Храбрые сердца. Сценарий о солдатах
Программное содержание.
«Познание» — продолжать знакомить детей с танцевальными жанрами, с творчеством русских композиторов, учить определять характер музыкального произведения.
«Социализация» — воспитывать чувство патриотизма, осознание незаменимости Родины.
«Коммуникация» — расширение кругозора и словарного запаса, учить запоминать и выразительно читать стихи.
«Физическая культура» — продолжать работать над развитием чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста; различать контрастную музыку и выполнять движения, ей соответствующие.
Предварительная работа:
— познакомить детей с понятиями: солдат, полководец, плац, укрепвал, строй, музыкальный жанр, композитор;
— разучить песни, музыкально-ритмические движения, стихи;
— просмотр фильма-сказки «Стойкий оловянный солдатик» Г.Х. Андерсена.
Материалы и оборудование: оловянные солдатики (по количеству детей); бутафорские цветы на руку (по количеству девочек); мультимедийная аппаратура, видеоматериалы, декорации, костюмы.
Ход занятия
«...Живет солдатик оловянный, защитник мой и верный друг...»
Б. Окуджава
Дети входят в зал. Музыкальное приветствие.
Музыкальный руководитель
Хочу рассказать вам, ребята, я сказку,
А в сказке, мы знаем, таится подсказка,
Она хоть и ложь, но всегда в ней намек...
И в каждой для всех есть важный урок!
Звучит мелодия «В мире много сказок...» , муз. В. Шаинского, сл. Ю. Энтина.
Музыкальный руководитель исполняет первый куплет песни.
Музыкальный руководитель
А сказка моя не о Шапочке Красной,
Она не о Финисте-Соколе ясном,
И не о царевне, что слёзы роняет,
А о солдате, что всех охраняет!
Он никого на свете не боится,
Но если вдруг война случится —
Нас от врагов он защитит всегда,
На землю русскую их не пропустит никогда!
Звучит Марш деревянных солдатиков П. И. Чайковского.
Петр Ильич Чайковский. Детский альбом
Музыкальный руководитель
Однажды Леше в день его рождения
Красивую коробку подарили.
Ах! Сколько тогда было восхищения,
Когда коробку эту взяли и открыли!
Там, выстроившись стройно в ряд,
В мундирах красных, с гордою осанкой,
Стояли двадцать пять лихих солдат,
Искрились форменные пуговицы ярко!
Алеша всех солдат поставил в ряд
И марш военный вдруг услышал —
И начался торжественный парад,
Они шагали, нос подняв повыше!
Музыкальный руководитель предлагает детям, взяв солдатика одной рукой, «прошагать» по другой своей руке, держа ее горизонтально, повернув ладонью вверх, под музыку П. И. Чайковского «Марш деревянных солдатиков».
Музыкальный руководитель
Самый стойкий, самый храбрый — кто?
Дети
Солдатик оловянный!
Музыкальный руководитель
Спасибо, дети, за подсказку,
Я продолжаю дальше сказку...
Солдаты умели не только шагать —
Умели сражаться, друзей защищать,
Ученья у них, у солдат, каждый день,
Им заниматься этим не лень,
А место, где все занимаются — «плац»,
Запомнить слово прошу я вас!
Танцевальная композиция «Марш солдатиков».
Музыкальный руководитель
Самый стойкий, самый храбрый — кто?..
Дети
Солдатик оловянный!
Музыкальный руководитель
Спасибо, дети, за подсказку!
Я вам напомню старую сказку...
Перенесемся мы с вами, ребята,
В дом, где Щелкунчик сражался когда-то...
Был у малышки Мари день рожденья,
Цветы и подарки, радость, веселье...
Как вдруг всем семейством на праздник явились
Крысы — и с ними игрушки сразились:
Они защищали хозяев, гостей,
Солдаты на помощь примчались скорей.
Командовал ими Щелкунчик-храбрец,
Казалось, сраженью приходит конец,
Слишком уж силы неравными были,
И крысы чуть было не победили,
Но в их короля тут своим башмаком
Бросает Мари — и Щелкунчик спасён!
