Знай своё отечество - Интеллектуальная игра (9-е классы)
В игре участвует 5 команд. Игра состоит из 7 конкурсов.
Команды сидят за столиками. Звучат фанфары. Выходят ведущие.
Ведущий 1: Добрый день, дорогие друзья!
Ведущий 2: Мы рады приветствовать всех, кто собрался в этом зале на интеллектуальной игре «Знай свое Отечество».
Ведущий 1: Команды, которые проявят свои знания...(называет команды).
Ведущий 2: Представляем вам компетентное жюри, которое оценит ваши знания.
Ведущий 1:
Какие б трудности в пути
Вам не встречались,
Мы вам желаем.
Чтоб вы их не испугались.
Ведущий 2:
Пройти все эти трудности сумели
И без потерь достичь могли б
Заветной цели!
Вместе: Желаем всем: «Ни пуха, ни пера!»
(Звучат позывные игры.)
1-й конкурс «Тёмная лошадка»
Ведущий 1: Я загадала имя человека, сыгравшего в истории важную роль. Ваша задача отгадать его. О каждом человеке есть семь подсказок. Если вы отгадаете, о ком идет речь после первой подсказки, то вы получите 7 баллов, после второй - 6 баллов и т. д. Право ответа получает команда, капитан которой, первым поднял руку. Итак, будьте внимательны.
1. Он знал восемь языков.
2. Он был одним из первых альпинистов, он покорил Альпы.
3. У него одна из самых скромных могил в мире при огромных заслугах перед Отечеством.
4. Он вел спартанский образ жизни.
5. Отец его был денщиком у одного из императоров.
6. Памятник ему в Санкт-Петербурге на Марсовом поле не был убран в блокаду и не был задет ни одним снарядом.
7. Он не проиграл ни одного сражения и был удостоен высшего воинского звания.
Ответ: А.В.Суворов.
1. Он жил в Москве на Ново-Басманной улице.
2. «Друг мой... никогда я тебя не забуду. Твоя дружба мне заменила счастье, одного тебя может любить холодная душа моя». Так писал Пушкин, своему другу.
3. Его судьба повторила судьбу Чацкого, известного литературного героя, а другой литературный герой, Онегин, подражал ему.
4. Он один из великих мыслителей своего времени.
5. Его называют «декабрист без декабря».
6. Он военный, участник многих знаменитых сражений.
7. Ему посвящены строки: «Товарищ, верь, взойдет она...»
Ответ: П.Я. Чаадаев.
1. Еще в детстве он занимался индивидуальной трудовой деятельностью.
2. Был удостоен высших наград Отечества.
3. Президент Военной коллегии.
4. Самый богатый человек своего времени.
5. Обласкан двумя императрицами, но кончил жизнь в Сибири.
6. Он вдохновил художника Сурикова на создание знаменитой картины «... в Березове».
7. Соратник и друг Петра I, только ему разрешалось называть государя Мин Херц.
Ответ: А.Д. Меншиков.
1. Он рано научился читать, страстно хотел учиться.
2. Годы упорного труда на пути к знаниям - и он становится крупнейшим ученым.
3. Он очень много сделал для науки, при чем в самых разных областях знания. Даже один французский историк считал, что в России есть два человека с таким именем и фамилией - поэт и химик.
4. Он родился в семье архангельского рыбака.
5. Чтобы поступить в Славяно-греко-латинскую академию, ему пришлось выдать себя за дворянина.
6. Он сконструировал и построил телескоп для наблюдения за звездами и планетами.
7. Он приложил немало сил для того, чтобы в Москве был открыт первый в России университет. Ныне Московский университет носит его имя.
Ответ: М.В. Ломоносов.
1. На своей личной печати он вырезал следующее: «Я ученик и нуждаюсь в учителях».
2. Он учился сам и заставлял учиться своих подданных, отправляя их за границу, а по возвращении частенько сам экзаменовал их. И горе было тому, кто вдали от Родины бил баклуши да бегал по балам вместо того, чтобы учиться.3. Он работал в голландском городке Заандаме на верфи, простым плотником: строгал доски, забивал гвозди, таскал тяжелые бревна.
4. Во время его царствования нелегко жилось народу, ведь в это время строилось много городов, фабрик, требовалось много денег, рабочей силы. Тысячи крестьян умерли от голода и болезней, от плетей надсмотрщиков на строительстве.
5. При нем Россия сделала большой шаг вперед.
6. Он «прорубил окно в Европу».
7. Им была построена новая столица России - Санкт-Петербург
Ответ: Петр I.
2-й конкурс «Кто автор цитаты?»
Ведущий 2: В этом конкурсе вы должны будете отгадать автора цитаты и назвать литературное произведение, из которого взята эта цитата.
