Спокойные игры для детей
ИСПОРЧЕННЫЙ ФАКС
Участники садятся в ряд друг за другом. Последний участник рисует на спине человека, сидящего впереди него, картинку. Игрок, получивший сообщение, должен максимально точно повторить его на спине сидящего впереди. Первый игрок в ряду, получив сообщение, рисует его на бумаге. После этого сравниваются рисунки первого и последнего игроков и выявляется, на каких участниках игры факс дал сбой. Перед следующим раундом все и игроки должны поменяться местами.
В качестве рисунков могут быть использованы геометрические фигуры, буквы и небольшие слова, различные символы (значок доллара, евро, амперсант, копирайт).
Начинать игру желательно с простых геометрических картинок. Для того чтобы игра проходила динамичнее, можно заранее, втайне от участников игры, заготовить рисунки для передачи.
Можно провести командный вариант игры — все участники делятся на команды по 5—8 человек и одновременно передают рисунок. Победившей считается команда, чей результирующий рисунок наиболее близок к исходному.
КОНФЕТКА
Участники сидят за столом. Среди них выбирается водящий. Игроки передают друг другу под столом конфету. Задача водящего — поймать кого-нибудь из игроков на передаче конфеты. Тот, кого поймали, становится новым водящим.
Обычно начинает игру человек, сидящий напротив водящего.
Я ВИЖУ МИШКУ
Все участники встают в шеренгу боком друг к другу, как можно плотнее. Ведущий (первый в шеренге) говорит: «Я вижу мишку» и указывает рукой вперед. Все игроки должны повторять действия ведущего. Затем ведущий опять говорит: «Я вижу мишку», садится на корточки и указывает рукой вперед. Игроки тоже садятся на корточки. В третий раз ведущий кричит: «Я вижу мишку», указывает рукой в сторону своего соседа и толкает его. В результате игроки один за другим падают на землю и получается веселая свалка.
Если среди участников есть люди, знакомые с игрой, их следует расставить между другими игроками, чтобы они усиливали «толкательный импульс».
ЧЕЛОВЕК-ДЕРЕВО
Водящий отворачивается, и остальные игроки знаками загадывают одного из присутствующих (можно загадать самого водящего). Цель водящего — с трех попыток угадать, кого загадали игроки. Для этого водящий задает игрокам вопросы по ассоциации загаданного человека с различными предметами и явлениями. На каждый вопрос игроки сообщают свои ассоциации. Водящий в любой момент может высказывать свои догадки. Если он угадает — выбирается другой водящий, если исчерпает все попытки, не угадав человека, — становится водящим повторно.
Примеры вопросов, которые может задавать водящий:
- Если бы этот человек был деревом, какое бы это было дерево?
- Каким предметом мебели он бы был?
- Какой одеждой?
- Каким цветом?
- Каким фруктом?
- Какой страной?
- Каким чувством?
- Каким месяцем?
- Какой игрой?
КТО ЭТО?
Возьмите каждый по листку бумаги и нарисуйте сверху голову — человека, животного, птицы. Загните лист так, чтобы нарисованного не было видно — только кончик шеи, и передайте рисунок соседу. У каждого участника игры оказался новый лист с изображением, которого он не видел. Все рисуют верхнюю часть туловища, снова «прячут» рисунок и передают соседу, чтобы на новом полученном листке дорисовать конечности. А теперь разверните все рисунки и посмотрите, какие на них изображены существа.
Можно рисовать больше, чем в 3 этапа. Например: голову; плечи и верхнюю часть рук; нижнюю часть рук, талию и верхнюю часть ног; нижнюю часть ног и ступни.
СОРЕВНОВАНИЕ ТЕЛЕФОНИСТОВ
Две группы играющих 10—12 человек рассаживаются двумя параллельными рядами. Руководитель подбирает труднопроизносимую скороговорку и сообщает ее (по секрету) первому в каждой команде. По сигналу руководителя первый в ряду начинает передавать ее на ухо второму, второй — третьему и так до последнего. Последний, получив «телефонограмму», должен встать и громко и внятно произнести скороговорку. Выигрывает та команда, которая быстрее передаст скороговорку по цепи и представитель которой точнее и лучше ее произнесет.
Скороговорки:
Расскажи мне про покупку. — Про какую про покупку? — Про покупку, про покупку, про покупочку свою.
Сорок сорок съели сырок с красивою красною коркой, сорок сорок в короткий срок слетелись и сели под горкой.
Променяла Прасковья караси на три пары чистокровных поросят, пробежали поросята по росе, простудились поросята, да не все.
Рапортовал, да не дорапортовал, а стал дорапортавывать — зарапортовался.
Наш чеботарь всем чеботарям чеботарь, никому нашего чеботаря не перечеботарить.
Дополнительно:
Скороговорки. Учимся говорить разные буквы.
ИСПОРЧЕННЫЙ ТЕЛЕФОН
Все садятся в рядок. Левый крайний шепчет что-то своему соседу на ухо, тот - дальше. Правый крайний говорит вслух то, что до него дошло. Тот, кто начинал, сообщает, что именно хотел передать он. Порой искажения бывают очень забавными. После каждого «звонка» надо пересаживаться, чтобы все смогли побывать на концах «провода».
