Музыкальная беседа для школьников «Мастер волшебного звона» (о творчестве выдающегося звонаря К.К. Сараджева)
См.: Сараджев Константин Константинович
Беседа открывается презентацией с изображением храмов с колокольнями и записью колокольных звонов. Заканчивается презентация слайдами храмов, которые построены в том месте, где живут дети.
Музыкальный руководитель: В каждом городе, маленький он или большой, люди строят церкви, и, как вы заметили, каждая не похожа на другую. Но есть у них и общее — у каждой церкви есть колокольня или просто колокола.
Колокольный звон собирал народ вокруг храма, звоны рассказывали людям как о радостных событиях (празднике, победе), так и горьких, трагических (пожар, нашествие врагов, предупреждение об опасности). На колокольный звон шел к людям заблудившийся путник, а крестьяне верили в способность колокольного звона отводить грозу, злые силы, вылечивать от болезней. Вся жизнь русского народа связана со звоном колоколов. Они звучали на всех праздниках, свадьбах, во время гулянья, приветственные колокола торжественно встречали дорогих гостей, а поминальный, или прощальный, звон колоколов сообщал о траурных событиях — тогда колокола звучали тихо, скорбно, медленно, прерываясь молчанием, и сообщали о прощании с близкими людьми.
Звучат фрагменты колокольных звонов (праздничных, печальных, набатных, трезвона и другие).
Музыкальный руководитель: Русь всегда славилась звонами. Колокольный звон — это старинное древнее искусство. Каждый звонарь звонил особенно, проявляя свое искусство и мастерство. Известно, что колокола звучат по-разному не только из-за тембра, материала, из которого они сделаны, но и в зависимости от быстроты перезвона, различного сочетания больших и малых колоколов, ритма звона. Колокольные звоны очень часто композиторы изображали в своих музыкальных произведениях. Есть такая русская народная песня — «Однозвучно гремит колокольчик».
Звучит фрагмент песни «Однозвучно гремит колокольчик», музыкальный руководитель обсуждает с детьми настроение музыкального произведения.
Музыкальный руководитель: Есть произведения, в которых совсем по-другому изображаются колокола.
Например, во вступлении к опере М. Мусоргского «Хованщина» колокола звучат мощно, передавая силу Руси, ее могущество.
Звучит фрагмент Вступления к опере «Хованщина» М. Мусоргского.
Музыкальный руководитель: Композиторы считали колокола частью души русского человека, поэтому так величаво звучат они во 2-м Концерте для фортепиано с оркестром С. Рахманинова.
Дети слушают фрагмент 2-го Концерта для фортепиано с оркестром С. Рахманинова.
Музыкальный руководитель: Однако сами колокола тоже могут создавать прекрасную музыку. И я хочу вам рассказать об одном человеке с уникальной судьбой и уникальными способностями. Звали этого человека Константин Константинович Сараджев, а ласково его называли Котик Сараджев. Он обладал исключительным музыкальным слухом, слышал каждый звук в аккорде (когда звуки звучат вместе, одновременно), состоящем более, чем из 20 звуков.
В детстве Котик Сараджев увлекался колокольчиками, у него была коллекция маленьких колокольчиков, и он мог часами играть с ними, долго вслушиваясь в звук каждого, так долго, что казалось, что он слушает давно уже наступившую тишину. Он учился играть на фортепиано, скрипке, виолончели, пытался писать музыку — первое свое произведение он написал в 7 лет. А когда в 11 лет он оказался впервые на колокольне, счастье его было столь велико, что мальчик упал в обморок.
Котик Сараджев выбрал нелегкий труд звонаря, ведь не каждый может выдержать работу под раскаленным солнцем на колокольне в летнюю пору, или в морозный зимний день — под ветром и стужей. Играть приходилось часто руками, покрытыми волдырями от колокольных веревок. Поэтому так мало хороших звонарей, а Котик Сараджев не только был прекрасным звонарем, он называл себя «колоколистом», так же как называют себя пианисты, виолончелисты, флейтисты, он единственный на всей земле человек, который сочинял музыку для колоколов и сам ее исполнял. Музыка была столь прекрасна, что послушать ее приходили не только студенты консерватории — будущие музыканты, но и их профессора-композиторы.
Еще одна особенность была у этого талантливого человека: он обладал не только прекрасным слухом музыканта, но и «цветным» слухом. Это значит, что каждый звук он воспринимал в определенном цвете. Слушая музыку, люди с цветным слухом «видят» красочные картины, состоящие из различных соцветий-созвучий, полутонов и бликов. Давайте послушаем сейчас колокольные звоны и представим, в каком цвете можно отразить интонации колокольных мелодий.
Детям предлагают в акварельных красках отобразить интонации праздничных, пасхальных звонов, свадебного звона, красного звона, набата. Звучит запись, дети создают цветные композиции.
В завершении беседы дети рассказывают о своих ощущениях, чувствах, которые они отразили в «звучащих» рисунках. Материалы беседы оформляются в «Звучащей книге», куда помещаются фотографии К.К. Сараджева, храмов, колоколов и рисунки детей.