Литературная викторина - Футуризм
1. Как именовали себя русские футуристы и кто придумал это имя?
2. Кого они предлагали сбросить с «Парохода современности»?
3. Кому из современных писателей досталось в первом футуристическом манифесте?
См. → Модернизм в литературе
4. Кто считался «отцом русского футуризма»?
5. Кем был провозглашен тезис: «Для нас Державиным стал Пушкин. Нам надо новых голосов»?
6. Каких иностранцев, приехавших в Россию, футуристы предлагали забросать тухлыми яйцами?
7. Почему группа кубофутуристов во главе с Д. Бурлюком предпочитала наименование «Гилея»?
8. Как проявлялся в поэзии футуристов принцип антиэстетизма:
«Поэзия — истрепанная ...,
А красота — кощунственная ...» (Д. Бурлюк);
«кто-то называет эти плевочки жемчужиной»?
Какие «плевочки» имеет в виду поэт? Назовите его.
9. Кто получил прозвище «футуристического иезуита слова», придуманное Маяковским?
10. О каком «заумном» пятистишии было полемически заявлено, что в нем «больше русского национального, чем во всей поэзии Пушкина»?
11. Как футуристы эпатировали читателей в своих стихах:
«Мне нравится ... мужчина,
Как он хорош у памятника Пушкину» (Д. Бурлюк),
«Я люблю смотреть, как умирают ...» (Маяковский).
12. Как и почему назвал свои мемуары о русском футуризме Бенедикт Лившиц?
13. Описывая Петербург и его памятники, Б. Лившиц так обрисовал один из них:
«Лети, лети на темном звере,
Наездник с бешеным лицом».
Что это?
14. Футуристы создавали новые слова на основе существующих: например, из абстрактных существительных «беззаконие» и «своенравие» — обозначения деятеля. Как?
15. А что предлагали они строить из слов: «И выплывет из океана слова ... оживший материк» (Б. Лившиц)?
16. Какими эпитетами определяли футуристы поэтическое слово в своих манифестах?
17. Кто из футуристов на три года стал профессиональным летчиком и только после аварии вернулся в литературу?
18. Как озаглавил В. Каменский свой сборник «железобетонных поэм» — «Танго с ...»? С кем?
19. Какой исторический деятель вдохновил Каменского на создание поэмы, романа и пьесы?
20. «Звенит и смеется,
Солнится, весело льется
Дикий лесной ...»:
Угадайте неологизм из глагола «журчать».
21. В каком произведении звучит боевой клич «Сарынь на кичку!»:
«Сарынь на кичку! Ядреный лапоть
Пошел шататься по брегам» — и что он значит?
22. «Дубина в зубы — поцелуй» и «Русь! Ты вся поцелуй на морозе» — это образы одного автора или разных?
23. Среди футуристов была и поэтесса, рано умершая (1913), после смерти которой вышел сборник «Небесные верблюжата». Назовите ее.
24. О ком сказал Н. Асеев: «Был он похож больше всего на длинноногую задумчивую птицу, с его привычкой стоять на одной ноге и его внимательным глазом, с его отлетами ... и улетами во времена будущего»?
25. Как и почему изменил свое имя Хлебников и какой титул себе придумал?
26. Кто отзывался о Хлебникове так: «Хлебников не поэт для потребителей. Его нельзя читать. Хлебников — поэт для производителей»?
27. Под влиянием какого писателя-фантаста Хлебников создал картину гибели человечества в поэме «Журавль»: «Жизнь уступила власть Союзу трупа и вещи»?
28. Кому из своих учителей-символистов посвятил Хлебников поэму «Зверинец», изобразив его в виде льва?
29. Кого из классиков, сетовавшего на леность русских, вспоминал Хлебников, утверждая, что «будущее уходит от лени»?
30. О каком певце пишет Хлебников: «Глаза убитого певца И до сих пор живут, не умирая, В тумане гор»? А начинает это стихотворение так: «На родине красивой смерти — Машуке».
31. Какой русский город Хлебников окрестил «Киевом на Волге»?
32. Что представляет собой название хлебниковской поэмы «Зангези»?
33. Какую «периодическую систему» разработал Хлебников?
