Занятие-игра для детей 3-5 лет. Дуют ветры в феврале
Цели: рассказать об армии; показать солдат как защитников; вовлекать в ролевую игру; учить ритмично двигаться в соответствии с ритмом стиха и музыки; упражнять в звукоподражании; учить выполнять правила.
Материал и оборудование: игрушки солдатики; костюмы (моряка, танкиста, летчика); музыкальные записи («Марш деревянных солдатиков» П.И. Чайковского, записи для выхода моряка, танкиста, летчика).
Ход занятия
Воспитатель обращает внимание детей на стоящих на столе солдатиков. Звучит марш. Воспитатель берет в руки солдатиков и показывает, как они маршируют. Затем предлагает детям поиграть в солдатиков, то есть помаршировать. Под марш дети идут, стараясь слушать ритмичную музыку и хорошо поднимать ноги, отмахивать руками. Воспитатель рассказывает о том, что в армии у солдат всегда есть командир. Он дает солдатам приказы твердым голосом: шагом марш, смирно, налево, направо, кругом. Воспитатель побуждает детей выбрать себе командира и шагать, выполняя его приказы. Воспитатель сообщает детям о том, что он предлагает солдатикам шагать под музыку «Марш деревянных солдатиков» (П.И. Чайковского). Дети выбирают командира и шагают.
Примечание. Основная задача данной игры - побуждать детей вживаться в образ, действовать по правилам; отражать в движении характерный маршевый ритм; воспитатель перед началом игры выразительно и ритмично читает текст.
Игра в солдатики
В о с п и т а т е л ь .
Вот на площади парад,
Собрались здесь сто солдат.
Вот труба и барабан:
Ту-ру-ру, трам-там, там!
Барабанщик удалой
Нам кивает головой.
В руки палочки он взял,
Барабан загрохотал!
Шагом марш, солдаты!
Дети во главе со своим командиром идут маршем. Командир останавливается и дает команду, дети выполняют. Воспитатель помогает командиру. Игра продолжается.
В о с п и т а т е л ь .
Командир у нас умелый -
Он идет в атаку смело:
Все за мной вперед!
Нас труба зовет!
Шагом марш, шагом марш,-
Вот звучит призывный марш.
Ать-два, левой-правой!
Мы идем не ради славы!
Храбро мы сражаемся,
Врагов не испугаемся.
Воспитатель рассказывает о том, что в армии есть разные войска и солдат называют по имени родов войск: пехотинцы, летчики, танкисты, моряки. В гости к детям пришел моряк, он расскажет, как он служит на флоте.
Приходит моряк (ребенок из старшей группы).
М о р я к .
У меня матроска, на ленте - якоря,
Я - моряк бывалый, плавал по морям.
Не боюсь я бури, не боюсь штормов,
С бурей я поспорю, к шторму я готов.
Эх, давай - не зевай, песню запевай,
Про морскую службу затягивай, давай.
Моряк зовет своих сослуживцев-моряков (дети старшей группы) и вместе танцуют матросский танец «Яблочко».
Воспитатель предлагает детям младшей группы помочь бывалым морякам в их нелегкой службе. Дети младшей и старшей групп вместе делают несложные движения под музыку танца «Яблочко»: шагают на месте, лезут на канат, плывут (разводят руки), смотрят в бинокль. Моряки уходят строем.
Воспитатель приглашает танкиста (ребенок старшей группы).
Т а н к и с т .
Я - танкист бесстрашный,
Смело в бой иду.
В битве мне не страшно,
Грозный танк веду.
Танки наши быстры,
Разгромим врага.
Едем в поле чистом,
Нам победа дорога.
К детям приходит летчик (ребенок старшей группы).
Л е т ч и к .
Я - отважный пилот,
Вдаль летит самолет.
Помашу я крылом
Над родимым холмом,
Над деревней лечу,
Всех друзей прокачу!
Летчик приглашает детей в полет. Звучит музыка, дети «заводят мотор» (крутят согнутыми в локтях руками) и летят, раскинув руки.
Воспитатель, заканчивая занятие, благодарит всех участников и обобщает: все солдаты должны служить Родине, слушать приказы своих командиров.