Маленькая сказка. Постановка к выпуску из детского сада
Перед спектаклем заведующая детским садом поздравляет детей, говорит о том, что пять лет коллектив работников детсада и дети жили одной дружной семьей, и сегодняшний праздник — прощальный.
Под торжественную музыку (фонограмма полонеза) входят дети и выстраиваются полукругом.
Входит Воспитатель, ведет мальчика в ночной сорочке, с игрушкой в руке.
Миша (хнычет и упирается)
Не хочу выпуска... Не хочу в школу... Мне Саша (здесь и далее — любые имена) говорил, там скучно... Там игрушек нет...
Воспитатель
Ну что ты, Мишенька! Все дети должны ходить в школу.
Миша
Не хочу...Там дети не играют... Там праздников нет!
Воспитатель
Ты просто устал, сейчас отдохнешь, поспишь, а вечером за тобой мама придет... Ты, наверно, не выспался, отдохни... (Усаживает его на стульчик, дает подушку, присаживается рядом). А мы тебе споем песенку.
Песня «Детский сад» (два куплета).
Детский сад. И. Пономарева
Во время исполнения песни дети сходятся ближе, закрывая от зрителей мальчика и Воспитателя, поют все тише и тише, прижав пальчики к губам, пока не наступает тишина. Тут же входят дети младшей группы (фонограмма: детский смех и колокольчики).
1-й ребенок младшей группы
Вас, ребята, малыши
Поздравляют от души!
2-й ребенок
Мы пришли проститься с вами
И хотим вам пожелать
Лишь пятерки и четверки
На уроках получать!
Пляска «Приседай».
Малыши шумно уходят; теперь видно, что на месте Воспитателя и мальчика — Нянька и Король (взрослый) в длинной ночной сорочке.
См. здесь Парная пляска - Приседай
Нянька (ворчит)
Дети, ведите себя тихо, у меня Король спит, он еще совсем маленький! (Грозит пальцем). Сон у него тревожный, спит плохо...
Король (поднимается со стула, в руках большая конфета)
А вот и не сплю! Я слышал шум... Это наши ребята? Ой, какое все маленькое... (Пытается сесть на детский стульчик). Ой, какой я большой... Мама! Я боюсь!
Нянька
Ну, не плачь! (Вытирает ему нос большим платком).
Это тебе снится!
Король
Снится? А что это мне снится-то?
Нянька
Ну, ты в школу не хотел?
Король
Не хотел...
Нянька
Маленьким подольше остаться мечтал? Вот ты и маленький, и в школу не ходишь, и все-то у тебя праздники!
Король
Какой я тебе маленький! Какие праздники? (Подходит, меряется с Нянькой ростом.)
Ничего себе «маленький»! Чепуха какая-то!
Нянька
Правильно, чепуха. Наша страна так и называется — Чепухляндия! Аты наш король!
Король (на детей)
А это кто? Почему они маленькие?
Нянька
А это гости, друзья твои. Видишь, какие нарядные!
Король (обходит детей, узнает)
О, здравствуй, Коля! Здравствуй, Настя, привет, Ростик... (Подходит к зеркалу.) А это кто? Это же я! Как это получается? Опять чепуха!
Нянька
Точно, чепуха! Самая что ни на есть рас-про-чепуховинная! Помнишь, ты с ними в игры разные играл, сказки рассказывал?
Король
Верно, рассказывал. Помню, мне сказка одна нравилась, про маленьких таких, в колпачках... Как их? ... Напомните, ребята!
Дети
Гномики!
Ритмодекламация «Маленькие гномики». (Стихи под музыку)
Король
Здорово! Помню, перед сном сказки слушал. Сейчас чуть снова не уснул... А помните, игры, праздники какие у нас были?.. Да! Кстати, а когда же праздник?!
Нянька
Сию минуту, Ваше Величество! (Трижды хлопает в ладоши, вбегают чепухляндцы — Министр (брюшко, очки, портфель), мисс Мауси (маска мыши, хвостик), кот Компот.)
Становись! Смирно! Король опять все позабыл. И праздник ему устроить надо...
Министр
Надо? Устроим! (В сторону, зловеще): Мы ему такой праздник устроим!
Мисс Мауси
О, йес!
Министр (приняв позу, «церемонным» голосом, заглядывая в бумажку)
Сегодня в Чепухляндии
Веселый карнавал!
Идите к нам! Идите к нам!
Идите в этот зал!
Споем мы с вами песенки,
Послушаем стихи,
И каждому достанется
Немножко чепухи!
