По загадочным странам на ковре-самолете
Тематика занятия:
- Пространственные отношения
- Гласные звуки [а], [о], [у], [ы], [э], [и]
- Конструирование
Задачи:
- совершенствовать навык прямого и обратного счета;
- познакомить с гласными звуками и соответствующими буквами;
- обогащать словарный запас прилагательными;
- формировать умение работать в коллективе;
- развивать пространственные отношения (на, над, под, справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади), логическое мышление, память, внимание, творческие способности, воображение;
- воспитывать доброжелательность и вежливость.
Оборудование:
- игрушки: пчела, зайчик и божья коровка
- иллюстрации «Страна Пчел» и «Дворец Царицы Пчелы»
- изображения «зайчиков-звуков»: гласных букв а, о, э, и, ы, у
- конверт для письма.
- Школьные принадлежности: цветные карандаши, шариковая ручка, конструктор «По типу Лего», веревочка, счетные палочки.
Второе занятие из цикла "Страна знаний"
Ход занятия
I. Организационный момент (1 мин)
II. Вступительная беседа (1—2 мин)
— Сегодня к нам в гости пришли веселые зайчата, они предлагают вам попутешествовать вместе с ними по Загадочным странам.
Вы хотите попутешествовать?
III. Страна Пчел (18 мин)
— Веселые зайчата от Царицы Пчелы получили приглашение на чаепитие. Вот что она пишет:
«Дорогие зайчата, приглашаю вас в Страну Пчел на чаепитие с вкусным, сладким, ароматным и очень полезным... (медом). В моей стране живут трудолюбивые пчелы. Они не любят, когда их беспокоят — могут и ужалить. Чтобы не случилось с вами этой неприятности — вот вам направление к моему дворцу, (Демонстрируется карта.) Буду рада вас видеть. С уважением. Царица Пчела».
— Вы готовы полететь в Страну Пчел? Тогда нам нужно сесть на ковер-самолет. Он заводится особым способом; необходимо сосчитать до 10 и обратно.
— Мы прилетели в Страну Пчел (иллюстрация). Как жужжат пчелы? (Дети подражают жужжанию.) Чтобы добраться до дворца Царицы Пчелы (иллюстрация), нужно правильно двигаться по карте.
Дети становятся в колонну, и, глядя на карту, выполняют определенное количество шагов в определенном направлении (три шага вперед, два шага вправо, один шаг вперед, четыре шага влево и т. д.).
Царица Пчела хвалит ребят и приглашает за стол. Дети садятся за столы, вспоминая правила культурного поведения за столом, и имитируют чаепитие.
— Какой чай? (Дети дают характеристику при помощи прилагательных: вкусный, сладкий, фруктовый, зеленый, черный, ароматный и т. д.)
— Какой мед? (Липовый, цветочный, сладкий и т. д.)
— Ребята, нужно поблагодарить пчелку за угощение.
Дети, по желанию, благодарят пчелку. Она, в свою очередь, благодарит ребят и просит о помощи: «Мои пчелки построили новые домики, помогите им разложить предметы на нужные полочки».
Практическая работа
Задание 1
Нарисуйте под яблоком боровик (рис.), над яблоком — ромашку, справа — грушу, слева — банан, в верхнем правом углу — подберезовик, в верхнем левом углу — мяч, в нижнем левом — куклу, в нижнем правом — колокольчик.
— Что можно объединить в одну группу и почему? (Яблоко, банан, груша — фрукты; ромашка, колокольчик — цветы; боровик, подберезовик — грибы; мяч, кукла — игрушки.)
Задание 2
— Из каких геометрических фигур состоят эти предметы (рисунок)?
Сколько прямоугольников, треугольников, кругов, квадратов? Каких фигур больше? Меньше? Поровну?
Раскрасить:
прямоугольники — желтым цветом, квадраты — синим, треугольники — зеленым, круги — красным.
— Пчелки вам очень благодарны и в знак признательности хотят поиграть с вами в их любимую игру «Хлопайте, ладошки».
Физкультминутка «Хлоп, ладошка» (1—2 мин)
Дети стоят в парах, лицом друг к другу.
Декламируют стихотворение и одновременно выполняют движения:
Вот у нас ладонь какая:
Левая и правая. — Показывают ладошки
Хлоп, ладошка правая, — Соединяют «зеркально» свою ладошку с ладошкой напарника
Хлоп, ладошка левая. — Соединяют «зеркально» свою ладошку с ладошкой напарника
— Пора прощаться с пчелками. Чтобы мы могли вернуться домой, Царица Пчела даст путеводитель.
Практическая работа (2—3 мин)
Перед выполнением педагог рассказывает и показывает, как нужно сидеть при письме, как правильно держать ручку.
Дети выполняют задание на внимание. Соединяют точки по диагонали (рисунки ниже) и сверху вниз на счет «Раз-два».
— Вот теперь мы можем сесть на ковер-самолет и полететь обратно (имитируют полет).
