По грибы. Праздник осени
Осенний сценарий с нотами, песнями и танцами для детей детского сада.
Дети (девочки — в сарафанах и блузках, мальчики — в русских рубашках) заходят в зал под звучание спокойной русской народной мелодии и рассаживаются на стульчики.
Центральная стена оформлена под деревенскую избу. За столом на лавке сидят бабушка с дедушкой и, глядя на портрет козла, грустно поют песню «Серенький козлик».
На печке внучка Катюша играет с котиком.
Катюша
Бабушка, дедушка, что вы такую грустную песню поете, спойте что-нибудь веселое.
Они запевают русскую народную песню «Пойду ль я, выйду ль я» (исполняют 1-2 куплета).
Песня Пойду ль я, выйду ль я. Ноты. Нажмите, чтобы развернуть.
1.
Пойду ль я, выйду ль я, да,
Пойду ль я, выйду ль я, да,
Во доль, во долинушку, да,
Во доль, во широкую.
2.
Сорву ль я, вырву ль я, да,
Сорву ль я, вырву я, да,
С винограда ягоду, да,
С винограда винную.
3.
То ли мне не ягода, да,
То ли мне не винная, да.
Я цветочек сорвала, да,
Я веночек совила.
Дети вместе с девушкой Аришей идут к избушке.
Бабушка (увидев детей)
Катюша, к тебе друзья пришли.
Все выходят их встречать.
Дети
Здравствуй, дедушка Егор!
(Слова детьми не должны заучиваться, к диалогу их подводит Ариша.)
Дед
Доброго здоровьица, ребятки!
Дети
Здравствуй, бабушка Настасья!
Бабушка
Здравствуйте, милые мои! С чем пожаловали?
Дети
Идем мы в лес по грибы да по ягоды. Отпустите с нами Катюшу!
Бабушка
Одну не пустим. Вот козла отпустили — только портрет от него и остался. (Показывает на портрет.) Собирайся, дед, вместе пойдем.
Бабушка, дедушка и Катюша берут корзинки и отправляются вместе со всеми в лес.
Закрывается занавес. Он оформлен под лес. Около занавеса — пеньки.
Все гуляют с корзинками, имитируют сбор грибов. Девочки вместе со взрослыми девушками собираются в кружок. Остальные — мальчики, бабушка и дедушка — садятся на травку, смотрят, как девочки танцуют.
Девочки вместе со взрослыми исполняют Танец с корзинками.
Сударушка. Танец с корзинками. Ноты и движения. Нажмите, чтобы развернуть.
Вступление: девочки встают, в правой руке держат корзинку.
Фигура 1
Музыка А
Такты 1-8: девочки ходят врассыпную по залу, имитируя сбор грибов, затем строятся в два концентрических круга. Половина девочек образует внутренний круг (встают спиной к центру), остальные девочки образуют внешний крут (лицом к центру, к своей паре).
Музыка Б
Такты 1-2: топающими шагами девочки внутреннего и внешнего круга меняются местами (рис. 1.).
Такты 3-4: продолжая двигаться топающими шагами, поворачиваются лицом друг к другу.
Такты 5-6: повторить движения тактов 1-2.
Такты 7-8: девочки внутреннего круга топающими шагами идут по кругу направо, кладут левую руку на плечо впереди стоящей девочки; правую руку с корзиночкой отводят слегка в сторону вверх; голова повернута в сторону корзинки. Одновременно девочки внешнего круга на топающем шаге поворачиваются лицом к центру
Фигура 2
Музыка А
Такты 1-8: девочки внутреннего круга хороводным шагом идут по кругу, а девочки внешнего крута кружатся на шаге с припаданием по часовой стрелке (рис. 2), с окончанием музыки все останавливаются.
Музыка Б
Такты 1-2: топающими шагами девочки идут по кругу противоходом, держа корзинку двумя руками перед собой (6 шагов, на счет «семь» сделать четкую остановку) (рис. 3).