Вопросы будут задаваться каждой команде по очереди. Если у команды нет правильного ответа, вопрос переходит к следующей команде.
За каждый правильный ответ - 5 баллов.
1.
«Горит восток зарею новой» (А.С. Пушкин, «Полтава».)
2.
«Таких две жизни за одну.
Но только полную тревог,
Я променял бы.
Если б мог...»
(М.Ю. Лермонтов. «Мцыри».)
3.
«Река времен в своем стремленье
Уносит все дела людей...»
(Г.Р. Державин, «Река времен».)
4.
«Светить всегда.
Светить везде
До дней последних донца...»
(В.В. Маяковский, «Необычайное приключение на даче...»)
5.
«Из всех пороков самый тяжкий - неблагодарность».
(Л.И. Толстой. «Детство».)
6.
«Он верил, что дети его любят, что он нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви и поэтому терзают его».
(А.П. Платонов. «Юшка».)
7.
«Пройдет старый человек - перекрестится,
Пройдет молодец - приосанится.
Пройдет девица - пригорюнится,
А пройдут гусляры - споют песню».
(М.Ю. Лермонтов. «Песнь про купца Калашникова».)
8.
«Еще одно последнее сказанье - и летопись окончена моя».
(А.С. Пушкин, «Борис Годунов».)
9.
«Лучшие и прочнейшие изменения те, которые происходят от улучшения нравов без всяких насильственных потрясений». (А.С. Пушкин. «Капитанская дочка».)
10.
У него профиль «Наполеона, а душа Мефистофеля». (А.С. Пушкин, «Пиковая дача» о Германе.)
3-й конкурс «Логические цепочки»
Ведущий 1: Сейчас вам потребуются карточки с цифрами 1, 2, 3. Конкурс заключается в следующем: я буду читать географические названия, а вы должны поднять карточки с номерами тех названий, которые необходимо поменять местами, либо исключить. Обращаю ваше внимание, поднимать карточки можно только по моей команде. За каждый правильный ответ - 2 балла.
1. Расставить названия городов в порядке убывания численности населения: (численность нужно брать на момент проведения конкурса)
Нижний Новгород (1 438 000 чел); Самара (1 257 000 чел.); Новосибирск (1 436 000 чел.)
Ответ: Поменять 2 и 3.
2. Реки названы в порядке возрастания длины: Волга (3530 км); Амур (4416 км); Иртыш (4248 км).
Ответ: Поменять 2 и 3.
3. Озера названы в порядке возрастания площади: Онежское (9.7 тыс. кв. км); Селигер (212 кв. км); Байкал (31,5 тыс. кв. км).
Ответ: Поменять 1 и 2.
4. Названные горные системы расположены в порядке возрастания высоты: Уральские горы (г. Народная, 1895 м); Северный Кавказ (г. Эльбрус.
5033 м); Алтайские горы (г. Белуха, 4506 м).
Ответ: Поменять 2 и 3.
5. Названные группы островов расположены в порядке приближения к Северному Полюсу: Земля Франца Иосифа; Северная Земля; Новая Земля.
Ответ: Поменять 1 и 3.
6. Все ли названные реки впадают в Каспийское море? Исключите лишнюю: Волга; Урал; Кубань.
Ответ: Исключить 3. (Река Кубань впадает в Азовское море.)
7. Все ли названные города расположены на берегу Волги? Исключите лишнее: Пенза; Саратов; Казань.
Ответ: Исключить 1. (Пенза расположена на берегу реки Сура.)
8. Все ли эти реки впадают в озеро Байкал? Исключите лишнее: Селенга; Ангара; Баргузан.
Ответ: Исключить 2. (Ангара вытекает из Байкала.)
9. Все ли эти города расположены за Полярным кругом? Исключите лишнее: Нарьян-Мар; Воркута; Архангельск.
Ответ: Исключить 3. (Архангельск расположен южнее).
10. Все ли эти реки - притоки Енисея? Исключите лишнее: Ангара; Ока; Нижняя Тунгуска.
Ответ: Исключить 2. (Ока - приток Волги).
4-й конкурс «Угадай мелодию»
(Песни российских композиторов)
Ведущий 2: Для каждой команды, звучит фонограмма известной песни одного из российских композиторов. Пока звучит мелодия, вы должны отгадать песню, вспомнить композитора, автора текста, в каком кинофильме она звучала, и кто ее исполнял. Если команда, для которой
звучала музыка, не смогла ответить на какой-либо из этих вопросов, то это может сделать следующая команда (по часовой стрелке), получив
за свой ответ соответствующее количество баллов. За каждый правильный ответ - 2 балла. Таким образом, команда, ответившая на все 5 вопросов, заработает 10 баллов.
