Игры для детей младшей группы детского сада
Для младших детей необходимо отобрать игры с очень ярким, большим реквизитом. Это могут быть яркие воздушные шарики, большие машинки, разные расписные овощи и фрукты, грибочки и рыбки, мячики. Условия игр должны быть просты и понятны маленькому человечку.
Для этого возраста подбирают игры, исключающие всякое сравнение детей. Нельзя осуждать одних и ставить в пример других, чтобы не разделить малышей на «плохих» и «хороших». Лучше формировать чувство общности с другими, внутренней причастности к ним.
В игре создаются прекрасные условия для изучения внешнего мира детьми такого возраста, они учатся общаться со сверстниками. К тому же в игре всегда - присутствует цель, к которой стремится игрок, а это способствует собранности, развитию внимания и памяти. В условиях игры дети быстрее запоминают и лучше концентрируют свое внимание. Игры учат ребенка обобщать предметы и действия, развивают мышление и речь, он становится коммуникабельным. Дети сами по мере выполнения условий игры, заданий оценивают свои достижения и способности, учатся ставить перед собой цели и достигать их, учатся разрешать конфликты и логически размышлять.
Нужно обязательно учесть то, что детям этого возраста характерно поэтапное самоутверждение: сначала в глазах взрослых, затем в глазах сверстников, и лишь потом в собственных глазах.
Поэтому не скупитесь на похвалу — если ребенок действительно заслуживает ее, замечайте и поддерживайте любую его инициативу. Играйте вместе с детьми, не бойтесь быть непосредственными и смешными.
Будет хорошо, если в проведении игр вам поможет Петрушка — перчаточная кукла. С ее помощью вы быстро наладите контакт с самыми застенчивыми и неконтактными детьми.
Все игры с детьми такого возраста лучше проводить как соревнования. Необходимо также награждать победителей небольшим сувениром: открыткой, картинкой, маленькой книжкой и т.п. Но при этом Петрушка должен проследить, чтобы каждый из малышей выиграл в какой-нибудь игре и все получили подарки.
«Три медведя».
Перед детьми кладут картинки с изображением трех медведей: большого (медведь-папа), среднего (медведь-мама) и маленького (Мишутка). Детям говорят, что у каждого мишки есть своя ложка.
У большого мишки — большая, у среднего — средняя, у маленького — совсем маленькая. Своя чашка, своя тарелочка, свой стульчик, своя кроватка (количество предметов должно соответствовать количеству играющих детей).
Но мишки все перепутали и сейчас ребята должны помочь им разобраться.
Каждому ребенку дается по три карточки с картинками (картинки можно нарисовать или вырезать и наклеить).
У одного ребенка — 3 чашки разной величины, у другого — 3 ложки, у третьего — 3 тарелки и т.д. (различия по величине должны быть резко выраженными).
Дети по очереди раскладывают свои карточки перед мишками. Петрушка вместе с детьми смотрит, правильно ли раскладываются карточки, помогает исправлять ошибки, а в конце игры хвалит всех детей.
«Вы когда-нибудь пели, как птицы и звери?»
Для этой игры надо всех детей разделить на небольшие группы. Затем каждой группе дать задание: одна группа поет, как воробьи — чик-чирик! Другая группа поет, как коровы — му-у-у! Третья, как лягушки — ква-ква! Четвертая, как собачки — гав-гав! Пятая, как кошки — мяу! На музыку песни «В лесу родилась елочка» каждая группа сначала в отдельности, а потом все вместе поют свою партию, причем поют по очереди согласно взмаху руки ведущего. Получается смешной разноголосый хор.
«Утки — гуси».
Все гости становятся в круг и кладут руки друг другу на плечи. Ведущий каждому на ухо говорит «утка» или «гусь» (слово «утка» нужно сказать большему числу игроков). Затем объясняет правила игры:
— Если я сейчас скажу «гусь», то все игроки, которых я так назвал, поджимают одну ногу. А если «утка», то игроки, которых я так назвал, поджимают обе ноги.
Догадайтесь, что получится.
«Мартышки».
Ведущий говорит слова: «Мы — веселые мартышки, мы играем громко слишком. Мы в ладоши хлопаем, мы ногами топаем, надуваем щечки, скачем на носочках и друг другу даже язычки покажем. Дружно прыгнем к потолку, пальчик поднеся к виску. Оттопырим ушки, хвостик на макушке. Шире рот откроем, гримасы все состроим. Как скажу я цифру 3,— все с гримасами замри!»
Игроки повторяют все за ведущим.
«Мишкины желания».
Для этой игры надо оставить перед детьми изображения медведей. Петрушка говорит, что мишки загадали свои желания, а ребята будут их угадывать. Петрушка поможет им угадать. Он кладет перед большим мишкой кружок красного цвета и говорит, что этот мишка хочет что-нибудь такого цвета. Ребята придумывают и по очереди называют то, чего может хотеть мишка, что бывает такого цвета (помидор, малина, клубника, флажок, шарик и т.п.). Петрушка одобряет подходящие ответы и помогает придумать их как можно больше. Потом также обыгрываются желания других мишек с кружками других цветов, например желтого и зеленого.
В эту игру могут включиться все родители и доставить детям много радости, давая иногда заведомо неверные ответы.
