Краковяк. Польский танец для детей
Краковяк — один из любимых танцев польского народа. Жизнерадостный характер танца, быстрый темп и несколько лихие движения придают ему особую живость, захватывают и танцующих и зрителей.
Краковяк танцуется парами, но существует много фигур («коло», «карусель», «змейки», «расхождение парами» и др.), которые объединяют пары в один веселый коллектив.
Движения краковяка в основном построены на различных подскоках и прыжках. Легкость, пружинность и эластичность всех движений, гармоничное сочетание движений ног, рук и подтянутого корпуса — вот характерные особенности этого танца. В сценическом варианте краковяка участвует любое количество пар. Может танцевать даже одна пара.
Мы даем описание танца на шесть пар.
Музыка танца и костюмы исполнителей народные.
Костюм девочки.
Пестрая ситцевая юбка до колеи. Белый прозрачный фартук, украшенный белой вышивкой. Белая кофта с длинными рукавами и рюшками (оборками) у ворота и на рукавах. На шее — бусы. Красная корсетка, расшитая цветными полосками. Волосы заплетены в косы. На голове — венок (кокошником) с лентами. На ногах — светлые чулки и черные ботинки с красными шнурками.
Костюм мальчика.
Полосатые штаны (полоски белые и красные), заправленные в черные сапожки. Белая рубашка с широкими рукавами на обшлагах. Длинная безрукавка, подпоясанная широким тканым кушаком. На голове— красная шапочка (конфедератка) с темно-зеленым ободком, на котором сбоку — кокарда с лентами и павлиньими перьями.
Краковяк. Польский танец для детей. Ноты. нажмите
Описание движений после танца.
ОПИСАНИЕ ТАНЦА
Танцующие становятся парами за кулисами в правом верхнем углу. В каждой паре девочка — справа от мальчика. Они стоят лицом друг к другу. Мальчик кладет правую руку на талию девочки, левую — себе на бедро. Девочка левую руку кладет на правое плечо мальчика, а правую — себе на бедро (рис. 1).
Рис. 1
Первая фигура
Исполняются 1 — 16-й такты музыки.
На 1—8-й такты пары в позе, показанной на рисунке 1, стремительно бегут из правого верхнего угла по диагонали к левому нижнему углу (рис. 2), исполняя движение № 1 (девочка — с правой ноги, мальчик — с левой).
Рис. 2
На 9—16-й такты пары в той же позе и тем же движением бегут по кругу против хода часовой стрелки (см. линию пунктиром на рисунке 2) и к концу 16-го такта образуют ровный круг.
Вторая фигура
Музыка исполняется сначала.
На 1—3-й такты пары, повернувшись лицом против хода часовой стрелки (рис. 3), исполняют движение № 2 вперед (девочка начинает с правой ноги, мальчик — с левой).
Рис. 3
На 4-й такт все исполняют движение № 3, при этом каждая девочка, сняв левую руку с плеча мальчика, поворачивается на 180 градусов влево (лицом к мальчику).
На 5—8-й такты танцующие каждой пары, взявшись под правые руки, а левые положив себе на бедро, стремительно кружатся на месте по ходу часовой стрелки, исполняя движение № 4 (начинают с правой ноги). При этом танцующие каждой пары поворачивают голову к правому плечу, корпус отклоняют влево и смотрят друг на друга (спина должна быть прямой, даже чуть прогнутой назад), как показано на рисунке 4.
Рис. 4
В конце 8-го такта, заканчивая вращение, девочка и мальчик каждой пары становятся лицом друг к другу, боком к центру (девочка — правым, мальчик — левым), как показано на рисунке 5.
Рис. 5
На 9—10-й такты танцующие исполняют движение № 5 о правой ноги вправо (таким образом девочки двигаются к центру круга, а мальчики — от центра круга).
На 11—12-й такты танцующие возвращаются на свои места, исполняя движение № 5 влево.
