Магазин Добика и Топика. Учим твердые и мягкие звуки
Задачи:
- формировать представление о действии сложении;
- закрепить знания о твердых и мягких согласных звуках;
- дать понятие о звонких и глухих согласных;
- обогащать словарный запас;
- развивать логическое мышление, познавательные процессы, глазомер, мышцы мелкой моторики пальцев;
- воспитывать навыки культурного поведения в магазине.
Оборудование:
- игрушки;
- две собачки,
- теленок с синей ленточкой и теленок с зеленой ленточкой,
- белочка,
- барсук;
- иллюстрации к отгадкам;
- колокольчики;
- знак сложения «+».
Школьные принадлежности:
- цветные карандаши,
- пластилин.
Пятое занятие из цикла "Страна знаний"
Ход занятия
Организационный момент (1 мин)
Вступительная беседа (8—9 мин)
— Мы путешествовали с вами на ковре-самолете в Загадочные страны, на паровозике из Ромашково, на лесную полянку.
См. занятия → На лесной полянке. Изучаем цифры и звуки
По загадочным странам на ковре-самолете
На паровозике из Ромашкова за цифрами и звуками
Как вы думаете, куда мы отправимся сегодня? (Дети высказывают предположения.)
Педагог дает подсказку:
— Это необычный дом. В него заходят многие люди, а выходят они из него не с пустыми руками, а с покупками. (Дети догадываются, что это магазин.)
— Я хочу познакомить вас со щенками Добиком и Топиком, (Демонстрируются мягкие игрушки.)
Они очень любят ходить в магазин. Послушайте историю, которая с ними произошла, и скажите, что они сделали не так.
Эта история произошла в марте, а именно — в день их рождения. Поздравляя своих сыновей, мама сказала:
— Вы уже большие: вам исполнилось 6 лет, и вы можете сами ходить в магазин.
Щенки обрадовались, завиляли хвостиками и поцеловали маму. Она дала им сумку и сказала;
— Купите в магазине сыру, молока, колбасы, торт и мороженое.
Добик и Топик с превеликим удовольствием отправились в магазин, ведь они об этом давно мечтали.
Братья сразу же направились в отдел «Мороженое».
Они взяли несколько порций и одну из них тут же стали разворачивать. Вдруг они вспомнили, что мама попросила их купить еще и другие продукты. Добик и Топик пошли к людям, которые стояли друг за другом, чтобы купить необходимые продукты. Они не стали последними в очередь (потому что очень торопились), а пошли с мороженым вперед. При этом Добик очень громко разговаривал, а Топик чуть не отдавил всем ноги. Они вымазали кого-то мороженым, потому что оно начало таять. Все покупатели стали их бранить и гнать. И неизвестно, что произошло бы с Добиком и Топиком, если бы вовремя не подоспела мама.
Педагог предлагает детям обсудить ошибки щенят и рассказать им, как нужно себя вести в магазине:
В магазине будьте очень вежливы, тактичны и внимательны к продавцам и покупателям, даже если у вас плохое настроение.
Нельзя в очереди есть мороженое, громко разговаривать.
Будьте внимательны: может быть рядом есть люди (например, пожилые или с маленькими детьми), которых надо пропустить вперед.
Не забывайте благодарить за обслуживание.
— Добик и Топик поняли свои ошибки и обещают исправиться. Возьмем их с собой? (Да.)
Тогда мы с вами сядем на велосипеды и отправимся в путь.
Физкультминутка «На велосипедах» (1—2 мин)
Дети переворачивают свои стулья и «превращают» их в велосипеды.
Мы ехали, ехали,
К речке подъехали,
Мост переехали,
Дальше поехали.
Ехали, ехали,
К яме подъехали
Яму объехали,
Дальше поехали.
Ехали, ехали,
К горке подъехали,
Съехали, съехали
Дальше поехали.
Ехали мы, ехали,
И к магазину приехали
Магазин «Техника» (7—8 мин)
— Вот мы и подъехали к магазину, а как он называется, вы догадайтесь сами.
Педагог читает загадки:
Он охотно пыль вдыхает.
Не болеет, но чихает.
(Пылесос.)
На нашей кухне целый год Дед Мороз в шкафу живет.
(Холодильник.)
Живет в нем вся вселенная,
А вещь обыкновенная.