«Гусеница».
Все участники выстраиваются паровозиком и, держа друг друга за талии, садятся на корточки. Ведущий объявляет, что они изображают гусеницу, поэтому должны показать, как гусеница спит, потягивается, встает, умывается, делает зарядку, танцует. При этом хвостик специально мешает голове делать свои дела.
«Паровозик».
Все становятся паровозиком и начинают двигаться вперед под музыку. Ведущий резко выключает музыку, все должны остановиться.
Кто при этом «сбил» впереди идущего или оторвался от всех, тот выбывает.
Для удобства ведущих может быть двое: тот, кто отвечает за музыку, и тот, кто ведет «паровоз».
Чем больше детей — тем лучше. Без свалок не обходится. Главное — правильно подобрать музыку и не делать равномерных интервалов между отключением.
«Чего не стало?»
Для этой игры поставьте на стол 4-5 игрушек. Дайте детям возможность около минуты внимательно рассмотреть их. Затем попросите детей закрыть глаза и уберите одну из игрушек. Когда ребята откроют глаза, попросите их ответить, что изменилось, какой игрушки не стало.
Тот из детей, кто ответит первым, может потом сам спрятать игрушку. Если задание окажется слишком легким, то можно увеличить количество игрушек до 7-8 и ставить похожие игрушки, например, можно поставить две машинки с небольшими различиями или две куколки, немного отличающиеся друг от друга.
«Сломанные игрушки».
Для этой игры надо приготовить крупные картинки (величиной с тетрадный лист) с изображением разных игрушек: мишки, машины, куклы, матрешки и т.п. Каждая картинка разрезается на три-пять частей. Петрушка говорит детям, что у него сломались все игрушки, и ребята должны помочь ему их починить. Петрушка дает одному из детей в беспорядке все части одной игрушки. Ребенок должен соединить эти части так, чтобы получилась целая картинка. Каждому из детей дается для «починки» какая-нибудь игрушка-картинка.
«Собери фигурку».
Для этой игры надо приготовить для каждого ребенка набор вырезанных из плотного картона небольших кругов, треугольников, квадратов, прямоугольников. У каждого ребенка может быть по 5-7 разных фигурок. Заранее заготавливаются 5-6 карточек с различными изображениями, которые можно сложить из этих фигурок: собачка, домик, человек, машина и т.п. Ведущий показывает детям одну из карточек, а они складывают нарисованное на ней изображение из своих фигурок. Кто первым правильно выполнит задание, вытаскивает следующую карточку. Предметы на карточках должны быть нарисованы так, чтобы дети видели, какая из фигурок где расположена, т.е. рисунок должен быть разделен по деталям.
«Веселый кольцеброс».
Для игры понадобятся 10 колец. Их можно сделать из плотного картона (диаметр внешнего круга 30 см, а внутреннего — 18 см), вырезав и обклеив клеящейся цветной пленкой: 5 штук одного цвета для одной команды и 5 штук другого цвета для другой.
Играют две команды, количество игроков определите сами, все зависит от количества гостей. Каждой команде выдают по 5 колец. На расстоянии 1,5 м ставят две двухлитровые пластиковые бутылки с напитком. Расстояние увеличивается в зависимости от возраста участников, но слишком далеко их не стоит ставить. Задача — набросить на бутылку как можно больше колец. Каждому участнику дается 5 попыток, следующий игрок собирает кольца и продолжает эстафету. Побеждает та команда, которая быстрее набросит больше колец.
«Тучки и дождь».
Все дети становятся в большой круг. Каждому ребенку дают воздушный шарик синего цвета. Необходимо подбросить шарик вверх и снизу легонечко подбивать, чтобы он не упал на пол, так как он является тучкой, а если падает на пол — то это уже капельки дождя.
Нужно очень постараться, чтобы день был солнечным — нельзя ронять шарик на пол, а самим надо улыбаться, как солнышко на небе.
Конкурсы для самых маленьких могут быть самыми разными:
- кто сумеет, не выронив ни одной, донести кучу мелких игрушек из одного конца комнаты в другой;
- кто быстрее проползет из одного конца комнаты в другой (накануне дня рождения пол придется тщательно протереть, ковер — пропылесосить);
- можно устроить конкурс на разгадывание загадок, которые необходимо подготовить заранее;
- покажите детям, как делаются бумажные самолетики, и устройте соревнования, чей бумажный самолетик пролетит дальше;
- запаситесь двумя резиновыми мячиками и проведите «эстафету» — разделите детей на две команды, и пусть они прокатывают мячи через комнату, а затем передают их друг другу. Выигрывает та команда, в которой все игроки быстрее прокатают мяч через комнату.
Внимание: четко очертите дистанцию, чтобы у детей не возникло искушения укоротить путь; - завяжите детям глаза и кладите им в ротики по кусочку различных фруктов. Дети должны угадать их названия;
- подготовьте заранее веревку с привязанными к ней тщательно упакованными призами, затем завяжите детям глаза, и пусть они выбирают себе приз на ощупь. Если вы боитесь давать детям ножницы — срезайте призы сами;
- если дети устали от статичных игр, всегда можно немного потанцевать, поиграть в «шагающих утят» и «ручеек».