34. Какие неологизмы на основе корневого слова «смех» создал поэт в стихотворении «Заклятие смехом» и какой из них вошел в русский язык?
35. «Это шествуют ..., Заменившие Д на Т». Кто шествует?
36. Как пытался Хлебников уловить соответствия зрительных и звуковых представлений.
«Бобэоби пелись ...,
Вээоми пелись ...,
Пиээо пелись брови,
Лиэээй пелся ...,
Гзи-гзигээо пелась ...»?
37. Хлебников любил образовывать сложные слова из разных корней:
«Пролетели, улетели
Стая легких времирей».
От каких слов образован этот неологизм и какое слово напоминает?
38. Каким «птичьим» эпитетом определила хлебниковскую поэзию Марина Цветаева — «школы Хлебникова ... стон»?
39. «Беру в свидетели потомство
И отдаленную ...».
Что?
40. Где, считал Хлебников, находится прародина человечества: «Всегда рабыня, но с родиной царей на смуглой груди»?
41. В чем возил свои рукописи Хлебников во время странствий?
42. «Мне много ль надо? Коврига хлеба
И капля молока ...».
Что еще?
43. Как осознавал свою пророческую миссию поэт: «Стать звонким вестником ...»? Чего?
44. Какие исторические деятели символизировали для Хлебникова единство социальной и духовной революций?
45. «Свобода приходит ....
Бросая на сердце цветы.
И мы, с нею в ногу шагая,
Беседуем с небом ...».
Какая свобода и как «беседуем»?
46. Как заканчивается это стихотворение:
«Пусть девы споют у оконца
Меж песен о древнем походе
О верноподданном Солнца — ... ...»?
47. На какие исторические и литературные ассоциации опирается поэт:
«Эй, молодчики-купчики!
Ветерок в голове!
В ... тулупчике
Я иду по Москве»?
48. Что считал Хлебников главным делом своей жизни — исчисление «законов ...»? Каких?
49. Любимые космические призывы поэта: «Свободу пей из звездного ...» и «Бей по плечу созвездье...». Из чего пей и какое созвездие?
50. Как звучит одна из хлебниковских деклараций:
«Сегодня снова я пойду
Туда — на жизнь, на торг, на рынок.
И войско ... поведу
С прибоем рынка ...»?
51. Хлебникову принадлежит идея создания мирового языка, в котором каждый звук несет смысл, особенно в начале слова. Вот как поэт объясняет звук «л» («Слово об эль»):
«Когда волна лелеет человека ...
Мы говорили — это ...
И про широкие рога
Мы говорили — ... и ....
Когда умножены листы,
Мы говорили — это ...».
Попробуйте угадать пропущенные слова.
52. С чьим образом перекликается хлебниковский: «Годы мирно лежат, на лапы морды свои положив» (1921) — «Вселенная спит, положив на лапу с клещами звезд огромное ухо» (1915)?
53. Речь прачки из поэмы «Настоящее» (1921):
«Я белье мое всполосну, всполосну!
А потом господ
Полосну, полосну!» — вызывает ассоциации с народными выкриками из произведения другого автора:
«Уж я семечки
Полущу, полущу...
Уж я ножичком
Полосну, полосну!»
Кого и из какого произведения?
54. Какие хлебниковские строки Маяковский разъяснял так: «Лыс» — то, что стал «лес»; «лось», «лис» — те, кто живут в «лесу»?
55. Как лаконично и афористически описана смерть в природе у Хлебникова:
«Когда умирают кони — дышат,
Когда умирают травы — ...,
Когда умирают солнца — они ...,
Когда умирают люди — ... ...»?
56. «Я не хочу, чтоб русское искусство шло впереди толпы самоубийц», — писал Хлебников («Учитель и ученик», 1912), и ему вторил другой футурист:
«И в пролет не брошусь,
И не выпью яда,
И курок не смогу над виском нажать» (1916).
Кто это был и как он умер?
57. Какую самохарактеристику дал себе Хлебников незадолго до смерти, размышляя о своем жизненном пути:
«Много мне зла причинили
За то, что не этот
Всегда ...,
Везде ...»?
58. Как называл себя и свои стихи Игорь Северянин?
59. Почему свое имя и псевдоним поэт писал через дефис? Каково его настоящее имя?