На 13—16-й такты танцующие каждой пары берутся за обе руки и кружатся на месте по ходу часовой стрелки движением № 4 (начинают с левой ноги). В конце 16-го такта в каждой паре девочка разъединяет правую руку с левой рукой мальчика, все поворачиваются лицом к центру, образуя общий круг (рис. 6), и становятся в позу, показанную на рисунке 7.
Рис. 6
Рис. 7
Третья фигура
Музыка исполняется сначала.
На 1—2-й такты танцующие в позе, показанной на рисунке 7, двигаются по кругу против хода часовой стрелки, исполняя движение № 1 с правой ноги вправо. На последнюю четверть 2-го такта танцующие, не останавливаясь, поворачиваются на 180 градусов вправо (спиной к центру круга) и меняют положение рук и корпуса (левую руку кладут себе на бедро, правую руку поднимают по диагонали вверх — вправо, корпус отклоняют вправо, голову поворачивают к левому плечу).
На 3—4-й такты танцующие, продолжая двигаться по кругу против хода часовой стрелки, исполняют движение № 1 с левой ноги влево. На последнюю четверть 4-го такта танцующие, не останавливаясь, делают поворот на 180 градусов влево (лицом к центру круга) и кладут правую руку также себе на бедро.
На 5—6-й такты все исполняют на месте движение № б сначала с правой, потом с левой ноги.
На 7-й такт все, стоя на месте, хлопают в ладоши на каждую четверть такта и одновременно двумя простыми шагами поворачиваются вправо на 360 градусов.
На 8-й такт все, стоя лицом к центру круга и положив руки себе на бедра, исполняют «притоп» (движение № 7).
На 9—10-й такты все, взявшись за руки, исполняют движение № 5 с правой ноги.
На 11-й такт все, держась за руки и слегка повернувшись вправо, делают два простых шага по кругу против хода часовой стрелки.
На 12-й такт все, держась за руки и исполняя движение № 7, поворачиваются лицом к центру круга.
На 13—16-й такты повторяются движения, исполненные на
9—12-й такты. На последний (16-й) такт девочки, исполняя «притоп», разъединяют руки, выбегают к центру круга и, взявшись за руки, образуют второй (внутренний) круг. Мальчики также берутся за руки, образуя наружный круг.
Четвертая фигура
Музыка исполняется сначала.
На 1—3-й такты девочки, держась за руки, движением № 1 (с левой ноги влево) бегут по кругу по ходу часовой стрелки. Одновременно мальчики, держась за руки, тем же движением, но с правой ноги вправо бегут по кругу против хода часовой стрелки.
На 4-й такт все исполняют движение № 3.
На 5—6-й такты девочки и мальчики, разъединив руки и положив их себе на бедра, исполняют движение № 6, одновременно поворачиваясь вправо на 360 градусов.
На 7—8-й такты все, оказавшись лицом к центру круга, хлопают в ладоши на каждую четверть такта.
На 9—12-й такты танцующие каждого круга берутся за руки и движением № 2 (девочки начинают с правой ноги, мальчики — с левой) бегут по кругу: девочки — против хода часовой стрелки, мальчики — по ходу часовой стрелки. К концу 12-го такта танцующие каждой пары добегают друг до друга.
На 13—16-й такты все разъединяют руки, каждая девочка поворачивается лицом к мальчику — своему партнеру, подает ему правую руку, и оба в позе, показанной на рисунке 8, обходят друг друга движением № 2. В конце 16-го такта пары становятся лицом против хода часовой стрелки, в позу, показанную на рисунке 3.
Рис. 8
Пятая фигура
Музыка исполняется сначала.
На 1—8-й такты пары в позе, показанной на рисунке 3, движением № 4, начиная с правой ноги, идут по кругу, а затем по середине сцены через центр (рис. 9).
Рис. 9
На 9—16-й такты танцующие каждой пары, дойдя до авансцены, расходятся: девочка уходит влево и на прощанье слегка наклоняет голову в сторону мальчика, мальчик, прощаясь с девочкой, также слегка поклонившись, уходит вправо. Все движутся подскоками (движение № 4) мимо кулис к заднику сцены (рис. 10).
