Игра-занятие «Сказка в музыке». 5-6 лет
Задачи:
- развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, побуждать детей высказываться о характере музыкальных произведений;
- учить различать средства музыкальной выразительности, сравнивая контрастные по характеру произведения;
- учить передавать характер музыкального образа в движениях и оркестровке.
Музыкальный материал:
- П.И. Чайковский. Балет «Щелкунчик» — Фея Драже;
- П.И. Чайковский. «Детский альбом» — Баба Яга.
Музыкальные инструменты и оборудование: ложки, треугольники, барабаны, металлофоны, колокольчики, бубен.
Разноцветные легкие шарфы.
Ход занятия
Музыкальный руководитель: Ребята, все вы любите сказки — веселые и добрые, с чудесами и волшебством. Музыка тоже может рассказать сказку: и о прекрасной фее, злом колдуне, уродливом гноме — но ее язык особенный, она рассказывает не словами, а звуками: то ласковыми, таинственными, то грозными и тревожными.
В одном сказочном Королевстве Сластей, где можно встретить человечков из сахара и шоколада, проплыть в золотой скорлупе по апельсиновому ручью, жила конфетная фея по имени Драже. Послушайте музыку, которая рассказывает о Фее Драже.
Звучит тема Феи Драже из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик».
Музыкальный руководитель: Расскажите о музыке, которая нам поведала о Фее Драже.
Дети: Музыка сказочная, серебристая, сверкающая, нежная, таинственная.
Музыкальный руководитель: Нарисуйте, пожалуйста, словами портрет Феи Драже.
Дети: Фея Драже — маленькая, хрупкая, в разноцветном платье, голос у нее тоненький, она постоянно разбрасывает свои сладости-угощенья.
Музыкальный руководитель: Почему вы так решили?
Дети: Потому что музыка звучит высоко, легко, вся переливается, и как будто рассыпаются горошины драже.
Музыкальный руководитель: Верно, музыка звучала в высоком регистре, легко, изящно. Но вот сама Фея появилась не сразу — во вступлении действительно слышались переливчатые мелодии, как будто открываются двери волшебного сказочного дворца и рассыпаются разноцветные горошины. Давайте послушаем еще раз вступление и подумаем, какие инструменты могут передать эту сказочную картину.
Дети слушают фрагмент из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик» — вступление к теме Феи Драже.
Дети: Эту музыку можно украсить звучанием треугольника, колокольчиков, металлофона, потому что звук этих инструментов серебристый.
Дети, слушая музыку, оркеструют фрагмент темы Феи Драже.
Музыкальный руководитель: Звучание ваших инструментов было легким, и все вокруг засверкало, заискрилось разноцветными красками. А вот послушайте — появляется сама Фея Драже и исполняет свой танец. Какой он?
Дети слушают тему Феи Драже из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик».
Дети: Он красивый, легкий, изящный.
Музыкальный руководитель: У меня есть подарок от Феи Драже — эти разноцветные шарфы. С помощью иолшебных шарфов я превращу девочек в добрых фей, а мальчики будут придворными музыкантами. Давайте перенесемся в это сказочное Королевство Сластей.
Педагог предлагает девочкам импровизировать танец Феи Драже, а мальчикам оркестровать звучание музыки.
Музыкальный руководитель: Вы были изящными и восхитительными феями, а мальчики помогли вам создать этот сказочный образ. Я открою вам маленький секрет: есть еще один инструмент, который имеет очень интересное название — челеста. Звучание этого инструмента волшебно и сказочно. Его привез в Россию Петр Ильич Чайковский — композитор, который сочинил танец Феи Драже для челесты. Именно этот инструмент мы слышали с вами в звучащей музыке.
Наша сказка продолжается. Недалеко от Королевства Сластей в темном, дремучем лесу жила Баба Яга. Она очень завидовала Фее Драже и злилась на нее. А вот и сама Баба Яга к нам пожаловала.
Звучит, пьеса «Баба Яга» из «Детского альбома» П.И. Чайковского.
Музыкальный руководитель: Какой вы представляете Бабу Ягу?
Дети: Она страшная, сердитая и злая.
Музыкальный руководитель: Действительно, музыка звучит тревожно, сердито, она колючая, быстрая. Это Баба Яга ковыляет, опираясь на клюку. Затем она садится в ступу и взлетает над дремучим лесом. Давайте изобразим Бабу Ягу.
Дети передают характер музыки с помощью образных движений.
Музыкальный руководитель: Эту выразительную музыку написал тоже композитор П.И. Чайковский, и ее звуки помогли вам представить и изобразить в движениях сказочного героя.
Сказка наша продолжается. Задумала Баба Яга похитить все краски в Королевстве Сластей. Долго она злилась и колдовала, и вот все краски исчезли: Королевство стала серым, хмурым, а Фея Драже выглядела грустной и печальной. Ребята, давайте поможем Фее Драже. Скажите, какие цвета нужно вернуть в Королевство Сластей, чтобы оно опять засверкало волшебными красками?
Дети: Розовый, желтый, серебристый, золотой, сиреневый, красный, голубой.
Педагог предлагает детям раскрасить листы бумаги красками волшебного королевства. Дети рисуют, в это время звучит фрагмент темы Феи Драже из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик».
Музыкальный руководитель: Ребята, произошло чудо: краски вернулись в Королевство, а Фея снова стала веселой и радостной. А вот и она сама!
Появляется Фея Драже и одаривает детей подарками из Королевства Сластей. Звучит тема Феи Драже, она исполняет свой танец, и дети импровизируют движения под звучащую музыку.