите три круга разных размеров. Вырезаете такие же из цветного картона (одностороннего). Говорите малышу: Это мячики. Один большой, другой поменьше, третий — самый маленький. На, закрой их цветными мячами, а потом приклеим. Подобрать круги по размерам ребенок должен сам. Возможно, прикладывая вырезанные к нарисованным неправильно, он не заметит ошибки. Обратите его внимание на разницу в размерах и попросите найти нужный круг. Только после этого намазывайте клей. Окончательно наложить и наклеить круг должен он сам. Так, как сумеет. Через несколько месяцев вернитесь к этому заданию, только теперь вы будете наклеивать мячи цветные, из двух полукругов разных цветов.
Ребенок получит листок такой же, как и раньше, с тремя нарисованными кругами, не разделенными пополам.
А вот накладывать ему придется шесть полукругов, подбирая их по размерам. Это довольно сложное
задание для двухлетки, и если потребуется, покажите ему, как приложить один вырезанный полукруг к другому, чтобы сравнить по размеру.
Из трех кругов разных размеров, поставленных один на другой, вы сделаете снеговика, из двух — неваляшку. Через какое-то время можно вернуться к теме неваляшки и сделать ее уже с круглыми глазками й двумя круглыми ручками. Не удивляйтесь, если ребенок соберется приклеить глазки где-нибудь в стороне от головы.
В этом возрасте еще недостаточно развито восприятие.
Рассмотрите игрушку вместе, убедитесь, что глазки находятся на головке. Найдите головку на аппликации и сообща определите, где же быть глазкам.
Как делать из треугольников елки и лодочки, из квадратов с треугольниками дома, вы знаете. Когда позже вернетесь к этим аппликациям, чтобы сделать их с окошками, рассмотрите рисунки с домиками, чтобы
определиться, где клеить окна.
Ближе к трем годам из этих элементарных фигур можно будет сделать целые сюжеты: улицу из нескольких домов, украшенную елками, еловый лес со снеговиком, игровой уголок с мячами, неваляшкой и постройками из кубиков. А к Новому году вы можете наклеить большую елку из треугольников, украсить ее цветными шарами, яркими избушками и гирляндами из треугольных и прямоугольных флажков. Делая сюжетные работы, нужно помнить, что маленький ребенок не может заниматься аппликацией долго, даже 10 минут — это много. Поэтому за одно занятие вы масштабный замысел не осуществите, придется разбивать на несколько, заранее договариваясь об этом с малышом. Работая над елочкой, сделайте ее таких размеров, чтобы украшения были не мельче двух, а лучше — трех сантиметров.
Познакомив малыша с овалом и прямоугольником, вы получите дополнительную возможность делать фигурки, туловища, ручки, ножки и лапки, грузовику — кузов, пароходу — трубу и так далее (рис.).
Несмотря на то, что фигурки и картинки придуманы не ребенком (ему это еще не под силу), такая геометрическая аппликация развивает пространственное мышление и фантазию.
Картонные фигурки, которые помогли нам усвоить цвета и фигуры, пригодятся и дальше. Продолжаем работу на классификацию предметов по одному из трех признаков: цвет, размер, форма.
Цвет.
Берем три фигурки разной формы — кружочки, треугольники или квадраты — одного цвета и размера. Рядом кладем такую же фигуру того же размера, но другого цвета. Говорим малышу: Все фигуры одного цвета, а одна — другого. Убери лишнюю, не такую. Можно сформулировать задание сложнее: Все фигуры одинаковые, а одна — другая. Убери ее. В этом случае ребенок должен будет сам сообразить, по какому признаку круги, квадраты и треугольники — одинаковые (по цвету).
Продолжаем игру в цветные «домики», только уже без «домиков», то есть смешиваем фигурки одного размера и двух-трех цветов. Потом раскладываем их по цветам. Только уже не на большие цветные фигуры, а просто на кучки.
Форма.
Играем аналогично, только ведущий признак уже не цвет, а форма. Берем, предположим, треугольники одного размера, но разного цвета и квадрат или круг любого цвета, просим ребенка убрать лишнюю фигуру.