Рис. 10
Шестая фигура
Музыка исполняется сначала.
На 1—8-й такты девочки и мальчики, встречаясь у середины задника сцены, становятся парами в позу, показанную на рисунке 3, движением № 4 идут до авансцены, затем расходятся попеременно: пара — вправо, пара — влево, и идут мимо кулис движением № 1 (девочки — с правой ноги, мальчики — с левой) в позе, показанной на рисунке 1.
На 9—16-й такты две колонны пар встречаются у середины задника сцены, и сейчас же пары, идущие с левой стороны, разъединяют руки и двигаются тем же движением и в том же направлении, держа руки на бедрах. В образовавшийся проход двигаются пары, идущие с правой стороны сцены (рис. 11). Затем все пары в той же позе (рис. 1), тем же движением направляются к авансцене, выравнивая круг (рис. 12).
В конце 16-го такта пары делают поворот на месте и становятся лицом к центру круга.
Рис. 11
Рис. 12
Седьмая фигура
Музыка исполняется сначала.
На 1—2-й такты мальчики выходят простыми шагами вперед, девочки стоят на месте.
На 3—4-й такты мальчики берутся за руки, образуя широкий круг. Девочки простыми шагами подходят к мальчикам, каждая становится слева от своего партнера и обе руки кладет на соединенные руки мальчиков (рис. 13). Эта фигура называется «зубчатое колесо».
Рис. 13
На 5—7-й такты все бегут по кругу против хода часовой стрелки, исполняя движение № 1 с правой ноги; при этом мальчики должны держать руки чуть ниже плеч, прямыми, натянутыми, во время движения не опускать их и не размахивать ими.
На 8-й такт все исполняют движение № 3 в том же направлении. При этом девочки поворачиваются направо, правые руки снимают с рук мальчиков и раскрывают их вправо (рис. 14). Мальчики слегка поворачивают корпус вправо. Эта фигура называется «карусель».
Рис. 14
На 9—16-н такты все движением № 2 (начиная с правой ноги) стремительно бегут по кругу против хода часовой стрелки. В конце 16-го такта каждый мальчик разъединяет правую руку со своим соседом, поворачивается налево и становится с девочкой — своей партнершей в позу, показанную на рисунке 3.
Восьмая фигура
Музыка исполняется сначала.
На 1—4-й такты пары двигаются по кругу против хода часовой стрелки движением № 4 (начиная с правой ноги), при этом мальчики образуют «звезду», соединяя левые руки (рис. 15). В конце 4-го такта мальчики разъединяют левые руки.
Рис. 15
На 5—7-й такты танцующие каждой пары берутся за обе руки (рис. 16) и подскоками (движение № 4) кружатся на месте по ходу часовой стрелки.
На 8-й такт пары, исполняя движение № 3, становятся лицом по кругу в позу, показанную на рисунке 17.
Рис. 16
Рис. 17
На 9—12-й такты танцующие парами бегут по кругу против хода часовой стрелки, исполняя движение № 2 (девочки начинают с правой ноги, мальчики — с левой).
На 13—16-й такты пары в той же позе исполняют на месте два раза движение № 8. В конце 16-го такта пары поворачиваются лицом к центру сцены, и все берутся за руки, образуя один круг.
Девятая фигура
Музыка исполняется сначала.
На 1—8-й такты танцующие, исполняя движение № 4, двигаются по спирали к центру круга (рис. 18). Спираль заводит ведущая девочка.
Рис. 18
На 9—16-й такты танцующие идут за ведущей девочкой в обратном направлении — спираль раскручивается (см. пунктирную линию на рисунке 18), проходят по авансцене лицом к зрителям- и скрываются за левыми кулисами (рис. 19).