(Телевизор.)
— Как одним словом можно назвать эти вещи? (Техника.)
Мы попали в магазин «Техника». В нем работает теленок Тим и его брат Том (игрушки телята: один с синей ленточкой, а другой — с зеленой).
Каким звуком отличаются их имена? (Дети несколько раз произносят их имена и делают вывод: в имени Том — звук [т] (твердый), а в имени Тим — звук [т’] (мягкий).
Кто из них Том, а кто Тим? (С зеленой (мягкий звук) ленточкой — Тим, а с синей (твердый звук) — Том.)
Том и Тим расскажут вам историю, которая с ними произошла, а вы постарайтесь запомнить слова, которые начинаются со звуков [т] или [т’]:
«Наш папа (дети говорят, как правильно называется папа телят) Бык купил нам телевизор. Мы целый день смотрели его.
Сначала мы смотрели, как правильно варить тыкву, потом — как полезно есть творог и как вредно есть тараканов. Затем тети показывали, как замешивать тесто для торта. Потом дяди приглашали работать водителями трамвая и троллейбуса.
Потом показывали, как трактор тащил толстые трубы. Потом у нас так разболелась голова, что пришлось пить таблетки. И весь следующий день нам пришлось лежать на тахте с термометром. После этого случая мы никогда не смотрим телевизор так долго и вам не советуем».
— Какие слова со звуками [т] и [т’] вы запомнили? (Дети перечисляют.)
— Можно ли так долго смотреть телевизор? К чему это приведет?
Том и Тим предлагают вам поиграть с ними в игру.
Подвижная игра (5 мин)
Дети делятся на две команды — команду Тома и команду Тима.
— Если вы услышите в начале слова звук [т], то прыгает команда Тома, а если [т’] — команда Тима.
(Педагог называет слова из текста, последнее слово произносит со звуком [т].)
— Посмотрите, Топик также прыгает вместе с вами, почему? (В его имени есть твердый звук [т].) А Добик совсем загрустил. Как вы думаете, почему? (В его имени нет звуков [т] и [т’].) Том и Тим решили подарить Добику колокольчик, чтобы он не грустил. Ему так понравился колокольчик, что он сразу стал звонить в него. (Педагог звонит в колокольчики звонко и приглушенно.)
— Одинаково ли они звонят? Детям предлагается еще раз послушать звон колокольчиков и определить, как они звонят? (Первый звонит громко и звонко, второй — тихо и глухо.)
Вывод: звуки бывают звонкие и глухие.
— Какой первый звук в имени Добика? ([д])
Детям предлагается произнести звук [д] и определить, какой это звук — звонкий или глухой.
Добик хочет поиграть с вами в игру.
Если вы услышите в начале слова звук [д] или [д’] то будете прыгать вместе с Добиком, а если нет — стоять; дом. дятел, торт, дерево, тарелка, задача, Дима, танк.
Примерные физкультминутки
Декламируется стихотворение, дети имитируют движения грибника: идут, нагибаются, «кладут грибы» в корзину.
Добик шел-шел-шел,
Белый гриб нашел.
Раз — грибок, два — грибок,
Положил их в кузовок.
Топик шел-шел-шел,
Белый гриб нашел.
Раз — грибок, два — грибок,
Положил их в кузовок.
«На велосипедах» (см. физкультминутку выше↑)
Лепка (5 мин)
— Вы еще не забыли, что наши щенки в магазине? Им нужно купить батарейки для игры. Поможем?
— Куда кладут люди покупки, вы догадаетесь, когда закончите стихотворение:
Ты не прячь скорее в сумки
Долгожданные покупки.
Есть для них ведь в магазине
Специальные... (корзины).
— Сейчас мы слепим две маленькие корзины и одну большую.
— Вот и готовы маленькие корзиночки для щенят и одна большая для кассы. Топик купил две красные батарейки, а Добик — одну зеленую. (Дети лепят батарейки и кладут в корзиночки.)
— Куда нужно пройти после того, как выбран товар? (В кассу.)
Топик и Добик идут в кассу (дети имитируют движение) и складывают товар в большую корзину.
Топик кладет две батарейки, а Добик — одну.
— Действие, которое выполнили щенки, в математике называется сложением и обозначается знаком «плюс» (демонстрируется символ).