Предлагаем разложить на кучки перемешанные квадраты, круги и треугольники так, чтобы все фигуры одной формы были вместе.
Когда в наших играх ведущий признак — размер, берем фигуры разного размера, но одной формы и одного цвета. Сначала от всех больших фигур убираем одну «лишнюю» (маленькую), потом смешанные фигуры разбираем по кучкам: на большие и на маленькие.
Формы, цвета, размеры... То, что просто и элементарно для вас, способно иногда запутать маленького ученика, особенно если ему дать задание рассортировать фигуры по двум признакам. Например, из полного набора фигур выбрать красные квадраты — отдельно, синие треугольники — отдельно, а третий признак — размер — не в счет.
Поэтому не смешивайте в один день несколько ведущих признаков, то есть если сегодня у вас занятие на цвет, уже не давайте такие задания, где ведущий признак — форма.
После знакомства с овалом и прямоугольником добавьте и эти фигуры двух размеров, четырех цветов в ваш комплект, задания станут разнообразнее, но при этом и сложнее. Возможно, ваш ученик до занятий или после проявляет инициативу и просит в фигурки поиграть, вспоминая ваши аппликации, пытается построить что-то подобное. Замечательно, пусть строит. Вы ему показали пример, а теперь не вмешивайтесь, пускай развивает мышление и память. А вы ему поможете, научив другому — строить ритмические дорожки, а потом — узоры. Это формирует мышление ребенка, его умение предвидеть.
Начинаем с простейшего, берем кружки желтые и красные, выкладываем в дорожку: желтый, красный, желтый, красный, желтый... А дальше какой? — спрашиваем у ребенка. Если он теряется, продолжаем выкладывать, вслух приговариваем: желтый, красный... Вскоре повторяем свой вопрос. Если ответа не последует, повторяем занятие через пару недель. В случае успеха в следующих занятиях будем брать другие ритмы: квадрат — треугольник, большая фигура — маленькая.
Потренируем память и внимание. Берем большие фигуры: два квадрата, треугольник и круг. Просим малыша отвернуться, прячем одну из фигур, просим малыша угадать, какой фигуры не стало. Строим дорожку из синих круга, квадрата, треугольника и овала. Рядом — из синих круга, квадрата, треугольника и желтого овала. Говорим ребенку: у меня сначала получилась такая дорожка (показываете первую), а потом — такая (вторая), что в ней изменилось?
Все описанные игры нужно проводить не только с геометрическими фигурами, но и с разными картинками, игрушками, предметами. Только представьте себе все многообразие вариантов! Пока ребенок мал, для игры больше трех-четырех предметов не берем, а разница между первым и вторым набором предметов должна бросаться в глаза.
Игра «Чудесный мешочек» способствует развитию восприятия, запоминанию признаков предметов, созданию их образов в уме ребенка. Нашему малышу подойдет пока самый простой ее вариант. Кладете в мешочек с завязкой наверху небольшой мячик, примерно того же размера кубик и треугольную призму — крышу. Пусть ребенок, засунув руку в мешочек, на ощупь определит, какая фигура ему попалась, а потом, вытащив ее и посмотрев, проверит, не ошибся ли он.
И еще игра на внимание и соображение.
Берем чашку, тарелку, блюдце и ложки, раскладываем на столе. Или берем из строительного набора треугольную призму, желтый брусок, зеленый брусок и два синих кубика.
Или берем детские носочки по одному из каждой пары, а одну пару целиком (при условии, что по расцветке носки совсем не похожи). Во всех случаях просим ребенка найти два одинаковых предмета.
Ваш ученик уже знаком с детским лото. Теперь, когда он подрос, попробуйте поиграть с ним в эту игру по всем правилам. Наборы картинок в этих играх бывают разные. Бывают лото о растениях, животных.
Если вы купите несколько разных наборов, эта игра поможет вам и в развитии речи малыша.
Детское домино также требует от ребенка умения найти «такую же» картинку. Поскольку малыш, видимо, пока не поймет, как нужно «идти на базар» и добирать недостающие кости, можно просто, разложив перед ним все детали, предложить составить из них дорожку, приставляя одинаковые картинки друг к другу.