60. «В ненастный день взойдет, как ...,
Моя вселенская ...».
Как что и что «взойдет»?
61. Откуда взято заглавие северянинского сборника «Громокипящий кубок»?
62. Можете ли вы продолжить строки Северянина, пользовавшиеся скандальной известностью: «Я, гений Игорь-Северянин...»?
63. Что имел в виду поэт, заявляя, «что в жилах северного барда струится кровь Карамзина»?
64. «Моя двусмысленная слава
И недвусмысленный ...».
Какое слово пропущено?
65. «Я трагедию жизни претворю в ...». Во что?
66. Чью музыку играла королева, которую полюбил паж?
67. Как передает поэт свое душевное состояние в любимое время года:
«Я снова — я: я снова ...!
Я снова весел и ...!»,
«Виновных нет: все люди ...
В такой ... день!»?
О каком времени года идет речь?
68. Какие изысканные «словоновшества» изобрел поэт для своей героини-мечтательницы:
«И мечты ...
Над качалкой ...
Воплотятся в капризный и бессмертный эксцесс»?
69. В любви к какому месяцу признается Северянин:
«Люблю ..., угрюмый месяц,
Когда обмершие леса,
Когда хромает ветхий месяц,
Как половина колеса»?
70. С чем предлагает пить шампанское Игорь Северянин?
71. Строка «Валентина, сколько счастья! Валентина, сколько жути!» Северянина перекликается со строкой его современника:
«Валентина, звезда, мечтанье!
Как поют твои соловьи!»
Кто он?
72. Куда в мечтах отправляется поэт, которому надоела городская жизнь —
«видеть автобус,
Лицо проститутки, трамвай,
Но это же гадость!
Тогда я взял глобус
И, в грезах, поехал ...»?
73. «Я полюбил двух юных королев ...
Кого мне предпочесть из этих дев?
Их имена: Любовь и ...».
Какое второе имя?
74. Чей афоризм повторяет Северянин в своем отклике на Февральскую революцию:
«И невозможное — возможно
В стране возможностей больших!»?
75. Какие контрастные эпитеты дает поэт понятию родины: «Моя безбожная Россия, ... моя страна!»?
76. В цикле «Медальоны» автор рисует портреты многих писателей:
«Душа и воздух скованы в кристалле.
Камин. Вино. Перо из мягкой стали.
По отчужденной женщине тоска»,
«Он тщетно на земле любви искал;
Ее здесь нет.
Когда же свой оскал
Явила смерть, он понял. —
Незнакомка...»,
«Всю жизнь мечтая о себе, чугунном,
Готовый песни петь грядущим гуннам,
Не пощадил он, — прежде всех, — себя...»,
«Послушница обители Любви,
Молитвенно перебирает четки».
77. Можете ли вы узнать адресаты северянинских посвящений по их первым строкам:
«Ее лорнет надменно беспощаден», «Талант смеялся... Бирюзовый штиль», «Путь конквистадора в горах остер», «Он в жизнь вбегал рязанским простаком»?
78. Какая поэма раннего Маяковского имеет название, сходное с классическим произведением и в то же время отличное от него?
79. С кем из символистов, назвавшим народ «грядущим гунном», полемизировал молодой Маяковский, именуя себя «грубым гунном»?
80. В каком стихотворении Маяковский как будто откликается на «Смычок и струны» И. Анненского с его образом страдающей скрипки: «И скрипка отвечала „да", Но сердцу скрипки было больно» — ср. у Маяковского: «Скрипка издергалась, упрашивая, / и вдруг разревелась так по-детски...»?
81. Какие «словоновшества» образовал Маяковский из слова «ад»?
82. Как эпатировал поэт читателей, «сбрасывая с Парохода современности» классиков: «А с неба смотрела какая-то дрянь / величественно, как ...»?
83. Как упомянул сам автор о своем излюбленном художественном приеме: «Как на детском лице заря / нежна ей / самая чудовищная ...»?
84. Угадайте пропущенные слова: «Я одинок, как последний ... У идущего к слепым человека», «Ямами двух ... вырылись в лице твоем глаза», «Любовь мою, как апостол, во время оно, / по разнесу дорог».