Нянька
Дорогие гости, познакомьтесь с веселыми чепухляндцами!
Это наш министр, дети.
Он умнее всех на свете!
Мауси (ехидно)
Всех на свете? О-ля-ля!
Нянька (спохватилась)
Но глупее Короля!
Он про все на свете знает
(в сторону)
И все время забывает...
(громко)
Он делами заправляет!
А это — его советчица,
Ни перед кем не ответчица,
Мисс Мауси! Иностранка,
По слухам, американка.
Мауси
О, йес!
Нянька
Да! И много сыра ест!
Это — наш любимец Кот,
Любит яблочный компот.
Кот
Мряу! Меня так и зовут — кот Компот! Мяу! Мур! Обожаю малышей и не трогаю мышей! (Косится на Мауси.)
Нянька
А где же ваши две подружки — Чепушинка и Смешинка? То без них не обходится, то их ждать приходится! Мы сейчас их позовем телеграфными сигналами!
Дети повторяют за Нянькой хлопки и притопы. Песня про Алфавит.
Появляются Чепушинка и Смешинка со связкой шаров. Чепушинка едва удерживает связку, бежит за шарами, Смешинка над ней хохочет.
Смешинка
Что стоите, чепухляндцы?
Бал открыт, а где же танцы?
Чепушинка
Надо петь и танцевать,
В игры разные играть!
Смешинка
У нас, чепухляндцев, игры очень похожи на танцы, а танцы на игры!
Игра с шарами. Затем Чепушинка и Смешинка собирают шары и убегают.
Король в это время бегает с шариками, Нянька и Кот пытаются отобрать шарик, Министр и Мауси отходят в сторону.
Министр
Мисс Мауси, так не годится,
Ребенок обязан трудиться,
А он у нас все веселится!
Мауси (с акцентом)
Я согласна. Без сомнения,
Поменяем настроение!
Королю бы не смеяться,
А учиться! Заниматься!
Ясно мне, как иностранке,
То есть как американке,
Что нам нужно, так сказать,
Ситуэйшен исправлять!
(Министру.)
Ничего, мы с вами вместе быстро все поправим. Как это у вас говорится? Одна голова — хорошо, а два сапога —пара?
Король (запыхавшись)
Еще играть, еще танцевать, петь, веселиться!
Министр
Издаю приказ учиться!
И прошу доклад принять!
В нашем с вами королевстве
Народ не умеет считать!
Пропало три бочки варенья,
Я не знаю, сколько у нас печенья,
Сколько игр и плясок
И карнавальных масок!
Нянька
А чего считать-то, я и так все расскажу! Внимание!
Компот съел все варенье,
Мисс Мауси — все печенье,
А игры, и пляски,
И карнавальные маски —
Они у нас не пылятся,
У министра в портфеле хранятся!
А считать наши ребята умеют, вот послушайте!
Игра «Веселые задачки», например:
На поляне у реки жили майские жуки,
Дочка, сын, отец и мать.
Кто успел их сосчитать?
Или:
В углах комнаты сидит по кошке, напротив каждой кошки — три кошки, и на хвосте у каждой кошки сидит кошка! Сколько всего кошек? (Четыре)
И другие задачи. Дети отвечают.
Кот
А теперь я!
Я тоже задачки знаю,
Никогда их не решаю,
Но вам обязательно загадаю:
В гости к Коту пришли четыре мышки, каждая съела по банке вишневого компота.
Сколько вишневых косточек оставили бессовестные мышки несчастному Коту?
Министр
Это задачки-неудачки! Вот я такие задачки знаю, что сам с трудом решаю! Нет здесь никого, кто лучше меня считать умеет!
Король
Я умею! Я знаю точно, сколько будет два плюс два!
Министр
А сколько будет три плюс три?
Король (загибает пальцы, шепотом спрашивает у детей)
Сколько? Сколько? Шесть!
Мауси
Ничего не понимаю,
Ваши пальчики считаю.
Сколько их на двух руках?
Король (быстро сосчитав)
Десять... Десять!
Министр
А вот и нет! (Детям.) Кто мне поможет? (Выбирает одного ребенка.) Считаем и запоминаем! На правой руке: один, два, три, четыре, пять. Запомнили?
На левой руке считаем: десять, девять, восемь, семь, шесть! Запомнили? А пять и шесть сколько будет?
Дети отвечают.
Министр
Одиннадцать! А вы считать не умеете.
Король (хнычет)
Умеют!