Такая игра, кстати, развивает и внимание. Предлагая двухлетке лото и домино, нужно помнить, что малыш пока неусидчив, и этот факт помешает ему полноценно играть в эти игры от начала и до конца. Заканчивайте игру раньше, чем она ему надоест.
Развитие мелкой моторики
Заботясь о движении пальчиков, нужно помнить, что они связаны с координацией движений и силой мышц всей руки. Поэтому развитию моторики служат не только мелкие, но и такие движения, как бросание и ловля мячей разных размеров, забивание молотком колышка в песок и в снег, отвинчивание и завинчивание крышек на баночках и банках разного размера.
Сейчас в магазинах появились крупные пластиковые конструкторы с винтами и гайками разных размеров, игрушки в виде машинок и других механизмов, которые можно полностью разбирать и снова собирать с помощью отверток и ключей, которые входят в комплект.
Эти игрушки замечательным образом развивают не только мелкую моторику, но и сообразительность, наблюдательность и глазомер детей, и действия с ними вполне по силам малышам двух—двух с половиной лет, причем, не только мальчикам.
С наступлением великой эпохи Я сам! ребенок стремится участвовать в делах взрослых. Вот и хорошо.
Пока мама готовит гороховый супчик, ты, деточка, доставай со дна чашки горошинки двумя пальчиками и складывай их вот на эту тарелочку. А потом можешь сделать для мишки новую игрушку-погремушку: покидай в маленькую пластиковую бутылку или баночку из-под лекарства те же горошинки по одной и крепко завинти на ней крышку. Слышишь, как гремит?
И еще, ты здорово поможешь маме, если из одной мисочки в другую переложишь ложкой всю крупу. Сумеешь? А водичку из тарелки в тарелку сможешь тоже ложкой? Разольется? Мама клееночку подстелет. Водичку можно не только вычерпывать ложкой, но и вымакивать поролоновой мочалкой. Вот чудо-то! Сначала мочалка пустая, а потом выпивает всю водичку! А сожмешь ее покрепче — и водичка уже в другой тарелке!
Малышня обожает игры с водой. Научите своего исследователя переносить водичку из наперстка в наперсток с помощью пипетки, из стакана в стакан — с помощью маленькой спринцовочки. Покажите, как падают капельки, как по-разному они ведут себя на разных поверхностях: на кусочке ткани «исчезают», на стекле или пластиковой поверхности стола держатся «пуговичкой», по сухой бумаге медленно растекаются, а по мокрой?
Подкрасьте воду краской, капли будут хорошо видны, эксперимент станет ярким. Если капнуть цветной каплей на бумагу и хорошо подуть, получится фантастический цветок, куст, дерево, паучок... Что еще?
Не забывайте, что игры, в которых нужно на что-то дуть, способствуют развитию речевого дыхания.
Налейте в рюмочку воды дополна и продолжайте ее наполнять пипеткой по одной капельке. Вода в рюмке поднимется подушечкой, и когда наконец упадет последняя капля, хлынет потоком. Все эти эксперименты надолго привлекают внимание малыша, развивают любознательность. Чтобы была польза и для мелкой моторики, пипетку нужно подобрать пожестче, такую, как на каплях для носа, а спринцовку, наоборот, помягче, чтобы детские пальчики сжимали ее без лишнего напряжения.
Если мама стирает, маленький помощник тоже, конечно, хочет! Мама, дай поскорее ребенку тазик с водичкой, маленькие носочки, трусики! Малыш будет приучаться к самообслуживанию, а заодно развивать кисти рук и пальчики. После детской стирки можно будет бельишко и машине доверить.
Ну вот, все дела и переделали.
Теперь можно и поиграть.
Счетными палочками, например. Чего только мы из них не строим! Домик, заборчик, дорожку, солнышко. Увлекательное дело — развитие моторики рук!
