На паровозике из Ромашкова за цифрами и звуками
Тематика занятия:
- Числа и цифры 6—9
- Твердые и мягкие согласные звуки
- Конструирование
Задачи:
- познакомить с числами и цифрами от 6 до 9, их написанием, взаимозависимостью предыдущего и последующего числа, числовым рядом, с твердыми и мягкими согласными;
- обогащать словарный запас;
- развивать логическое мышление, познавательные процессы, глазомер, мелкую моторику пальцев.
Оборудование:
- игрушка паровозик
- вагончики разной длины с номерами от 1 до 9
- набор цифр
- шаблоны для изготовления мышки и мишки.
- Школьные принадлежности: цветные карандаши, шариковая ручка, ножницы, клей.
Четвертое занятие из цикла "Страна знаний"
Ход занятия
I. Организационный момент (1 мин)
II. Вступительная беседа (3—4 мин)
— Веселый Паровозик из Ромашково очень любит путешествовать. Вы знакомы с этим Паровозиком? (Дети вспоминают мультфильм «Паровозик из Ромашково» и рассказывают о его приключениях.)
Ему одному скучно путешествовать, поэтому он приглашает вас отправиться вместе с ним. Вы хотите попутешествовать с Паровозиком?
— Сколько у Паровозика вагончиков? (Дети считают: пять.)
— Это какой по счету вагон? (Педагог указывает на вагончик под номером «1», а дети отвечают, и т. д. до пятого.)
— Наш Паровозик необычный: первый вагон самый короткий, а все последующие — длиннее предыдущего. Почему? (Один меньше двух, два меньше трех и т. д.)
Вывод: каждое последующее число больше предыдущего.
— Я скажу вам по секрету, что у Паровозика было больше вагонов, но в одном из путешествий он потерял их и очень огорчился. Он стесняется сказать о потере, но будет рад, если вы поможете ему отыскать их. Вы готовы? Давайте построим паровоз и отправимся в путь.
Один ребенок выбирается на роль паровозика, остальные — вагончики. Дети выстраиваются друг за другом и начинают движения с речевкой.
Физкультминутка «Паровоз»
Загудел паровоз
И вагончики повез;
«Чох-чох, чу-чууу! —
Далеко я укачу-ууу!»
Вагончики зеленые
Бегут, бегут, бегут.
А круглые колесики:
«Тук-тук, тук-тук, тук-тук!»
Т. Волгина
III. Станция «Луговая» (4 мин)
— Кто пасется на лугу? (Дети перечисляют.)
— Как одним словом можно их назвать? (Домашние животные.)
Практическая работа
Как-то вышли на лужок погулять, сочной травки пощипать корова, лошадь и овечка со своими детьми. Малыши разыгрались, разгулялись и сразу потерялись.
— Как называют детенышей домашних животных? Соедините «ниточкой» взрослых животных я их детенышей (рисунок).
(Дети проводят линии и комментируют: у коровы — теленок, у лошади — жеребенок, у овечки — ягненок.)
— Как животные подзывают к себе своих детей? (Корова мычит, лошадь ржет, овечка блеет.)
Домашние животные очень рады, что вы помогли им найти детенышей. Они нашли вагончик, потерянный паровозиком, и хотят его вернуть.
— Каким по счету будет этот вагон? (Шестым.)
Педагог показывает вагон с шестью окошками.
— Какой номер у этого вагона? (Педагог показывает цифру 6.)
— На что похожа цифра 6?
Цифра шесть — дверной замочек:
Сверху крюк, внизу кружочек.
С. Маршак
Дети выполняют задание — написание цифры 6 (см. На лесной полянке. Изучаем цифры и звуки).
Перед выполнением задания педагог демонстрирует правильное положение при письме, показывает образец написания цифры. Дети несколько раз рисуют ее в воздухе (водят тупым концом ручки), проводят пальцем по ладони и т. д., после этого приступают к написанию (4—6 раз).
