Игра-занятие для детей 5-6 лет. Ставим спектакль
Цели: научить детей оборудовать место для театрализованной игры; приобщать к творческой работе (осуждать замысел, атрибуты и др.); учить действовать фанерными фигурками, показывать при помощи интонации настроение героя; развивать речевые способности; учить выразительности исполнения роли.
Материал и оборудование: декорации для настольного театра (деревья, кусты, домик); фанерные фигурки персонажей (девочка, бабушка, дедушка, лиса, волк, медведь).
Ход занятия
Воспитатель приносит на занятие медведя (мягкую игрушку) и приглашает детей поиграть с ним. Проводится театральный этюд на выражение эмоций «Как медведя рассмешить». Роль ведущего играет взрослый, роль медведя - ребенок, роль миманса - все дети.
Этюд на выражение эмоций «Как медведя рассмешить»
Воспитатель.
Жил да был медведь мохнатый,
(Дети идут неуклюже, подражая медведю.)
Неуклюжий, косолапый,
Шел он лесом много дней,
Тучи был темней.
(Хмурятся.)
Медведь (грозно).
Всех я съем, заберу
(Один ребенок-медведь - говорит, остальные - показывают мимикой и жестами настроение персонажа.)
В берлогу свою!
Воспитатель.
Налетела вдруг пчела,
(Дети отмахиваются от пчелы.)
Зажужжала, как юла,
И наметилась как раз
(Приседают и закрывают ладонью глаз.)
Мишке в правый глаз.
Медведь (ворчливо).
(Дети грозят пчеле пальцем и кружатся вокруг себя.)
Ух ты, вредная пчела,
Ты летишь ко мне со зла,
Убегу я от тебя,
Не догонишь ты меня.
Воспитатель.
И пустился во весь дух,
(Дети бегут по кругу, отмахиваясь от мух.)
А за ним - рой мух.
Медведь (весело).
Вас я, мухи, не боюсь,
(Останавливаются, машут руками впереди себя.)
Я в болотце отлежусь!
Воспитатель.
Так медведя рассмешили
(Смеются, поднимая плечи.)
Мушки под сосною,
Что смеялся от души он,
У болотца стоя.
После игры воспитатель спрашивает детей, из какой знакомой сказки пришел медведь. Дети называют сказку «Девочка и лиса» (см. Игра-занятие для детей 5-6 лет. Сказки лесного пня и Игра-занятие для детей 5-6 лет. Девочка в лесу).
Игра в театр (фанерных фигурок) «Девочка и лиса»
Методика проведения. Воспитатель приглашает детей поиграть в театр. Дети и воспитатель обговаривают постановку. Это будет показ знакомой сказки «Девочка и лиса» в театре фанерных фигурок. Сначала обсуждают декорации. Нужен будет лес, дом бабушки и дедушки. Воспитатель помогает детям подготовить сцену на столе для фанерных фигурок на подставке: поставить деревья, кусты, домик бабушки и дедушки.
После обсуждения начинают готовить музыкальное сопровождение.
Воспитатель рекомендует вспомнить, какое начало у сказки. Выбирают небыструю музыку - русскую народную мелодию «А я по лугу». Дети распределяют роли с помощью воспитателя.
Затем воспитатель начинает сказку в роли ведущего. Роль Аленушки могут сыграть несколько детей.
Примечание. Дети инсценируют сказку, текст которой уже хорошо знаком всем детям, поэтому каждый может заменить партнера, сыграть в предметной театрализованной игре (в настольном театре) любую роль. Воспитатель предлагает детям, которые не принимают участие в постановке, роль зрителей. Можно спектакль сделать более основательно: нарисовать афишу, сделать билеты, поставить у входа билетера. Можно организовать спектакль так, что почти все дети будут заняты в работе по его созданию.
После спектакля воспитатель просит зрителей рассказать, понравился ли им спектакль. Дети-зрители рассказывают, какие сцены из спектакля им запомнились больше всего. Воспитатель предлагает детям-актерам поделиться своим впечатлением от сыгранного спектакля: что им понравилось в своей игре, с какой интонацией говорили герои и т. д.