Такт 3: на «раз и, два» с левой ноги выполняют влево два шага с припаданием, на «и» — слегка ударяют носком правой ноги об пол за левой ногой.
Такт 4: выполняют это же движение вправо с правой ноги.
Такты 5-6: продолжают движение вперед топающим шагом (6 шагов, на счет «семь» сделать четкую остановку).
Такты 7-8: повторить движения тактов 3-4.
Девочки внешнего круга выполняют движения тактов 3-4, 7-8, но не по кругу, а из круга, девочки внутреннего крута выполняют движения этих тактов к центру (рис. 4),
С окончанием музыки девочки внутреннего крута поворачиваются спиной к центру и встают между девочками внешнего круга (рис. 5).
Девочки внешнего круга стоят лицом к центру. Таким образом получится один большой круг, в котором одна девочки стоит спиной к центру, другая — лицом к нему.
Фигура 3
Музыка А
Такты 1-2: все девочки делают вперед два шага с правой ноги и приставной шаг, одновременно поднимая корзину вверх, держа ее двумя руками.
Такты 3-4: отходят назад, начиная делать с левой ноги два шага и приставной шаг, опуская корзинку вниз.
Такты 5-8: повторить движения тактов 1-4.
Музыка Б
Такты 1-4: девочки, держа корзиночку в правой руке, кружатся парами в одну сторону, слегка касаясь друг друга свободными руками. Рука с корзиночкой слегка отведена в сторону; смотрят друг на друга
Такты 5-8: перекладывают корзиночку в другую руку и кружатся в другую сторону (рис. 6).
Фигура 4
Музыка А: имитируя сбор грибов, девочки идут на свои места.
С окончанием музыки все садятся на травку, слушают пение птиц, кваканье лягушек на болоте.
За занавесом взрослые играют на народных инструментах, имитируя пение разных птиц, кряканье уток, кваканье лягушек, уханье филина и т. д. (можно играть на манке).
Ариша
Подруженьки, милые, красота-то какая! Птички распевают!
Вторая девушка
А я кукушку слышу. Кукушка-кукушка, сколько ты мне лет накукуешь?
Третья девушка
А на озере уточки крякают.
Девочка
А я лягушек слышу.
Ариша
Ишь ты, распелись! Одна громче другой.
Из-за занавеса выглядывает одна лягушка (игрушка), квакает, за ней — вторая, выскакивают и прыгают, каждая на свой пенек.
Потом лягушки начинают задорно плясать.
Пляска лягушек. Из-под дуба. Ноты и движения. Нажмите, чтобы развернуть.
Фигура 1
Такт 1: на «раз и» поставить правую лапку вперед вправо на пятку; на «два и» поставить правую лапку на носок.
Такт 2: сделать три притопа, начиная с правой лапки.
Такт 3: на «раз и» поставить левую лапку вперед влево на пятку; на «два и» поставить левую лапку на носок.
Такт 4: сделать три притопа, начиная с левой лапки.
Такты 5-8: повторение движений тактов 1-4.
Фигура 2 («балет»)
Такты 1-4: скакать на правой лапке, вытянув сзади левую лапку; туловище и голову развернуть вправо; энергично приземлиться на две лапки.
Такты 5-8: повторить то же движение с левой лапки.
Фигура 3
Такт 1: плясать вприсядку.
Такт 2: выпрямиться и энергично поставить обе лапки вперед на пятки.
Такты 3-4: повторить движения тактов 1-2.
Такты 5—8: делать энергичные притопы; в конце «взлететь» и, расставив все четыре лапки в стороны, громко квакнуть.
Пояснение:
Лягушку водят двое детей: один держит головку за петельку, другой управляет задними (нижними) лапками.
Вторая девушка
Ну и лягушки в нашем лесу — плясуньи-топотуньи! Чудеса, да и только! Третья девушка. Вот и грибы в пляс пустились!
Танец грибов исполняют мальчики, в каждой руке у них — бутафорский небольшой объемный грибок на подставке.
Танец грибов. Хоровод. Ноты и движения. Нажмите, чтобы развернуть.