Рис. 19
ОПИСАНИЕ ДВИЖЕНИЙ
Движение № 1
«Галоп»
Исполняется на один такт музыки. Счет 2/4. Исходное положение — естественная позиция ног.
а) Движение с правой ноги вправо.
На счет «раз» (первая восьмая такта) сделать небольшой шаг вправо на полупальцы правой ноги.
На счет «и» (вторая восьмая такта) левую ногу приставить на низкие полупальцы к правой ноге в естественную позицию.
На счет «два-и» (третья и четвертая восьмые такта) повторяются движения, исполненные на счет «раз-и».
Затем движение исполняется сначала. Таким образом танцующие продвигаются вправо.
б) Движение с левой ноги влево.
На счет «раз» (первая восьмая такта) сделать небольшой шаг влево на полупальцы левой ноги.
На счет «и» (вторая восьмая такта) правую ногу приставить на низкие полупальцы к левой ноге в естественную позицию.
На счет «два-и» (третья и четвертая восьмые такта) повторяются движения, исполненные на счет «раз-и».
Затем движение исполняется сначала. Таким образом танцующие продвигаются влево.
Это движение исполняется легко и стремительно, в характере легких прыжков. Девочка танцует на высоких полупальцах (не напрягая ступни), мальчик — на низких полупальцах.
Движение №2
«Основной ход»
Исполняется на один такт музыки. Счет 2/4. Исходное положение — естественная позиция ног.
а) Движение с правой ноги.
На счет «раз» (первая восьмая такта) сделать шаг вперед на полупальцах правой ноги.
На счет «и» (вторая восьмая такта) левую ногу подставить на полупальцы к правой ноге.
На счет «два-и» (третья и четвертая восьмые такта) сделать подскок вперед на правой ноге, левую ногу отделить от пола и свободно перенести по воздуху вперед.
Затем движение исполняется с левой ноги.
б) Движение с левой ноги.
На счет «раз» (первая восьмая такта) сделать шаг вперед на полупальцы левой ноги.
На счет «и» (вторая восьмая такта) правую ногу подставить на полупальцы к левой ноге.
На счет «два-и» (третья и четвертая восьмые такта) сделать подскок вперед на левой ноге, правую ногу отделить от пола и свободно перенести по воздуху вперед.
Затем движение исполняется с правой ноги.
Движение №3
«Прыжок»
Исполняется на один такт музыки. Счет 2/4. Исходное положение — естественная позиция ног.
Из-за такта чуть заметно присесть на обеих ногах и слегка подпрыгнуть вверх.
На счет «раз» (первая четверть такта) приземлиться на обе ноги в естественной позиции, смягчив движение чуть заметным приседанием.
На счет «два» (вторая четверть такта) подняться из приседания в исходное положение.
Движение №4
«Подскоки»
Исполняется на один такт музыки. Счет 2/4. Исходное положение — естественная позиция ног.
а) Движение с правой ноги.
На счет «раз-и» (первая и вторая восьмые такта) сделать шаг вперед правой ногой и подскочить на ней. Левую ногу слегка отделить от пола и свободно перенести вперед.
На счет «два-и» (третья и четвертая восьмые такта) сделать шаг вперед левой ногой и подскочить на ней. Правую ногу слегка отделить от пола и свободно перенести вперед.
Затем движение исполняется сначала.
б) Движение с левой ноги.
Исполняется так же, но сначала нужно сделать шаг и подскочить на левой ноге, потом на правой.
Затем движение исполняется сначала.
Движение исполняется легко и стремительно. Подскоки делаются на полупальцах.
Движение №5
«Голубец с притопом»
Так называется движение, в котором во время прыжка одна нога ударяет о другую.
Исполняется на два такта музыки. Счет 2/4. Исходное положение — естественная позиция ног, руки на бедрах.
а) Движение с правой ноги.
Из-за такта (на счет «и») правую ногу слегка отделить от пола и отвести вправо, левую руку поднять вверх — влево, голову повернуть к правому плечу, корпус чуть наклонить влево (рис. 7).
