Игра-занятие для детей 5-6 лет. Сундучок, откройся
Цели: пробуждать ассоциации детей; учить вживаться в художественный образ; увлечь игровой ситуацией; учить вступать во взаимодействие с партнером.
Материал и оборудование: сундучок; атрибуты к отрывкам из сказок; куклы и игрушки - герои сказок (Аленушка, зайка, лисенок); костюм сказочницы для взрослого.
Ход занятия
Викторина по сказкам
Методика проведения. Воспитатель в роли сказочницы приносит детям знакомый сундучок и просит сказать, что в нем. Дети придумывают волшебные слова для того, чтобы сундучок открылся.
Звучит «сказочная» музыка. Перед появлением первого героя сказочница загадывает про него загадку.
Загадка 1
Пошла далеко,
А вернуться нелегко,
Только рыжая плутовка
На себе ее домчала ловко.
(Аленушка.)
Сказочница достает из сундучка куклу в платочке с корзинкой.
Дети угадывают, что это Аленушка из сказки «Девочка и лиса». Они вспоминают сказку, ее героев (см. Игра-занятие для детей 5-6 лет. Сказки лесного пня). Воспитатель предлагает обыграть несколько эпизодов из сказки. Это могут быть встречи Аленушки с разными героями сказки (с медведем, волком, лисой). Можно инсценировать следующие ситуации, которые вызваны фантазией детей (придумываются): Аленушка помогает по дому; Аленушка играет с подружками, Аленушка идет по лесу и находит дерево.
Приведем примерную инсценировку. Аленушка помогает по дому.
Бабушка.
Аленушка, помоги воды принести.
Аленушка.
Иду, бабушка. (Приносит ведро с водой, ставит.)
Бабушка.
Ты у меня умница, помощница.
Дедушка.
Аленушка, помоги дрова наколоть.
Аленушка (колет дрова).
Раз-два, раз-два, запасаю я дрова.
Готово. Отнесу в дом.
Дедушка.
Вот спасибо, внученька. Без тебя не мог бы я один дров наколоть да воды принести.
После этого воспитатель проводит знакомую игру-разминку «Аленушка и звери» (см. Игра-занятие для детей 5-6 лет. Девочка в лесу).
Затем воспитатель загадывает вторую загадку про следующего
сказочного героя.
Загадка 2
Шел герой наш погулять,
Стал он бегать и скакать,
Не заметил, как крупа
Запорошила дома,
Стало белым все вокруг:
Лес и поле, речка, луг.
(Лисенок.)
Воспитатель достает из сундучка мягкую игрушку лисенка.
Дети угадывают, что это лисенок, который ждал зиму. Воспитатель предлагает ребятам вспомнить сказку и инсценировать отдельные эпизоды. Дети вспоминают этюды на выражение основных эмоций (см. Игра-занятие для детей 5-6 лет. Сказки из сундучка ): «Лисенок вышел из норы», «Лисенок встречает ворону», «Лисенок встречает зайку», «Лисенок боится вихря», «Лисенок видит первый снег», «Лисенок находит маму». Затем дети играют в хороводную игру «Пляшут звери на опушке» (см. Игра-занятие для детей 5-6 лет. Зимние забавы).
Затем воспитатель загадывает детям третью загадку.
Загадка 3
Прыгает, скачет,
Горько плачет.
Собака не помогла,
Медведь не помог,
Один петушок
Горю помог.
(Зайчик.)
Воспитатель достает из сундучка мягкую игрушку зайку. Дети отгадывают, что это зайка из сказки «Заюшкина избушка» (см.Игра-занятие для детей 5-6 лет. Спешим на представление). Воспитатель просит детей вспомнить содержание сказки, ответив на вопросы:
- Как обманула зайку лиса?
- Кто хотел помочь сначала?
- Что из этого получилось?
- Кто хотел помочь зайке потом?
- Почему петушок смог выгнать лису?
- Чем закончилась сказка?
После этого воспитатель предлагает детям сыграть этюды.
Этюды на выразительные эмоции и движение
«Лиса осталась без крова»
Под грустную музыку дети показывают с помощью пантомимы (без слов) жалобное выражение лица, позы, жестов.
«Лиса прогоняет зайца»
Под «гневную» музыку дети принимают сердитое выражение лица, грозно потрясают кулачками, притопывают ногой.
«Заяц с собакой идут к лисе»
У детей - решительное выражение лица. Слова лисы пугают зайца и собаку, которых играют дети.
«Заяц с медведем идут к лисе»
Дети имитируют походку зайца и рассерженного медведя. Потом выражение лица у детей меняется после слов лисы.
«Петушок и заяц выгоняют лису»
Дети подражают героям, показывая решительного петушка, неуверенного зайца, хитрую лису.