Рисование
Как мы помним, малышей до двух лет интересует действие, сам процесс. После двух возникает вопрос: а что в результате? Маленький художник всматривается в свои каляки-маляки и... все чаще находит сходство с чем-то знакомым. Взрослым зачастую не понять ход детской мысли и возникновение ассоциаций, но иногда нечто округлое действительно может напомнить мяч или огурец. В конце концов, наша ближайшая цель — не столько сделать из чада художника, сколько помочь ему интересно и с пользой провести время. А польза от рисования — и для пальчиков, и для мышления, и для воображения. Занимаясь рисованием, малыш привыкает не просто смотреть на мир, но и видеть его, выделять и анализировать целое и детали, думать, как все это можно передать на бумаге.
Можно ли реально говорить о сходстве с чем-либо рисунков двухлетнего малыша? А это зависит от воображения взрослых. Берете обычный лист писчей бумаги, разрезаете его пополам. Одна половинка — вам, другая — ребенку. Кладете листки горизонтально. Берете по карандашу или фломастеру, пока что работаете одним цветом. Говорите: Давай нарисуем дорожку, вот так, и чертите линию в нижней части листа слева направо. Ребенок повторяет на своем листке. Возможно, ему это понравилось, и вскоре весь лист изрисован дорожками. Ну и прекрасно, значит, тема урока у вас была «дорожки». Если же он нарисовал одну и ждет, как вы разовьете идею, — пожалуйста: Около дорожки растет травка. Сделай внизу маленькие черточки. Если весь лист не покрывается сочной травкой, продолжаем: Вдруг пошел дождик! Кап, кап, кап. Рисуете штрихи сверху вниз, они заполняют свободное пространство листа. Потом долго щелкаете языком и покачиваете головой, восхищаясь вашими пейзажами.
Как вы поняли, этот урок можно разбить на три: дорожки, травка, дождик, если ребенку так захочется.
Позже можно повторить его в цвете, потом еще раз повторить, добавив в травку цветы в виде ярких точек.
Ближе к трем годам малыши начинают рисовать замкнутые линии, отдаленно напоминающие круг. Это значит, на рисунках появится солнышко, колобок, яблочки, ягодки. Теперь можно изобразить неваляшку и бублики для нее, мячик, который уронила в речку Таня.
Интересно смотрятся рисунки малолетнего художника на зимние темы белой краской на синей или серой бумаге, а лучше — на картоне. Вам нужно взять кисточку средней толщины и показать малышу, как набирать ею краску и потом «приманивать», прижимать ее ворсом к бумаге, чтобы образовать продолговатые следы.
Такие белые следы на синей бумаге — падающий снег, весной вы можете показать, как нарисовать свисающую сосульку и, приманивая, изобразить капельки с нее.
Как и карандашом, вы рисуете дорожку и, примакивая, делаете следы на снегу. Кисточками, на которые набраны разные краски, вы рисуете веселые ленточки разных цветов, активизируя заодно слова «короткая» и «длинная». Весной рисуете ручьи на голубой бумаге среди снега, летом — синей краской на зеленой бумаге, среди травы. Осенью красные, желтые примакивания на зеленой бумаге — листья на траве.
Работать кончиком кисточки, чтобы получались точки, двухлетка пока не может, поэтому давайте позволим ему ставить цветные точки прямо... пальчиком.
Тогда вы можете рисовать с ребенком вместе: на ваших веточках он будет цветными пальчиками изображать цветы и ягоды, на платочках для кукол — узоры. На листе черной бумаги желтым пальчиком зажжет ночные огни. Для рисования пальчиком лучше брать медовую акварель, а не гуашь, как для кисточки. Как бы ни были скромны ваши художественные способности, вы всегда сможете стать первым учителем рисования для ребенка.
На третьем году жизни наш ученик впервые возьмет в руки глину или пластилин. Вероятно, вначале ему очень понравится просто мять его в руках, так и эдак меняя форму. Уже одно это прекрасно поупражняет его пальчики. Скульптурных способностей от вас никто не требует, но если вы слепите для ребенка так, как умеете, пару фигурок, это вдохновит его на дальнейшую работу с этими материалами.
Слепите сами маленькую куколку и скажите, что она хочет кушать. Возьмем игрушечное блюдце и слепим ей котлетки, просто отрывая маленькие кусочки пластилина и складывая их на тарелочке. До своего трехлетия ребенок успеет накормить куколку колбаской, орешками, лепешками и печеньем. А может быть, и научится лепить тарелочки для угощения. Научите его раскатывать двумя ладошками пластилин, чтобы получались нужные формы, расплющивать кусочки пластилина между пальцами.