1-й такт
На счет «раз-и» (первая и вторая восьмые такта) подпрыгнуть на левой ноге вправо, быстро, легко щелкнуть каблуком (в воздухе) о каблук правой ноги и сейчас же приземлиться на полупальцы левой ноги, а правую ногу отвести вправо.
На счет «два-и» (третья и четвертая восьмые такта) повторить движения, исполненные на счет «раз-и».
2-й такт
На счет «раз» (первая четверть такта) сделать шаг вправо правой ногой, ударив стопой об пол.
На счет «два» (вторая четверть такта) сделать шаг левой ногой вправо (к правой ноге в естественную позицию), ударяя стопой об пол.
б) Движение с левой ноги.
Из-за такта (на счет «и») левую ногу слегка отделить от пола и отвести влево. Правую руку поднять вверх — вправо, голову повернуть к левому плечу, корпус чуть наклонить вправо.
1-й такт
На счет «раз-и» (первая и вторая восьмые такта) подпрыгнуть на правой ноге влево, быстро, легко щелкнуть каблуками в воздухе и сейчас же приземлиться на полупальцы правой ноги, а левую ногу отвести влево.
На счет «два-и» (третья и четвертая восьмые такта) повторить движения, исполненные на счет «раз-и».
2-й такт
На счет «раз» (первая четверть такта) сделать шаг влево левой ногой, ударив стопой об пол.
На счет «два» (вторая четверть такта) сделать шаг правой ногой влево (к левой ноге в естественную позицию), ударив стопой об пол.
Желательно, чтобы «голубец» исполнялся на выпрямленных ногах, тогда движение будет выглядеть более красиво, но, если это сделать трудно, «голубец» можно исполнять со слегка согнутыми коленями. Прыжки в «голубцах» очень невысокие, ноги слегка отделяются от пола. Корпус подтянут, спина прямая.
Движение №6
«Пристукивание каблуком»
Исполняется на два такта музыки. Счет 2/4. Исходное положение — естественная позиция ног.
1-й такт
На счет «раз» (первая четверть такта) пристукнуть об пол каблуком правой ноги, ставя ее вперед — наискосок вправо.
На счет «два» (вторая четверть такта) ударить об пол всей стопой правой ноги, ставя ее рядом с левой ногой в естественную позицию.
2-й такт
На счет «раз» (первая четверть такта) пристукнуть об пол каблуком левой ноги, ставя ее вперед — наискосок влево.
На счет «два» (вторая четверть такта) ударить об пол стопой левой ноги, ставя ее рядом с правой ногой в естественную позицию.
Движение №7
«Тройной притоп»
Исполняется на один такт музыки. Счет 2/4. Исходное положение — естественная позиция ног.
а) Движение с правой ноги.
На счет «раз» (первая восьмая такта) топнуть правой ногой, левую ногу слегка отделить от пола.
На счет «и» (вторая восьмая такта) топнуть левой ногой, правую ногу слегка отделить от пола.
На счет «два» (третья восьмая такта) топнуть правой ногой.
На счет «и» (четвертая восьмая такта) пауза.
б) Движение с левой ноги.
Исполняется так же, но сначала нужно топнуть левой ногой, потом правой ногой и еще раз левой.
Движение №8
«Поворот на месте парой»
Исполняется на два такта музыки. Счет 2/4. Исходное положение показано на рисунке 17.
Танцующие за два такта музыки поворачиваются на 360 градусов. При этом девочка двигается против хода часовой стрелки вокруг мальчика, на счет «раз» каждого такта делая подскок на левой ноге, а на счет «два» — простой шаг вперед правой ногой. Одновременно мальчик поворачивается на месте вслед за девочкой, на счет «раз» делая подскок на месте на правой ноге, а на счет «два» — простой шаг левой ногой назад, за правую ногу, перекрещивая ее.
Во время поворота танцующие смотрят друг на друга. Девочка правой рукой берется за юбочку, растягивая ее в сторону.