Музыкально-тематическая беседа для школьников «Музыкальные инструменты и игрушки: струнные инструменты симфонического оркестра»
Музыкально-тематическая беседа проводится в форме Урока живой музыки при участии преподавателей и учащихся музыкальной школы.
Музыкальная беседа начинается исполнением музыкального произведения, написанного для скрипки.
Музыкальный руководитель: Как приятно слышать в нашем зале волшебные звуки скрипки! Скрипка — это один из самых ярких инструментов симфонического оркестра. В состав симфонического оркестра скрипка была введена композитором К. Монтеверди в опере «Орфей», а одним из выдающихся скрипачей мира был Никколо Паганини. Его искусством игры многие восхищались, но были и завистники, которые однажды подрезали на его скрипке струны, но Паганини, к их удивлению, смог виртуозно закончить концерт, играя на одной скрипичной струне.
Звучат музыкальные произведения для скрипки в исполнении учащихся музыкальной школы или приглашенных артистов.
Музыкальный руководитель: Ребята, а вы заметили, как «рождается» звук при игре на скрипке?
Дети: На скрипке играют с помощью смычка.
Музыкальный руководитель: А вам приходилось слышать игру скрипки без смычка? Давайте послушаем исполнение музыкального произведения, обратите внимание, всегда ли музыкант извлекал звуки с помощью смычка.
Дети слушают музыкальную пьесу К. Глюка «Веселый танец» (возможно прослушивание любой пьесы, где используется прием пиццикато).
Музыкальный руководитель: Вы только что видели, как музыкант использовал не только движение смычка для извлечения звука, но и щипание струн пальцами рук. При этом звук получается легкий, воздушный, загадочный.
Ребята, какие вы еще знаете струнные инструменты, которые входят в состав симфонического оркестра?
Дети: Виолончель, контрабас.
Музыкальный руководитель: Как вы думаете, у какого инструмента «голос» более низкий?
Дети: У контрабаса.
Музыкальный руководитель: Действительно, у контрабаса «голос» более густой, это самый низкий по звучанию и самый большой из всех струнных смычковых инструментов. На контрабасе тоже очень часто играют без смычка, а только с помощью щипания струн пальцами рук — этот прием игры называется пиццикато.
Далее детям предлагается игра-викторина на определение тембров звучащих струнных инструментов (скрипка, альт, виолончель и контрабас), в том числе, с использованием приема пиццикато.
Музыкальный руководитель: Все эти инструменты звучат в симфоническом оркестре, а если они объединяются в небольшой коллектив, то он называется ансамбль. Иногда его называют по числу инструментов: квартет — четыре струнных инструмента, квинтет — пять инструментов. Давайте послушаем скрипичный квартет.
Звучит музыкальное произведение в исполнении струнного квартета (возможно использовать видеозапись).