Обучение грамоте
Вашему ребенку — два, два с половиной, и возможно, он спонтанно и неожиданно демонстрирует свое умение читать, прочтя вдруг громко крупную надпись на афише или над входом в магазин. Очевидцы поражены, родителей распирает гордость. Однако все, что необходимо маленькому герою, это два добрых слова: Правильно, молодец! И улыбка, полная любви. Теперь для него умение читать так же естественно, как и умение ходить. Это не значит, что он будет брать с полки книжки и читать, как это делаем мы.
Во-первых, для его зрения даже крупный шрифт мелок, во-вторых, у малыша нет пока ни усидчивости, ни устойчивого внимания, и, честно говоря, никакой потребности в чтении.
В ближайшие годы он будет не спеша совершенствовать технику чтения и пристрастится к чтению только в том случае, если это занятие в почете в вашей семье.
Совершенствуя его навыки, вы пишете для него фломастером крупными буквами коротенькие предложения из двух-трех слов. Купив магнитную азбуку, вешаете ее на холодильник и регулярно складываете с малышом знакомые слова. Не забывайте читать ему книжки, делая все, чтобы он полюбил чтение. Ведь научить ребенка читать — это полдела. Главное, чтобы он сам захотел читать.
Если вы пока не учили малыша чтению, можете начать обучение с показа гласных букв на карточках. После того, как все десять гласных усвоены, показываете одну из согласных, Л, например, и называете только звук Л. Не лэ и не эль. После того, как показали и назвали, приставляете к ней все знакомые уже гласные и быстро читаете получающиеся слоги: ла, ли, ло и так далее. Показ буквы и перечисление слогов займет у вас несколько минут, на этом урок заканчиваете. В течение дня повторите его 1—2 раза. Одной согласной занимайтесь 3-4 дня, потом переходите к другой и отрабатываете по той же методике.
Как только вы изучили достаточно букв для того, чтобы составить хотя бы одно, самое маленькое слово, пишете его, показывая малышу, что оно состоит из уже знакомых ему букв и слогов. К примеру, составляете слог лу, показываете и называете его. Потом берете «на», тоже показываете малышу и называете. Потом сдвигаете оба слога и быстро, но слегка разделяя слоги, прочитываете: лу-на. На ваших уроках активны только вы,
для малыша это — маленькое представление. Придет время, и он сам захочет проявить свои познания в буквах.
Принуждать же его к этому, предъявлять какие-либо требования, а тем более выражать недовольство по поводу его занятий — верный способ отбить желание участвовать в уроках чтения. Это был бы самый плачевный результат ваших усилий из всех возможных.
Организуя развивающую среду для малышей, М. Монтесорри помещала в доступном для них месте передвижную азбуку. Интересуясь буквами, как и любыми другими предметами, малыши постепенно знакомились с ними, начинали с помощью взрослых складывать слова. У Монтесорри дети сначала складывали свои слова и только потом начинали читать то, что складывают или пишут другие.
Для подготовки детской руки к письму делались карточки с крупными письменными буквами, вырезанными из шершавого материала типа наждачной бумаги. Современные мамы предпочитают написать букву кистью, смоченной клеем ПВА, и густо посыпать ее манной крупой. Когда буква высохнет, нужно взять детскую ручку в свою и двумя пальцами, указательным и средним, обвести шершавую букву, назвать ее. Когда обводящее движение усвоено, малыш сможет обвести сам. После этого берется яркий поднос, в него насыпается все та же манка. По этой манке теми же двумя пальчиками пробуем написать букву, которую уже многократно обвели. Это другой способ постепенного овладения основами грамоты в раннем возрасте.
Развитие речи
На третьем году жизни речь ребенка продолжает стремительно развиваться. Если около двух лет он только начал связывать в простые предложения два-три слова, то к трем годам в речи малыша уже присутствуют все виды предложений, которые есть в русском языке.
Ребенок достаточно активно использует сложные предложения с различными придаточными, но лишь в том случае, если слышит их от взрослых.