— Что можно сказать про цифру 6?
Путем накладывания меньшего вагона на больший, дети делают вывод: 6 больше 5 на 1, 6 больше 4 на 2, 6 больше 3 на 3, 6 больше 2 на 4, 6 больше 1 на 5. См. рисунок.
Паровозик благодарит домашних животных за вагончик и предлагает детям отправиться дальше в путь.
Физкультминутка «Паровоз» (см. выше↑)
IV. Станция «Мышка и Мишка» (7 мин)
Как-то раз в берлоге Мишка
Спрятал ломтик сыра.
Прибежала ночью Мышка,
Этот сыр стащила.
Вот пропажу ищет Мишка,
Сыр грызет шалунья Мышка.
О. Журавлева
Педагог предлагает детям рассмотреть Мишку и Мышку, сравнить их, выделяя противоположные признаки.
— Мишка большой, а Мышка... (Маленькая.)
— Какой еще Мишка? (Толстый, толстопятый, косолапый, коричневый, черный или белый.)
— Какая Мышка? (Маленькая, серенькая, быстрая, ловкая.)
— Что любит Мишка? (Мед, малину, мясо.)
— А Мышка? (Сыр, сухари, зерна.)
— Лапы у Мишки толстые, а у Мышки... (Тоненькие.)
— У Мышки хвост длинный, а у Мишки... (Короткий.)
Слово «мышка» начинается со звука [м], а «мишка» — со звука [м’].
— Чем похожи эти звуки? (Они согласные.) Чем отличаются эти звуки? (Дети несколько раз произносят звуки [м], [м'] и выясняют, что звук [м] произносится твердо, а [м’] — мягко.) Вывод: согласные звуки бывают твердыми и мягкими.
— Вы хотите поиграть в игру «Мышка и Мишка»? Тогда нам нужно сделать из цветной бумаги Мышку и Мишку.
(Детям раздается заранее подготовленный материал: квадрат и полуовал зеленого и синего цвета.)
Мышку изготавливают из бумаги синего цвета (твердый звук), а Мишку — из зеленого (мягкий звук).
Практическая работа
Конструирование из цветной бумаги.
Из квадрата изготавливается мордочка, а из полукруга — туловище.
Работа с квадратом:
1. Сложите лист по диагонали. Согните углы по пунктирам.
2. Нижний треугольник загните вверх.
3. Переверните.
4. Придайте форму ушкам (для Мышки) и мордочке (для Мишки).
5. Нарисуйте мордочку.
Работа с полукругом:
Из полукруга конструируется конус и фиксируется клеем. Соедините мордочку и туловище при помощи клея.
Подвижная игра «Мышка и Мишка»
Из группы детей выбирается Мышка (твердые звуки), и Мишка (мягкие звуки). Педагог произносит слова, если первый звук мягкий, то дети бегут к Мишке, а если твердый — к Мышке,
— Мышке и Мишке очень понравилось с вами играть. Они хотят вам сделать подарок. (Педагог показывает вагончик с семью окошками.)
Как вы думаете, чей это вагон? (Нашего паровозика.)
Педагог предлагает поблагодарить Мишку и Мышку.
— Каким по счету будет этот вагон? (Седьмым.)
— Какой номер у этого вагона? (Педагог показывает цифру 7.)
— На что похожа цифра 7?
Вот семерка — кочерга.
У нее одна нога.
С. Маршак
Дети выполняют задание — написание цифры 7 (см. На лесной полянке. Изучаем цифры и звуки).
— Что можно сказать про цифру 7? (Путем накладывания меньшего вагона на больший дети приходят к выводу; 7 больше 6 на 1, 7 больше 5 на 2 и т. д.)
Примерные физкультминутки:
«Гимнастика для глаз», «Пальчиковая гимнастика»
(см. На лесной полянке. Изучаем цифры и звуки)
V. Станция «Четвертый лишний» (4—5 мин)
— На этой станции живут домашние и дикие животные, птицы и насекомые. Однажды они играли вместе с Паровозиком, и некоторые из них заблудились. Помогите им найти свои домики, может, тогда Паровозик найдет свой вагончик?!