Музыка А
Такты 1-8: мальчики-грибы выходят энергичными шагами; руки с бутафорскими грибочками на поясе.
Такт 9: делают «пружинку» и, выпрямляясь, выставляют вперед правую ногу на пятку.
Такт 10: делают «пружинку» и, выпрямляясь, выставляют вперед левую ногу.
Такт 11: повторение движений такта 9.
Такт 12: повторение движений такта 10.
Такты 13-16: идут энергичными шагами врассыпную и с окончанием музыки останавливаются.
Музыка Б
Такты 1-8: на каждый такт приседают одновременно два-три мальчика, в зависимости от количества танцующих, и, присев, ставят свои грибочки на пол.
Музыка В
Такты 1-8: гуляют между грибочками и уходят.
Ариша
А ну-ка, Маша, Анюта, Оля, Катюша, берите корзинки, собирайте скорей грибы!
Аттракцион «СОБЕРИ ГРИБЫ»
2-3 девочки берут корзинки и по сигналу собирают с пола бутафорские грибы. Девушки хвалят их за сноровку и быстро опять расставляют грибки на полянке, чтобы поиграли другие желающие девочки. Аттракцион проводится 2-3 раза по желанию детей.
Вторая девушка
А давайте-ка играть!
Игра «ЯГОДКИ»
Ариша надевает себе на голову уши волка, пристегивает хвост и становится у пенька. Дети складывают на пенек желуди, шишки, камушки, заменяющие ягодки, начинают ходить вокруг него и приговаривать:
Рву, рву в лесу ягодки,
Не боюсь волка ни капельки!
Волк за горою,
А я за другою,
Волк в кафтане,
А я в сарафане.
Рву красну земляничку
И черную черничку.
Батюшке — в коробочек,
Матушке — в мешочек,
А серому волку —
Репья на холку!
Каждый из игроков старается незаметно подкрасться к пеньку и унести что-нибудь. Волк зорко следит за детьми и пытается никого к пеньку не подпускать. Как только дети растащат «ягоды», они начинают переговариваться с волком:
— Что у тебя, волчик, хвост косматый?
— Это чтобы горницу мести.
— Что у тебя, волчик, ноги как кочерги?
— Это чтобы жар в печи загребать.
— Что у тебя, волчик, язык как лопата?
— Это чтобы пироги в печь сажать.
— А что у тебя, волчик, когти как серпы?
— Это чтобы вас хватать!
С этими словами все разбегаются, а волк ловит детей. Кого поймает, тот тоже становится волком, и детей уже ловят два волка. Так каждый пойманный игрок становится новым волком и ловит оставшихся детей. (Эта игра должна быть детям знакома.)
Третья девушка
А я костер развела! Все через костер будем прыгать!
(На середине полянки делается бутафорский костер: бумажные, разрисованные под березу дровишки складываются горкой, а между ними кладется нарезанная полосками красная гофрированная бумага или кусочки красной легкой ткани — создается имитация костра.)
Дети, чередуясь со взрослыми девушками, прыгают через костер. Все проходит очень живо, весело, с шутками, с возгласами.
Вторая девушка
А я медведем буду!
Игра «У МЕДВЕДЯ ВО БОРУ»
Девушка надевает себе на голову ободок с медвежьими ушками и делает вид, что засыпает. Дети, имитируя сбор ягод и грибов, подходят близко к медведю со словами:
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру.
А медведь не спит,
Все на нас глядит.
А потом как зарычит
И за нами побежит!
Медведь с криком «Догоню! Догоню!» ловит разбегающихся детей.
Пойманный ребенок становится медведем. Можно сыграть 2-3 раза.
Одна из девушек замечает, что Катюша пропала. Все начинают звать ее, аукать.
Охают бабушка с дедушкой, сетуют, что недоглядели и торопят всех отправиться ка поиски.
Все идут по лесу, поют песню «Как пошли наши подружки» и аукают.
Как пошли наши подружки. Ноты и движения. Нажмите, чтобы развернуть.