85. У какого поэта-сатирика учился начинающий Маяковский: «Опять зады и бедра... Но над ними — будь им пусто! — Ни единого лица!» — ср.: «Два аршина безлицего розового теста: хоть бы метка была в уголочке вышита»?
86. В какое течение был преобразован кубофутуризм после революции?
87. Кого из «лефовцев», бывших футуристов, Маяковский назвал «Колькой», а тот впоследствии посвятил Маяковскому поэму под заглавием «Маяковский начинается»?
88. Если В. Каменский воспевал разинскую вольницу, то Н. Асеев сравнивал себя с другим мятежником: «И я по лицам узнаю ... судьбу грядущую свою, — протоптанную ...». Кем?
89. А кем видится Асееву русская деревня: «Деревня — спящий в клетке ..., / во тьме дрожит, и снится кнут ей»?
90. Кого из футуристов, по его словам, связывало с В. Маяковским «восхищенное отталкивание»?
91. Что сравнил Б. Пастернак явно ради эпатажа со Священным Писанием: «Оно грандиозней Святого писанья, / хотя его сызнова все перечти»? Какой другой поэт позднее употребит этот же эпитет для сравнения: «...и любовь пограндиознее онегинской любви»?
92. К кому из исторических деятелей прошлого обращался Пастернак:
«Кто ты? О ком ты?
Кто бы ты ни был,
Город — вымысел твой»,
«Нет, и в могиле глухой и в саване
Ты не нашел себе места»?
93. Чьи строки и откуда цитировал Б. Пастернак:
«Красивый, 22-летний,
Как предсказал твой тетраптих» (1930)?
94. Один футурист писал о «хорошем отношении к лошадям», а другой — о «Смерти коня», которого убивают ради мяса, и сравнивал себя с убитым конем. Назовите их.
95. Кто из поэтов первый открыл новый вид эстрадного искусства — авторское чтение стихов:
«Позовите меня, — я прочту вам себя,
Я прочту вам себя, как никто»?
96. Если один поэт мечтал о всеобщей гармонии и любви, об объединении мира долгожданным «ладом», то другой — о крестьянском рае на «иной» земле. Знаете ли вы этих поэтов и их произведения?
97. Футуристы создавали фантастические картины будущего: то город Солнцестан, похожий на кристалл, состоящий из зданий в форме мостов, пароходов, качелей, деревьев, книг; то переход от наземного транспорта к воздушному и превращение всех людей во владельцев индивидуальных летательных аппаратов. Кто авторы этих картин и в каких поэмах?
Ответы
1. Будетляне. В. Хлебников.
2. Пушкина, Достоевского, Л. Толстого и проч. («Пощечина общественному вкусу»).
3. «Парфюмерный блуд Бальмонта», «бумажные латы» воина Брюсова, «всем этим» М. Горьким, Куприным, Буниным, Блокам, Л. Андреевым, Сологубам и проч. «нужна лишь дача на реке».
4. Д. Бурлюк.
5. Игорем Северяниным.
6. Итальянских футуристов во главе с Ф. Маринетти.
7. В Древней Греции название скифской области (в переводе «Лесная»); в тех же местах у устья Днепра находилось село Черненко, где жила семья Бурлюков.
8. «...девка», «дрянь». Маяковский — звезды.
9. А. Крученых.
10. «Дыр бул щыл / убещур / скум / вы со бу / р л эз».
11. «...беременный», «дети».
12. «Полутораглазый стрелец»: объяснение автора — «дикий всадник, обернувшийся лицом назад (на Восток) и только полглаза скосивший на Запад».
13. Медный всадник — памятник Петру I работы Фальконе.
14. «Беззаконец» и «своенравец»:
«Ах, для меня, для беззаконца,
Один-единственный закон» (Северянин) и «И своенравца римский сон» (Лившиц).
15. «...метафоры».
16. «Слово как таковое», «самоценное, самовитое слово», «слово-новшество», «слово вне быта и жизненных польз».
17. В. Каменский.
18. «...с коровами».
19. Степан Разин.
20. «...журчеек».
21. «Сердце народное — Стенька Разин», возглас волжских разбойников: сарынь — толпа, ватага; на кичку — на корму.
22. Одного — Велимира Хлебникова.
23. Елена Гуро.
24. О В. Хлебникове.