Зайчата летели домой и бурно обсуждали, что с ними произошло в Стране Пчел. Они улетали все дальше и дальше, и пчелки уже не слышали, о чем зайчата говорят. До них доносились только отголоски разговоров.
— Давайте послушаем звуки, которые доносились до пчелок и повторим их. (У-у-а, о-а, и-о, и-и-у, э-о-а.)
Зайчата прилетели домой и стали играть в свою любимую игру.
Физкультминутка «Поиграем» (1 —2 мин)
Дети имитируют движение разных транспортных средств
На лошадке ехали,
До угла доехали.
Сели на машину.
Налили бензину.
На машине ехали,
До реки доехали.
Трр! Стоп! Разворот.
На реке пароход.
Пароходом ехали.
До горы доехали.
Пароход не везет,
Надо сесть в самолет.
Самолет летит,
В нем мотор гудит:
У-у-у!
И. Токмакова
IV. Страна Загадок (10 мин)
В гости к зайчатам из Страны Загадок прилетела Божья Коровка и стала загадывать им загадки:
Что за чудо — синий дом!
Ребятишек много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином.
(Автобус.)
Каши зачерпнет
И отправит в рот.
(Ложка.)
Зайчата очень обрадовались и стали просить: «Еще! Еще!», но Божью Коровку позвали ее детки, и она должна была лететь. На прощание она сказала: «Приезжайте к нам в Страну Загадок, мы будем ждать».
— А вы хотите отправиться в Страну Загадок вместе с зайчатами? Тогда садитесь на ковер-самолет и считайте от 5 до 15.
Мы приземлились на улицу Аиста. Аист очень обрадовался гостям:
— У нас в стране есть очень интересная карусель «гласных звуков». Если вы хотите на нее попасть, то вам необходимо пройти все улицы города и отгадать загадки наших жителей. Вы согласны? Тогда сначала отгадайте мои загадки:
Он большой, как мяч футбольный,
Если сладкий — все довольны,
Так приятен он на вкус,
Называется... (арбуз).
(Дети произносят отгадки, «протягивая» первый звук.)
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей.
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит.
Это доктор... (Айболит).
— Молодцы, ребята! Какой первый звук вы произносили? ([а]) Произносите его подольше, а я вас сфотографирую (имитируется движение).
Вот вам в подарок фотография звука [а], возьмите ее — она вам пригодится (детям показывается изображение зайчика, который произносит звук [а] (рис.).
— Чтобы вам попасть на следующую улицу, нужно пройти 5 шагов вперед и 3 шага вправо.
Дети при помощи палочек (одна палочка — один шаг) выкладывают путь.
Мы попали на улицу Ослика.
Вот загадки Ослика:
— Как назвать одним словом лук, морковь, капусту? (Овощи.)
— Как называются насекомые, похожие на пчел? (Осы.)
— Я хочу вас сфотографировать. Произнесите протяжно первый звук в отгадках. (О-о-о.)
(Детям демонстрируется изображение зайчика, который произносит звук [о] (рис.).
— Замечательно, вы очень наблюдательные. Теперь отправимся на следующую улицу — 2 шага влево и 4 шага назад.
Это улица Элли.
— Вам предстоит отгадать более сложные загадки, поэтому будьте внимательны!
Никто его не видывал,
А слышать всякий слыхивал.
Без тела, но живет оно.
Без языка кричит.
(Эхо.)
К дальним селам, городам
Что идет по проводам?
Светлое величество!
Это... (электричество).
— Какие вы внимательные! Я вам покажу дорогу на следующую улицу — 3 шага назад и 5 шагов вправо, но сначала — фотография на память.
Произнесите первый звук в отгадках. (Детям показывается изображение зайчика, который произносит звук [э], рис.)
А вот и улица Индюка.
— Попробуйте отгадать его загадки:
Кукла, мячик и скакалка.
Самолетик, обезьянка
И машина, и зверюшки
Называются... (игрушки).
Маленького роста я,
Тонкая и острая.
Носом путь себе ищу,
За собою хвост тащу.
(Иголка.)
Один из зайчат говорит, что ему понравился звук [и], и просит сфотографировать его (рис.).
Индюк вручает фотографию и говорит:
— Отлично! Ваша дальнейшая дорога — 2 шага вперед и 3 шага влево — и вы окажетесь на улице Утки.
— Кря-кря-кря, я люблю ходить на рыбалку, отгадайте мои загадки:
Наклонилась над рекой —
Уговор у них такой:
Обменяет ей река
Червяка на окунька.
(Удочка.)
Две антенны на макушке,
А сама сидит в избушке,
На себе ее везет,
Очень медленно ползет.
(Улитка.)
Уточка фотографирует зайчат, которые произносят звук [у] (рис.) и указывает им новый путь — 5 шагов влево и 2 шага назад.
Дети оказываются на загадочной улице Ы и никого там не видят. Педагог просит ребят позвать Ы. В ответ они слышат загадки:
Я мохнатый, я кудлатый,
Я зимой над каждой хатой.