1.
Как пошли наши подружки
В лес по ягоды гулять.
Все двигаются по кругу вправо.
Припев:
Сею, вею, вею, вью,
В лес по ягоды гулять.
Приплясывают, поворачиваясь тремя притопами то вправо, то влево.
2.
Они ягод не набрали,
Лишь подружку потеряли.
Дети идут по кругу влево, затем останавливаются.
Припев:
Жалко, жалко, жалко, жаль,
Лишь подружку потеряли.
Приплясывают
3.
Что любимую подружку,
Катеринушку.
На ударение в слове «любимую» стоящие в парах поворачиваются друг к другу и разводят руки в стороны.
На ударение в слове «подружку» ставят руки на пояс.
На слово «Катеринушку» повторяют движения в другую сторону.
Припев:
Ох, ох, ох, ох,
Катеринушку.
Приплясывают
4.
Ты, ау, ау, Катюша, Аукаются, повернувшись вправо. На ударение в слове «Катюша» поворачиваются к центру и опускают руки.
Наша милая подружка! Повторяют движения влево.
Припев:
Где ты, где ты, где ты, где,
Наша милая подружка?
Приплясывают
5.
Не в лесу ли заблудилась,
Не в траве ли заплелась?
Подняв руки вверх, покачивают ими над головой. Выполняют плавные движения руками перед собой.
Припев:
Ох, ох, ох, ох,
Не в траве ли заплелась?
Приплясывают
Вдруг из-за занавеса слышится сердитое пение Бабы Яги.
Не в лесу я заблудилась,
Не в траве я заплелась —
В чистой речке искупалась
И на травке заспалась!
Ха-ха-ха!
Вот я вас сейчас всех разгоню!
Баба Яга появляется на поляне, сердито топая ногами и ругая детей.
Дети быстро окружают ее и начинают дразнить:
Бабка Ёжка,
Костяная ножка!
С печки упала,
Ножку сломала.
А потом и говорит:
—У меня нога болит!
Пошла на улицу —
Раздавила курицу!
Пошла на базар —
Раздавила самовар!
Баба Яга шумно разгоняет детей, размахивая метлой, стараясь коснуться детских ножек, а дети с визгом разбегаются в разные стороны.
Баба Яга
Расшумелись тут, разгалделись. Травку помяли, мухоморчики потоптали. Ой, нет, один нашла, пирожок испеку. А вот еще один, зелье сварю колдовское.
Замечает гриб среди осенних листьев, пытается его взять и от неожиданности замирает: гриб растет на шапке Лешего, который спрятался в ворохе осенних листьев (Имитацией вороха листьев может быть пестро раскрашенная ткань, которой Лешего накрывают). Оказывается, он испугался. Баба Яга вытаскивает его, отряхивает да приговаривает.
Баба Яга
Соколик ты мой ясный! Дружочек ненаглядный! Каким ветром тебя сюда занесло?
Что дрожишь, как лист осиновый? Испугался чего?
Леший
Ребятня набежала, игры затеяла, пляски завела. Костер разожгли, чуть бороду мне не спалили. Ой, коленочки мои трясутся. В себя прийти не могу.
Баба Яга
Не трясись, голубчик. Сейчас я тебя в баньке попарю, чайком напою.
Леший
Ягуся, я такого страха натерпелся, что ноги не идут.
Баба Яга
А и не надо. Сейчас я мигом избушку сюда позову. Избушка, избушка, поди скорей сюда!
Раздается скрип (можно использовать обычную терку, или стиральную доску, или рубель).
Под русскую народную мелодию, приплясывая, притопывая, пришаркивая, входит избушка на курьих ножках (Избушка делается из продолговатой картонной коробки средних размеров и раскрашивается. Крышей служат боковые створки этой же коробки, которые приподнимаются и закрепляются. Крышу можно оформить сухой травой или соломой. На уровне лица вырезается небольшое отверстие для глаз).
Баба Яга
Избушка, избушка, встань к лесу задом, ко мне передом!