Кот
Умеют! Вот сейчас и расскажем, и покажем.
Игра «Ну-ка, посчитай!».
Король
Надоело мне считать.
Я хочу порисовать!
Чепушинка и Смешинка приносят бумагу, фломастеры, повязки.
Игра-конкурс «Веселый художник».
Кот
Ух ты! Какое все оранжевое!
Министр
А самый лучший — черный цвет!
Мауси
Самый лучший — серый цвет!
Король
Про черный цвет и серый цвет
Песенок веселых нет!
А про оранжевый мы спеть можем!
«Оранжевая песенка». (В конце песни Король, подпрыгивая, бегает по залу и продолжает напевать: «Оранжевое небо, оранжевое море...»).
См. песню № 32 музыка и текст Бабушка Варвара - редкие детские песни
Министр
Ваше Величество, фи, что за манеры, что за поведение!
Мауси
Ваше величество, король не должен так себя вести! Как это у вас говорят? Назвался груздем — не суйся в воду!
Нянька
Что это ты, твое величество, в самом деле, крутишься, как миксер, честное слово!
Король
Я миксер, миксер, миксер,
Я мистер... Апельсин!
Остановиться... нету сил!
Кот
Миксер — это хорошо! Только дети тоже танцевать хотят!
Танец «Апельсин» (с элементами брейка).
Министр
Ваше Величество, еще один срочный доклад!
В Чепухляндии никто не умеет читать,
Не умеют складывать слоги в слова,
Я один поспеваю повсюду едва,
У меня уже кружится голова!
Мауси
Нам нужны помощники,
Не мойщики-уборщики,
А певцы и чтецы!
Как это у вас говорится?
Слово не воробей, из песни не выкинешь!
Король
Из какой песни? У нас и песни-то нет. А читать мы умеем! Не очень быстро, не очень складно... Но ладно!
Министр
Терпение, терпение!
Во всем поможет пение.
Чтобы слог запоминать,
Надо просто повторять.
Мауси
И не только повторять,
Но и четко пропевать!
Кот (держа банку компота)
А я буду дирижировать! (Ставит банку на пол).
Пение по слогам. Появляются Чепушинка и Смешинка, потихоньку уносят банку.
Нянька
И что это ты, господин министр, все придираешься! Считать дитя может.
Король
Может!
Нянька
Читать умеет.
Король
Умеет!
Нянька
Скоро стихи сочинять начнет.
Король
Начнет! (Испуганно). Начнет?
Нянька
Начнет! А что! Скажи рифму к слову «сырок»!
Король
Урок.
Нянька
Любовь.
Король
Морковь.
Нянька
Дело нехитрое. И Компот сможет.
Кот (в ужасе)
Не сможет!!!
Нянька
Как это не сможет? Проще простого! Рифма — это когда два слова кончаются одинаково. Сырок — урок. Понял?
Кот
Понял.
Нянька
Ну, тогда скажи рифму к слову «палка».
Кот
Селедка!
Нянька
Ну и неправильно! Дети, помогите!
Дети подсказывают Коту.
Министр
Все игры, шутки, прибаутки...
Нет мне покоя ни минутки!
Мауси
Стихи чужие повторять —
Это вам не петь-плясать!
Король
И сплясать, и спеть мы рады. (Детям.) И споем, и спляшем, правда?
«Песня про рифмы». (Кот дирижирует, потом вспоминает о банке компота).
Кот
А где мой компот? Обманули! Ограбили! Горе, ой, горе! Все, умираю. Прощайте, друзья!
Укладывается на пол, складывает лапы на груди, закрывает глаза.
Нянька
Что же делать?
Король
Я король или не король? Слушайте все мой королевский указ: срочно бегите и компот для Кота найдите!
Министр и Мауси быстро уходят; пятясь, в зал входят Чепушинка и Смешинка, у Чепушинки в руках банка.
Кот (вскакивая)
Вот он, мой компот! Ваше вели... Поймать! Казнить! Наказать! Отобрать! Я сам отберу! (Крепко прижимает к себе банку с компотом.)
Чепушинка
Вы тут дружно чепушили,
Про родителей забыли.
Смешинка
Мамы, папы! Вы у нас,
Несомненно, высший класс!
Чепушинка
Вы готовы поиграть с нами?
Смешинка
Выходите на разминку.
Покажите пример детям!
Король (сев на стул и набекрень надев корону)
Повелеваю!
Нянька (выводит родителей)
Выходите, милые, не стесняйтесь, не бойтесь, не обидим!