И рухнули чары, попятились крысы,
Щелкунчик становится сказочным принцем.
Музыкальный руководитель предлагает детям посмотреть отрывок из мультфильма «Щелкунчик и Мышиный король». Демонстрация видеоотрывка.
Музыкальный руководитель
Какое бесстрашное сердце солдата!
Берите пример вы с него, дошколята,
Сумел он Мари спасти от врагов,
Избавился вмиг от волшебных оков!
Колено пред нею принц преклонил
И в «Вальсе цветов» он ее закружил...
Танец «Вальс цветов», муз. П.И. Чайковского.
Музыкальный руководитель
Самый стойкий, самый храбрый — кто?
Дети
Щелкунчик деревянный!
Музыкальный руководитель
Спасибо, дети, за подсказку,
Продолжу дальше свои сказки...
Однажды на прогулке в детском саду
Дети нашли игрушку одну...
А что за игрушка — об этом сейчас
Послушаем с вами (имя ребенка) рассказ!
(Стихотворение разучивается в предварительной индивидуальной подготовке).
Ребенок
Как-то в песочнице детского садика
Между беседкой — одной и другой —
Нашли оловянного дети солдатика —
Правда, всего лишь с одною ногой.
Дети в восторге: вот так находка!
Поставим в дозор? Отошлём на войну?
Может, в ручей в бумажной лодке?
А может, защитником быть ему?
И тут же крепость строить начали,
Стены песочные, укрепвал,
И у ворот солдата поставили,
Чтобы врагов не пропускал!
Вечер. Бегут к родителям многие,
Ручки раскидывая на ходу,
И только стойкий солдат одноногий
Остался стоять на своем посту.
Музыкальный руководитель
Дети солдатика так полюбили,
Что песню о нем разучили.
Песня «Солдатик оловянный», муз. Е. Тиличеевой, сл. Е. Авдиенко.
Музыкальный руководитель
Ребята, у каждого солдата есть командир,
Не посрамит храбрый воин мундир,
За храбрость солдат полководцы хвалили,
Что славу России в сраженьях добыли!
Солдаты бесстрашные духом сильны —
О них говорят полководцы страны...
Музыкальный руководитель (читает детям высказывания А. В. Суворова о солдатах).
— «И в нижнем звании бывают герои».
— «Негоден тот солдат, что отвечает «Не могу знать».
— «Всякий воин должен понимать свой маневр».
— «Солдат — не разбойник».
— «Плох тот солдат, который не хочет быть генералом».
Музыкальный руководитель
По коридору слышатся шаги...
Прислушайтесь, ребята: кто это может быть?
Входят дети-кадеты (суворовцы).
Примечание: эту сцену можно включить в сценарий праздника, если приглашены воспитанники военного училища.
Кадеты
К вам, дети, можно?
Музыкальный руководитель
Конечно же, солдаты,
Мы в гости пригласить вас рады!
Как будто вы, послушав нашу сказку,
Пришли, чтоб побывать у дошколят.
Вы расскажите нам о доблести солдатской,
Примером послужите для ребят!
Кадеты рассказывают детям об учении в кадетском корпусе. На мультимедийной заставке появляются кадры из кадетской хроники.
Музыкальный руководитель
Так кто же самый стойкий, самый храбрый?
Дети
Солдаты, солдаты, солдаты!
1-й кадет
А в память о солдатах русских
Сделали красивую и добрую игрушку
Из ложки не медной, не деревянной —
Она называлась тогда оловянной.
2-й кадет
Образ солдата веками собирался
И в памяти народной навеки остался
Сильным, отважным, а в груди его теплится
Доброе,верное, храброе сердце!
3-й кадет
Играйте в солдатиков, дети России,
Любите вы Родину нашу красивую.
Время летит, скоро вы подрастете
И в армию все непременно пойдете!
Звучит «Кадетский марш», гости-кадеты и дети уходят из зала.
Песня №2 здесь Поздравляем мам и пап. Праздники в детском саду и школе. Тексты песен