Важнейшее средство формирования речи и мышления ребенка — наблюдение за окружающим миром.
Следует знакомить его с различными явлениями природы, трудовыми действиями взрослых, событиями в жизни семьи. Нужно обращать внимание ребенка на взаимосвязь событий, которые следуют одно за другим, на их последовательность: Пришла весна, стало теплее, растаял снег и побежали ручьи.
Или:
Мы наряжаем елку, накрываем стол, потому что скоро праздник. Мы будем петь песенки и расскажем Деду Морозу стишок, поедим вкусный тортик, а потом ляжем спать.
Рассматривая с малышом картинки, обсуждая его сюжетную игру, мы также стремимся показать ему, что каждое действие является продолжением предыдущих.
Например, на картинке девочка кормит голубей, у нее в руках стаканчик с зерном. Если мы спросим ребенка, откуда у девочки зерно в стаканчике, или что будут делать голуби, когда поедят, его эти вопросы, скорее всего, озадачат. Он просто не задумывался над тем, что изображенным событиям предшествовали какие-то другие: Девочка дома насыпала зерно в стаканчик, чтобы покормить птиц, а птички проголодались и ходили по земле и искали зернышки.
Во время сюжетной игры ваши вопросы типа Что куколка будет делать, когда поспит? или Почему она заболела? будут способствовать не только развитию речи, но и творческому мышлению, развертыванию более полного и жизненного сюжета игры.
Вообще, как и в конце второго года жизни, ваши вопросы играют важнейшую роль в развитии речи ребенка, в усложнении ее грамматического строя. Рассматривая картинки, наблюдая за окружающим миром во время прогулок и из окна, побуждаем малыша называть цвета и формы предметов, обсуждаем их размеры, используя не только термины большой и маленький, но и побольше, поменьше, средний, не очень большой. Использует вопросы: Во что одет?, Что везет (несет)? Куда (зачем, кому) несет? Чем шьет (копает, бьет, ест, работает)? Кому шьет (варит, делает, рисует)?
Такие занятия вы можете провести по рисункам, распечатав их с нашего сайта (8-10).
Примеры картинок
Скачать картинки большого размера
Вводим в активный словарь понятия длинный — короткий, узкий — широкий, холодный — теплый — горячий, высоко — низко, далеко — близко. Формулируя свои просьбы, стараемся использовать два признака предмета: просим принести большой красный мяч, дать маленький синий кубик, отыскать узкую белую ленту.
Двухлетки частенько не различают схожие предметы, им может быть все равно, диван или кресло, стул или табуретка, кружка, стакан или чашка. Обсуждение схожих и разных признаков у двух предметов или живых существ развивает речь, мышление и внимание ребенка.
Чем отличаются автобус и легковая машина, книга и журнал, журнал и газета? От малыша пока что не следует ожидать вразумительных ответов на эти вопросы.
Пока что вы сами рассказываете ему об этом и сразу указываете на те детали, которые у предметов непохожи.
Можно поиграть в «Угадайку»: по очереди угадывать предмет по его признакам. Конечно, загадывая слово такому маленькому ребенку, нужно называть самые явные и характерные признаки, желательно при этом, чтобы и сам предмет лежал неподалеку, в вашем поле зрения. Когда он отгадает загаданное вами слово и настанет его очередь загадывать, возможно, малыш и стушуется. Попробуйте помочь ребенку, пойдя на хитрость.
Если он не может ничего загадать вам, скажите ему: Не знаешь, что бы мне загадать потруднее? Ну, давай, вот эту книгу. Какого она цвета? Зеленая. Какой формы? Прямоугольная. Смотри, она толстая, тяжелая. Лежит на столе. Загадывай мне: зеленая, прямоугольная, толстая, лежит на столе. Скорей всего, ваш простодушный двухлетка примет вашу помощь и повторит за вами задание. Ну а вы изобразите мучительную мыслительную деятельность по угадыванию задуманного слова.
Еще одна угадайка должна помочь усвоить пространственные понятия: выше, ниже, на, над, под, перед, за и т. д. Естественно, что в начале, в повседневной жизни вы знакомите ребенка с этими понятиями, начинаете игру, когда он более или менее усвоил их. Говорите:
Я для тебя что-то припрятала. Оно лежит на столе за маленьким чайником, перед булкой хлеба. Или: Я что-то загадала. Оно находится под диваном между его ножками.