Над пожаром, над заводом,
Над костром и пароходом.
Но нигде-нигде меня
Не бывает без огня.
(Дым.)
Дети протяжно произносят гласный звук [ы].
Эта маленькая крошка
Рада даже хлебной крошке.
Потому что дотемна
В норке прячется она.
(Мышь.)
Дети протяжно произносят гласный звук [ы].
— Как вы думаете, почему на этой улице нас никто не встретил?
(Потому что нет слов, которые начинаются на букву ы.)
Мышка делает фотографию, хвалит детей и зайчат и открывает ворота на волшебную карусель «гласных звуков».
Физкультминутка «Поиграем» (см. выше)
V. Обобщение. Карусель «гласных звуков» (10—12 мин)
Навстречу зайчатам летит Божья Коровка:
— Здравствуйте, милые зайчата, я рада вас видеть! Ой, какие у вас замечательные фотографии! Расскажите, откуда они у вас.
(Дети рассказывают, на каких улицах они были, кто им дал фотографии и какие загадки им были загаданы.)
Педагог обобщает:
— На этих улицах жили звуки, которые мы произносим и слышим. Давайте произнесем звуки, с которыми мы познакомились.
(Дети, глядя на «фотографии» зайчиков, произносят звуки [а], [о], [и], [у], [ы], [э].)
— Вам было легко произносить эти звуки? (Да.)
Их можно пропеть? (Да.)
Все эти звуки называются гласными. Они образуются при помощи голоса, их можно петь.
(Детям предлагается положить руку на область голосовых связок и пропеть каждый гласный звук.)
— Звуки нельзя увидеть, мы их произносим и слышим. А вы хотите, чтобы они стали видимыми? (Да.)
Тогда нам нужно прокатиться на карусели «гласных звуков». Вы согласны?
На полу раскладываются «фотографии» зайчиков, а детям даются карточки с изображением предметов. Божья Коровка подходит к «фотографии» зайчика со звуком [а] и спрашивает:
— В каких словах слышится звук [а]?
(Дети называют слова, становятся возле «фотографии» зайчика со звуком [а] и берутся за руки, образуя карусель. Каждый ребенок произносит слово, выделяя гласный звук [а].)
— Вот теперь звук [а] может стать видимым — превратиться в букву А (детям демонстрируется буква А, они рисуют ее рукой в воздухе несколько раз).
Читается стихотворение про букву А:
Вот два столба наискосок,
А между ними — поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква А.
С. Маршак
Аналогичная работа проводится со всеми гласными звуками.
Про каждую букву читается стихотворение:
Взял я лук и крикнул:
— Эх! Удивлю сейчас я всех!
Натянул потуже лук,
Да стрела застряла вдруг!
И вокруг сказали все:
— Э-э-э!
Е. Тарлапан
А бедняжка буква Ы
Бродит с палочкой, увы.
А. Шибаев
Молоток я раздобыл,
Из дощечек букву сбил.
Сколько здесь дощечек?
— Три!
А какая буква?
— И!
Е. Тарлапан
Посмотри на колесо —
И увидишь букву О.
А. Шибаев
Удобная буква!
Удобно в ней то,
Что можно на букву
Повесить пальто!
Е. Тарлапан
— Вот мы и покатались на карусели «гласных звуков». Вам понравилось? Божья Коровка очень рада, что вам было интересно, она вас хочет поблагодарить за то, что вы помогли звуку стать видимым — превратиться в букву.
— Наше путешествие подошло к концу. Зайчики долго веселились на карусели «гласных звуков», у них устали ножки. Надо сделать зарядку для ножек.
Физкультминутка «Заинька»
Дети сопровождают текст песенки-игры соответствующими движениями.
Заинька, походи!
Серенький, походи!
Вот так, вот так походи!
Заинька, повернись.
Серенький, повернись!
Вот так, вот так повернись!
Заинька, попляши.
Серенький, попляши,
Вот так, вот так попляши!
Заинька, топни ножкой!
Серенький, топни ножкой!
Вот так, вот так топни ножкой!
Заинька, поклонись!
Серенький, поклонись!
Вот так, вот так поклонись!
Дети вместе с зайчиками благодарят Божью Коровку:
— Спасибо тебе, Божья Коровка, за приглашение в свою Страну Загадок, но нам пора возвращаться домой.
Дети прощаются, садятся на ковер-самолет и летят домой.
VI. Подведение итогов, рефлексия (7 мин)
Детям предлагается рассказать друзьям и родителям о том, что они узнали нового и интересного, о своих приключениях, с кем познакомились и какие преграды на своем пути встретили, что им понравилось и запомнилось.
При помощи конструктора «Лего», веревочек и счетных палочек дети «рассказывают». Например, из счетных палочек дети могут выложить путь-дорогу к Царице Пчеле, указывая направление (вверх, вниз, право, влево); из конструктора — построить улицы Страны Загадок и их жителей, из веревочек — буквы и т. д.
Дети конструируют и вспоминают свое путешествие.