Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения. Спортивные праздники и сценарии
Татьяна Федоровна Гурина, заведующая МДОУ «Улыбка», г.Ноябрьск, ЯНАО
Никто не забыт, ничто не забыто… Сколько раз мы слышали эти слова. По другому и не может быть в стране, в которой многие поколения людей помнят события той далекой войны. И чем дальше вглубь уходят события Великой Отечественной войны, тем отчетливее мы понимаем величие подвига людей, отдавших все для Победы.
К сожалению, молодое подрастающее поколение все чаще имеет поверхностное представление о событиях исторического наследия страны. Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста означает воспитание привязанности к малой Родине, понимания и признания элементов исторического и культурного наследия своей страны, что в будущем становится основой для формирования гордости, любви и уважения к Отчизне. Что и отмечено в проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации»: «система образования призвана обеспечить… воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».
В решении этой задачи, сегодня важная роль должна быть отведена дошкольному образованию, так как именно в дошкольном возрасте формируется основные нравственные качества ребенка. В связи с этим, перед коллективом педагогов современного дошкольного образовательного учреждения стоят задачи формирования у детей гражданственности, чувства любви и гордости за свою Родину через построение оптимальной педагогической системы, направленной на формирование гражданско-патриотических качеств дошкольников. В нашем детском саду сложилась своя система по патриотическому воспитанию дошкольников. Одним из направлений этой работы является тесная взаимосвязь с родителями, как с представителями старшего поколения, в жизненном опыте которого еще сохранились воспоминания о событиях военных лет. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого. Это вызывает у детей не только интерес, но и осознание сопричастности к истории своей семьи, своего народа, своей страны.
В рамках ежегодной подготовки мероприятий к празднованию Дня Победы педагогическим коллективом разработан комплексный план для воспитанников, родителей и педагогов. Лейтмотив всех проводимых мероприятий – дань памяти защитникам нашей Родины: воинам, сражавшимся в боях, рабочим, которые обеспечивали фронт оружием и продовольствием, врачам, спасавшим жизнь раненым фронтовикам, детям-героям, всем, кто выстоял в суровой схватке и не отдал Родину врагу. Стимулирование у детей стремления отражать полученные знания в деятельности проявляется через организацию различных ее видов: занятия, игры-развлечения, экскурсии, посещение Музейного ресурсного центра, музыкально-физкультурные праздники, выставки рисунков «Война глазами детей», выставка фотоальбомов, изготовленным совместно с родителями «Моя семья» ( фото военных и послевоенных лет) из семейного архива, встречи с ветеранами Войны, просмотры видеофильмов, конкурс художественного чтения.
Вашему вниманию предлагаем сценарии физкультурных праздников, посвященных Дню Победы, отражающих военную тематику, которые проводятся совместно с родителями воспитанников в условиях детского сада.
Сценарий спортивного праздника «Хочется мальчишкам в Армии служить!»
Левина Анна Викторовна , инструктор по физическому развитию МДОУ «Улыбка», г.Ноябрьск, ЯНАО
Цель:
- развивать двигательные навыки: силу, быстроту, выносливость, координацию; воспитывать чувство патриотизма у дошкольников, уважение к историческому прошлому страны;
- воспитывать дружелюбие, стремление к взаимовыручке;
- создать положительный эмоциональный настрой;
- способствовать привлечению родителей к спортивной жизни детского сада.
Участники: 2 команды - в каждой 5 пап с сыновьями.
Ведущий: Мы приглашаем в зал команды, которые будут сегодня соревноваться в силе, ловкости, военной выправке, умении ориентироваться в экстремальных условиях, т.е. проявят те качества, которые отличают настоящих воинов – защитников Отечества.
Дети под марш входят вместе с папами в зал, украшенный соответственно тематике праздника.
1-й ребенок
Наши дедушки и папы очень славные солдаты. Подрастем и мы с тобой, будем в Армии родной.
Пусть салют цветет зимой для солдат Отечества. Пусть царит над всей Землей мир для человечества!
Ведущий: Сегодня мы собрались, чтобы поздравить наших дедушек, пап, мальчиков и всех гостей с замечательным праздником – Днем Победы и пожелать всем мира на земле! Ну а наши участники покажут нам свою удаль. Предлагаю командам сделать круг почета и приготовиться к первому конкурсу.