Отлично, если ребенок в свою очередь загадывает такие же загадки и вам. Но это, наверное, будет попозже.
А вот Угадайка на тему животных: Угадай, кто я? Я мягкая, пушистая, лакаю молоко и ловлю мышей. Мой сынок — котенок.
В общем же, дети в этом возрасте охотно по своей инициативе используют слова и целые предложения не только в общении со взрослыми, но и друг с другом, комментируют свои действия и игру. У них появляется интерес к звучанию слова, строю речи. Они начинают придумывать новые слова, занимаются рифмовкой, задают вопросы, касающиеся слов и терминов родного языка.
Поддерживая эту активность, участвуя в словесных играх, вы формируете у своего малыша пытливый ум и свободную развитую речь.
У детей раннего возраста зачастую не хватает дыхания, чтобы закончить начатую фразу. Организуем с ребенком игры, требующие длительного выдоха: он надувает мыльные пузыри, дует в дудочки и свистульки, пытается, поддувая снизу, удержать перышко в воздухе. Можно, скомкав маленькую бумажку, предложить сначала просто сдуть ее со стола, а потом — задуть в импровизированные ворота, стоящие на столе.
Детская литература
На третьем году жизни читаем ребенку народные потешки «Колобок», «Репку», «Игрушки» А. Барто.
Ближе к трем годам — «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Путаница», «Муха-цокотуха» К. Чуковского.
«Повторение — мать учения», и малыши как будто догадываются об этом. Снова и снова возвращаются они к многократно прочитанной книжке, рассматривают давно знакомые картинки, задают по ним вопросы и опять просят почитать. Так постепенно осмысливается и запоминается содержание сказки.
Народные сказки для самых маленьких придуманы как будто специально для развития детской памяти.
Постоянно нарастающее перечисление героев в «Репке» и «Теремке», напевные приговорки Колобка и Козы не сразу, но постепенно запоминаются ребенку, особенно если родители, читая, просят закончить песенку или перечисление.
После многократного прочтения малыш может вспомнить содержание сказки, глядя на картинки. Не стоит ожидать полноценного пересказа, но, отвечая на ваши вопросы, ребенок воспроизводит основные события сказки и поступки героев.
Прочитанная история — уже готовый сюжет для игры. И не беда, если среди ваших игрушек нет кого-то из героев сказки, используйте заменители, пусть плюшевая кошка будет как будто лисой для «Колобка» или Козой. Ребенок легко примет такую замену. Говоря за зайчика и Колобка, мышку и медведя, малыш учится произносить слова медленно и быстро, тише и громче, тоненьким голоском и низким басом. Это развивает его артикулярный аппарат и речь в целом, учит владеть голосом.
Научите его сопровождать речь героев жестами всей руки и кисти.
Делите с ним роли и начинайте играть в сказку.
Еще долгое время ваш партнер будет сильно искажать слова и песенки героев. Не нарушайте игру замечаниями и одергиваниями, ведь это — именно
игра, а не школьный пересказ. Хорошо уже то, что ребенок может построить известные события в определенной последовательности. Ну а если посреди игры проявилась фантазия и стали присоединяться другие герои и другие повороты сюжета, так тому и быть. Будем играть в старые сказки по-новому. Маленькие детские стишки и потешки легко запоминаются, тем более, что их тоже можно разыгрывать с игрушками.
Обычно по своей инициативе и по просьбе взрослых малыши охотно рассказывают стихи. Попадаются, однако, упрямцы, которые не любят рассказывать, особенно незнакомым людям, и отказываются заучивать стихи. Если таков ваш ребенок, то вы, скорей всего, перегнули палку, требуя от него заучивания и рассказывания.
Лучше всего пока оставить его в покое и не требовать ничего. Когда придет время, он выскажется сам без вашего давления.
Игры и игрушки
Наблюдая за игрой малыша с куклами, матрешками, мишками и другими сюжетными игрушками, вы заметите, что он сопровождает ее своими комментариями.
