На лесной полянке. Изучаем цифры и звуки
Тематика занятия:
- Числа и цифры 1—5
- Согласные звуки
- Рисование
- Музыка
Задачи:
- познакомить с числами и цифрами от 1 до 5, их написанием, с согласными звуками;
- учить детей составлять рассказ по картинке, образовывать однокоренные слова при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов;
- формировать ассоциативное мышление детей, мотивацию учения;
- обогащать словарный запас;
- развивать внимание, память, глазомер, мелкую моторику пальцев;
- воспитывать любовь к природе.
Оборудование:
- аудиозапись пьесы П. И. Чайковского «Весна»
- произведения А. Вивальди «Времена года. Весна»
- запись «Звуки природы»
- гуашь
- лист формата АЗ
- кисточки
- набор цифр от 1 до 5
Музыка здесь:
Времена года Петр Ильич Чайковский
Вивальди - Классическая музыка для детей - Музыка о природе
Звуки природы. Лес, джунгли
Звуки природы. Дождь, ручей, вода, гроза
Школьные принадлежности
- альбом
- гуашь
- кисточки
- цветные карандаши
- шариковая ручка
Третье занятие из цикла "Страна знаний"
Ход занятия
I. Организационный момент (1 мин)
II. Вступительная беседа (8—10 мин)
Педагог загадывает загадки:
Тает снежок, ожил лужок.
День прибывает.
Когда это бывает?
(Весной.)
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою,
Волшебной палочкой взмахнет —
В лесу подснежник расцветет.
Что это?
(Весна.)
— Какая теперь пора года?
А какие поры года вы еще знаете?
Что вам нравится больше?
Детям предлагается послушать пьесу П. И. Чайковского «Весна» и охарактеризовать весну при помощи прилагательных.
Затем детям предлагается прослушать отрывок из произведения А. Вивальди «Времена года. Весна» и поиграть.
Игра «Ассоциации»
— Что вам представляется, о чем вы думаете, когда я произношу слово «весна»? Назовите слова-ассоциации. Например: весна — солнце, тепло, ручьи, первые цветы и т, д.
Игра «Ласковое слово»
— Весной хочется говорить только ласковые слова! Я буду называть слова, а вы будете произносить их ласково. Например: солнце — солнышко, ветка — веточка, дерево — деревце, лист — листочек, ручей — ручеек, трава — травушка, лужа — лужица, туча — тучка, цветок — цветочек и т. д.
— Вы хотите увидеть, что происходит на лесной полянке весной? (Да.) Тогда нам нужно взять белый лист бумаги, краски и кисточки, простой карандаш и ластик.
III. На лесной полянке (18 мин)
Педагог вместе с детьми составляет «динамические картинки» и рассказывает о них.
(Педагог рисует на листе, прикрепленном к школьной доске. Все составленные предложения к рисунку неоднократно повторяются детьми.)
Например:
— Вышло солнышко на небо, всю землю осветило.
— Пять его лучей попали на лесную полянку. Растаял снег.
— Улыбнулись солнышку елочки: одна — высокая, вторая — низкая.
— Вылез из-под куста ежик: «Ф-ф-ф».
— Появились первые цветочки: три синих и два желтых.
— Тут же три пчелки к цветочкам летят: «З-з-з».
— А четыре бабочки-красавицы порхают в воздухе, радуясь каждому лучику.
— Греются на пенечке три жука: «Ж-ж-ж».
— К нему приползли два ужа: «Ш-ш-ш».
— Как красиво весной на лесной полянке!
— Понравилась вам весенняя лесная полянка? Кто о ней может рассказать?
(Дети по нарисованной картинке рассказывают историю лесной полянки.)
Физкультминутка «Звуки» (выполняется под музыку «Звуки природы»)
— Ребята, покажите, пожалуйста, движениями: как улыбнулись солнышку елочки и потянулись к нему; как вылез из-под дерева ежик и зафыркал (ф-ф-ф); как выросли первые цветочки; как пчелки к цветочкам летят и звенят (з-з-з); как бабочки-красавицы порхают в воздухе, радуясь каждому лучику; как греется на пенечке жук и жужжит (ж-ж-ж), как выползают ужи (ш-ш-ш).
IV. Посылка лесных жителей (10 мин)
Детям предлагается, не глядя на рисунок, вспомнить:
— Кто и что нарисовано по одному, по два, по три, по четыре, по пять раз?
(Ежик, солнышко, пень — по одному; ужи, елочки, желтые цветочки — по два; пчелки, жуки, синие цветочки — по три; бабочки — по четыре; цветы, лучи — по пять раз.)
— Молодцы! За вашу наблюдательность и внимательность лесные жители прислали вам посылку. Ежик прислал цифру 1.
(Воспитатель показывает детям цифру и читает стихотворение.)
Вот один, иль единица,
Очень тонкая, как спица.
С. Маршак
— Ужи прислали цифру 2:
А вот это цифра два.
Полюбуйся, какова:
Выгибает двойка шею,
Волочится хвост за нею.
С. Маршак
— Жуки прислали цифру 3:
А вот это — посмотри.