Каким словом можно заменить слово «сложили»? (Положили вместе, объединили, соединили.)
— Посмотрите, что лежит в большой корзине. Что получилось в результате сложения? (2 красные батарейки и 1 зеленая — всего 3.)
Результат сложения обозначается знаком «равно» (демонстрируется символ).
Детям предлагается поблагодарить Тома и Тима за обслуживание н отправиться дальше.
Физкультминутка «На велосипедах» (см. выше↑)
Магазин «Булочная» (10 мин)
— А теперь мы подъехали к другому магазину. Как он называется, вы догадайтесь сами. (Педагог читает загадки.)
Маленькое, сдобное
Колесо съедобное.
Я одна тебя не съем.
Разделю ребяткам всем.
(Бублик.)
Отгадай легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый.
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.
(Хлеб.)
— Как по-другому можно назвать эти слова? (Мучные изделия.)
Как называется магазин, в котором продают мучные изделия? (Булочная, кулинария.)
Мы пришли в магазин «Булочная». В нем работают продавцы Белочка и Барсук. Они сейчас очень заняты, к ним привезли мучные изделия. Им необходимо на первый прилавок выложить мучные изделия со звуком [б], а на второй — со звуком [б’]. Как вы думаете, кто работает за первым прилавком, а кто — за вторым, почему? (За первым прилавком работает Барсук: его имя начинается с твердого звука [б], а за вторым — Белочка: ее имя начинается с мягкого звука [б’].) Давайте поможем Барсуку и Белочке справиться с этим заданием.
Педагог раскладывает карточки с изображением мучных изделий на первый и второй прилавок, специально допуская ошибки. Называет слова: бублик, баранка, бисквит, батон, хлебец, булка, безе. Если карточку положили правильно, то дети хлопают в ладоши, а если нет — качают головой и исправляют ошибку.
— Посмотрите, наш Добик прыгает от радости: «Я тоже могу стоять с Белочкой за прилавком и продавать мучные изделия»,
— Ребята, как вы думаете, почему? (У Добика тоже есть звук [б’], как у Белочки,) А вот Топик грустит. Как вы думаете, почему?
— В его имени нет звука [б’], но есть звук [п’]. (Детям предлагается произнести звуки [б’], [п’].)
Вывод: звук [б’] произносится звонко (он звонкий), а звук [п’] — глухо (он глухой).
Чтобы Топик не грустил, давайте назовем ему мучные изделия, которые он может продавать (слова со звуком [п’]: пирог, пирожок, пирожное и др.)
Наши щенята очень проголодались и хотят сделать еще одну покупку. Топик хочет купить 2 пирожка, а Добик — 2 бисквита. (Педагог предлагает детям слепить из пластилина покупки щенят.) Топик и Добик идут в кассу и складывают товар в большую корзину. Топик кладет 2 пирожка, а Добик — 2 бисквита.
— Посмотрите, что лежит в большой корзине? Что получилось в результате сложения? (2 пирожка и 2 бисквита — всего 4.)
Детям предлагается поблагодарить Белочку н Барсука и отправиться дальше.
Физкультминутка «На велосипедах» (см. выше↑)
Заканчивается словами:
Ехали мы, ехали и к дому мы приехали.
Закрепление (8—10 мин)
— Щенкам очень понравилось ходить по магазинам, и. придя домой, они решили сделать свой «магазин». Добик н Топик построили полочки, сделали корзины, достали все игрушки и... совсем запутались. Помогите им разложить игрушки по полочкам.
Практическая работа
Задание 1.
Дети классифицируют предметы, выделяя изученные звуки (рис).
Задание 2.
Детям предлагается поиграть со щенятами в покупки (рис).
Например, Добик купил 3 яблока (дети рисуют в первой корзине), а Топик — 2 персика (рисуют во второй корзине), вместе они купили 5 фруктов (в третьей корзине) — 3+2=5.
Подведение итогов, рефлексия (2 мин)
Пришло время прощаться со щенками Добиком и Топиком. Педагог предлагает детям поблагодарить их за интересное путешествие по магазинам.
— Что вам понравилось?
— Какие игры вам были интересны?
— Какие трудности вы испытывали?
— Что нового вы узнали?
— Какие бывают звуки?
— Если вам понравилось занятие, похлопайте в ладоши.