Занятие-игра для детей 3-5 лет. Мороз - Красный нос
Цели: порадовать детей; вызвать эмоциональный отклик на игру; приобщать к инсценировке песни; ввести в волшебный мир театра; познакомить со сказкой «Заяц-Хваста»; учить внимательно слушать сказку.
Материал и оборудование: музыкальные записи (для композиций «Зимний лес», «Дед Мороз», к сказке «Заяц-Хваста»); декорация снежного леса; куклы бибабо (ворона, зайцы) и декорации к сказке «Заяц-Хваста» (задник «Лес и деревня», береза).
Ход занятия
Воспитатель приглашает детей в «зимний лес». Дети садятся в сани и едут под подвижную стремительную музыку. С окончанием музыки дети выходят из саней. Воспитатель спрашивает детей, не замерзли ли они. Звучит грозная музыка (например, Р. Шуман, «Дед Мороз»), Выходит Дед Мороз (взрослый) и приветствует ребят.
Дед Мороз предлагает детям сыграть в игру. Дети встают в круг, Мороз идет внутри круга.
Игра «Заморожу»
Д е д М о р о з .
Я усатый и седой,
(Мороз ходит по кругу.)
С длинной белой бородой,
Шел я лесом, полем шел,
Наконец, сюда пришел.
Покажите ваши щеки -
(Дети хлопают себя легонько по щекам.)
На морозе раскраснелись.
Покажите ваши уши -
(Дети трогают свои уши.)
От мороза побелели.
Ну а ручки ваши что же?
(Дети протягивают Морозу руки.)
Протяните - заморожу,
(Мороз «морозит» руки, бегая по кругу.)
Заморожу, заморожу!
Воспитатель прогоняет Мороза. Мороз уходит за елку. Воспитатель предлагает детям погреться. Дети пляшут и поют песенку
«Мы погреемся немножко» (муз. М. Старокадомского, сл. О. Высотской).
Песенка-игра «Мы погреемся немножко»
Мы погреемся немножко,
Мы похлопаем в ладошки
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп, хлоп!
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп, хлоп!
Ножки тоже мы погреем,
Мы потопаем скорее -
Топ, топ, топ, топ, топ!
Топ, топ, топ, топ, топ!
Рукавицы мы наденем,
Не боимся мы метели -
Прыг, прыг, прыг, прыг, прыг!
Прыг, прыг, прыг, прыг, прыг!
(Дети делают движения в соответствии со словами.)
Мороз возвращается и предлагает снова поиграть с ним. Воспитатель просит Мороза сделать какое-нибудь волшебство. Мороз
с оглашается и приглашает детей на сказку «Заяц-Хваста» в кукольным театр. Дети идут в театр, останавливаются возле афиши, получают билеты, проходят в зрительный зал. Мороз говорит волшебные слова, и сказка начинается.
Кукольный спектакль «Заяц-Хваста»
Роли и исполнители: Заяц-Хваста, три зайца, ворона (куклы из театра бибабо), ведущая (взрослый).
Во вступлении звучит русская народная мелодия «Заинька по сеничкам».
В е д у щ и й .
Жил-был заяц в лесу. Летом ему было хорошо: он гулял, прыгал, бегал и скакал.
З а я ц - Х в а с т а (скачет).
Тра-ля-ля, тра-ля-ля,
Я гуляю по лесочкам,
Тра-ля-ля, тра-ля-ля,
По болотистым кусточкам,
И скачу я целый день,
Веселиться мне не лень!
В е д у щ и й .
Погоди, заяц, скоро зима!
З а я ц - Х в а с т а .
Ничего я не боюсь,
Тру-лю-лю, тру-лю-лю,
Целый день я все резвлюсь,
Тру-лю-лю, тру-лю-лю!
А придет зима - тогда и думать буду (убегает).
В е д у щ и й .
Пришла холодная зима. Замело кругом. Нечем кормиться.
З а я ц - Х в а с т а (громко и жалобно).
Ой, о-ей-ей-ей-ей! Как холодно, кушать нечего! Ну да не беда - пойду в деревню овес воровать (убегает).
В е д у щ и й .
Пошел заяц в деревню, а там уже все зайцы собрались.
Заяц как увидел своих сородичей, так стал хвастать.
З а я ц - Х в а с т а .
Я никого не боюсь, я никого не страшусь. У меня не усы, а усищи! У меня не лапы, а лапищи! У меня не зубы, а зубищи!
З а я ц 1.
Вот какой хвастун!
З а я ц 2.
Изо всех хвастунов хвастун!
З а я ц 3.
Самый настоящий хвастун!
В е д у щ и й .
Ругали его зайцы, ругали, да толку никакого. Знай себе хвастает.
З а я ц - Х в а с т а (громко кричит).
Я никого не боюсь! Я никого не страшусь! У меня не усы, а усищи! У меня не лапы, а лапищи! У меня не зубы, а зубищи!
В е д у щ и й .
Рассказали об этом зайцы старой тетке Вороне.
З а й ц ы (наперебой).
Тетка Ворона, тетка Ворона! Послушай, что наш Хваста говорит! Дескать, у него не усы, а усищи, не лапы, а лапищи! Вот какой хвастун! Проучи его, тетка Ворона!
В о р о н а .
Ах, он негодный! Ах, он обманщик! Проучу его! Кар-кар-кар!
В е д у щ и й .
Поймала зайца тетка Ворона да давай его трепать клювом.
В о р о н а (треплет Зайца-Xвастy).
Больше не хвастай! больше не хвастай!
З а я ц - Х в а с т а .
Ой, ой, ой! Не буду больше!
В е д у щ и й .
Еле убежал от тетки Вороны. А зайцы над ним смеются! И все так и закончилось, если бы не поймали однажды тетку ворону злые собаки. Поймали да давай терзать, бока кусать. Помяли бедную Ворону. Заяц-Хваста неподалеку был. Увидел, как тетку Ворону мнут, так сразу перед собаками запрыгал, поскакал а собаки за ним, бросили мять старую Ворону. Так Заяц-Хваста спас Ворону. Уж Ворона его хвалила.
В о р о н а .
Спасибо тебе, Заяц, ты меня спас. И вовсе не хваста ты а самый настоящий храбрец! Молодец!
З а я ц - X в а с т а.
Старался я, тетка Ворона, старался.
В е д у щ и й .
Вот так Заяц перестал быть Хвастой, а стал храбрецом.
В конце спектакля звучит русская народная мелодия «Заинька по сеничкам». Дети хлопают куклам-артистам. После просмотра спектакля воспитатель спрашивает детей, понравилась ли им сказка.
Примечание. В последующие после постановки дни желательно давать детям книжку про Зайцу-Хвасту, чтобы они могли самостоятельно «читать» и рассматривать красочные иллюстрации, рассказывать друг другу историю про Зайца-Хвасту.