Практическая работа.
Дети находят вагончик под номером 8.
— Каким по счету будет этот вагон? (Восьмым.)
— Какой номер у этого вагона? (Педагог показывает цифру 8.)
— На что похожа цифра 8?
У восьмерки два кольца
Без начала и конца.
С. Маршак
Дети выполняют задание — написание цифры 8 (см. ссылка выше).
— Что можно сказать про цифру 8?
(Путем накладывания меньшего вагона на больший, дети приходят к выводу: 8 больше 7 на 1, 8 больше 6 на 2 и т. д.)
Паровозик благодарит детей за помощь и предлагает отправиться в путь.
Физкультминутка «Паровоз» (см. выше)
VI. Станция «Звуковой ручеек» (10—12 мин)
— Ребята, если мы пройдем «звуковой ручеек», то поможем паровозику найти последний вагончик.
Вы готовы?
Перед тем как начать игру, дети вспоминают, какие бывают звуки речи (гласные, согласные твердые и мягкие) и почему они так называются (гласные звуки произносятся).
Дети становятся друг напротив друга по двое и берутся за руки, образуя «ручеек». Первая пара, проходя «ручеек», становится последней. Чтобы пройти, дети должны придумать слово, которое начинается на звук, заданный каждой парой, стоящей в «ручейке». Если ответ верный, дети проходят дальше и т. д, до конца «ручейка». Если дети затрудняются, то помогает педагог. Игра длится до тех пор, пока не пройдет каждая пара.
— Какие вы молодцы, справились с таким сложным заданием! Посмотрите, а вот и вагончик паровозика (педагог показывает вагончик с девятью окошками).
— Каким по счету будет этот вагон? (Девятым.)
— Какой номер будет у этого вагона? (Педагог показывает цифру 9.)
— На что похожа цифра 9?
Цифра девять, или девятка, —
Цирковая акробатка:
Если на голову встанет,
Цифрой шесть девятка станет.
С. Маршак
Дети выполняют задание — написание цифры 9 (см. ссылку выше).
— Что можно сказать про цифру 9? (Путем накладывания меньшего вагона на больший, дети приходят к выводу: 9 больше 8 на 1, 9 больше 7 на 2 и т. д.)
Паровозик благодарит детей за помощь и предлагает отправиться в путь.
Примерные физкультминутки:
«Для глаз», «Паровоз» (см. выше)
VII. Конечная станция «Ромашково» (3—4 мин)
— Вот мы и приехали на конечную станцию «Ромашково». Паровозику очень понравилось с вами путешествовать. А вам? Паровозик счастлив, что нашлись его вагончики. Как вы думаете, почему он их теряет? (Паровозик не умеет считать и не знает, на каком месте должен стоять вагончик.)
Давайте научим его считать.
Игра «Парад чисел»
Дети делятся на 2 команды.
У каждого члена команды своя карточка с цифрами от 1 до 9. Педагог говорит:
— Ну-ка, цифры, встаньте в ряд,
Я — командир, вы — мой отряд!
Когда команды построились, задаются вопросы:
— Где стоит цифра 5? (После 4, перед 6, между 4 и 6, справа от 6, слева от 4.)
Аналогичный вопрос задается другой команде.
Выигрывает та команда, которая раньше построится и ответит на вопросы.
VIII. Подведение итогов, рефлексия (3—4 мин)
— Пришло время прощаться с Паровозиком из Ромашково и возвращаться обратно. (Педагог предлагает детям поблагодарить Паровозик за интересное и веселое путешествие.)
— Какие станции вам понравились?
— Какие игры вам были интересны?
— Что нового вы узнали?
Дети называют станции и по наводящим вопросам педагога делают выводы: каждое последующее число больше предыдущего, согласные звуки бывают твердыми и мягкими и т. д.