Избушка со скрипом поворачивается и встает неправильно.
Баба Яга
Недотепа ты непонятливая! К лесу, к лесу задом, а ко мне передом!
Избушка топчется на месте, скрипит, «отбрыкивается».
Баба Яга
Смазать тебя пора. Погоди...
Баба Яга несет большую бутылку с зельем, делает вид, что смазывает куриные лапы.
Избушка начинает притопывать.
Леший
Ох! Ох! Не идут мои ноженьки... Помоги скорей, Ягуся!
Баба Яга
Помогу, родненький, помогу. На вот, выпей моего снадобья! Настаивала на свеженьких мухоморчиках, на сушеных паучках, на солененьких червячках. Пальчики оближешь, на славу получилась настоечка!
Баба Яга наливает снадобье в кружку и дает Лешему выпить.
Он с опаской делает один глоток, потом другой, третий и начинает приплясывать.
Леший
Не снадобье, а настоящий эликсир молодости! Ноги так и просятся в пляс!
Баба Яга
Погоди, сейчас вместе спляшем!
Под веселую русскую народную мелодию Баба Яга, Леший и Избушка пляшут.
(Дети могут подыгрывать им на ударных народных инструментах: ложках, трещотках, ложках с колокольцами, на рубеле, на флажках и пр.)
Милый мой дедочек. Пляска Бабы Яги, Лешего, Избушки. Ноты. Нажмите, чтобы развернуть.
Фигура 1
Музыка А
Такты 1-2: сделать 4 притопа пяткой правой ноги, повернув вперед правое плечо, руки согнуты в локтях. Плечи и руки подвижны.
Такты 3-4: сделать шаг вперед левой ногой и на месте 4 притопа пяткой левой ноги, повернув вперед левое плечо. Плечи и руки подвижны.
Такты 5-6: повторить движения тактов 1-2.
Такты 7-8: повторить движения тактов 3-4.
Музыка Б
Такты 1-2: сделать два приставных шага вправо, а потом «кик» левой ногой перед правой наискосок.
Такты 3-4: сделать два приставных шага влево, а потом «кик» правой йогой перед левой наискосок.
Такты 5-6: повторить движения тактов 1-2.
Такты 7-8: повторить движения тактов 3-4.
Фигура 2
Музыка А
Такты 1-4: сделать 7 шагов на зрителей, пружиня ногами в коленях; руки согнуть в локтях и ладони развернуть вперед вверх, на 8-й шаг прыжком повернуться на 180°.
Такты 5-8: сделать 7 шагов спиной от зрителей, на 8-й шаг прыжком повернуться на 180°.
Музыка Б
Такты 1-2: твист правой ногой.
Такты 3-4: твист левой ногой.
Такты 5—8: покружиться на месте.
Бабушка и дедушка
А теперь, Бабуся Ягуся, отвечай нам, где Катюша? Как ее найти?
Баба Яга
Скажу, обязательно скажу, касатики вы мои! Но сначала отведайте моего снадобья, чтобы сил прибавилось. Дальняя дорога предстоит вам.
Баба Яга и Леший угощают всех детей напитком (В качестве «зелья» используется зеленый лимонад «Тархун»).
Баба Яга
Ну, как мое снадобье, понравилось? Пейте-пейте, его у меня на всех хватит.
Леший
Вкусное, полезное, всю хворь снимает, на себе проверил.
Баба Яга
Признаюсь: подшутить над вами захотелось. Никаких паучков, червячков и мухоморчиков здесь нет. На полезной травке настаивала. Вижу, понравилось всем. А теперь вы меня и Лешего «угостите» — повеселите нас пляской.
Дети произвольно танцуют и играют на народных инструментах.
Спасибо, вот порадовали! Век помнить буду. А теперь о главном: заблудилась ваша Катюша да и попала в избушку Михаила Потапыча. Уж какой умной и смышленой она оказалась!.. Придумала испечь пирожки да якобы бабушке с дедушкой в деревню с ним отправить. А сама в коробе спряталась. Вы поспешите-ка домой, встречайте их там.