После полутора лет ребенок одним словом комментирует действия игрушки: поела или спит. Двухлетка способен прокомментировать коротким предложением свои действия: Дима едет, Оля варит суп. Такие высказывания говорят о появлении элементов сюжетной игры. Когда ближе к трем годам малыш заявляет вам, что он шофер, или доктор, или папа, это является признаком того, что он понимает, что берет на себя роль в игре. Пока этого не произошло, почаще задавайте ему вопросы: Дима, ты водитель? Оля, ты повар в садике?
С того момента, когда ребенок начал брать на себя роль, взрослый включается в игру в качестве партнера: Ты — мама? А я — продавец, приходи ко мне за покупками.
Ошибочно думать, что ребенок научится сам затевать и развивать сюжетно-ролевую игру. Даже если вы пригласите в дом сверстника, малыши пока не сумеют спланировать игру и распределить роли: для того, чтобы игра состоялась, вам все же придется в ней поучаствовать.
Ваша цель — научить двухлеток вести диалоги в зависимости от выбранной роли и помочь развить сюжет, то есть подсказать, что действующие лица будут делать дальше, или напомнить, как это бывает в жизни:
У повара готов суп? Значит, пора нянечке сходитъ за ним на кухню и накрывать детишкам столы к обеду.
Когда ребенок начинает вести диалог от имени того лица, чью роль он взял на себя, можно считать, что он вступил в эпоху сюжетной игры. Не следует недооценивать это занятие детей всех времен и народов: в ходе сюжетно-ролевых игр они познают мир человеческих отношений, учатся ладить и договариваться с партнерами, эффективно развивают речь и мышление.
Для развития сюжетно-ролевой игры ребенку нужны: кукольная посудка, мебель, одежда. Желательно, чтобы все атрибуты были одного размера и соответствовали размеру куклы. Для разнообразных игр нужны машины и машинки, поезда, пароходы. С другой стороны, невозможно снабдить необходимыми атрибутами все множество сюжетных игр, которые могут затеять наши дети. Именно поэтому они с самого начала активно используют заменители, а мы им должны в этом помочь, предоставив достаточное количество неоформленного материала: различных коробочек, баночек, крышек и других предметов, которые можно использовать в игре.
Строительные наборы, мячи, пирамидки, матрешки, домики с прорезями для фигур — все эти игрушки остаются добрыми друзьями наших малышей. Правда, пирамидки к трем годам можно заменить на более высокие с большим, до десяти, количеством колец и требовать от ребенка, чтобы он собирал их по размерам правильно.
Что же мы добавим в нашу игротеку?
Разборные картинки уже не на четырех, а на шести кубиках. Желательно, чтобы картинки на них были попроще, с изображением нескольких крупных предметов. Можно купить крупный пазл для самых маленьких, тоже с простым предметным изображением. Несколько машинок-конструкторов, которые можно собирать и разбирать с помощью отвертки и ключа. Покупаем мозаики с крупными деталями — геометрические, просто цветные, мягкие. Все они развивают пальцы, мышление и воображение ребенка. Занимают свое место в игровом уголке детские лото и домино. Хорошо, если их несколько наборов по разным темам. Игрушек получается много, поэтому часть из них убираем подальше, потом ими заменяем те, что успели надоесть.
«Компьютер».
Хочется сообщить родителям, у которых есть хорошие современные компьютеры и которые иногда разрешают малышам поиграть за ними, что есть множество развивающих программ для детей, начиная с трех лет, что есть прекрасные программы по обучению буквам и чтению, цифрам и счету, по ознакомлению с окружающим миром.
И игра на компьютере вовсе не значит, что ребенок будет сидеть один. Помогите ему, посидите рядом с ним, оцените его работу. Некоторые дети боятся играть в более сложные игры-обучалки. Объясните, что это не сложно и нужно просто чуть-чуть постараться. Похвалите ребенка.
См. так же:
Раннее развитие ребенка. Что это?
Развитие ребенка. Первый, второй, третий месяц
Развитие ребенка. От трех до шести месяцев
Развитие ребенка. От семи до девяти месяцев.
Развитие ребенка. От десяти месяцев до года