Первая команда:
1. «Куда уходит детство?»
2. Музыка А. Зацепина.
3. Слова Л. Дербенева.
4. Кинофильм «Фантазии Веснухина».
5. Исполнитель А. Пугачева.
Вторая команда:
1. «Мгновения».
2. Музыка М. Таривердиева.
3. Слова Р. Рождественского.
4. Кинофильм «Семнадцать мгновений весны».
5. Исполнитель И. Кобзон.
Третья команда:
1. «Песня друзей».
2. Музыка Г. Гладкова.
3. Слова Ю. Энтина.
4. Мультфильм «Бременские музыканты».
5. Исполнитель О. Ануфриев.
Четвертая команда:
1. «Марш веселых ребят».
2. Музыка И. Дунаевского.
3. Слова В. Лебедева-Кумача.
4. Кинофильм «Веселые ребята».
5. Исполнитель Л. Утесов.
Пятая команда:
1. «Александра».
2. Музыка С. Никитина.
3. Слова Д. Сухарева и Ю. Визбора.
4. Кинофильм «Москва слезам не верит».
5. Исполнитель С. Никитин.
5-й конкурс «Русский быт»
(О старинных предметах русского быта)
Ведущий 2: Этот конкурс, на мой взгляд, самый интересный. Сейчас каждая команда получит предмет русского народного быта. Пожалуйста,
будьте аккуратны, так как все предметы, которые вы получите старинные и поэтому очень хрупкие. Ваша задача вспомнить название этого предмета, а также рассказать, для чего он предназначен и как им пользовались. Кстати, названий может быть несколько, так как в различных
областях, даже в разных деревнях одной области один и тот же предмет мог называться по-разному.
Вы можете вспомнить, как назывался этот предмет, например, в деревне вашей бабушки. Максимальная оценка за этот конкурс 10 баллов.
1. Рубель - приспособление для глажения белья. Белье наматывалось на скалку, с помощью рубеля - раскатывалось.
2. Гребень - приспособление для расчесывания шерсти перед прядением. Шерсть протягивалась между зубьями гребня, таким образом она очищалась от сора и комочков, образовывалась кудель, из которой потом пряли.
3. Пахталка или Маслобойка - приспособление для сбивания масла. В горшок наливалась сметана, крышка пахталки плотно закрывала
горлышко горшка и вертикальными движениями подвижной части пахталки сметана сбивалась в масло.
4. Веретено - палочка, с помощью которой пряли и затем наматывали шерстяные нити.
5. Весы или безмен - приспособление для взвешивания. Это металлический прут, на одном конце которого груз, на другом крюк, на который подвешивалось то, что необходимо взвесить. На самом пруте нанесены деления, обозначающие вес. Грузы уравновешиваются и таким образом определяется вес продукта.
6-й конкурс «Ах, эти старые слова»
(Толкование устаревших слов)
Ведущий 1: Все предметы, действия, признаки имеют свое название. К сожалению, многие названия, употребляемые на Руси утрачены для нас. Вот, например, волка в старину называли «бирюк», огонь называли «теплина», а паутину - «мережка». Вот сейчас вам предстоит вспомнить старинные названия. Я буду называть слово и три варианта его толкования. А вы должны по моей команде поднять карточку с номером правильного варианта ответа. За каждый правильный ответ - 2 балла.
1. Трапезная.
а) Капризная девушка.
б) Место для принятия пищи.
в) Хороводная песня.
2. Зыбенька (зыбка).
а) Люлька.
б) Корзина из берестяных полос.
в) Булочка.
3. Матурник.
а) Парень-гуляка.
б) Маленький топорик.
в) Красный суконный сарафан, на широких проймах, с длинными рукавами.
4. Братина.
а) Близкий родственник.
б) Чаша для питья.
в) Необработанная шерсть.
5. Поставец.
а) Почтальон.
б) Блюститель порядка.
в) Шкаф.
6. Гулючки.
а) Массовые гулянья.
б) Игра в прятки или жмурки.
в) Крючки.
7. Пряжить.
а) Прясть.
б) Нести тяжесть.
в) Жарить в масле.
8. Устьице.
а) Отверстие в печи.
б) Маленькая речка
в) Кружечка.
9. Босовики.
а) Гуляющие дети.
б) Домашние туфли.
в) Гвозди.
10. Сусек.
а) Ларь для хранения муки.
б) Маленький зверек.
в) Дровосек.
11. Морда.
а) Рыболовная снасть.
б) Купец.
в) Болезнь.