Тут Баба Яга прислушивается, припадает ухом к земле.
Баба Яга
Ой, слышу, земля дрожит!..
Леший
Дрожит, милая, ой как дрожит!..
Баба Яга
Никак, Михаил Потапыч сюда идет?
Леший
Бежать надо! Спасайся, кто может!..
Баба Яга и Леший суетятся, толкают друг друга, никак не могут разбежаться, а избушка топчется на месте.
Баба Яга (оборачиваясь к избушке)
А ты чего топчешься?! За мной шагом марш!
Избушка сначала послушно марширует, а потом скачет вприпрыжку. Втроем уходят за занавес. Бабушка с дедушкой тоже поспешно уходят. Дети садятся на стульчики.
На поляне появляется Михаил Потапыч с коробом на спине (Можно использовать бельевую корзину, обшить ее тканью и раскрасить под плетеный короб.). Идет, останавливается у пенька.
Михаил Потапыч
Сяду на пенек, съем пирожок!
Катюша (из короба)
Не садись на пенек, не ешь пирожок!
Михаил Потапыч
Ишь, какая глазастая!
Идет дальше, доходит до следующего пенька. Все повторяется.
Михаил Потапыч
Не дает отдохнуть.
(Идет дальше.)
Занавес открывается. Дедушка, сидя на лавке, что-то мастерит. Бабушка на стол самовар ставит. Медведь подходит, здоровается и говорит, что подарочек им принес.
Ставит на лавку короб, поднимает крышку, а оттуда выглядывает Катюша.
Бабушка с дедушкой радуются, обнимают Катюшу. Тут появляются все дети.
Михаил Потапыч
Ух ты, шустрая какая! Вон что придумала, перехитрила меня! Но я же не вредный. Мне так скучно одному в лесу, а вас вон сколько.
Бабушка
А чтоб не было скучно, пошли с нами в пляс!
Подходи скорей, народ,
Собирайся в хоровод!
Все танцуют общий танец на русскую народную мелодию «Светит месяц».
Танец Светит месяц. Ноты. Нажмите, чтобы развернуть.
Исходное положение: дети стоят по кругу друг за другом. Прямые руки ладонями вверх слегка разведены в стороны. Ноги в VI позиции.
Вступление: стоять в исходном положении.
Фигура 1
Музыка А
Такты 1-8: идти по кругу хороводным шагом.
Музыка Б
Такты 1-8: продолжать движение по кругу топающими шагами, с окончанием музыки остановиться, повернуться лицом в круг; ноги в VI позиции.
Фигура 2
Музыка А
Такт 1: выставить правую ногу на пятку вперед с полуприседанием.
Такт 2: приставить эту же ногу, слегка топнув.
Такты 3-4: то же движение с левой ноги.
Такты 5-8: повторение движений тактов 1-4.
Музыка Б
Такты 1-8: покружиться топающими шагами, сложив руки «полочкой» перед грудью: с окончанием музыки остановиться, повернувшись лицом в круг, взяться за руки.
Фигура 3
Музыка А
Такты 1-4: хороводными шагами идти в центр круга, поднимая руки вверх перед собой (7 шагов, на 8-й шаг притопнуть ногой).
Такты 5-8: хороводными шагами отойти назад, опуская руки (7 шагов, на 8-й притопнуть ногой).
Музыка Б
Такты 1-8: повторить движения музыки А, но топающими шагами.
Фигура 4
Музыка А
Такты 1-8: хороводными шагами двигаться врассыпную, руки в исходном положении; с окончанием музыки остановиться лицом к зрителям, руки поставить на пояс.
Музыка Б
Такты 1-4: топающими шагами отойти назад.
Такты 5-8: топающими шагами идти вперед; остановившись, поднять прямые руки вверх в стороны ладонями внутрь.
С окончанием музыки бабушка и девушки выносят поднос с пирожками и всех угощают.
Бабушка
Не красна изба углами, а красна пирогами!