Занятие-игра для детей 3-5 лет. К бабушке в деревню
Цели: вовлечь детей в игровой сюжет; активизировать слуховое восприятие; побуждать к двигательной и интонационной имитации; учить действовать импровизационно, в рамках заданной ситуации; учить действовать с воображаемыми предметами.
Материал и оборудование: декорации деревенского быта: дом бабушки, курятник и его обитатели (игрушки: петушок, курочка, цыплята); огород (грядки с зеленью и овощами); игрушка козочка, игрушка щенок.
Ход занятия
Воспитатель предстает перед детьми в роли бабушки. Она приглашает детей в гости. Дети едут на поезде (имитируют езду, активно работая руками, как колесами, издают звуки, похожие на гудок поезда). Поезд останавливается в бабушкиной деревне. Дальше дети вместе с бабушкой идут пешком.
Б а б у ш к а. В моей деревне много домов. В каждом доме есть свой огород. Я покажу вам, дети, свой огород. (Приходят на огород.). Тут у меня все растет: морковь, капуста, свёкла, петрушка, укроп. Любите овощи? (Ответы детей.) Я тоже люблю, но не только для себя ращу огород. Есть у меня в сарае коза Люся. Она очень любит лазить в мой огород. Капусту погрызет, салат пощиплет. Я Люсю не ругаю, ведь ей тоже хочется овощей. Выращиваю капусту да угощаю свою козочку, приговариваю: «Кушай, Люся, кушай и давай мне жирного молочка». Любите молочко? Вот молоко в кринке, и вас угощу тепленьким молочком. Пейте, дети. (Бабушка угощает детей воображаемым молоком.) Понравилось? Теперь пойдем дальше, я покажу вам своего любимца. Видите, вот это будка. Кто в ней живет? Собачка. Ее зовут Дружок. Эй, Дружок, выходи. (Бабушка достает из будки щенка-игрушку, щенок лает.) Что ты сказал, Дружок? Ты хочешь поиграть? Давайте, дети, поиграем с Дружком.
Игра «Дружок»
У меня живет щенок, черный маленький щенок,
(Дети скачут, как щенки.)
Тяв-тяв, тяв-тяв, голос подает щенок.
(Подают голос.)
Буду я с щенком играть, буду мячик я бросать,
(Прыгают на месте.)
Тяв-тяв, тяв-тяв, буду мячик я бросать.
(Подают голос.)
Побежит он со всех ног, побежит он со всех ног,
(Бегают врассыпную.)
Тяв-тяв, тяв-тяв, голос подает щенок.
(Подают голос.)
Я кричу ему: «Дружок», отзывается щенок,
(Подпрыгивают, лают.)
Тяв-тяв, тяв-тяв, отзывается щенок.
Б а б у ш к а. Какой хороший щенок! Пусть он погуляет, а мы пойдем дальше. Вот здесь у меня курятник. Курочки-хохлатки выходят с цыплятами гулять. Щиплют травку на лужайке. Потом на ночь опять в сарай идут. Ждет их папа петушок. Курочки-хохлатки бегают по двору, кудахчут, крыльями хлопают, а цыплята быстро- быстро лапками перебирают, бегут, пищат: «Пи-пи-пи! Погоди!» Курочки их стерегут, чтобы они далеко не убежали, а цыплята глупые, все хотят от мамы убежать. (Воспитатель проводит этюд «Курочка, цыплята и петушок».) Давайте с вами поиграем. (Воспитатель становится мамой-курочкой, выбирает по желанию детей из их числа других курочек, цыплят и петушка.)
Этюд «Курочка, цыплята и петушок»
В о с п и т а т е л ь. Вышли курочки-мамы погулять, идут по двору, хлопают крылышками, беспокоятся. (Воспитатель и дети небыстро бегут, взмахивая руками, кудахчут.) За курочками прибежали цыплята. (Дети, изображающие цыплят, мелко перебирая ногами, быстро бегут, пищат.) Вот вышел во двор петушок. Он важно вышагивает, хлопает себя по бокам, кукарекает. (Несколько детей-петушков делают соответствующие движения, кукарекают.)
Вдруг налетел ветер, испугались цыплята, стали громко звать маму. (Цыплята беспокойно размахивают крылышками, бегут по двору, пищат.) Курочки бегут к своим цыплятам, хотят их спасти от ветра, закрывают цыплят крыльями. (Дети-курочки берут под крыло своих цыплят.) Вот и кончился ветер, курочки и цыплята успокоились.
Петушок важно шагает по двору. Курочки и цыплята – за ним. (Дети делают соответствующие движения.)
Б а б у ш к а. Вот и закончилось наше путешествие. Пора на поезд, он отвезет вас домой. До свидания!
Дети садятся на поезд и едут домой. Воспитатель от своего лица спрашивает, понравилось ли им в гостях у бабушки, кого они видели на бабушкином дворе.