На лужайке. Игровой танец для детей
В танце участвует любое четное количество мальчиков и девочек. Они становятся парами (мальчик — с левой стороны) за левой задней кулисой.
Перед началом танца проигрывается вся мелодия музыки (шестнадцать тактов).
Описание движений после описания танца.
На лужайке. Игровой танец для детей. Ноты. Нажмите
ОПИСАНИЕ ТАНЦА
Первая фигура
Исполняются 1 — 16-й такты музыки.
Танцующие появляются из левого заднего угла сцены и бегут «основным украинским ходом» (движение № 1) мимо правых кулис и далее по кругу (против хода часовой стрелки). Девочки при этом растягивают ленты в стороны; мальчики, положив руки на бедра, на каждые два такта меняют позу: на первые два такта идут слева за девочками (рис. 1), на следующие два такта — справа за девочками (рис. 2), затем опять слева, и т. д., как бы догоняя их.
Рис. 1
Рис. 2
Вторая фигура
Музыка начинается сначала.
Продолжая двигаться по кругу, танцующие проделывают следующее.
На 1-2-й такты девочки, положив руки на бедра, идут «основным украинским ходом» вперед; на 3-й такт тем же ходом поворачиваются влево и на 4-й такт исполняют «притоп» (движение № 2), разводя руки в стороны.
Одновременно мальчики на 1—2-й такты идут за девочками «основным украинским ходом»; на 3-й такт быстро поворачиваются вправо, делая один раз простую присядку (движение № 3) с вытягиванием ноги вперед, на 4-й такт, так же как и девочки, исполняют «притоп». Эта комбинация движений исполняется четыре раза. В конце 16-го такта мальчик перегоняет
девочку и становится к ней лицом. Таким образом, получается круг (рис. 3).
Рис. 3
Третья фигура
Музыка начинается сначала.
На 1—3-й такты каждый мальчик и девочка, танцующая с ним в паре, становятся в позу, показанную на рисунке 4, и кружатся на месте (против хода часовой стрелки), исполняя движение № 1.
Рис. 4
На 4-й такт каждая девочка разъединяет руки с мальчиком и пробегает вперед к следующему мальчику. Одновременно все мальчики исполняют «притоп» и, поворачиваясь, встречают девочек, подбегающих к ним.
На 5—7-й такты исполняется то же, что на 1—3-й такты, но пары кружатся в обратную сторону. Мальчики стоят с правой стороны (рис. 5).
Рис. 5
На 8-й такт исполняется то же, что на 4-й такт, и, таким образом, девочки еще продвигаются вперед.
На 9—16-й такты исполняется то же, что на 1—8-й такты.
Четвертая фигура
Музыка начинается сначала.
Все разбегаются и строятся полукругом.
На сцене появляется еще один мальчик. Он выбегает из первой правой кулисы и везет тележку с подсолнухами (рис. 6).
Рис. 6
Мальчик, исполняя «основной украинский ход» (движение № 1), бежит по авансцене, затем мимо левых кулис и приветственно машет рукой своим друзьям. Те также приветственно машут ему руками. Но вот тележка останавливается у середины задника сцены. Все с интересом наблюдают за мальчиком, который как бы говорит: «Подождите-ка, что я сейчас покажу вам!» И вдруг, неожиданно раздвинув подсолнухи, из тележки показывается лукаво взглядывает на ребят: дескать, хорошо ли мы придумали?
Повторяются 1—16-й такты музыки.
Все радостно подбегают к тележке, окружают ее и, приветствуя девочку, машут руками. Мальчик, который вез тележку, помогает девочке выбраться из тележки. Опираясь на его плечи, девочка ловко спрыгивает на пол и весело кружится с мальчиком, взявшись с ним за руки (рис. 7).
Все разбегаются й становятся опять полукругом.
Рис. 7
Пятая фигура
Музыка начинается сначала.
Вновь прибывшие мальчик и девочка (назовем их солистами) становятся рядом на середине сцены и на 1-й такт делают два «голубца» (движение № 4) влево с левой ноги (рис. 8).
Рис. 8
На 2-й такт солисты делают с левой ноги движение № 5.
На 3—4-й такты солисты делают то же, что на 1—2-й такты, но вправо с правой ноги.
Одновременно на 1—4-й такты все остальные танцующие, стоя на месте, на первую четверть каждого такта хлопают в ладоши и топают правой ногой.
На 5—8-й такты исполняется то же, что на 1—2-й такты.
На 9—12-й такты девочка-солистка отбегает назад, давая дорогу мальчику-солисту, который выбегает вперед и, положив руки себе на бедра, исполняет на месте «веревочку» (движение № 6). Все остальные хлопают в ладоши.
