Музыкальная беседа для школьников «Родственники рояля»
Музыкальную беседу предваряет слушание произведения Г. Перселла «Чакона». После этого дети рассматривают альбом с изображением инструментов — органа, клавесина, челесты. Беседа далее проходит у рояля.
Музыкальный руководитель: У каждого человека есть родственники, которые жили когда-то давно, — это прабабушки, прадедушки. И у музыкальных инструментов есть тоже свои родственники. Сейчас вы услышали музыку, которая исполнялась на клавесине — он считается старинным родственником нашего рояля. Давайте послушаем музыкальное произведение, которое было написано специально для клавесина, и по характеру звучания попробуем представить внешний вид инструмента.
Звучит «Ригодон» Г. Перселла.
Музыкальный руководитель: Как можно охарактеризовать звук этого музыкального инструмента? (негромкий, отрывистый, не очень певучий, но звонкий) Как, по-вашему, может выглядеть клавесин? (дети предполагают, выбирают изображение) Похож ли клавесин на рояль? Чем отличаются эти инструменты? (Дети сравнивают, находят общие черты и отличительные внешние признаки.)
Музыкальный руководитель: Клавесин — это старинный клавишный щипковый инструмент. Когда музы кант-исполнитель играет, нажимая на клавиши, звук возникает при защипывании струны. Для этого в старину использовали птичье перо, а позже — металлические пластинки. Внешне клавесин напоминает маленький рояль, у клавесина обычно несколько клавиатур, которые расположены лесенкой — одна над другой. Кнопки, рычажки и педали существуют для того, чтобы исполнитель мог изменять звучание клавесина.
Внешне клавесин выглядит очень красиво: его корпус украшали рисунками, росписью, а ножки — витыми украшениями (Дети внимательно рассматривают изображение клавесина.)
Музыкальный руководитель: Я хочу вас познакомить с еще одним интересным музыкальным инструментом, который называется «челеста».
Звучит Танец Феи Драже из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского.
Музыкальный руководитель: Основной инструмент, который звучит в Танце Феи Драже из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик», — это челеста. «Челеста» в переводе с итальянского языка означает «небесный». Действительно, звук у этого инструмента прозрачный, звенящий, небесный. Такой тембр челесты связан с тем, что молоточки, которые соединены с клавиатурой, ударяют не по струнам, как в клавесине, а по металлическим пластинам. Поэтому и звучит челеста, как небесный колокольчик.
Педагог предлагает ребятам рассмотреть инструмент и сравнить его с клавесином — выделить сходство и отличия.
Музыкальный руководитель: Клавесин и челеста имеют клавиатуру, у них есть клавиши, и они объединяются в группу клавишных музыкальных инструментов. А сейчас мы послушаем звучание еще одного инструмента, который называют «царем» всех инструментов, — это орган. Сейчас будет звучать Токката и фуга ре-минор И.-С. Баха. Послушайте внимательно «голос» органа, который сравнивают с звучанием оркестра.
Дети слушают Токкату и фугу ре-минор И.-С. Баха и дают характеристики тембру звучания органа и особенностям музыкального произведения.
Музыкальный руководитель предлагает детям рассмотреть внешний вид инструмента.
Музыкальный руководитель: Орган появился давно. Это очень большой инструмент, который обладает объемным и мощным звуком. Он имеет несколько клавиатур (которые называют мануалами), расположенных одна над другой. У органа еще есть педальная клавиатура, поэтому на этом инструменте играют не только руками, но и ногами. Если рассмотреть клавиатуру органа, то можно увидеть большое количество рычажков и кнопочек, с помощью которых музыкант-исполнитель изменяет качество звука. Орган может звучать и как флейта — высоко, пронзительно, и как гобой — мягко, немного гнусаво, и как колокольчики, и даже подражать голосу птиц. Орган имеет несколько тысяч труб разной величины. С помощью клавиш в трубы вдувается воздух, и они звучат. С древнейших времен органная музыка была связана с церковными ритуалами и исполнялась в соборах. Позже орган переместился и в концертные залы. Давайте послушаем еще раз звучание этого величественного инструмента.
Дети слушают фрагмент Хорала И.-С. Баха.
Музыкальный руководитель: Если орган — это один из древнейших инструментов, то другой инструмент, который тоже можно сравнить с оркестром, — это синтезатор, появившийся благодаря современным достижениям электронной науки и техники. Синтезатор может имитировать тембры всех музыкальных инструментов, производить всевозможные шумовые эффекты. Это современный электро-музыкальный инструмент.
Педагог предлагает рассмотреть внешний вид инструмента и отметить его особенности и сходство с клавишной группой инструментов.
В заключение беседы педагог демонстрирует возможности музыкального инструмента и проводит музыкальную игру «Угадай, какой инструмент звучит».