7-й конкурс «Киноэнциклопедия»
(Творческая биография российских актеров)
Ведущий 2: Вы любите кино? Наверное, все любят. А знаете ли вы российских актеров? Сейчас мы попробуем создать небольшую кино-энциклопедию. Конкурс будет проходить по правилам «Брейн-ринга». Я читаю факты из творческой биографии актеров, а вы должны отгадать, о ком идет речь. На обсуждение вам дается 30 сек. Начинать обсуждение можно только после моей команды «Время». Как только команда будет готова дать ответ, капитан поднимает руку. Жюри будет следить за тем, кто был первым. За каждый правильный ответ - 5 баллов.
1. Замечательный советский актер, который создал на экране сатирические образы приспособленцев, бюрократов, обывателей. Однако талант
актера позволил ему открыть новую сторону актерского дарования и сыграть серьезные драматические роли, например, генерал Серпилин в фильме «Живые и мертвые», профессор Аникеев в к/ф «Иду на грозу», Дубинскин в к/ф «Белорусский вокзал». Кроме того, он играл в экранизациях классических произведений: по Чехову, «Ионыч», «В городе С.» Городничий, «Инкогаито из Петербурга». Кто этот артист? (А.Д. Папанов.)
2. Народный артист СССР. С первого появления на экране проявил себя как самобытный комедийный актер, используя опыт работы на арене, ведь он еще замечательный цирковой артист, клоун. Вместе с тем, ему присуще дарование драматического актера. Среди его работ роль военного журналиста Лопатина (к/ф «Двадцать дней без войны»), Монах Патрикей (к/ф «Андрей Рублев»), Некрасов (к/ф «Они сражались
за Родину»). В 1984 году снялся в фильме Р. Быкова «Чучело». В 1970 году был удостоен Государственной премии за участие в создании ряда кинокомедий. (Ю.В. Никулин.)
3. Актер, режиссер, сын известного поэта и писателя. Одна из первых его ролей в кино принесла ему известность (к/ф «Я шагаю по Москве»). Он также снимался в фильмах «Красная палатка, «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Станционный смотритель», «Бесприданница», «Вокзал для двоих». Режиссерский дебют - короткометражный фильм «Спокойный день в конце войны», также он снял фильмы «Раба любви», «Свой среди чужих...», «Несколько дней из жизни Обломова», «Родня» и др. Последний его фильм принес ему премию американской киноакадемии «Оскар». (Н.С. Михалков.)
4. Эта актриса студенткой дебютировала в роли Ульяны Громовой в к/ф «Молодая гвардия». Впоследствии она сыграла целый ряд ролей в фильмах, создав образы современниц. С ее творчеством связано художественное воплощение в российском кино женского характера - истинно русского, традиционного и в тоже время современного. Она играла в таких фильмах: «Простая история», «Председатель», «Журавушка», «Родня», «Женитьба Бальзаминова», «Бриллиантовая рука», «Они сражались за Родину» и др. Она была названа лучшей актрисой XX столетия вместе с Фаиной Раневской. (Н. Мордюкова)
5. Окончил театральное училище им. Щукина, работал в Московском театре Сатиры. Сын известных эстрадных актеров. Снимался во многих
фильмах, которые полюбились зрителям. Ему свойственны особая комедийная грация, музыкальность, виртуозное интонационное мастерство.
Он известен вам по фильмам «Берегись автомобиля», «Три плюс два», «Достояние республики», «Соломенная шляпка»,«12 стульев», «Сказка
странствий», «Обыкновенное чудо» и др. (А.А. Миронов.)
6. Окончил Ленинградское театральное училище (Ученик С.А. Герасимова). Впервые снялся в кино в 1933 году в немом фильме «Ошибка героя», прошел трудный и интересный путь актерского становления. Основные темы его творчества - мужество, доброта, справедливость. Наряду с положительными ролями, этот актер играет и отрицательные роли, раскрывая сложность, неоднозначность человеческой натуры. Одна их самых масштабных его ролей - роль Зарокова-Тульева в трилогии «Ошибка резидента», «Судьба резидента», «Возвращение резидента». Он также знаком вам по фильмам «Берегись автомобиля», «Горячий снег», «Путь в «Сатурн», «Конец «Сатурна», «Журавушка», «Экипаж» и др. (Георгий Жженов.)
7. Режиссер, работает, главным образом в жанре сатирической кинокомедии. Зрителям запомнились и полюбились его эксцентрические миниатюры «Пес Барбос и необычайный кросс», «Самогонщики». Удачной режиссерской находкой стало актерское трио Вицин, Моргунов,
Никулин. С этими актерами режиссер также работал в фильмах «Кавказская пленница», «Операция «Ы». Вы также прекрасно знаете и любите такие его фильмы, как «Бриллиантовая рука», «Иван Васильевич меняет профессию», «12 стульев», «Спортлото-82», «Деловые люди» и др. (Леонид Гайдай.)
(Подведение итогов, вручение призов.)