Незнайка в школе
Задачи:
- формировать умение сравнивать длину, ширину, высоту предметов «на глаз» и с помощью непосредственного наложения; познавательный интерес;
- познакомить с образованием числа 10;
- развивать зрительную и слуховую память, фонематический слух (шипящие и свистящие согласные);
- воспитывать уважительные и дружелюбные отношения к товарищам, привычку выполнять зарядку.
Оборудование:
- раздаточный материал: набор полосок разной длины, ширины;
- изображение домиков разной высоты, животных с нумерацией от 1 до 10;
- иллюстрации предметов и их схематические изображения;
- картинки с изображением предметов, в которых есть шипящие или свистящие звуки;
- пиктограммы, фрагменты мультфильма «Как Незнайка был художником», игрушка Незнайка.
Школьные принадлежности:
- альбом,
- краски (по выбору),
- кисточки,
- цветные карандаши.
Восьмое занятие из цикла "Страна знаний"
Ход занятия
Организационный момент (1 мин)
Вступительная беседа (3—4 мин)
— В одном сказочном Цветочном городе жили коротышки. Коротышками их называли потому, что они были очень маленькие.
В домике на улице Колокольчиков жило 16 малышей-коротышек. Самым главным и самым уважаемым среди них был малыш по имени Знайка. Его прозвали Знайкой за то, что он очень много знал и мог ответить на любой, даже самый сложный вопрос.
В этом же доме жил известный доктор Пилюлькин, который лечил коротышек от всех болезней. Жил здесь также знаменитый механик Винтик со своим помощником Шпунтиком; Сахарин Сахариныч Сиропчик, который прославился тем, что очень любил газированную воду с сиропом. Жил еще в этом доме охотник Пулька. У него была маленькая собачка Булька и ружье, которое стреляло пробками. Жил художник Тюбик, музыкант Гусля и другие малыши: Торопышка, Ворчун, Молчун, Пончик, Растеряйка, два брата — Авоська и Небоська. Но самым известным среди них был малыш по имени Незнайка. Прозвали его Незнайкой за то, что он ничего не знал.
(Педагог показывает иллюстрации сказочных героев из книги Н. Носова «Приключения Незнайки». Детям предлагается описать внешний вид Незнайки по следующим признакам; рост, цвет волос и глаз, одежда и обувь.)
Как мы уже сказали, самым главным в этом городе был Знайка, потому что он все знал, и к нему всегда приходили малыши-коротышки со своими вопросами. А к Незнайке никто не приходил, и ему было очень обидно. И тогда он решил открыть свою школу.
Он так и назвал ее «Незнайкина школа».
— Как вы думаете, сможет ли он сделать это сам, без помощи? Почему?
— Конечно, он мало знает, ведь он Незнайка, поэтому ему нужна ваша помощь. Поможем ему?
По дороге в школу (4—5 мин)
Чтобы нам попасть в «Незнайкину школу», нужно выложить дорожку.
(Дети выполняют работу в парах.)
Выложите сначала полоски разной длины в порядке увеличения, затем — полоски разной ширины в порядке уменьшения, а домики поставьте по высоте, начиная с самого низкого.
Затем сравниваются полоски по длине (ширине).
— Какая по счету полоска самая длинная (широкая), какая короче (уже); первая или третья?
— Как можно охарактеризовать вторую полоску по отношению к первой, третьей?
Аналогичное сравнение по высоте проводится с домиками.
Затем детям предлагается из данных полосок построить «Незнайкину школу».
Физкультминутка «Зарядка»
Дети стоят в кругу.
Незнайка каждый день делает зарядку. А вы? Хотите, чтобы Незнайка показал вам свою зарядку?
Эй, ребята, что вы спите?!
На зарядку становитесь!
Справа друг и слева друг!
Вместе все — в веселый круг!
Повернемся вправо, влево.
Руки вверх! Руки вниз!
Руки вверх и вниз!
Ты не ленись!
Шаг назад и два вперед!
Вправо, влево поворот!
Покружимся, повернемся!
И все за руки возьмемся.
Три шага вперед, дружок!
Станет тесным наш кружок!
Покружились, потолкались,
Повернулись, разбежались.