ВОПРОС СОСЕДУ
Все садятся в круг, ведущий - в центре. Он подходит к любому игроку и задает вопрос, например: «Как тебя зовут?», «Где ты живешь?» и т.д. Но отвечать должен не тот, кого спрашивают, а его сосед слева. Если ответит тот, кого ведущий спрашивал, он должен отдать фант. После игры фанты разыгрывают.
МАТРЕШКИ
На стуле лежат два сарафана и две косынки. Кто быстрее наденет сарафан и повяжет косынку, тот победитель.
ХОЗЯЮШКИ
Две куклы лежат в кроватках. Два участника игры должны разбудить кукол, сделать с ними зарядку, умыть, почистить им зубы, причесать, убрать постель, одеть, накормить, погулять с куклой, поиграть с ней, вымыть ей руки, накормить, умыть, раздеть, положить в постель и спеть колыбельную песенку. Побеждает тот, у кого это быстрее и лучше получится.
ЗОЛУШКА
Смешайте на столе кучку из гороха, фасоли, чечевицы, сушеной рябины, калины — что найдется под рукой: 3—4 разных вида, не больше. Надо разобрать все на однородные кучки — с завязанными глазами. Побеждает тот, кто за определенное время (его устанавливают заранее) разберет большее число зерен и ягод. Если что-то попадет не в ту кучку, из нее вынимают два зерна или ягоды — как штраф.
СМОТАЙТЕ ШНУР
На середине шнура завязывают узелок, а к концам прикрепляют по простому карандашу. Нужно намотать свою часть шнура на карандаш. Кто быстрее дойдет до узелка — победитель. Вместо шнура можно взять толстую нитку.
СЛОН
Хозяйка предлагает по листу бумаги командам, на котором коллективно рисуется слон, с закрытыми глазами: один рисует тело, другой закрывает глаза и рисует голову, третий ноги и т.д. Кто быстрее и похожее нарисует — получает очередное очко.
ЗОМБИ
Выходят по двое от каждой команды и становятся рядом: рука об руку. По парам соприкасающиеся руки связывают, а свободными руками, то есть один из участников левой, а другой правой рукой, должны завернуть приготовленный заранее сверток, обвязать его тесемкой и завязать на бантик. Чья пара вперед — получает очко.
АВТОПОРТРЕТ
На листе ватман сделаны две прорези для рук. Участники берут каждый свой лист, продев руки в прорези, рисуют кистью портрет не глядя, у кого «шедевр» получился удачнее — забирает приз.
ВЕСЕЛЫЕ МАРТЫШКИ
Ведущий говорит слова: «Мы — веселые мартышки, мы играем громко слишком. Мы в ладоши хлопаем, мы ногами топаем, надуваем щечки, скачем на носочках и друг другу даже язычки покажем. Дружно прыгнем к потолку, пальчик поднесем к виску. Оттопырим ушки, хвостик на макушке. Шире рот откроем, гримасы все состроим. Как скажу я цифру 3 — все с гримасами замри».
Игроки повторяют всё за ведущим.
КАРЛИКИ И ВЕЛИКАНЫ
Игра на внимательность
Играющие становятся в круг. Ведущий объясняет, что, если он скажет «карлики», все должны сесть на корточки, а если скажет «великаны», все должны встать. Кто ошибется, выходит из игры. Ведущий может намеренно подавать неправильные команды, например:
«Картошка! Веревка! Карманы! Ведерко!» Победителем считается игрок, оставшийся последним.
И Я!
Игра на внимательность
Правила игры: ведущий рассказывает какую-нибудь историю о себе, желательно небылицу. Во время рассказа он делает паузу и поднимает руку вверх. Остальные должны внимательно слушать и, когда ведущий поднимает руку вверх, крикнуть «и Я», если действие, о котором говорится в рассказе, может выполнить человек, или промолчать, если действие не подходит. Например, ведущий рассказывает:
Как то раз пошел я в лес...
Все: «И я!»
Вижу, на дереве белка сидит
...
Белка сидит и орешки грызет
...
Увидела меня и давай в меня орехами бросаться
...
Я от нее убежал
...
Пошел я в другую сторону
...
Иду по лесу, цветы собираю
...
Песни пою
...
Вижу, козленок травку щиплет
...
Я как свистну...
Козленок испугался и ускакал
...
— А я дальше пошел...
Победителей в этой игре нет: главное — веселое настроение.
ПАЗЛЫ
В эту игру могут играть от трех до шести ребят. Найдите любые картинки со множеством деталей или открытки, каждую в двух экземплярах. Разрежьте на квадратики по одному экземпляру каждой картинки. Приклейте квадратики на картон и сложите в коробку. Ведет игру взрослый. Он демонстрирует ребятам целые картинки и просит каждого выбрать картинку, которую он будет собирать. Затем откладывает картинки. Ведущий вынимает из коробки квадратики и показывает игрокам, спрашивая, чей это фрагмент. Тот ребенок, который выбрал как раз эту картинку, часть которой демонстрирует ведущий, берет квадратик себе. Побеждает тот игрок, который быстрее всех соберет свою картинку.
НАЙДИ ВЕЩЬ
Один из игроков загадывает какой-нибудь предмет, непременно находящийся в комнате, а остальные пытаются угадать, что это за предмет. Они задают игроку, загадавшему предмет, наводящие вопросы, на которые он может отвечать только «да» и «нет». Задавать вопросы надо правильно, например: «Он большой?», «Он стоит в углу?» и т.д. Постепенно дети угадывают этот предмет.