Игра-занятие для детей 3-5 лет. Шутки и потешки
Цели: приобщить детей к русской народной традиции; показа возможности лепной свистульки; познакомить со сказкой в театре лепной игрушки; побуждать детей к ролевому воплощению; учить отчетливо и эмоционально говорить прибаутки и потешки.
Материал и оборудование: декорации русской избы; лепные свистульки для театра игрушек (барашек, лошадка, птичка); русские костюмы для детей и взрослых.
Ход занятия
В комнате для театральных занятий - декорации русской избы.
На полках и на столах - расписные подносы, изделия из глины. Дети в русских костюмах проходят в избу и садятся на лавки. Воспитатель - в роли сказительницы. Берет в руки свистульку и свистит.
С к а з и т е л ь н и ц а .
Давно это было, уж и не помню когда, но поселился в одной деревне старичок. Стал он свистульки из глины делать. Вылепит свистульку, обсушит, разрисует разными красками и давай свистеть. (Свистит в свистульку.) Нравилось людям и свистульку его слушать, и смотреть на нее: красивая да ладная. А свистулька сама себя хвалила. (Воспитатель берет свистульку- лошадку и играет с ней. Лошадка скачет в воздухе.)
С к а з и т е л ь н и ц а (за лошадку).
Вот лошадка расписная,
По дорожке мчится,
По дорожке мчится -
Только пыль клубится.
(Воспитатель берет свистульку-барашка и играет с ней.)
С к а з и т е л ь н и ц а (за барашка).
Баран-круторог,
Не ходи на порог,
Не стучи ногами,
Не тряси рогами.
Воспитатель берет обе игрушки в руки и представляет детям сказку в театре лепной игрушки «Лошадка-златогривка и баран-круторог».
Сказка в театре лепной игрушки
«Лошадка-златогривка и баран-круторог»
Роли и исполнители: баран-круторог, лошадка-златогривка, птичка-невеличка (лепные свистульки).
С к а з и т е л ь н и ц а (действует за лошадку и за барашка).
Однажды на мосту встретились баран-круторог и лошадка-златогривка. Заржала лошадка: «И-го-го! Уходи, баран, с дороги». А баран ей не уступает. «Сама, - говорит, - уходи». Лошадка барана копытцами крепкими пугает. Баран показывает лошадке свои крутые рога. Так они и стоят: лошадка копытцами грозится, а баран рогами трясет. Долго ли, коротко ли, только летела над мостом птичка-невеличка. (Воспитатель показывает, как летит птичка - лепная игрушка-свистулька.) Стала она лошадку и барана мирить: «Ты, лошадка, такая умная, красивая, встань в сторону, пропусти барана.
Времечко пройдет, солнышко за гору зайдет. Ночь темноту приведет. С моста упасть можно». Только не слушает птичку-невеличку лошадка, свое твердит: «И-го-го! Не уступлю!» Стала птичка барану говорить: « Ты барашек, такой сильный, крепкий, встань в сторону, пропусти лошадку. Времечко пройдет, солнышко за гору уйдет, ночь темноту приведет. С моста упасть можно». И барашек не послушал мудрую птичку. Не послушал, а так и вышло, как птичка сказала. Ночь пришла, темноту привела. Лошадка и барашек все спорили, упрямились и с моста и свалились. Вот и сказка вся. А вы, молодцы, слушайте да на ус мотайте: мир лучше ссоры.
После сказки дети играют со свистульками. Сказительница выводит петушка и курочку (детей младшей группы).
С к а з и т е л ь н и ц а .
Живут у нас Петушок да Курочка.
П е т у ш о к .
Встану рано на заре,
Запою я во дворе.
Буду крыльями махать,
«Ку-ка-ре-ку» всем кричать.
К у р о ч к а .
Я курочка-наседка,
В заботах целый день:
Ах, где же мои детки?
Трудиться мне не лень.
С к а з и т е л ь н и ц а .
Курочка и Петушок, потанцуйте для детей.
Дети-гости играют на музыкальных инструментах, а Курочка и Петушок пляшут под русскую народную мелодию «Как под горкой, под горой».