Выступает цифра три.
Три — третий из значков —
Состоит из двух крючков.
С. Маршак
— Бабочки прислали цифру 4:
Гляди, четыре — это стул.
Который я перевернул.
Г. Виеру
— А теплое солнышко прислало цифру 5:
А потом пошла плясать
По бумаге цифра пять.
Руку вправо протянула.
Ножку круто изогнула.
С. Маршак
Практическая работа
Написание цифр от 1 до 5 (рисунки ниже)
Перед выполнением задания воспитатель демонстрирует детям правильное положение туловища, рук и головы при письме. Педагог показывает образец написания цифры, а дети несколько раз рисуют ее в воздухе (водят тупым концом ручки), проводят пальцем по ладони и т. д., после этого приступают к написанию каждой цифры (по 4—6 раз).
Примерные физкультминутки (1—2 мин)
«Гимнастика для глаз».
Прикрыть, зажмурить, открыть глаза (5—6 раз); посмотреть влево — вправо, вверх — вниз (6 раз); нарисовать глазами цифры 1, 2, 3, 4, 5 (по 3 раза каждую).
«Пальчиковая гимнастика»
Целый день, целый день - (Большие пальцы вращаются)
Крутится скакалка.
Целый день, целый день
Скачет наша Галка.
Правый — скок, - (Указательный и средний
Левый — скок, - пальцы стучат по столу)
Сразу обе ножки
То назад, то вперед
Скачут по дорожке.
Все быстрей, все быстрей - (Большие пальцы вращаются)
Выше всех, дольше всех - (Все пальцы высоко подскакивают )
Скачет наша Галка.
«Поиграем» (см. По загадочным странам на ковре-самолете)
V. Звуки лесных жителей (3—4 мин)
— Ребята, давайте вспомним, какие звуки произносили веселые зайчата. Как они называются? (Детям предлагается посмотреть фотографии и произнести гласные звуки.)
— Почему эти звуки гласные? (Образуются при помощи голоса, их можно петь.)
— Какие звуки произносили лесные жители на полянке?
Вылез из-под куста ежик и зафыркал (ф-ф-ф), пчелки к цветочкам летели и звенели (з-з-з), грелся на пенечке жук и жужжал (ж-ж-ж), выползали ужи и шипели (ш-ш-ш).
— Эти звуки похожи на звуки, которые произносили зайчики? Чем они отличаются? (Их тяжелее произносить, нельзя пропеть.)
Звуки, которые на своем пути встречают преграды и образуются при помощи голоса и шума или только шума — называются согласными:
Гласные тянутся песенкой звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребенка.
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть.
Но не хочется им петь.
В. Берестов
Затем дети повторяют за учителем:
Змеиный слышен свист: «С-с-с»,
Шуршит опавший лист: «Ш-ш-ш».
Шмели в саду жужжат: «Ж-ж-ж».
Моторы тарахтят: «Р-р-р».
VI. Загадки лесных жителей (2 мин)
— Лесные жители очень рады, что вы узнали о согласных звуках. Они хотят вам загадать загадки (дети повторяют звуки):
Закипел, исходит паром (щ-щ-щ),
И свистит, и пышет жаром (с-с-с),
Крышкой брякает, стучит (ч-ч-ч),
«Эй, сними меня!» — кричит (ч-ч-ч)!
(Чайник.)
По полю рыщет,
Поет и свищет (с-с-с).
Деревья ломает (ш-ш-ш),
К земле прижимает (в-в-в).
(Ветер.)
Заворчал живой замок (р-р-р).
Лег у двери поперек (р-р-р).
(Собака.)
Заверчу, закружу (тр-р-р)!
В небеса улечу (р-р-р)!
(Вертолет.)
— Какие звуки вы произносили? (Согласные.)
— Как образуются согласные звуки? (При помощи голоса и шума или только при помощи шума.)
Физкультминутка «Звуки» (см. выше↑)
VII. Подарок для лесных жителей (5—6 мин)
— Вам понравились лесные жители? Хотите сделать им подарок?
Практическая работа
— Давайте подарим ежику один гриб, ужам — два листочка, жукам — три пенька, бабочкам — четыре цветочка, а солнышку — пять лучиков.
Дети находят соответствующую цифру и раскрашивают необходимое, количество предметов (рисунок).
— Посмотрите, кто эго такой грустный? (Педагог обращает внимание детей на нарисованного муравья.)
— Как вы думаете, почему он такой грустный? (Он хочет на лесную полянку.)
Помогите муравью добраться до лесных жителей (рисунок).
VIII. Подведение итогов, рефлексия (4—5 мин)
Дети возвращаются к своим динамическим рисункам, рисуют там муравья и, по желанию, рассказывают историю лесных жителей.
— Что нам прислали лесные жители? (Цифры.)
— Какие?
— С какими звуками познакомили нас лесные жители? (С согласными.)
— Как образуются согласные звуки?
— Чем отличаются согласные звуки от гласных? (Согласные звуки образуются при помощи голоса и шума или только шума, их нельзя пропеть, а гласные — при помощи голоса, их можно петь.)