Водоросли, мхи, лишайники, папоротники. Экология для дошкольников
Экология для детей подготовительной группы детского сада
Педагог.
Что такое водоросли?
Дети.
Это водные растения.
Педагог.
Правильно, у них нет корней. Какого цвета бывают водоросли?
Дети отвечают.
Зеленого, красного, бурого. Как они используются?
Дети делают предположения.
Как удобрения: из них получают йод, лекарство, так как они содержат необходимые человеку и животным витамины.
Дети рассматривают водоросли в аквариуме, описывают их.
Педагог.
Что такое мох?
Дети отвечают.
Это низкорослое растение, растущее обычно в сырых местах на земле, деревьях, камнях. Летом, когда жаркое солнце подсушит болота, появляются среди осинок и березок островки «снега».
Что это?
Дети.
Это мох.
Педагог.
Правильно. Он высох от жары и вместо зеленого стал белым. Растение не погибло, просто оказалось в неблагоприятных для себя условиях. А пройдет дождь — и мох, как губка, впитает в себя влагу и снова станет прежним.
У мхов нет настоящих корней, но есть стебель и очень мелкие листочки. Круглый год мхи остаются зелеными. Но самые добрые времена наступают для них, когда идет дождь.
Мох сухим может быть несколько лет. Мхи любят сосняки и ельники Во время войны мох использовали вместо ваты, он заменял также йод.
Дети рассматривают мох на участке, описывают его.
Что такое папоротник?
Дети.
Это травянистое растение с крупными листьями.
Педагог.
Где встречаются папоротники?
Дети.
В лесах, во влажных местах.
Педагог.
Что есть у папоротника?
Дети.
Стебель, листья, корневище.
Педагог.
Листья у папоротника растут верхушкой. Папоротник - многолетнее растение.
Что такое лишайники?
Дети предлагают варианты ответов.
Лишайники — это растение, состоящее из водоросли и грибка, растущее на почвах, камнях, коре деревьев. (Симбиоз грибов и водорослей).
Лишайники способны расти там, где никакое другое растение не может выжить: на камнях, в самых суровых условиях Арктики или высокогорий, в тундре, на песках, на таких малопригодных для жизни предметах, как стекло, железо, кирпичи и т.д.
Именно лишайники первыми осваивают непригодную для других растений среду обитания и прокладывают дорогу другим видам.
Лишайники легко переносят очень сильные морозы (-50 °С) и жару (+60 °С), а также отсутствие дождей. Однако они очень чувствительны к состоянию окружающей среды. Если в воздухе содержатся загрязняющие вещества, то лишайники исчезают.
В тундре лишайники служат кормом северным оленям.
Если нет наглядного образца лишайника, дети рассматривают их изображения в любой «Энциклопедии для детей» (биология).
Дидактическая игра «Раздели на группы»
Предложить по иллюстрациям, а по возможности и живым объектам, классифицировать водоросли, мхи, папоротники, лишайники.
Дидактическая игра «Что есть у растения?»
Дети по очереди перечисляют части растений: корень, ствол (стебель), ветки, почки, листья, цветы, плоды, семена.
Дидактическая игра «Кто где растет?»
Педагог называет среду обитания, дети перечисляют характерные для нее растения: в ноле:
— в поле: ромашка, клевер, мятлик
— в лесу: сосна, береза, ель
— в помещении: фикус, колиус, бальзамин и т.д.
Затем наоборот: педагог называет растения, дети говорят, где оно обычно встречается.
Педагог.
Вы теперь много знаете о растительном мире. Скажите, что значит природа для нас?
Дети отвечают. Педагог обобщает их ответы.
Жизнь человека нельзя представить без деревьев, кустарников, трав, цветов. Зеленые насаждения обогащают воздух кислородом, очищают его от пыли, снижают уровень шума. Из древесины изготавливают мебель, бумагу, ткань, строят дома. Природа щедро преподносит нам свои дары: грибы, ягоды, орехи и т.д.
Знайте, что мир растений — это волшебное царство, в котором обычное сочетается с необычным, явное с тайным. В нем все прекрасно, чудесно и одновременно загадочно. Природу надо изучать, познавать внимательно и кропотливо, чтобы своими действиями не причинять ей вреда.
Природа должна быть прежде всего объектом познания, удовлетворения этических и эстетических потребностей человека и только затем — объектом человеческого потребления.
Помните! Мы должны охранять природу не потому, что она нам что-то дает, а потому, что она самоценна.