Первые ученики (10—12 мин)
— К Незнайке в школу пришли учиться еж, медведь, тюлень. лев и другие животные. Вы можете сказать, кто из них пришел первым, вторым и т. д.? Чтобы узнать, кто пришел первым, вторым, третьим и т. д., нужно разложить изображения животных соответственно номерам (рис.).
Дети раскладывают и называют: цыпленок — первый, мышка — вторая, ежик — третий... и т. д. Слон — десятый. Что можно заметить?
(С увеличением цифры увеличивается размер животного.)
— Какое число самое большое? Что про него можно сказать? (Число 10 стоит после 9 оно больше всех предыдущих и состоит из двух цифр — 1 и 0.)
Игра «Назови по кругу»
Педагог называет животных (4—5), дети в таком же порядке повторяют (количество животных увеличивается до 7—8).
Игра на внимание «Кто спрятался?»
Дети закрывают глаза, педагог прячет 2—3 карточки с изображением животного, затем они открывают глаза и называют, кто «спрятался».
Игра «Посмотри — запомни — нарисуй»
Детям предлагается посмотреть на предметные картинки (рис.) и на их схематическое изображение, запомнить. Затем предметы закрываются, а дети, глядя на схематическое изображение, должны нарисовать предметную картинку (сколько запомнили).
Школьная мастерская (7—8 мин)
— Из мастерской Винтика и Шпунтика всегда раздаются такие звуки: [с], [с’], [з], [з’], [ж], [ш], [ш’]. (Педагог предлагает детям повторить их.)
Незнайке нравятся эти звуки, он говорит, что они свистят и шипят. Их называют шипящие и свистящие. Незнайка в своей школе тоже хочет сделать мастерскую с такими звуками. Давайте ему поможем.
(Педагог показывает картинки, а дети называют слова: бусы, ножницы, вишня, стрекоза, шмель, уж, свеча, роза, шар. тука, семечки, зебра и др. — протягивая шипящий или свистящий звуки.)
Примерные физкультминутки: «Хлоп, ладошка», «Зарядка» (см. выше ↑).
И см. здесь → По загадочным странам на ковре-самолете
Кабинет рисования (15—17 мин)
Детям предлагается посмотреть фрагменты из мультфильма «Как Незнайка был художником» и проанализировать:
Хорошо ли поступил Незнайка со своим другом Гунькой и с другими коротышками?
Стал ли Незнайка настоящим художником?
Понравились ли малышам портреты? Почему?
Хотели бы вы дружить с Незнайкой? Почему?
Можно ли Гуньку назвать другом Незнайки?
Вывод:
Незнайка по отношению к своим друзьям поступил плохо. Он не стал учиться рисованию, а решил посмеяться над друзьями. Он не подумал, что может их обидеть. Гунька простил его, потому что он считал Незнайку своим другом. К друзьям нужно относиться с пониманием, не обижать их, уметь просить прощения.
Игра «Пиктограммы»
Детям предлагается при помощи пиктограмм (рис.) выразить настроение друга Гуньки на протяжении всего сюжета.
— Незнайка понял свою ошибку и обещает такого больше не делать. Он очень хочет научиться рисовать и сделать в школе кабинет рисования. Давайте поможем ему. Нарисуйте портрет своего друга и расскажите о нем.
(Дети рисуют и, по желанию, рассказывают.)
Физкультминутка «Зарядка» (см. выше ↑)
Закрепление пройденного (7—8 мин)
Пока мы рисовали, Незнайкины ученики стали спорить:
Это выше!
Нет, это выше!
А я говорю, это шире!
Нет, ты не прав, это длиннее!
Давайте рассудим их спор.
Практическая работа
Пронумеруйте полоски по длине, ширине и высоте (рис.).
Игра с мячом «Я знаю...»
См. здесь → В зоопарке изучаем понятия больше и меньше
Игра проводится со звуками [с], [с’], [з], [з’], [ж], [ш], [ш’].
Подведение итогов, рефлексия (3—4 мин)
Вам понравилась Незнайкина школа?
Кто пришел в Незнайкину школу?
Под каким номером пришел слон?
Что вы знаете про число 10?
Как узнать, что шире, уже, выше?
Какие шипящие и свистящие звуки вы запомнили?
В какие игры мы играли?
Что вам понравилось?
Зачем делают зарядку?
Какими качествами должны обладать друзья?