Герб нашего города. Комплексное занятие для детей 5-7 лет
ЦЕЛИ: формировать элементарные представления о происхождении и функциональном назначении герба нашего города; развивать логическое мышление, речь дошкольников; формировать исторические и географические представления; развивать познавательные интересы, наблюдательность, зрительную память; воспитывать интерес, любовь и привязанность к родному городу.
- Для примера занятия здесь рассматривается Воронеж и Воронежская область. Но можно провести занятие для любого города, предварительно подготовив нужный материал. Текст легко адаптировать к местным условиям. Надо только немного узнать об истории своего города, подобрать несколько стихотворений местных поэтов, иметь фотоальбом с видами родного города. Если вы проживаете в небольшом поселке, где нет герба, это не беда, расскажите детям о своем областном центре.
Ведущая. На прошлом занятии мы говорили с вами о государственных символах нашей Родины — России. Сегодня речь пойдет о нашем родном городе. Ребята, как называется город, в котором мы живем? (Дети отвечают.) Послушайте, ребята, с какой любовью воронежские поэты пишут о своей малой Родине.
Ветрами воспетый, дождями промытый,
Веселый и звонкий, как солнечный май.
На ласку ответный, на дружбу открытый,
Звени и красуйся, Воронежский край!
Ты наша забота и наша опора.
Частица великой родимой земли.
И, если ты скажешь, мы сдвинем и горы.
Чтоб сёла и нивы все краше цвели!
М. Шишлянников
Воронежский край, дорогая земля!
Красивая, добрая, скромная!
Люблю тебя нежно и радостно я:
Ведь ты — моя Родина кровная!
А. Пузаков
Ведущая. А как вы думаете, есть ли у нашего города герб? (Рассматривают герб города.)
Давайте внимательно его рассмотрим. Обратите внимание, какую форму он имеет.
Герб всегда имеет форму щита. Ведь первые гербы были нарисованы прямо на щитах у доблестных рыцарей. На турнир или битву рыцарь выходил с головы до пят закованным в железные доспехи. Было трудно распознать, чье лицо скрывается за рыцарским шлемом. Тогда и стали рисовать на боевых щитах животных, птиц, растения и оружие. Эти эмблемы стали символами рыцарского рода и передавались по наследству от отца к сыну. Они свидетельствовали о славном прошлом семейства. Щит с гербом часто украшал ворота рыцарского замка. Так герб становился символом земель, подвластных владельцу замка. Прошла эпоха рыцарей, но герб сохранил форму щита.
Продолжим рассматривать герб нашего города. Какой основной цвет у герба? Что на нем изображено? Хотите узнать, о чем рассказывает этот герб?
«Герб Воронежской области представляет собой изображение на красном геральдическом щите золотой горы, исходящей из бока щита, на которой серебряный кувшин, изливающий такую же воду. Щит увенчан золотой пятибашенной стенчатой короной и окружен дубовыми листьями, соединенными голубой лентой. Над пятибашенной стенчатой короной — вензель Петра Первого». (Описание герба Воронежской области из соответствующего закона, принятого областной Думой 1 июля 1997 года.)
История герба Воронежской области началась более 300 лет тому назад. В то время по указанию Петра I на реке Воронеж построили верфь для строительства морских судов для похода на город Азов. За короткое время было построено много боевых кораблей, которые затем по реке Дон спустились к городу Азов и атаковали его с моря. Благодаря этому город был быстро побежден. Так Воронеж стал колыбелью военного, а затем и торгового флота России. Именно тогда в Воронежской губернии появился первый герб, который явился исторической основой современного герба Воронежской области.
Главный атрибут герба Воронежской области — опрокинутый кувшин, из которого постоянно льется вода, появился на гербе несколько позже. Впервые «опрокинутый сосуд, из которого вытекает река Воронеж», был утвержден в качестве герба Воронежа при Екатерине Второй (21 сентября 1781 года), более 200 лет назад.
Герб каждого города может рассказать об истории города. Может рассказать он и об основной профессии людей, живущих в этом городе. Эта маленькая картинка поможет узнать и о природе, окружающей город.
Обо всем, что любо городу.
Обо всем, что ему дорого.
Герб вам может рассказать
Увлекательно и коротко.
Город может гордиться ткачами.
Кузнецами, швеями, врачами.
Город может природой гордиться,
Редким зверем и редкою птицей.
Город может историю чтить.
Может память о предках хранить.
Обо всем, что свято городу,
Обо всем, что ему дорого.
Герб вам может рассказать
Увлекательно и коротко.
С. Глаголева
Что еще можно рассказать о нашем городе? Что интересного и красивого у нас есть?
Дети рассматривают фотографии природы Воронежского края и достопримечательностей города.
Ведущая. Посмотрите, ребята, на большом листе изображен герб нашего города — наш символ и наша история. Но незнакомые люди, посмотрев на наш герб, не смогут увидеть в нем красоту нашего города, красоту природы, которая нас окружает. Давайте мы расскажем обо всем в своих рисунках. Закройте глаза и представьте себе картину, которую вы хотели бы нарисовать. Старайтесь, чтобы ваши рисунки помогли людям лучше увидеть всю красоту Воронежского края, нашу любовь и уважение к городу, в котором мы живем.
Воронежский край! Ты любовь и отрада,
И горечь порою, и радость до слез!
Мне места другого на свете не надо:
К тебе я навеки всем сердцем прирос!
А. Токмаков
Звучит музыка в записи. Дети рисуют. В конце занятия все детские работы прикрепляются к основному листу вокруг изображения герба города.