На 13—16-й такты мальчик-солист, держа руки на бедрах, поворачивается на месте вправо, исполняя «веревочку». То же самое делают все мальчики на своих местах. Девочки в это время хлопают в ладоши.
Шестая фигура
Музыка начинается сначала.
На 1—2-й такты мальчик-солист делает на месте присядку «ползунок» (движение № 7). Все остальные хлопают в ладоши.
На 3—4-й такты мальчик-солист и все мальчики повторяют ту же присядку. Девочки хлопают в ладоши.
На 5—8-й такты все мальчики продолжают делать ту же присядку. Мальчик-солист на 5-—6-й такты также делает присядку, а на 7-й такт быстро вскакивает и прыжком делает поворот на 360 градусов. На 8-й такт он, хлопая в ладоши, пропускает вперед девочку-солистку — как бы встречает ее.
Все девочки хлопают в ладоши.
На 9—12-й такты девочка-солистка исполняет на авансцене движение № 8 с правой, а затем с левой ноги. Все хлопают в ладоши.
На 13—16-й такты девочка-солистка и все девочки исполняют на месте то же, что на 9—12-й такты.
Мальчики хлопают в ладоши.
Седьмая фигура
Музыка начинается сначала.
На 1—8-й такты мальчик-солист исполняет присядку «ножницы» (движение № 9). Девочка-солистка, разведя руки в стороны, бежит вокруг мальчика-солиста движением № 1. Все остальные танцующие, хлопая в ладоши, подходят к ним.
На 9—16-й такты мальчик и девочка — солисты исполняют «крутку» (движение № 10) сначала вправо, потом влево.
Остальные хлопают в ладоши и постепенно перестраиваются в круг, как показано на рисунке 9.
Рис. 9
Восьмая фигура
Музыка начинается сначала.
На 1—12-й такты мальчики исполняют «присядку с поджатыми ногами» (движение № 11). Девочки парами соединяют руки «воротцами» и, растягивая свободной рукой ленты в стороны, бегут вперед по кругу (против хода часовой стрелки) «основным украинским ходом» (рис. 10).
Рис. 10
Одновременно девочка-солистка бежит вокруг мальчика-солиста «основным украинским ходом», а мальчик-солист в центре круга исполняет следующее. На «раз» (первая четверть 1-го такта) делает прыжок вверх и хлопает по ступне левой ноги, сгибая ее сзади корпуса (рис. 11).
Рис. 11
На «два» (вторая четверть 1-го такта) прыжком опускает ногу во вторую позицию (рис. 12).
Рис. 12
На первую четверть 2-го такта делает прыжок вверх и хлопает по ступне правой ноги, сгибая ее впереди корпуса (рис. 13). На вторую четверть 2-го такта прыжком опускает ногу во вторую позицию. Эта комбинация движений исполняется шесть раз.
Рис. 13
На 13—16-й такты все разбегаются и становятся полукругом. Солисты находятся в центре полукруга.
Девятая фигура
Музыка начинается сначала.
На 1—16-й такты все, стоя полукругом, берутся за руки, поднимают их вверх и на месте исполняют движение № 5. С обоих концов полукруга на авансцену выбегают (движением № 1) по одному танцующему, поворачиваются спиной к зрителям, берутся, как показано на рисунке 14 (мальчик правую руку кладет на талию девочки, а левой рукой берет ее левую руку и вытягивает влево; девочка правую руку кладет на бедро), бегут в глубину сцены, пробегают под руками мальчика и девочки—солистов (стоящих в середине полукруга) и направляются к левой задней кулисе.
Так проделывают все танцующие, постепенно отделяясь от полукруга и выбегая пара за парой к левой задней кулисе.
Рис. 14
Десятая фигура
Музыка начинается сначала.
Пара за парой бегут танцующие (движением № 1) мимо левых кулис по авансцене, мимо правых кулис, мимо задника сцены и наконец убегают со сцены за левую кулису (рис. 15).
Рис. 15
Замыкают всю группу танцующих мальчик и девочка — солисты. Девочка сидит в тележке и, повернувшись лицом к зрителям, машет им обеими руками (рис. 16). Мальчик везет тележку, идя следом за последней парой, и скрывается также за левой кулисой.
Рис. 16
ОПИСАНИЕ ДВИЖЕНИЙ
Движение № 1
«Основной украинский ход» («Бигунец»)
Исполняется на два такта музыки. Счет 2/4. Исходное положение — шестая позиция ног.
Из-за такта чуть-чуть согнуть колено левой ноги, правую ногу отделить от пола и вынести вперед.
1-й такт
На счет «раз» (первая восьмая такта) сделать легкий шаг-прыжок вперед на всю ступню правой ноги (колено чуть-чуть согнуть). Левую ногу, слегка отделив от пола, вынести вперед.
