Игра-занятие «Симфонический оркестр». 5-6 лет
Игра-занятие «Симфонический оркестр». 5-6 лет
Цель: учить классифицировать по группам инструменты симфонического оркестра.
Игровой материал: Коврик размером 150 х 150 см, сшитый из разноцветного материала разной геометрической формы. Набор карточек с изображением инструментов симфонического оркестра.
Рекомендуемые музыкальные произведения:
- скрипка — П.И. Чайковский. «Лебединое озеро» (фрагмент); виолончель— Л. Боккерини. «Менуэт»; контрабас — К. Сенс-Санс. «Слон»; флейта — И.-С. Бах «Шутка»;
- кларнет — В.А. Моцарт. Концерт для кларнета с оркестром, фрагмент 1-й части;
- гобой — И.-С. Бах. Концерт для гобоя с оркестром, 1-я часть;
- фагот — П.И. Чайковский. «Щелкунчик» (Китайский танец); арфа — П.И. Чайковский. «Лебединое озеро», фрагмент; литавры — Э. Григ. Концерт для фортепиано с оркестром, 1-я часть;
- ксилофон, колокола —Ж. Бизе — Р. Щедрин. «Кармен-сюита», фрагмент;
- тарелки — Э. Григ. «Шествие гномов».
Ход занятия
В гости к детям приходит Фея Музыки.
Фея Музыки: Ребята, в моем музыкальном королевстве случилась беда — Госпожа Фальшь поссорила между собой все инструменты. Инструменты перемешались в оркестре, а место музыки занял хаос. Нужно помирить инструменты, навести порядок в оркестре, чтобы настала гармония и снова стройно и слаженно звучала музыка.
Дети: Как же тебе помочь, Фея Музыки?
Фея Музыки: Вам нужно распределить все инструменты по группам симфонического оркестра. Оркестр — это общий дом всех инструментов, у каждой группы симфонического оркестра есть свое место в этом доме. Какие вы знаете группы инструментов симфонического оркестра?
Дети: Ударные, духовые и струнные.
Фея Музыки: Вот вам карточки — найдите среди них инструменты струнно-смычковой группы и назовите их.
Дети: Скрипки, виолончель и контрабас.
Фея Музыки: Что у них общего?
Дети: Звук извлекают с помощью смычка, и по форме они похожи друг на друга.
Фея Музыки: Давайте на нашем коврике (панно, фланелеграф, доска и т.д.) расположим инструменты струнно-смычковой группы.
Дети выполняют задание — выкладывают на коврике инструменты в соответствии с их расположением в оркестре, слушают фрагменты произведений с солированием скрипки, виолончели, контрабаса.
Фея Музыки: В следующей группе инструментов есть деревянные и медные. Назовите деревянные духовые инструменты.
Дети: Флейта, кларнет, фагот, гобой.
Фея Музыки: Найдите среди карточек медные духовые инструменты и расположите группу духовых на нашем коврике в соответствии с их расположением в оркестре.
Дети выполняют задание, слушают музыку, определяют тембр инструмента.
Фея Музыки: В сказке «О царе Салтане» А.С. Пушкина есть такие строки:
Пушки с пристани палят,
Кораблям пристать велят
Какой музыкальный инструмент симфонического оркестра может изобразить громкий, пронзительный пушечный выстрел?
Дети: Литавры.
Фея Музыки: Правильно вы назвали инструмент и вспомнили его громогласный голос — этот инструмент относится к ударной группе. Все инструменты этой группы объединяет то, что звук извлекается путем удара: по натянутой коже, дереву или металлу. Какие ударные инструменты вызнаете?
Дети: Бубен, тарелки, барабан, колокольчики, колокола, ксилофон.
Фея Музыки: Давайте вместе разместим инструменты этой группы на коврике так, как они располагаются в оркестре.
Дети совместно с педагогом выполняют задание, слушают музыку, подбирают слова-образы, характеризующие тембр инструментов.
Фея Музыки: Может, вы знаете, как называется инструмент симфонического оркестра, который располагается рядом с ударной группой и похож на золотой парус?
У этого инструмента большое количество струн, и под быстрыми пальцами музыканта рождаются потоки струящихся пассажей.
Дети: Это арфа.
Фея Музыки: Прозрачно-легкий тембр арфы украшает звучание симфонического оркестра. Наконец все инструменты заняли свои места, но кого еще не хватает, чтобы оркестр стройно зазвучал?
Дети: Дирижера.
Фея Музыки: Совершенно верно. Поднимет он дирижерскую палочку, ударит легонько о подставку для нот, и... в оркестре воцарится мертвая тишина. Взмахнет палочкой — и все инструменты заиграют слаженно и стройно.
Звучит симфоническая музыка в исполнении оркестра.
Фея Музыки: Как стройно и красиво звучит музыка! Я вам, ребята, очень благодарна, что вы помогли воссоздать гармонию в моем королевстве, но мое время истекло, и мне пора возвращаться в королевство музыки.
Игровое упражнения можно дополнить заданиями: имитировать игру на каком-либо инструменте симфонического оркестра.