Игры с родителями.
Чепушинка
Ай да папы, ай да мамы!
Постарались от души!
Смешинка
А теперь для вас попляшут
Ваши чудо-малыши!
Чепушинка
Танцоры, певцы, шалуны и проказники,
Без пяти минут — первоклассники!
Парный танец.Смешинка и Чепушинка скрываются. Крадучись, входит Мауси с портфелем Министра.
Мауси
Тише, тише... Сейчас мы, наконец, узнаем, что господин Министр прячет в портфеле. Я уверена, что сыр!
Кот
Нет, там наверняка компот!
Нянька
Так вот куда делись три банки варенья!
Король
Я сам хочу рассеять сомнения. Подать портфель в наши королевские руки! (Открывает портфель, достает школьные принадлежности, игрушки, сладости.) Ой, моя любимая соска! Ой, моя машинка, о! Моя наклейка от жвачки! (Достает букварь.) А это что такое? Наверно, здесь господин Министр ведет учет моим королевским шалостям? А? Что вы на это скажете? (Придворные пожимают плечами, Король поворачивается к детям; ответы детей.) А для чего это все министру? Может, он с этим играет? Можно с этим играть?
Мауси (разочарованно)
Это не сыр!
Кот
И не компот!
Нянька
Вот и разобрались! Съесть нельзя, значит, поиграть можно. А и поиграем!
Вбегает Министр.
Министр
Случилось преступление!
У нас — исчезновение:
Сперва пропало варенье,
Теперь пострадавший — Кот,
У него украли компот,
У меня — карамель
И мой дивный портфель.
Так в нашем королевстве скоро все пропадет!
Мауси
А в королевском подвале — сыр украли!
Нянька (Министру)
Не этот? (Показывает.)
Министр
Он! Мой дорогой, любимый!
Король
Министр, вам следует объясниться.
Что в моем королевстве творится?
Что это за предметы,
Для чего они вам могли пригодиться?
Министр (рыдает)
Я хотел вместо вас пойти учиться!
Я хотел стать образованным, обучиться математике, истории, искусству хореографии и поступить в балетную школу! Это моя самая большая мечта!
Кот
Я тоже хочу в школу, чтобы выучиться и стать космонавтом.
Мауси (мечтательно)
А я бы стала директором сырной фабрики!
Король
Да? А вы, ребята, тоже хотите учиться? (Ответы детей.)
А кем вы хотите стать? (Ответы детей.)
Нянька
А ты, вашвеличество, не хочешь учиться... А то бы поучился! Я бы на пенсию тогда ушла... В хор бы записалась.
Король
Наверно, я уже хочу в школу. Я бы стал... Хотя я и так уже король... Я бы стал президентом! А что надо для того, чтобы в школу пойти?
Министр
Портфель.
Король
А! Сейчас соберем: машинка, картинка, печенье, танк...
Нянька
Ваше Величество, чему же ты учиться собираешься?
Король
Я не знаю...
Нянька
А вот дети наши знают! Поиграем, дети, покажем королю, что надо с собой в школу брать?
Игра с детьми — кто быстрее соберет портфель.
Можно привлечь родителей. См. здесь Игру Золушка идет в школу. Выпускной в детском саду
Король
Как здорово! Завтра же иду в школу. Да?
Нянька
Конечно. А сейчас, Ваше Величество, тебе спать пора.
Король
А что было бы, если бы школ не было?
Нянька
А вот об этом тебе ребята расскажут. (Усаживает его на стульчик, дает подушечку.) Устраивайся поудобнее.
Свита короля окружает стульчик, закрывая его от зрителей.
Дети исполняют песню «Если б не было школ». В конце песни свита расступается, на стульчике — мальчик. Он трет сонные глаза. Вместо Няньки рядом с ним — Воспитательница.
См. здесь Если б не было школ. Сл. Ю. Энтин, муз. В. Шаинский
Воспитатель
Миша, просыпайся. Ну, что тебе снилось?
Миша
Мне такое снилось, такое... Я хочу в школу.
Воспитатель
Правда? Вот и хорошо! Осталось только попрощаться с детским садом.
Песня «Детский сад». Дети благодарят работников детского сада. Торжественное вручение подарков выпускникам.
Все исполняют «Рождественскую песню» Е. Зарицкой, девочки-Снежинки танцуют под эту музыку со свечами (зажженными фонариками).
См. здесь: Рождественская песня. Муз. Е. Зарицкой. Сл. И. Шевчука