На счет «и» (вторая восьмая такта) сделать небольшой шаг вперед на низкие полупальцы левой ноги. Правую ногу чуть отделить от пола и вынести вперед.
На счет «два-и» (третья и четвертая восьмые такта) сделать небольшой шаг вперед на низкие полупальцы правой ноги. Левую ногу чуть отделить от пола и вынести вперед.
2-й такт
На счет «раз» (первая восьмая такта) сделать легкий шаг-прыжок вперед на всю ступню левой ноги (колено чуть-чуть согнуть). Правую ногу, слегка отделив от пола, вынести вперед.
На счет «и» (вторая восьмая такта) сделать небольшой шаг вперед на низкие полупальцы правой ноги. Левую ногу чуть отделить от пола и вынести вперед.
На счет «два-и» (третья и четвертая восьмые такта) сделать небольшой шаг вперед на низкие полупальцы левой ноги. Правую ногу чуть отделить от пола и вынести вперед.
Затем движение повторяется (со счета «раз» 1-го такта). «Бигунец» исполняется очень легко и стремительно. Танцующий как бы летит вперед, едва касаясь пола. Первый шаг довольно длинный, следующие два шага короткие.
Движение № 2
«Притоп»
Исполняется на один такт музыки. Счет 2/4. Исходное положение — шестая позиция ног.
а) Движение с правой ноги.
На счет «раз» (первая восьмая такта) легко перескочить на месте с левой ноги на правую с ударом стопой об пол. Левую-ногу слегка отделить от пола, согнув в колене.
На счет «и» (вторая восьмая такта) топнуть левой ногой, ставя ее рядом с правой. Правую ногу слегка отделить от пола.
На счет «два» (третья восьмая такта) топнуть правой ногой,, ставя ее рядом с левой.
На счет «и» (четвертая восьмая такта) пауза.
б) Движение с левой ноги.
Исполняется так же, но с другой ноги (перескок на левую,, затем топнуть правой и левой ногой).
Движение № 3
«Присядка с вытягиванием ноги вперед» исполняется так. же, как в русском танце (см. движение № 3 здесь → Тимоня. Русский хороводный танец для детей).
Движение № 4
«Голубцы»
Что такое голубец описано здесь → Краковяк. Польский танец для детей
Исполняется на один такт музыки. Счет 2/4. Исходное положение — шестая позиция ног.
а) Движение вправо.
Из-за такта правую ногу отвести в правую сторону с опущенным носком, слегка присесть на левой ноге.
На счет «раз» (первая восьмая такта), продвигаясь вправо, сделать небольшой прыжок на левой ноге, ударяя в воздухе стопами обеих ног (левая нога подбивает правую, удар делается внутренней стороной стопы).
На счет «и» (вторая восьмая такта) приземлиться на левую логу, слегка приседая на ней, правую ногу оставить вытянутой вправо (положение из-за такта).
На счет «два-и» (третья и четвертая восьмые такта) то же, что на счет «раз-и».
б) Движение влево.
Исполняется так же, но с другой ноги и продвигаясь влево.
Исполняя «голубцы», корпус нужно слегка наклонить в сторону, обратную направлению движения. При исполнении «голубцов» вправо правую руку нужно положить на пояс, а левую вытянуть по диагонали вверх, голову повернуть вправо. При исполнении «голубцов» влево левую руку нужно положить на пояс, а правую руку вытянуть по диагонали вверх, голову повернуть влево (рис. 8).
Движение № 5
«Тынок»
Исполняется на один такт музыки. Счет 2/4.
а) Движение с правой ноги.
Исходное положение — третья позиция ног, правая — впереди.
Из-за такта слегка присесть на левой ноге, правую ногу вытянуть немного вперед, а потом по дуге вправо.
На счет «раз» (первая восьмая такта) перескочить на правую ногу, чуть приседая на ней. Левую ногу отделить от пола и вынести вперед.
На счет «и» (вторая восьмая такта) переступить на полупальцы левой ноги, ставя ее впереди правой ноги (перекрещивая ее), правую ногу чуть отделить от пола.
На счет «два» (третья восьмая такта) переступить на ступню правой ноги, ставя ее сзади левой и слегка сгибая в колене.
На счет «и» (четвертая восьмая такта) левую ногу вытянуть немного вперед, а потом по дуге влево.
б) Движение с левой ноги.
Исполняется так же, но перескочить нужно влево на левую ногу, правую вынести вперед, переступить на нее, затем переступить на левую ногу.
Движение № 6
«Веревочка»
Исполняется на один такт музыки. Счет 2/4. Исходное положение — третья позиция ног, правая — впереди.
Из-за такта слегка проскользнуть на низких полупальцах левой ноги вперед. Правую ногу, чуть согнутую в колене, отделить от пола и перевести назад за левую ногу.