25. Виктор (победитель) на Велимир (вели миру), «Председатель Земного Шара».
26. В. Маяковский.
27. «Война миров» Г. Уэллса.
28. Вяч. Иванову.
29. А. С. Пушкина — «мы ленивы и нелюбопытны».
30. О М. Ю. Лермонтове.
31. Нижний Новгород.
32. Соединение наименований двух рек Азии и Африки — Ганг и Замбези.
33. «Периодическую систему слов».
34. Смеянствуют, смехачи, усмеяльно, рассмешища, надсмеяльные, усмейные, надсмейные, смеячи, смейево, усмей, смешики, смеюнчики. Смехач.
35. «...творяне».
36. «...губы», «взоры», «облик», «цепь».
37. Время и реять, снегирей.
38. «...соловьиный».
39. «...звезду».
40. В Азии.
41. В наволочке или в мешке.
42. «Да это небо,
Да эти облака».
43. «Добра».
44. Разин и Лобачевский:
«Это Разина мятеж,
Долетев до неба Невского,
Увлекает и чертеж
И пространства Лобачевского».
45. «...нагая», «на «ты».
46. «...Самодержавном народе».
47. «...пугачевском». Пугачевцы одеты в тулупы (по-крестьянски); пушкинский Пугачев получил в подарок от Гринева заячий тулупчик, а сам Хлебников — пальто от В. Маяковского.
48. «Времени».
49. «...стакана», «Псов».
50. «...песен», «в поединок».
51. «...лодка», «лось», «лань», «лес».
52. В. Маяковского — из поэмы «Облако в штанах».
53. А. Блока — из поэмы «Двенадцать».
54. «Леса лысы, Леса обезлесили. Леса обезлисили».
55. «...сохнут», «гаснут», «поют песни».
56. Владимир Маяковский, выстрелил себе в висок в 1930 году.
57. «...нелюдим», «нелюбим».
58. Эгофутуристом, «поэзами».
59. Как определение к имени — северный Игорь (по аналогии с Маминым-Сибиряком). Игорь Васильевич Лотарев.
60. «...солнце», «душа».
61. Из стихотворения Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза»: «Громокипящий кубок с неба, Смеясь, на землю пролила».
62. «Своей победой упоен: Я повсеградно оэкранен! Я повсесердно утвержден!» («Эпилог»).
63. По материнской линии его предком был Н. М. Карамзин.
64. «...талант».
65. «...грезофарс».
66. Шопена: «Королева играла — в башне замка — Шопена, И, внимая Шопену, полюбил ее паж» («Это было у моря...»).
67. «...молод», «влюблен», «благословенный». О весне.
68. «...сюрпризерки», «грезерки».
69. «...октябрь».
70. С ананасами и лилиями: «Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!» и «Шампанского в лилию!.. Вино, упоенное бокалом цветка».
71. А. Блок.
72. «...в Китай».
73. «Слава».
74. Блоковский — «И невозможное возможно, Дорога долгая легка...» («Россия»).
75. «...Священная».
76. Бунина, Блока, Брюсова, Ахматовой.
77. Зинаида Гиппиус, М. Горький, Н. Гумилев, С. Есенин.
78. «Война и мир», но мiр — в значении «Вселенная» в отличие от романа Л. Н. Толстого.
79. С В. Брюсовым — стихотворение «Грядущие гунны».
80. «Скрипка и немножко
81. «Адище» и «адки» («Адище города»).
82. «Лев Толстой».
83. «...гипербола».
84. «...глаз», «могил», «тысяче тысяч».
85. У Саши Черного.
86. «Леф» — левый фронт искусств.
87. Николай Асеев.
88. С Пугачевым — «Пугачевым».
89. «...зверь».
90. Б. Пастернака.
91. Расписание поездов. В. Маяковский. «Про это».
92. К Петру I (цикл «Петербург»).
93. «Иду, красивый, двадцатидвухлетний» — Маяковский. «Облако в штанах» (тетраптих — произведение в четырех частях).
94. В. Маяковский и В. Хлебников.
95. И. Северянин.
96. В. Хлебников «Ладомир» и С. Есенин. «Инония».
97. «Солнцестан» Хлебникова и «Летающий пролетарий» Маяковского.