Ведущий: Сейчас мы оценим скорость и спортивную подготовку наших мужчин.
1. «Пройди полосу препятствия» (перепрыгивают через препятствие, пролезают в тоннель, оббегают ориентир, возвращаются и передают эстафету следующему. Выигрывает команда, первой прибежавшая)
2. «Передай донесение» (команды строятся в шеренги, расстояние между участниками 1-1,5 шага. Передаем мяч по очереди друг другу; поворот кругом, передаем мяч капитану команды. Выигрывает команда, мяч которой первым дошел до капитана)
3. «Собери рюкзак» ( игроки добегают до скамьи, проползают по ней, добегают до ориентира, возле которого лежит рюкзак , отдельно вещи. Каждый участник берет один предмет, кладет его в рюкзак, оббегает ориентир и бежит обратно, передает эстафету)
Ведущий: Предлагаю нашим спортсменам присесть и отдохнуть.
Музыкальная пауза . Песня «Бравые солдаты» ( сл.Т.Волгиной, муз. А.Филиппенко)
Ведущий: Я думаю, что всем интересно узнать результаты прошедших эстафет. Разрешите представить наших судей (представляет судей), слово предоставляется главному судье.
Девочка:
В душе каждый папа – ну просто мальчишка,
Бывает, ведет себя как шалунишка, поэтому следует им разрешать,
Пусть редко, но все же мальчишками стать!
4. «Отбой – подъем» (Папы одеты в шапки, куртки, в руках – коврик. Папа добегает до определенного места, снимает шапку, куртку, расстилает коврик, ложиться, встает, одевается, бежит к своей команде и передает атрибуты следующему участнику. Выигрывает та команда, участники которой первыми справились с заданием)
5. «Саперы». (пробежать «змейкой», не задев препятствия, оббежать ориентир, передать эстафету следующему. Выигрывает команда, прибежавшая первой, не задевшая препятствия)
6. «Построй крепость». ( у каждого участника в руках элемент мягкого конструктора. Каждый участник добегает до ориентира, ставит свой элемент конструктора, выстраивая «крепость», возвращается обратно, передает эстафету. Выигрывает команда, первая построившая «крепость»)
Ведущий: Отдохнуть пришла пора.
Девочка:
Мы хотим сказать вам громко:
Важен мир для всех ребят!
Поздравляют вас девчонки,
И мужчин и дошколят!
Частушки Всех мужчин – защиту нашу – Поздравляем от души! Мы гостей сейчас уважим – Вас частушкой рассмешим!
***
Запевай, моя подружка,
Подпою тебе и я.
Мы с веселою частушкой
Неразлучные друзья
***
Я папулечку люблю,
Как конфетку сладкую.
Его ничем не заменю,
Даже шоколадкою
***
Тренируются мальчишки,
Тренируют кулаки,
А потом сидят, горюют
И считают синяки.
***
Хороши солдаты наши,
Мы надеемся на них,
Хорошо поели каши,
Видно каждый на троих!
***
Ой, спасибо, что глядели,
Что послушали вы нас.
Половину нынче спели,
Половину – в другой раз!
Ведущий: А сейчас пришло время для самой главной эстафеты, в которой наши мужчины покажут свою силу и умение трудиться дружно. Приглашаю команды на старт
7. «Перетягивание каната.»
Музыкальная пауза. Танец моряков «Эх, яблочко»
Ведущий: А сейчас слово предоставляется нашим уважаемым судьям.
Подведение итогов, награждение, приветственное слово и поздравления главного судьи
Ведущий: А сейчас предлагаю нашим мальчикам и мужчинам совершить круг почета, а гостям громко им поаплодировать.
Команды делают круг почета, выходят из зала.
Спортивный праздник «Русские богатыри»
Анна Викторовна Левина, инструктор по физкультуре 1 кв. категории, МДОУ «Улыбка», г.Ноябрьск, ЯНАО
Цель:
- привлечь к спортивной жизни детского сада родителей;
- развивать двигательные навыки детей;
- воспитывать гордость за свою страну, свой народ, дружелюбие, стремление к взаимовыручке;
- создать положительный эмоциональный настрой, веселое, бодрое настроение.
