Меню
  • Главная
  • Музыка
    • Слушать музыку
    • Ноты
    • Музыкальные занятия
  • Поделки
  • Игры для детей
    • Подвижные игры на воздухе
    • Подвижные игры в помещении
    • Ребусы
    • Головоломки
    • Настольные игры
    • Викторины
    • Экологические игры
    • Развивающие игры
    • Кроссворды
  • Сценарии
    • Сценарии для дошкольников
    • Сценарии для школьников
    • Сценарии к 8 марта и ко Дню Матери
    • Сценарии к 23 февраля, 9 мая и на военную тему
    • Сценарии к Новому году, Рождеству и на Масленицу
    • Сценарии ко Дню Рождения
    • Осенние праздники
  • Загадки. Стихи
    • Стихи
    • Потешки, колыбельные
    • Загадки
    • Хочу все знать
  • Раскраски и рисунки
    • Раскраски
    • Рисование
  • Сказки
    • Азиатские сказки
    • Американские сказки
    • Русские сказки
    • Сказки народов России
    • Сказки народов Австралии и Океании
    • Сказки народов Европы
    • Сказки народов Ближнего и Среднего Востока
    • Сказки стран Африки
  • Статьи
  • Библиотека школьника
МЕНЮ
Мир детей Сайт для детей и родителей
  1. Вы здесь:  
  2. Главная
  3. Музыка
  4. Музыкальные занятия
  5. Игра-занятие «Сказка в музыке». 5-6 лет

Игра-занятие «Сказка в музыке». 5-6 лет

Задачи:

  • развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, побуждать детей высказываться о характере музыкальных произведений;
  • учить различать средства музыкальной выразительности, сравнивая контрастные по характеру произведения;
  • учить передавать характер музыкального образа в движениях и оркестровке.

Музыкальный материал:

  • П.И. Чайковский. Балет «Щелкунчик» — Фея Драже;
  • П.И. Чайковский. «Детский альбом» — Баба Яга.

Музыкальные инструменты и оборудование: ложки, треугольники, барабаны, металлофоны, колокольчики, бубен.

Разноцветные легкие шарфы.

Ход занятия

Музыкальный руководитель: Ребята, все вы любите сказки — веселые и добрые, с чудесами и волшебством. Музыка тоже может рассказать сказку: и о прекрасной фее, злом колдуне, уродливом гноме — но ее язык особенный, она рассказывает не словами, а звуками: то ласковыми, таинственными, то грозными и тревожными.

В одном сказочном Королевстве Сластей, где можно встретить человечков из сахара и шоколада, проплыть в золотой скорлупе по апельсиновому ручью, жила конфетная фея по имени Драже. Послушайте музыку, которая рассказывает о Фее Драже.

Звучит тема Феи Драже из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик».

Музыкальный руководитель: Расскажите о музыке, которая нам поведала о Фее Драже.

Дети: Музыка сказочная, серебристая, сверкающая, нежная, таинственная.

Музыкальный руководитель: Нарисуйте, пожалуйста, словами портрет Феи Драже.

Дети: Фея Драже — маленькая, хрупкая, в разноцветном платье, голос у нее тоненький, она постоянно разбрасывает свои сладости-угощенья.

Музыкальный руководитель: Почему вы так решили?

Дети: Потому что музыка звучит высоко, легко, вся переливается, и как будто рассыпаются горошины драже.

Музыкальный руководитель: Верно, музыка звучала в высоком регистре, легко, изящно. Но вот сама Фея появилась не сразу — во вступлении действительно слышались переливчатые мелодии, как будто открываются двери волшебного сказочного дворца и рассыпаются разноцветные горошины. Давайте послушаем еще раз вступление и подумаем, какие инструменты могут передать эту сказочную картину.

Дети слушают фрагмент из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик» — вступление к теме Феи Драже.

Дети: Эту музыку можно украсить звучанием треугольника, колокольчиков, металлофона, потому что звук этих инструментов серебристый.

Дети, слушая музыку, оркеструют фрагмент темы  Феи Драже.

Музыкальный руководитель: Звучание ваших инструментов было легким, и все вокруг засверкало, заискрилось разноцветными красками. А вот послушайте — появляется сама Фея Драже и исполняет свой танец. Какой он?

Дети слушают тему Феи Драже из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик».

Дети: Он красивый, легкий, изящный.

Музыкальный руководитель: У меня есть подарок от Феи Драже — эти разноцветные шарфы. С помощью иолшебных шарфов я превращу девочек в добрых фей, а мальчики будут придворными музыкантами. Давайте перенесемся в это сказочное Королевство Сластей.

Педагог предлагает девочкам импровизировать танец Феи Драже, а мальчикам оркестровать звучание музыки.

Музыкальный руководитель: Вы были изящными и восхитительными феями, а мальчики помогли вам создать этот сказочный образ. Я открою вам маленький секрет: есть еще один инструмент, который имеет очень интересное название — челеста. Звучание этого инструмента волшебно и сказочно. Его привез в Россию Петр Ильич Чайковский — композитор, который сочинил танец Феи Драже для челесты. Именно этот инструмент мы слышали с вами в звучащей музыке.

Наша сказка продолжается. Недалеко от Королевства Сластей в темном, дремучем лесу жила Баба Яга. Она очень завидовала Фее Драже и злилась на нее. А вот и сама Баба Яга к нам пожаловала.

Звучит, пьеса «Баба Яга» из «Детского альбома» П.И. Чайковского.

Музыкальный руководитель: Какой вы представляете Бабу Ягу?

Дети: Она страшная, сердитая и злая.

Музыкальный руководитель: Действительно, музыка звучит тревожно, сердито, она колючая, быстрая. Это Баба Яга ковыляет, опираясь на клюку. Затем она садится в ступу и взлетает над дремучим лесом. Давайте изобразим Бабу Ягу.

Дети передают характер музыки с помощью образных движений.

Музыкальный руководитель: Эту выразительную музыку написал тоже композитор П.И. Чайковский, и ее звуки помогли вам представить и изобразить в движениях сказочного героя.

Сказка наша продолжается. Задумала Баба Яга похитить все краски в Королевстве Сластей. Долго она злилась и колдовала, и вот все краски исчезли: Королевство стала серым, хмурым, а Фея Драже выглядела грустной и печальной. Ребята, давайте поможем Фее Драже. Скажите, какие цвета нужно вернуть в Королевство Сластей, чтобы оно опять засверкало волшебными красками?

Дети: Розовый, желтый, серебристый, золотой, сиреневый, красный, голубой.

Педагог предлагает детям раскрасить листы бумаги красками волшебного королевства. Дети рисуют, в это время звучит фрагмент темы Феи Драже из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик».

Музыкальный руководитель: Ребята, произошло чудо: краски вернулись в Королевство, а Фея снова стала веселой и радостной. А вот и она сама!

Появляется Фея Драже и одаривает детей подарками из Королевства Сластей. Звучит тема Феи Драже, она исполняет свой танец, и дети импровизируют движения под звучащую музыку.