На счет «раз» (первая восьмая такта) переступить на низкие полупальцы правой ноги, ставя ее сзади левой ноги в третью позицию. Левую ногу чуть отделить от пола.
На счет «и» (вторая восьмая такта) слегка проскользнуть вперед на низких полупальцах правой ноги. Левую ногу приподнять и, согнув в колене, перевести назад за правую ногу.
На счет «два» (третья восьмая такта), переступить на низкие полупальцы левой ноги, ставя ее сзади правой ноги в третью позицию. Правую ногу чуть отделить от пола.
На счет «и» (четвертая восьмая такта) повторить движение, исполнявшееся из-за такта.
Затем движение исполняется сначала (со счета «раз»).
Движение № 7
«Присядка «ползунок»
Исполняется на один такт музыки. Счет 2/4. Исходное положение— полное приседание на обе ноги (в естественной позиции). Руки на бедрах или разведены в стороны.
На счет «раз» (первая четверть такта) одновременно с коротким подскоком на правой ноге левую ногу броском вытянуть вперед в воздух.
На счет «два» (вторая четверть такта) перескочить с правой ноги на левую, поменяв положение ног (левую ногу вернуть в исходное положение, а правую — вытянуть вперед).
Затем движение исполняется сначала.
Движение № 8
«Вихилясник»
Исполняется на два такта музыки. Счет 2/4. Исходное положение - шестая позиция ног. Правая рука — на поясе, левая — положена на затылок.
а) Движение с правой ноги.
1-й такт
На счет «раз» (первая восьмая такта) сделать прыжок на левой ноге, правую ногу отделить от пола и повернуть коленом внутрь (к левой ноге). Одновременно повернуться влево (правым плечом вперед).
На счет «и» (вторая восьмая такта), оставаясь в том же положении, правую ногу опустить на пол на носок.
На счет «два» (третья восьмая такта) сделать второй прыжочек на левой ноге, правую ногу отделить от пола и повернуть коленом наружу (вправо). Одновременно корпус повернуть в исходное положение.
На счет «и» (четвертая восьмая такта), оставаясь в том же положении, правую ногу поставить на пол на каблук.
2-й такт
На счет «раз» (первая четверть такта) сделать третий прыжок на левой ноге. Правую ногу отделить от пола и, согнув в колене, подвести к щиколотке левой ноги (перекрещивая ее).
На счет «два» (вторая четверть такта) сделать четвертый прыжок на левой ноге, правую ногу вытянуть в воздух вперед— вправо.
б) Движение с левой ноги.
Исполняется так же, но прыжки нужно делать на правой ноге, левую поставить в сторону на носок, потом на каблук, подвести по воздуху к щиколотке правой ноги и вытянуть вперед — влево. Положение рук при этом: левая рука — на поясе, правая положена на затылок.
Движение № 9
«Присядка «ножницы»
Исполняется на два такта музыки. Счет 2/4.
Исходное положение — естественная позиция ног.
1-й такт
На счет «раз» (первая четверть такта) прыжком опуститься в полное приседание на низкие полупальцы обеих ног.
На счет «два» (вторая четверть такта) прыжком подняться из приседания и встать: на каблук правой ноги (поставив ее накрест перед левой ногой) и носок левой ноги (поставив ее вправо, перекрещивая сзади правую ногу). Одновременно слегка повернуться влево.
2-й такт
На счет «раз» (первая четверть такта), повернувшись лицом к зрителям, с прыжка опуститься снова в полное приседание на низкие полупальцы обеих ног.
На счет «два» (вторая четверть такта) прыжком подняться из приседания и встать: на каблук левой ноги (поставив ее накрест перед правой ногой) и носок правой ноги (поставив ее влево, сзади левой ноги, перекрещивая ее). Одновременно слегка повернуться вправо.
Движение № 10
«Крутка»
Исполняется парами. Танцующие в каждой паре берутся под правые руки (левые кладут себе на пояс, девочка может положить левую руку себе на затылок) и движением № 1 стремительно кружатся на месте по ходу часовой стрелки.
Если танцующие кружатся против хода часовой стрелки, то они держатся под левые руки. Девочка кладет правую руку себе на затылок, мальчик кладет правую руку себе на пояс.
Движение № 11
«Присядка с поджатыми ногами»
Исполняется на два такта музыки. Счет 2/4.
Исходное положение — естественная позиция ног. Руки на бедрах.
1-й такт
На счет «раз» (первая четверть такта) с прыжка опуститься в полное приседание на низкие полупальцы обеих ног.
На счет «два» (вторая четверть такта) подпрыгнуть вверх и ноги поджать под себя, перекрещивая их так, чтобы правая была впереди левой.
2-й такт
То же, что на 1-й такт, но при прыжке вверх перекрестить ноги так, чтобы левая нога была впереди правой.