Оборудование: секундомер, два ориентира, два стула, две рубахи, две шапки, две пары лаптей, два кушака, два меча, два фитбола для взрослых, два фитбола для детей, канат
Ход праздника
Вед. Давным–давно на высоком холме стоял Нижний град. Опоясывал его земляной вал, окружали рвы. С зеленых холмов Нижегородских далеко было видно. Видны были пригороды, широкая матуша-Волга, тучные пахотные земли, сосновые леса. А за лесами раскинулись степи – без конца и без края. Без устали разъезжали богатыри на могучих конях, зорко всматривались вдаль: не видно ли вражеских костров, не слышно ли топота чужих коней. Много ратных подвигов на счету богатырском! Есть чему поучиться и позавидовать. Вот почему сегодня, через много лет и веков, в праздник Дня защитника Отечества решили мы вспомнить с вами про дела ратные, по честь богатырскую, про удаль молодецкую. Начнем забавы богатырские. Представляю вам седей неподкупных, компетентных.
I. Забава первая. «Силушка русская» (игроки отжимаются в течение 30 сек.)
II. Забава вторая. «Тачанка» (взрослый добегает до ориентира, оббегает его, возвращается на старт, берет ребенка за ноги, и тот, передвигаясь на руках, доходит до ориентира, бегом возвращаются и передают эстафету следующему участнику)
Вед. А сейчас отдохнем немного.
1-я дев.
Для поздравлений есть причины – ура, защитники страны!
Когда на ваши потасовки на прогулках мы глядим.
Мы верим – с вашей подготовкой страну всегда мы защитим!
2-я дев.
Пускай под глазом зацветает синяк пурпурно-голубой,
В ученье тяжело бывает, гораздо легче будет бой.
Врагам там будет не до смеха – так угостят их молодцы,
Что побросав доспехи, подрапают во все концы!
3-я дев.
А мы под вашею защитой вполне спокойно можем жить.
Покуда крепки наши спины, нам будет нечего тужить.
Поэтому, друзья, давайте от всей души без лишних слов
От всех невзгод нас защищайте, но только, чур, без синяков!
Музыкальный номер.
Вед. А теперь слово предоставляется нашим судьям.
Судьи подводят итоги первых двух эстафет.
Вед. Ну что, добры молодцы, отдохнули, силушки набрались? Тогда предлагаю продолжить наши молодецкие забавы.
III. Забава третья «Меткие стрелки». ( ребенок добегает до ориентира и выполняет бросок малого мяча в корзину, папа старается поймать мяч корзиной; побеждает команда справившаяся с заданием быстрее и набравшая наибольшее количество попаданий)
IV. Забава четвертая. «Разведчики» (на хопах до ориентира и обратно)
Вед. Думаю, что нашим добрым молодцам нужно немного отдохнуть. А чтобы они не скучали, наши красны девицы их позабавят.
Музыкальный номер. Судьи подводят итоги двух эстафет и общий результат.
Вед. Богатыри русские не только силой своей богатырской отличались, но и умом блестали. Предлагаю и нашим молодцам немного умом поразмяться.
V. Забава пятая «Состязание в смекалке».
- 1. Главное оружие Соловья-разбойника (свист)
- 2. Тара для чудес (решето)
- 3. Царское головное отличие (корона)
- 4. Богатырская цифра (три)
- 5. Головной убор рассчитанный на дурака (колпак)
- 6. Разбойничья цифра (сорок)
- 7. Нечистая дюжина (тринадцать)
- 8. Ведьмолет (метла)
- 9. Змей по батюшке (Горыныч)
VI. Забава шестая. Капитаны. (капитан команды сидит на стуле, члены команды добегают до капитана и надевают на него (по очереди) рубаху, шапку и т.д.)
VII. Забава седьмая. Перетягивание каната.
Вед. Да, не перевелись на Руси богатыри и добры молодцы, показали свою удаль молодецкую, силушку могучую! Не запятнали чести богатырской! Достойная смена растет дедам и отцам.
Музыкальный номер.
Вед. Слово предоставляется нашим уважаемым судьям.
Судьи подводят итоги по предыдущим эстафетам и общий итог встречи. Награждают участников соревнований. Участники соревнований совершают круг почета.