Знакомство с эмоциями. Удивление. Сценарий занятия
Цели:
— знакомство с чувством удивления;
— закрепление мимических навыков.
Материалы:
— пиктограммы с изображением чувств радости, страха, удивления;
— шляпа с привязанной к ней длинной ниткой;
— игрушечный котенок, которого можно спрятать под шляпу.
Ход занятия:
Здравствуйте. Я рада вас видеть!
Давайте все вместе возьмемся за руки и громко скажем друг другу: "Доброе утро!" (Цель — создание чувства группового единства.)
Очень хорошо! Вспомним, о каких чувствах мы с вами уже говорили?.. Да, мы знаем такие чувства, как радость и страх. Сегодня мы познакомимся с удивлением. Что помогало нам, глядя на человека, сказать, радуется он или боится?.. Мы смотрели на выражение его лица и старались определить, что происходит с человеком в данный момент.
Изобразим чувство радости. Что происходит в это время с нашими лицами?.. Какие у нас глаза в этот момент?.. Что происходит с нашими губами?..
Теперь изобразим чувство страха. Мы можем помогать себе жестами. Какие у нас будут движения?.. Может быть, отталкивающие, или наоборот, зовущие? Что в это время происходит с нашими лицами? С глазами? Ртом?..
Отлично! Попробуйте изобразить на своем лице чувство удивления. Как вы думаете, оно будет долго длиться, или оно мгновенно возникает и быстро пропадает?.. Совершенно верно, оно неожиданно возникает и быстро исчезает.
(Показываем детям пиктограмму "удивление".)
Давайте рассмотрим пиктограмму... Что же происходит с нашими лицами? С бровями?.. Правильно, они подняты вверх. С глазами?.. Они широко открыты. С губами?.. Они растянуты и похожи на букву "О".
Пиктограмма "удивление"
Удивление можно сравнить с быстрым прикосновением. Давайте передадим прикосновение по кругу.
У вас замечательно получилось!
Теперь слушайте историю "Живая шляпа".
(Цель — закрепление мимических навыков.)
Мальчик Дима гулял во дворе. Вдруг он услышал, как мама зовет его, стоя у открытого окна:
— Дима, пора домой, обед уже на столе.
Дима попрощался с приятелями и пошел к дому. На дороге он увидел шляпу и решил ее поднять, но шляпа, как будто угадала, что хочет сделать мальчик, и отпрыгнула в сторону. Дима очень удивился.
Попробуем разыграть эту историю. Кто хочет быть Димой? Мамой? Шляпой?.. Как вы думаете, кто мог находиться под шляпой?..
(Предложим детям разыграть эту сценку с предметами: шляпой, котенком.)
Замечательно!
Вспомните, что происходит с вашим лицом, когда вы удивляетесь?..
(Можно нарисовать на листе всё то, о чём говорят дети).
Рот широко открывается и вытягивается. Глаза широко открыты. Брови ползут вверх. Теперь осталось нарисовать нашему человечку волосы, нос, уши и румянец. Замечательно! Смотрите, какой удивленный человек у нас получился. Как вы думаете, чему он удивляется?.. А что может удивить вас?.. (Дети отвечают по кругу.)
Садитесь за столы. Перед вами лежат листы, на которых нарисованы кружочки. Вам надо оживить эти кружочки — нарисовать глаза, брови, нос, губы, но так, чтобы каждый человечек удивлялся. А пока вы рисуете, придумайте, что это за человечки, и чему они удивляются.
Когда работа закончена, дети садятся в круг и рассказывают о своих человечках.
На этом наше занятие завершается. До свидания!