Зимние узоры. Комплексное занятие для детей 5-7 лет
ЦЕЛЬ: развивать фантазию, образное мышление, воображение; развивать речь детей, пополнять их словарный запас; учить равномерно заполнять пространство листа по мотивам ледяных зимних узоров, закреплять навыки аккуратного рисования красками.
Ведущая. Ребята, посмотрите на окно. Какими необыкновенными, причудливыми узорами оно разрисовано! Как вы думаете, кто его так красиво разукрасил? Конечно, это — мороз. Давайте полюбуемся с вами этими чудесными узорами. Что же он здесь нарисовал? Расскажите мне, что вы увидели на этих рисунках?
Дети отвечают: ёлочки, веточки, звездочки, деревья, снежинки, цветы.
Дети читают стихотворение.
Я смотрел вчера в окно.
Было там темным-темно.
Утром глянул, вот те на! —
Что за белая страна?
Там белое небо, там белые горы,
Там белые улицы белого города.
Там белые ели, там белые клёны.
Там белые ходят по кронам вороны,
Там белые белки на пышных ветвях
С орехами белыми в белых зубах.
Не привиделась она мне во сне —
Нарисована страна на окне.
Н. Жемчужников
Ведущая. Про эти чудесные рисунки на окне мы знаем песню, давайте сейчас споем ее.
Дети исполняют песню «Узоры на окошке».
Холодной ночью зимней —
Просто чудеса —
Вдруг у нас на окнах
Выросли леса.
Припев:
Посмотрите, сколько
Сосен и берез!
Ах, какой хороший
Дедушка Мороз!
Не спроста на окнах
Он навел красу.
Смотришь на окошко
И будто ты в лесу!
Припев.
Можно здесь увидеть
Странные цветы.
Звезды и деревья
Дивной красоты!
Припев.
Ведущая. Действительно, просто настоящий лес можно увидеть в рисунках Деда Мороза на нашем окне. Тут и ёлочки, и берёзки, и какие-то необыкновенные, фантастические деревья, экзотические цветы. А ещё на этих узорах есть очень красивые, нежные звёздочки-снежинки. Посмотрите, несколько таких снежинок залетело прямо к нам в музыкальный зал!
Девочки исполняют танец-импровизацию «Вальс снежных хлопьев» под музыку П. Чайковского из балета «Щелкунчик».
Ведущая. Художники часто учатся у природы. Ведь именно она создает наиболее совершенные и фантастические формы. А где еще моа встретить узоры?
Дети отвечают: на коврах, кружевах, тканях, обоях и пр.
Сейчас зазвучит музыка, вы все станете морозами-волшебниками и постараетесь разрисовать красивыми узорами окошки, которые я для вас приготовила.
Кто мне скажет, какого цвета бывает небо утром? А днём? Вечером? Ночью? Небо в разное время суток имеет свой цвет. Поэтому фон в наших окошках я тоже сделала разного цвета. В одних он фиолетовый, цвета ночного неба. В других — голубой, как небо ясным днем. А вот в этих — синего цвета, как холодным морозным вечером. Рисовать мы будем белой гуашью. Посмотрите, как я разрисую свое окошко.
Во время показа ведущий читает стихотворение.
Ни радужных красок, ни блеклых,
Все в белом — дома и холмы.
Но видишь узоры на окнах —
Фантазии русской зимы.
И в сказочных этих узорах,
В серебряной их тишине
Мерцают сады, о которых
Вздыхал ты, быть может, во сне.
Я. Рыленков
Теперь, маленькие морозы, начинайте работать над своими окнами. Старайтесь равномерно заполнять все пространство листа зимними узорами. Старайтесь делать их ажурными, нежными. Используйте различные виды линий: волнистые, зигзагообразные, прерывистые.
Звучит музыка (в записи) П.И.Чайковского «Зимнее утро», «Грезы» из «Детского альбома», дети выполняют рисунки.
Ведущая. Посмотрите на свои окошки. Какая получилась красота! Сейчас нужно аккуратно наклеить их вот на этот красивый терем. Мы поместим его на выставку, чтобы все могли полюбоваться чудесными зимними узорами на наших окошках.
Опять погода стужей дышит.
Зато на окнах сквозь лучи
Мороз опять узоры пишет
Своей серебряной парчи.
С. Есенин
Работы детей наклеиваются на чудесный терем такого размера, чтобы все работы детей могли на нем разместиться. Для изготовления такого терема удобно использовать куски текстурных обоев, склеенные вместе и оформленные в виде сказочного теремка.